Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русские на кунгурской земле: формирование и этнокультурная специфика 1 глава




Подюков И.А., Поздеева С.М., Хоробрых С.В., Черных А.В.

В КАЖДОЙ ДЕРЕВНЕ ЧЁ-ТО ДА РАЗНО

Из кунгурской семейной традиции (двадцатый век)

Издательский дом «Типография купца Тарасова»


ББК 63.5 (235.55-4ПЕР)

Bll

Авторский коллектив: И.А. Подюков, доктор филологических наук, профессор Пермского государственного педагогического университета; С.М. Поздеева, кандидат филологических наук, специалист сектора по развитию туризма администрации г. Кунгура, сотрудник Центра этнолингвистики Пермского государственного педагогического университета; С.В. Хоробрых, старший преподаватель кафедры истории и теории литературы Соликамского государственного педагогического института, директор Усольского историко-архитектурного музея «Палаты Строгановых»; А.В. Черных, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Пермского отдела Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук.

Научный редактор: И.А. Подюков, доктор филологических наук, профессор Пермского государственного педагогического университета.

Рецензенты: К.Э. Шумов, кандидат филологических наук, доцент Пермского государственного университета; И.И. Русинова, кандидат филологических наук, доцент Пермского государственного университета.

В сборнике, созданном на основе полевых и архивных фольклорно-этнографических материалов по городу Кунгуру и Кунгурскому району (собранных в конце XX века - начале XXI века), по историческим, языковым и фольклорно-этнографическим данным раскрывается история формирования и дастся описание разнообразия наиболее значимых сторон семейной обрядности на территории Кунгурского района Пермского края (родинный, рекрутский, свадебный, похоронно-поминальный обряды).

Сборник предназначается диалектологам, фольклористам, историкам, этнографам, всем, кто интересуется народной культурой Прикамья. Также он может быть полезен краеведам, преподавателям народной словесности, специалистам по традиционной культуре.

Исследование выполнено на средства гранта президента Российской Федерации по поддержке молодых ученых и ведущих научных школ («Культурно-языковое своеобразие русских Южного Прикамья МК-4201.2007.6). Издание осуществлено при финансовой поддержке Министерства культуры и молодежной политики Пермского края (договор № 88 от 4.04.2007), администрации города Кунгура, администрации Кунгурского муниципального района.

ISBN 978-5-93683-129-4

© Подюков И.А., Поздеева С.М, Хоробрых С.В., Черных А.В. ©Дизайн: Широков С.Ф.

© Фото: Абляшсв Р., Хоробрых С., Подюков И.

© Издательский дом «Типография купца Тарасова».

ОТ АВТОРОВ

Эта книга открывает, как надеются её авторы, серию изданий, раскрывающих особенности языка, фольклора, традиционных верований и представлений русских Южного Прикамья. Если Северное Прикамье, первым освоенное русскими на территории нынешнего Пермского края, изучено диалектологами, фольклористами, этнографами основательно, то Южное, имеющее собственную историю заселения и освоения, в известном смысле остаётся, особенно для гуманитариев, «белым пятном». Исключением является, пожалуй, лишь Куединский район - в последние годы выходит серия работ по свадебному фольклору куединцев, куединской быличке1.

Город Кунгур и Кунгурский район, с которых открывается путь на юг Прикамья, выбраны для первой книги о языке, фольклоре и традиционной культуре русских юга Прикамья не случайно: эта территория исторически более долго осваивалась русскими, пришедшими сюда из разных мест, и осваивалась в плотном взаимодействии с населяющими край неславянскими народами. Раскрывая на обрядовом, фольклорном, языковом материале своеобразие местной культурной традиции, авторы прослеживают её связи с традиционной культурой как пермского, так и Русского Севера в целом, выявляют факты взаимодействия с культурой и языками других народов Прикамья.

Основу сборника составляют материалы экспедиций Центра этнолингвистики ПГПУ, проводившихся в последние несколько лет (особенно интенсивно в 2006-2007 гг.). В полевом обследовании района принимали активное участие аспиранты и студенты Пермского государственного педагогического университета Н. Копытов, Н. Ильина, А. Новоселова, М. Окишева, М. Не- допёкина, В. Попова, Е. Свалова, Н. Светлакова, А. Ужегова, студенты Соликамского государственного педагогического института

1 См. напр.: Кусдинскис былинки: Мифологические рассказы русских Кусдинского. р-на Псрм. обл. в конце XIX - XX вв.: Сб. фольклор, материалов / Сост. А.В. Черных. Пермь, 2004; Кусдинская свадьба/ Сост. А.В. Черных. Пермь, 2005.

Е. Баяндина, Е. Васильева, А. Клевцов, М. Мартынова, Е. Новиков, Н. Падерина, Т. Пслемова, Д. Хорольский. При реконструкции обрядовых комплексов и описании фольклорной традиции использовались также материалы фольклорного архива Пермского государственного университета.

Семейная традиция (а для народной культуры, несомненно, значимы и другие аспекты - хозяйственная, календарная, магическая обрядность, культурные комплексы, связанные с народной медициной, с промыслами, с кухней, костюмом и пр.) выбрана в качестве материала описания по ряду обстоятельств. Прежде всего, в ней с большей очевидностью проявляется сам человек, житель того или иного края. В ней фокусируются не только сведения о бытовом укладе, но и народное понимание таких мировоззренческих категорий, как жизнь, смерть, судьба, долг. Семья, современное положение которой как социального института, к сожалению, драматично, в традиции выступала как уникальная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся система. Непосредственно через семейные связи и отношения человеком осмыслялись вес остальные аспекты картины мира, формировались основные морально-этические ценности.

Поскольку сведения об истории русского населения Кунгурского района, о специфике народной культуры в регионе к настоящему времени фрагментарны и разрозненны, авторы предваряют описание особенностей кунгурской семейной традиции развёрнутыми очерками об истории формирования русского населения в крае, об этнокультурных ареалах русских в Кунгурском районе, о процессах взаимодействия русских с иноэтничным окружением, о религиозноконфессиональных особенностях края. Подробно описывая специфику местной антропонимики и топонимики, авторы раскрывают отражснность в языке историко-культурного и природно-климатического своеобразия кунгурской земли.

В основной части издания, во второй - четвертых главах, даётся подробное описание всех основных обрядов семейного цикла: ро- динного, крестильного, рекрутского, свадебного и похоронно-поминального. Здесь, во-первых, выявляются основные компоненты обрядности, а во-вторых, демонстрируется территориальное варьирование ритуальной практики, соотнесенность местной традиции с традицией других регионов Прикамья.

Описание обрядовой традиции сопровождается характеристикой обрядового фольклора (свадебные песни, похоронные причитания), публикуется также прозаический фольклор (местные легенды, былинки), включаемый в обрядовые ситуации лирический фольклор (например, частушечные циклы, активно используемые в обряде проводов в армию, в свадьбе). Представлена в сборнике местная традиция духовных стихов, нередко сопровождающих похороннопоминальную обрядность. Завершает сборник небольшой словарь местных слов и выражений, облегчающий понимание текста публикации (авторы активно насыщают описание иллюстрациями, полученными в ходе бесед с местными жителями, стремясь при этом сохранить колористику кунгурского наречия).

Авторы издания приносят низкий поклон старожилам города Кунгура и Кунгурского района, тем, кто охотно делился своим знанием, гостеприимно и хлебосольно встречал участников экспедиций. Особая благодарность за оказанное содействие в организации и проведении полевых исследований на территории поселений района главе Сергинского поселения Е.В. Заворохину, главе Тихановского поселения М.А. Зыковой, главе Калининского поселения С.А. Кулакову, главе Ленского поселения Ф.Д. Истоминой.

Авторы издания также выражают признательность работникам учреждений культуры и обладателям личных архивов за помощь в получении информации: директору МУК.«Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» С.М. Мушкало- ву и его сотрудникам Л.Ю. Елтышевой, 3.3. Поповой, О.А. Реневой; начальнику МУ «Кунгурский городской архив» З.Я. Лепихиной; преподавателю МОУ ДОД «Детская школа искусств» Т.М. Винокуровой, горожанину В.И. Ушакову.


Особые слова благодарности адресуются главе г. Кунгур А.Н. Махмудову, заместителю главы г. Кунгур В.М. Михайлову, главе Кунгурского муниципального образования Н.С. Юрову, которые на всех этапах оказывали всестороннюю поддержку в процессе подготовки издания. Авторы также выражают признательность А.А. Трикозу, директору филиала «Кунгурские электрические сети» ОАО «Пермэнерго», Е.И. Ремпелю, генеральному директору ООО «Пермгазэнергосервис», С.А. Куренёву, генеральному директору ООО «Мясокомбинат «Кунгурский», С.А. Брызгалову, директору Мясоперерабатывающего завода «Телец», В.В. Глазкову, генеральному директору ОАО «КЭС-Прикамье», Н.Н. Мельник, председателю правления ОАО КБ «КАМА-БАНК» М.Г. Овчинниковой, руководителю дополнительного офиса в г. Кунгур ОАО КБ «КАМА-БАНК», Т.В. Шляпиной, директору КГ МУП «Водоканал», Г.М. Теклюк, директору ООО «Туристическое агентство «Кумир», Г.А. Решетниковой, директору ООО «АМИСТАР», оказавшим финансовую помощь в подготовке настоящего издания.

Глава I.

РУССКИЕ НА КУНГУРСКОЙ ЗЕМЛЕ: ФОРМИРОВАНИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА

1. Формирование русского населения региона

Длительное время историки считали началом освоения Сылвен- ско-Ирснского поречья рубеж XVI-XVII вв. Археологические материалы последних лет, впрочем, позволили исследователям высказать предположение о более раннем участии русских в освоении края. Ижевские археологи Л.Д. Макаров, И.Ю. Пастушенко, Д.А. Салангин считают, что русское население в бассейне р. Сылва пришло с территории русских княжеств в связи с татаро-монгольским нашествием уже в XIII в. Проживание русских в XIII-XIV вв. на одних поселениях с аборигенами аргументируется находками русских предметов, в частности, русской керамики. Позднее, к середине XVI в., по мнению указанных авторов, русские поселения исчезают: возникшее в 1437 г. Казанское ханство перекрыло прямые пути по Волге и Каме, а в бассейн средней Сылвы переселяются башкирские племена1. Выдвинутые предположения ещё требуют детального обоснования: ни письменные источники XVI-XIX вв., ни современный этнографический материал не свидетельствуют о каком-либо длительном, многовековом влиянии русского населения на этнокультурные процессы в регионе. Однако большинство исследователей считает, что начало формирования русского населения края относится к более позднему периоду.

Характер заселения и освоения, цели использования различных территорий района существенно отличались (неслучайно различные территории Кунгурского района в прошлом даже относились к разным административным территориям). Как минимум, на территории Кунгурского района выявляется три зоны, формирование населения в которых имело свою специфику. Это северная часть современного Кунгурского района, его центральная часть и юго-западная.

Макаров Л.Д., Пастушенко И.Ю., Салангин Д.А. О времени появления русских в бассейне Средней Сылвы // Историко-культурное наследие городов и заводских поселений Урала. Пермь, 1995. С.5-1В.


 

История освоения северной части Кунгурского района связана с историей рода Строгановых. Первая жалованная грамота на пермские владения (юг Прикамья до устья р. Чусовой) была получена Строгановыми в 1558 г. Второе пожалование состоялось в 1568 г., согласно ему к Строгановским владениям присоединились земли по р. Чусовой и Сылве1. По переписи Строгановских владений, среди четырех округов Строгановских земель отмечен Сылвенский, центром которого стала слобода Сылва (современное село Троица Пермского района). Активное освоение земель в низовьях р. Сылва (входящих в современную часть Кунгурского района) начинается в XVII в.: с 1621 г. известна как деревня Серга современное село Пермь-Серга2, с 1647 г. - село Насадка3. Историки отмечают, что по р. Сылва Строгановы построили Сергинский острожек, который имел укрепления с «проезжей» башней, где стояли пушки4. Постепенно вокруг возникают деревни и починки. Заселение Строгановских вотчин происходило преимущественно из районов Поморья и северного Прикамья: Сольвычегодска, Вологды, Кайгородка, Вятки, Чердыни, Соликамска. Основу населения строгановских вотчин, таким образом, составили севернорусские крестьяне5.

Начало формирования населения в Сылвенско-Иренском поречье вне вотчин Строгановых, по мнению историков, приходится на

с 22*25°ВЧаНеКИЙ ГП ' МсЛЬНИЧуК А ФСтРогановскис городки, острожки, села. Пермь, 2005.

Шумилов Е.Н. Серга // Материалы по Пермской области к Уральской исторической энциклопедии. Пермь. 1994. С.143.

Николаев С.Ф. Насадка // Материалы по Пермской области к Уральской исторической энциклопедии. Пермь. 1994. С. 134.

4 Головчанский Г.П., Мельничук А.Ф. Указ. соч. Пермь, 2005. С.69.

5 Чагин г-н- Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI - первой половине XIX в. Пермь. 1995. С.39.

период 20-х. годов XVII в. Первыми на этих землях появились монастырские и частные владения. В 30-40е годы XVII в. появляются владения Соликамского Вознесенского и Пыскорского Спасо-Пре- ображенского монастырей. В 1632 г. старцы Вознесенского монастыря обратились с челобитной о пожаловании им «пустых» земель в Усольском уезде по реке Сылва. Ходатайство было удовлетворено, и монастырь добился получения на оброк земель у слияния Сылвы и Ирени1. Вскоре в результате нового пожалования монастырь приобретает земли по реке Кунгур. Хозяйственно-административным центром монастыря в поречье стала Воздвиженская пустынь, основанная в 1632 г. (с. Крестовоздвиженское, Вознесенский монастырь, Подгорная Слобода, современное с. Сылвенск)2. Пыскорский монастырь (из с. Пыскор нынешнего Усольского района) в 1630-е годы получает земли по Сылве и её притокам Шакве и Мечке. В 1636 г. на землях монастыря была основана Рождественская пустынь (Сылвен- ское, Спасский монастырь, Рождественское, современное с. Каши- рино)3. Кроме пожалованных земель, монастыри захватили и часть угодий соседнего ясашного населения. Частновладельческие имения появляются в северо-восточной части поречья. В 1620-1621 гг. соликамец Федор Елисеев приобретает вотчины по р. Кишерть, в последующее время он расширяет свои владения по рекам Кишерть, Кошель, Барда. Братья Федора завладели ясашными вотчинами по реке Шаква. К 1640-м годам их владения состояли из земельных угодий по рекам Сылва, Ирень и их притокам4. В первой половине XVII в. частновладельческие и монастырские вотчины активно заселяются крестьянами, большей частью беглыми5.

С 1640-х гг. в освоении Сылвенско-Иренского поречья, кроме мо-

1 Преображенский А.А. Очерки колонизации Западного Урала в XVII - н. XVIIIbb. М 1956 С. 31-32.

2 Шишонко В.Н. Пермская летопись, 3 период, С.63-64. Населенные пункты Уральской области. T.6. Кунгурский округ. Свердловск, 1928. С.90.

1 Преображенский А.А. Указ. соч. С.33-36.; Дмитриев А.А. Пермская старина. Пермь, 1900, Вып. VIII, С. 127.

4 Преображенский А.А. Указ. соч. С.28-31.

5 Преображенский А.А. Указ. соч. С.40.

настырей и частных лиц, активно принимает участие государство. В поречье проводится целый ряд правительственных мероприятий, направленных на освоение пустующих земель. Этот период принято называть «кунгурской селитьбой». В 1648 г. создается черносошный Кунгурский уезд, центром которого становится Кунгурский острожек. В 1648-1651 гг. в ранее уже освоенных вотчинах Строгановых, Елисеевых, Суровцевых, Соликамского и Пыскорского монастырей производится сыск беглых, которых расселяют на пустующих землях нового уезда. Всего по данным «селебных книг» в 1648-1651 гг. в Кунгурском уезде обосновалось 645 семей (1878 чел. мужского пола)[1]. Новые поселенцы Кунгурского уезда были в основном выходцами из поморских уездов северо-запада России. Поток переселенцев шел с уездов Кайгородского -29,4%, Сольвычегодского - 19,7%, Чердынского - 18,8%, Соликамского - 11,3%, Осинского- 4,6%, Устюжского - 3%, Сарапульского - 1,2%, с Вятской земли - 3%, а также из Важского, Холмогорского, Кеврольского, Яренского, Вологодского и других уездов, а также частично из Сибири[2]. Таким образом, основу формирующегося населения Кунгурского края составили выходцы из северо-западных уездов России и Северного Прикамья (последние в прошлом также пришли из Поморья). В период «кунгурской селитьбы» было основано и значительное число старинных сел современного Кунгурского района, с 1651 г., например, известны с. Неволино и с. Ленек (в прошлом Степаново, или д. Степаново Городище)[3]. Важнейшей задачей, которую решало правительство «кунгурской селитьбой», было укрепление восточных границ Русского государства и защита их от набегов башкир. Одним из методов достижения этой задачи было увеличение тяглового населения. Начало заселения и освоения этих территорий имело огромное значение для всей истории Среднего Урала. Русскими были освоены плодородные земли Южного Прикамья, что способствовало развитию земледелия

и складыванию в Кунгурском уезде хлебного рынка, сыграло затем важную роль в процессах освоения русскими Сибири.

Во второй половине XVII в. плодородные и малоосвоенные земли Сылвенско-Иренского поречья всё больше привлекают внимание крестьян, и целенаправленную правительственную колонизацию («селитьбу») перекрывает стихийная народная колонизация. С 1660 г. наблюдается ослабление притока переселенцев и значительное уменьшение численности жителей вновь созданного уезда, причинами чего стали башкирские восстания. Население Кунгурского уезда резко сокращается, значительное число жителей переселяется в Сибирь и в вотчины Строгановых1. В 1662 г. город Кунгур был сожжен, но в 1663 г. вновь возникает на месте с. Мысовское при впадении р. Ирень в Сылву (где располагается и в настоящее время)2. Во второй половине XVII - начале XVIII в Сылвенско-Ирснское поречье вновь идут новопоселенцы. Крестьяне и посадские люди Чердынского и Соликамского уездов, жалуясь на тяжесть повинностей, указывали, что часть жителей их уездов переселилась к кунгурцам3. Перепись Кунгурского уезда 1678 г. зафиксировала 5 сел и 42 деревни с 1083 дворами, в которых насчитывалось 3110 человек мужского пола4. Следующая перепись 1679 г. отметила увеличение населенных пунктов, движение населения по Ирени и Сылве. Всего в уезде стало 7 сел, 45 деревень, 5 починков с 1174 дворами и 126 избенками с населением 4116 человек мужского пола3. Перепись 1704 г. рисует следующую картину состава населения, мест выхода поселенцев и время поселения: в Кунгурском уезде в 1704 г. насчитывалось 4277 человек мужского пола, являющихся главами семей. В 24 населенных пунктах из 923 опрошенных жителей 43.3% родились в Кунгурском уезде, а 56.4% пришли из других уездов. Среди новоприходцев более 20 лет здесь проживало 79 семей, от 16 до 20 лет - 126 семей,

1 Чагин Г.Н. Указ. соч. С.43-44.

2 Николаев С.Ф. Кунгур // Материалы по Пермской области... С.74-75.

3 Преображенский А.А. Указ. соч. С.72-73.

4 Чагин Г.Н. Указ. соч. С.44.

5 Чагин Г.Н. Указ. соч. С.44.


от 14 до 15 лет - 54 семьи, от 6 до 10 лет - 149 семей[4]. Исходя из этих данных, можно предполагать, что к началу XVIII в. население Кун- гурских земель было старожильческим, поток миграции в уезд по- прежнему шел с поморских земель и из Северного Прикамья. Из 514 новопришлых семей 78 (15.1%) были выходцами Устюжского уезда, 59 (11.4%) - из Осинского, 57 (11.1%) - Важского, 56 (10.9%) - Чер- дынского, 55 (10.9%) - Кайгородского, 33 (6.4%) - Соликамского, 24 (4.7%) - из Устюжских волостей, 23 (4.6%) - Сольвычегодского уезда. Кроме того, в крае были представлены Юрьев-Поволжский, Тотемс- кий, Яренский, Сарапульский, Вятский, Мезенский, Галицкий, Кар- гопольский, Вологодский, Уфимский, Холмогорский, Новгородский, Балахонский уезды, вотчина Строгановых, Ксврола, Пинега, Чепца, Н. Новгород, Кострома, Шешмннск, Царевококшайск, Урень[5]. Таким образом, основу русского населения Сылвенско-Иренского поречья составили выходцы различных северо-западных уездов России.

С процессами заселения и освоения Кунгурского края связано известное в прошлом прозвище его жителей «пиканники». В середине XIX в. А.Н. Зыряновым было зафиксировано объяснение появления этого прозвища: «По народному преданию, в эпоху первого заселения края русскими земель кунгурских татар сильный голод постиг этот край, вследствие чего кунгурцы вынуждены были питаться разными дикими полевыми растениями, в их числе молодыми стеблями борща и дягиля (пиканами)»[6].

О продолжающемся освоении края русскими в начале XVIII в. свидетельствует перепись 1719 г. Русское население в крае составляло 20354 человека обоего пола, проживавших в 3998 дворах и избах, в 9 селах, 121 деревне, 5 острожках, 1 пустыни. Русское население в этот период стало основным населением края и составило 83.31%[7]. К этому времени достаточно освоенными были земли по р. Сылва и

сё притокам. Здесь вплоть до верховьев находились русские деревни (ныне входят в состав Пермского края). По Ирени русское население сосредоточилось в нижнем и среднем течении реки. Большое количество земель, пригодных для земледелия, высокая степень плодородия почв, позволяющая получать хороший урожай, привели к тому, что хозяйство русского населения края складывалось как земледельческо-животноводческое (с незначительной долей охоты и рыболовства). Земледельческое хозяйство в Кунгурском крае рано втягивается в товарные отношения - в сельскохозяйственный рынок. Как указывал игумен Макарий в своем описании города Кунгур (1850 г.)1, до 1618 г. русских в окрестностях Кунгура не было, с этого года «пришельцы чердынские и Соликамские, а также кайгородцы, сольвычегодцы, Устюга Великого и иных городов посадские люди и уездные крестьяне начали населять эти земли по Кунгуру, Ирени, Сылвс; земли были также куплены старцами Пыскорского, Преображенского и Соликамского Воскресенского монастырей».

Заселение русскими третьей, юго-западной зоны Кунгурского района происходило в процессе промышленного освоения территории Среднего Урала. В XVIII в. на Урале начинает развиваться горнозаводская промышленность, появляются горные заводы и заводские поселки. На кунгурских реках Юг и Бым заводы основываются в 1730-е гг. В 1731 г. на арендованной у татар земле по р. Юг оброчные крепостные крестьяне Казанской губернии Гаврила и Петр Осокины основывают Юговской (Осокинский) медеплавильный завод, который начал работать в 1733 г. Поселок при заводе получил название Юго-Осокинский завод. Завод находился в руках первых владельцев завода до 1801 г., когда сын одного из основателей, И.П. Осокин, продал его московскому купцу А.А. Кнауфу. Юго-Осокинский завод получает новое название - Юго-Кнауфский. В настоящее время бывший заводской поселок известен как село Калинино (получило это название в 1952 г.)2. Недалеко от Юговского завода на р. Бым вскоре

1 Игумен Макарий. Описание города Кунгура, 1850 г. Архив РГО, Разряд № 29, оп.1, ед.хр. 25.

2 Лспнхина З.Я. Калинино // Материалы по Пермской области...С.123.


начинается строительство Бымовского медеплавильного завода А. Демидова, датой основания завода считается 1736 г. Со строительством заводов возникают и заводские поселки, формируется заводское население, которое в силу специфики занятий и социального уклада приобретает и некоторые черты, свойственные традиционной культуре. Со второй половины XIX в. в связи с истощением запасов медистых песчаников Бымовской завод начинает работать с перебоями, а с 1871 г. и Бымовской, и Юго-Кнауфский заводы закрываются из-за выработки рудников[8]. При этом заводское население не переводится на другие заводы - закрытие заводов стало одной из причин «окрестьянивания» заводского населения. Оно постепенно основывает в округе заводов деревни, выселки и починки и переходит на земледелие. Часть населения в заводских поселках начинает активно заниматься промыслами. Историческая память сохранила в селах Калинино и Бым немало свидетельств, связанных с заводом и заводским бытом: «Здесь раньше завод был, медный завод. Завод медь вырабатывал...» (Калинино).

Таким образом, на территории Сылвенско-Иренского поречья основной состав населения формируется в XVII - первой половине XVIII в., и в дальнейшем происходит его внутреннее освоение. В конце XIX в. русское население Сылвенско-Иренского поречья было старожильческим (исторические предания уже не фиксируют места выхода переселенцев), а традиционная культура русских характеризуется к этому времени преобладанием севернорусских этнокультурных черт (с добавлением некоторых среднерусских особенностей).

С XVII в. со времени освоения русскими Сылвенско-Иренского поречья, образования Кунгура и Кунгурского уезда появилось и географическое определение Кунгурский край, который закрепился и в самосознании местных жителей. Марийцы и татары, относящиеся в прошлом к Кунгурскому уезду и ещё в XIX в. входившие в Красноуфимский уезд, сохраняли в названии своих групп термин кунгурские: «мы кунгурские марийцы», «здесь кунгурские татары живут».

Русские также часто используют термины кунгуряки, кунгурщина, обозначая так жителей Сылвенско-Иренского поречья.

Кунгурский район в современных границах, как уже отмечено, значительно отличается от той территории, которая в разные периоды относилась к Кунгурскому уезду. В XVII-XVIII вв. территория уезда включала более обширную территорию, часть её впоследствии отошла к уездам Осинский и Красноуфимский. Не относилась к Кунгурскому уезду северная территория современного Кунгурского района - вотчины Строгановых. Существенное изменение административных границ Кунгурского уезда произошло при образовании Пермского наместничества (1781 г.). Современный Кунгурский район включает территорию, в конце XVIII - XIX - начале XX в. входившую в состав трех уездов Пермской губернии: Кунгурского (территории Сылвенской (Крестовоздвиженской), Кыласовской, Троельжанской, Каширинской (Рождественской), Неволинской, Жилинской, Филипповской, Комаровской и Тихановской волостей, Пермского (Сергинской, Насадской волостей) и Осинского (Ленской, или Степановской, Юго-Кнауфской, или Юго-Осокинской, Бымовской, а также частично Ашапской и Карьевской волостей)1. Существенные изменения административно-территориального устройства в Сылвенско-Иренском поречье происходят в советский период. В 1923 г. в составе вновь образованной Уральской области был создан Кунгурский округ, включивший 13 вновь образованных районов, в прошлом часть бывших Кунгурского, Красноуфимского и Осинского уездов, в том числе Кунгурский и Юго-Осокинский районы. В состав Кунгурского района вошла территория 10 бывших волостей Кунгурского и Осинского уездов. Северная часть современного Кунгурского района входила в состав Сергинского района Пермского округа Уральской области. В 1931 г. в состав Кунгурского района был включен Юго-Осокинский район, а в 1941 г. он вновь приобрел на время самостоятельный статус. С 1932 г. по 1935 г. в

1 Списки населенных пунктов Уральской области. Свердловск, 1928: Вып. 6. Кунгурский округ; Вып. 8: Пермский округ.

составе Кунгурского района находился Березовский район. В старых границах Кунгурский район просуществовал до 1955 г., когда его территория вошла в ведение Кунгурского горсовета как пригородная территория. В 1959 г. были ликвидированы Калининский (бывш. Юго-Осокинский) и Пермь-Сергинский районы, выделена территория пригородной зоны г. Кунгур и вновь создан Кунгурский район. В 1963 г. в состав Кунгурского района включалась территория ликвидированных Ординского, Березовского, Кишертского, Суксунского и части Уинского районов. Однако уже через год Кунгурский район выделился в самостоятельный. В границах 1964 г. Кунгурский район существует до настоящего времени'.

Этнокультурные ареалы русских в Кунгурском районе

Хотя основная часть русского населения района была представлена старожильческим населением, особенности формирования населения района обусловили и этнокультурные различия отдельных его территорий. Причиной, которая привела к явным различиям в обычаях и обрядах, была в том числе и частая смена административно-территориального подчинения отдельных населенных пунктов в разные периоды (это приводило к установлению разнообразных соседских связей). Некоторые части района отличались социальным статусом и укладом - здесь были представлены помещичьи и государственные крестьяне, жители заводских поселков. Исторически выделяемые по особенностям традиционной культуры русского населения три этнокультурных ареала условно могут быть обозначены как северный (Насадка, Псрмь-Серга); центральный (в непосредственной близости от Кунгура); юго-западный, или горнозаводский (Бым, Калинино).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...