Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русские на кунгурской земле: формирование и этнокультурная специфика 10 глава




Невесту выводили к жениху или отец и мать, или крёстные родители. «Отец выводит невесту за стол за платочек. За платочек держится и передает жениху. И жених садит её с собой рядом» (д. Обу- хово). «Запоют, тут отец-то выводит за стол. Жених за столом сидит, отец заводит, все гости встанут, тут отец-то и ведёт» (с. Зуята, зап. от Т.Е. Паниной, 1926 г.р.). «Невесту за стол заводит за платочек-то крёстный» (д. Будайки). «Мать ведёт невесту за платочек за стол. А жених тоже берёт её за платочек» (д. Плешково). «Жених невесту на кухне находит и забирает, она идёт рядышком, постельна сваха тоже рядышком, идут вот за стол. Жених за руку ведет за стол. Тысяцкий идет вперед, потом молодые, потом постельна сваха» (с. Калинино, зап. от В.В. Курочкиной). «Невесту заставляли на ноги смотреть же- ниху-то, наказывали, такая примета там была почему-то» (с. Зуята, зап. от А.М. Сайдаковой, 1934 г.р.; непонятный рассказчице наказ смотреть жениху на ноги - такое требование было и при сватовстве - можно связать с запретом на прямой визуальный контакт молодых, с обязанностью невесты демонстрировать покорность).

«Место у молодых в первом ряду. Справа жених, потом родители жениха. Невеста слева. По одну сторону жениховы, по леву - невестины родственники сидят» (д. Заспалово, зап. от А.И. Смирнягиной, 1929 г.р.). Застольные песни также адресуются гостям:

На море, на море, на острове, на острове Сидит дивна девушка на камушке, на камушке.

Плакала у нас Аннушка по косе, по косе,

Плакала Ивановна по русой, по русой:

— Верно тебя косынка не прятывати, не прятывати.

В косы алых ленточек не ввязывати, не ввязывати.

С красными девушками не гуляти, не гуляти.

С холостыми ребятушками не живати, не живати (с. Серга, зап. от В.А. Мульковой, 1939 г.р.).

Песня «У пташечки, у касаточки» содержит мотивы причитания: У пташечки, у касаточки на лету крылья трепыхаются,

Как у душечки, у красной девицы ни ума не было, ни разума во замуж идти,

Да во чужие люди, во крепкие руки.

Завёл родню родимой папенька, завела родню родима маменька. На торги пойдут дочери, пойдут с торга, зайдут с торгов,

Идут - то не платье несут.

Носи платье да не складывай, терпи горе, да не сказывай.

- Ох, папенька родименький, ох, маменька родимая,

Поселите вы на сине море да серых гусей.

Каково гусям плыти да супротив воды,

Таково мне жить во чужих людях, да во крепких руках.

Ох, вы, девки - девушки, голубиные семена,

Много вас было сеяно, было сеяно три поля,

А уродилося два поля.

Меж теми двумя полями протекала речка быстрая.

По той речке быстрой бежали три корабличка...

(с. Серга, зап. от В.А. Мульковой, 1939 г.р.).

Песню «У родимой у матушки» исполняли молодой паре:

У родимой у матушки да под передним окошечком Да вырастало-то дрявочко.

Да у красна у это у дрявочки да по четыре пруточика.

Да как на этих пруточиках да по четыре листочика.

Да как на этих листочиках да по четыре винны ягодки.

Да что первая-то ягодка - да разудалый добрый молодец,

Да свет Иван да Васильевич.

Да что вторая винна ягодка - душа красная девица,

Да свет Светлана Ивановна.

Разудалый добрый молодец, да свет Иван да Васильевич,

Со своей со обрученной душой красною девицей,

Свет Светланой Ивановной (г. Кунгур).

Крёстному пели:

Ты, княжой большой тысячкой, разудалый добрый молодец, Михаил Михайлович.

Ты подвинься по лавочке да что да вдоль по скамеечке.

Над тобою же да тысячкой да что Никола со милостью,

Да Егорий со храбростью.

Да под тобою же, тысячкой, да три ковра да три шитые.

Далеко по их езжено, да дорого за них давано.

Разудалый добрый молодец, Михаил да Михайлович,

Со своим да крестничком, со Максимом Максимовичем,

Да со его со обручною, да со Татьяной Васильевной (д. Плешково).

Большой свахе исполнялась песня «Дорога люба гостьюшка»: Дорога люба гостьюшка, да ты откуда приехала,

Да со которой сторонушки.

Да у тебя лицо белое, да что белей снега белого.

Да у тебя брови черные, да что пером наведенные.

Да у тебя щеки алые, да что алей маку алого,

Маку алого, раскудрявого.

Да ты откуда приехала, дорога люба гостьюшка,

Да со которой сторонушки,

Да свет Настасья Ивановна (г. Кунгур).

Вариант песни «Чья это гостьюшка» исполняли большой свахе в обрученье и перед отправлением молодоженов в церковь:

Чья-то гостьюшка, дорога, небывалая,

Ты, княжна больша свашена, ты откуда приехала,

Из Москвы иль из Астрахани, из Сибири богатые?

Да платье-то на гостюшке да водою колыхается,

Да рекой разливается.

Да и ехала гостьюшка да полями да чистыми

Да ехала восхвалялася.

Да ударю я поля чистые я пшеной белояровой.

Да и ехала гостьюшка да лучами земляными,

Да травами шелковитыми,

Да сама восхвалялася.

Да ударю я луга зеленые да травами шелковыми.

Еще ехала гостьюшка да лесами дремучими,

Да сама восхвалялася -

Да ударю я леса дремучие я куницами-лисицами.

Да доехала гостья до своего сына милого (с. Серга, зап. от А.П. Сосниной, 1928 г.р.).

«Вот женщинам-то тут пели:

Грановитые палаты, грановитые палаты становилися.

Как во этой во палате будет свадебка.

Как на этою на свадьбе будет гостьюшка да веселая,

Что Лариса-та Ивановна веселая.

При беседушке ей не сидится,

Её буйная головка расшумится.

Тут наехали купцы со дарами.

Тут дарили молоде да ей на платьице,

Мужу барину её да на всю тройку.

Молода жена боярыни да что Лариса Ивановна

Да со своим со племянником, со Максимом Александровичем,

Со его со обручною со Татьяной Васильевной (д. Плешково).

Важная деталь застолья - «раскрывание пирога». «К столу тут обязательно пекли пирог, чтоб жених его разрезал, не вынимая ножа» (с. Бым). «Пирог раскрывал тысяцкой - резал не кусками, а по кругу. Снимает корку, разламывает. Потом только маленько выпьют по стопочке, закусят. Даже не разрешалось попить до венца, как вот теперь к причастию ходят» (с. Бым, зап. от В.И. Трениной, 1925 г.р., Г.А. Некрасовой, 1943 г.р.). «Пирог разрежут по кругу, корки на несколько частей разрежут, и эти части снимают, как вместо

хлеба берут, а рыбу едят вилками. А как съели, так нижнюю корку тоже разрезают и едят» (с. Калинино). «Пирог каждый должен был по кусочку съесть. Его мать невесты разрежет, а сваха всех угощает. Это когда уже под венец» (с. Троицк, зап. от Н.Л. Вертипраховой, 1956 г.р., родом из с. Юговское). «Раньше так ведь было: пирог на стол - невесту за стол, это перед венцом-то» (с. Зарубино).

«У невесты только три закуски было - пирог, холодец и уши вот тут поджаривают. И только вилочками у неё кушают» (с. Серга). «Обязательно три закуски. Перед отъездом в церковь третье блюдо выносили закрытым: две пустые тарелки одна на другую поставят и несут. Вот первое-то блюдо - холодец, второе - суп, третье - пустое» (д. Весляны). «Три ествы, по-моему, ставили, и четвёртое сносное* обязательно, закрытая тарелочка. Это означало конец, жених забирать должен невесту и выходить из-за стола. И потом отправляются в поезд» (д. Елкино, Т.А. Жукова, 1932 г.р.). «Закрытое - ну, хоть чё, хоть капусту, хоть чё, принесут, всё, из-за стола надо убираться. Это у невесты-то в столованье» (с. Зуята). «У невесты выходишь из-за стола, когда тарелочку на тарелочку закроют, подадут» (с. Серга).

Благословление молодых

В свадебной традиции Кунгурского района перед отъездом в церковь производилось благословление молодых родителями невесты. «За стол когда ведёт жених невесту, тогда и дают благословение» (д. Елкино, зап. от Т.А. Жуковой, 1932 г.р.). «Отец своей иконой благословлял» (д. Елкино, зап. от А.О. Старцевой, 1928 г.р., родом из д. Закурья). «У жениха мужская икона, у женщины женщина - Божья Мать у невесты, у жениха Чудотворец» (с. Троицк, зап. от А. Вертипраховой, 1937 г.р., родом из д. Ключ). «Над головой благословляют, раз союзные*. Это у матери благословляют, потом с этима иконыма едут в церковь» (с. Калинино, зап. от В.К. Ситниковой, 1930 г.р.). «Мать и отец обводили вокруг головы невесты иконой, затем хлебом, потом стукали и тем и другим, крест-накрест. Потом так же делали свекровь и свёкр» (д. Весляны). «Иконой благословляют молодых-то -

они на колени падут и просят: «Благословите». Сначала мать благословляет, потом отец, иконкой-то по голове им» (с. Калинино).

Отъезд к венцу

«Молодые из-за стола выходят, невеста стол за собой тащит. Это когда от невесты уже поехали» (с. Зуята). «Жених повезёт, дак невеста за собой стол потянет, вот прямо за край возьмёт и тянет» (д. Будайки, зап. от А.Е. Жуйковой, 1936 г.р.). Когда невесту повели из дому, пели песню «Погодушка да погода-погодушка»:

Погодушка да погода-погодушка, да плыли три кораблика.

Да во первом кораблике да мягка постелюшка.

Да во втором- то кораблике сандуки дубовые.

Да во третьем корабличке да невеста-красавица.

Провожала её мамонька да со слезами большущими.

Говорила ей мамонька:

- Да родимая доченька,

Ты поехала оставила да во светлой-то комнатке,

На дубовом-то столике, на серебряной тарелочке Золоты свои ключики.

- Да родимая мамонька, я не это оставила.

Да я не это оставила, я оставила свою красоту Да свои белые цветики.

Тут ответили подруженьки, тут ответили кумушки:

- Ты теперя замуж пошла

(с. Серга, зап. от А.М. Солохиной, 1923 г.р.).

Вариант песни «Поднималась погодушка», записанный в с. Зарубино, имеет более развернутый сюжет:

Подымалась погодушка со ветрами великими,

Отбивала погодушка три корабля от бережка.

Что первой-от корабличек с сандуками коваными.

Что второй-от корабличек со постелею мягкою.

Что и третий корабличек со душой красной девицей,

Свет Натальей Ивановной.

Оставалася мамонька на крутом бережочике,

На желтом на песочике.

Оставалася, плакала, во слезах слово молвила:

- Ты, родимое дитятко, ты забыла, оставила Трое золоты ключики во новой, новой горенке,

На дубовом на столике, на фабричной скатерочке,

На златой на тарелочке.

- Ты, родимая мамонька, мне теперь не ворочаться От удал добра молодца.

Я зыбыла, оставила во новой, новой горенке,

На дубовом на столике свою русую косоньку,

Да со алой со ленточкой.

«В сани-то тут сам жених невесту ведёт. Провожают: «Давайте с Богом поехали, да и всё» (д. Заспалово). «Все усядутся в сани около дому. На первой лошаде кричат: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас». А на последней лошаде кричат опять: «Аминь!» И поехали. У нас, например, было три лошади. На первой лошаде жених сидит, тысяцкой, парень какой-то, дружок. На второй лошаде свахи сидят, а на третьей лошаде невеста со своей крестной» (с. Бым, зап. от В.И. Трениной, 1925 г.р.). «В церкву-то они поехали врозь: она с крестной, он с крестным со своим» (д. Дикари). «В церкву-то я поехала со свахами, у меня их две было, сестры мои старшие, а напереде невесты жених едет с дружком, с крестным, тысячко» (д. Патраково, зап. от Р.И. Болотовой, 1935 г.р,).

«В церкву-то в разных ехали кошёвках. Дружки ехали, невеста с крестной, жених с крестным» (с. Троицк). «Жених впереди с крестным, потом невеста с крестной, постельные свахи самые последние» (д. Ключ, зап. от П.И. Болотовой, 1937 г.р.). «Венчаться порознь* ехали. Первая лошадь - дружки от жениха, от меня девки, дак вместе с парнями сидели. Вторая лошадь - провожатые с иконой. Третья - жених с тысячко. Потом его сватьи. А тут уж мы за ними. Мы за женихом, я со своими свахами ехала» (д. Одина). «В церкву-ту только крестные ездили, родители невесты дома оставались» (д. Патраково).

Обязательное сопровождение отъезда - частушки на свадебную тему. «Молодых провожали с гармошкой, частушки пели» (с. Зуята). Примеры такого рода - следующие тексты:

Мама, мама, вырой яму, зарой голову мою.

За гульбу, за волюшку зарой мою головушку.

Вы, родители-губители, губите заодно.

У меня и у миленочка задумано одно.

Вы, родители, советуйте от милого отстать.

Утоплюся в синем моречке, попробуйте достать.

Поработайте, родители, хоть годик без меня.

На тяжелой на работушке вспомяните меня.

Меня сватали, не отдали в семейку милую.

Видно, я не надоела тятеньке родимому.

Ох, ты, тятенька, ты, тятенька, какой же ты отец.

Купил белого на платье и поставил под венец.

Меня сватали сваты, приезжай, миленок, ты.

Приезжай на перебой, не откажуся, дорогой.

Меня сватали сваты, на окошечке сады.

На столе клееночка, отдайте за миленочка.

Милый, свататься поедешь, встану на запяточки.

Ты отдай мои платки, пуховые перчаточки.

Милый женится - разженится, разженей хочет жить.

Ох, я этого разженюшку опять буду любить.

У миленка дом не город, его можно обойти.

Ему бедную не надо и богатой не найти.

У миленочка была, стояла под полатями.

Я за то его люблю - один сынок у матери.

Ох, миленочкого мать, что она ругается Мимо дома не хожу, не насылаюсь, кажется.

Пожила бы в этом доме, поносила бы воды.

Вот придет судьба несчастна, поношу, да не сюды.

У миленочка в дому чешите голову мою.

Русые волосоньки делите на две косоньки.

Меня тятенька просватал в чистом полечке-поле.

Собирайтеся, подруженьки, на дивишник ко мне.

Я у тяти дочь одна, у мамы горемышная.

А у брата, у снохи стала в доме лишняя.

Не ходите, девки, замуж, замуж трудно привыкать.

С половички на другую не дают переступать.

Я иду по улочке, улочка плетеная.

Повезли подруженьку - коса незаплетенная.

Мы с подружкой на катушке - покаты да покаты.

Раньше я была на моде, а теперь, подружка, ты.

(с. Серга)

Приехавшие за невестой могли подвергаться вышучиванию, порой далеко не безобидному. «Девка в другу деревню засобиралась, так ребята отрезали оглоблю, лошадь-то без саней ушла» (с. Тро-

ицк). «Дед был один, его на свадьбу не пригласили, так он что, такой здоровый мужик был, взял всех лошадей на сарай стаскал. А ещё вот распрягут лошадей, в забор оглобли вот так вталкивают и с другой стороны забора запрягут, это у гостей. Те понять ниче не могут - лошадь тут, а телега за забором» (с. Бым).

«Невесту увозят к жениху, девки остаются в доме невесты пол мыть, посуду убирать, они к жениху-то уж не ездят» (д. Будайки, зап. от А.Е. Жуйковой, 1936 г.р.).

Венчание

«Приехали к церкви, жених невесту выносит из кошёвки. Берёт на руки, и вот пошли» (д. Плешково, зап. от А.С. Еремеевой). «В церковь начали заходить, меня муж понес. Я тут на порог должна была наступить» (с. Троицк).

«Сразу там на круг встают, там круг постелют, как палас. Постелют, они, молодые, встают на него, к венчанью-то. Сватья, крестная и крестный встают по сторонам» (с. Зуята, зап. от А.Н. Мальцевой, 1924 г.р.). «Раныне-то на венчание родители не ездили - только крестный с крестной и сватья» (с. Зуята). «Жених с невестой, а тут свахи двойные. От невесты две свахи, кочур* - за конями кто, он на кошёвках всё сидит. У жениха тоже две свахи: перва, да втора, да тоже кучер» (д. Одина). «Пока венчание идёт, девчонок поставят в церковь с одной стороны, потом, пока венчание-то идёт, их в дом жениха отвезут, чаем напоят, и всё, по домам» (с. Калинино, зап. от А.Д. Самоловских, 1930 г.р., родом из д. Субботинка).

Каждый предмет, которым пользовались жених или невеста в момент венчания, приобретал сакральные качества. «В церковь подруги носили под ноги или ковёр какой, или. большой платок, подшалок. Если невеста наперед встанет на него, значит, будет болыиачить*, а мужик будет подчиняться» (с. Бым, зап. от Н.П. Харьковой, 1917 г.р.). Надо обязательно с правой ноги на ковер - раз, ступить» (с. Югове - кое). «Подножно* берешь, матерья с метр, в церковь-ту, венчаться, дак чтоб стать на его. Кто вперед встанет, тот большину* будет иметь

в семье» (Талица). «Ещё коврик вот в церкви-то, кто вперед встанет на коврик, тот и хозяин будет» (с. Калинино, зап. от А.Д. Самоловс- ких, 1930 г.р., родом из д. Субботинка).

«Мыло ещё обязательно, в церкву его возили. Это мыло берегли, ребят мыли потом новорожденных» (с. Троицк, зап. от А. Вер- типраховой, 1937 г.р., родом из д. Ключ). «Крестна мыло-то дарила, невеста это мыло в церкву берёт, в полотенце замотат и в церкву. Полотенце на животе, под платьем, венчально-то. Его тоже хранили, потом дочери можно было отдать. И мыло-то особое было, им лечились потом» (с. Троицк, зап. от А.М. Емшановой, 1938 г.р., родом из д. Ключ).

Ключевым событием обряда венчания являлось возложение священником венцов на головы молодых и разжигание венчальных свечей. Культовые предметы, символически заключавшие в себе общую идею жизни, находились в поле зрения всех участников ритуала: по горению свечи, например, можно было определить будущую жизнь молодоженов.

«Батюшко начнёт петь, потом на невесту венец наденут церковный. Свечки у всех в руках. У меня венец очень тяжело на голове был, вот и жизнь тяжелая была» (с. Зуята, зап. от А.Н. Мальцевой, 1924 г.р.). «Батюшка читал, потом надевал на головы венцы, у меня был шибко туго, у него тоже туго было, вот жизнь и не сложилась» (с. Зуята, зап. от А.О. Старцевой, 1928 г.р.). «У меня венец теснило как-то, вот у меня жизнь-то тяжелая и была» (с. Калинино). «Если тяжелый горшок, венец, жись тяжела будет. Тяжело венцы держать, тяжелый и год будет. А иной даже не слышит, что на нем венцы. Плохо, если венец пал. Венец падат, дак не кланяйся. Иногда не венчают, если венец с головы пал. И свечки смотрят, чья быстрее сгорит, тот быстрей умрет» (д. Заспалово, зап. от А.И. Смирнягиной, 1929 г.р.). «По свечкам смотрели: у кого больше сгорит, тот быстрей умрёт. У кого раньше свеча во время венчания потухла, тот проживет меньше» (с. Ленек). «У невесты и жениха свечки в руках у венца-то, в левой. Этой молится, а этой свечки держат. Ещё им наказывают, мол,

держите свечки прямее, а всё равно не одинаково сгорят. Когда потушат, скажут: «Передайте там тысячку или крёстной». Сразу примечают, у кого свечка больше сгорела, тот раньше умрёт. Вот у моего обручального свечка сгорела быстрее, дак его уж три года как нет» (с. Зарубино).

В церкви девушка окончательно прощалась с «дивьей красотой». «Вот в церкви девичество всё и отдаётся. Теперь уж она будет женщина, а не девушка» (с. Бым, В.И. Трениной, 1925 г.р., Г.А. Некрасовой, 1943 г.р.). «После того как венцы надели, икону поцеловали, батюшка начинал петь, вот тогда ленточку-то и клали, красоту-то. Жених стоял, я вышла да и положила в Евангелию» (с. Зуята, зап. от А.О. Старцевой, 1928 г.р.). «Венчалась, так я в ленточке была, а потом положила её в книгу. Батюшка читал, открыл книгу, вот я должна была тут ленточку положить. Сама невеста сняла и кладёт. Она не завязана, так вот одета, два метра. Это когда там уж всё, надеты на голову венцы. Икону поцеловали, а потом он начал петь, вот ленточку и кладёшь» (с. Зуята, зап. от А.О. Старцевой, 1928 г.р.). «В церк- ву ленточку несёшь. У меня была ленточка полтора метра, розовая. Ленточка висит на левой руке, а правой молишься. Ленточку в церкве оставляешь» (с. Бым, зап. от В.И. Трениной, 1925 г.р., Г.А. Некрасовой, 1943 г.р.). «Ленточка красная или голубая. У меня с метр была, оранжевая. Яркий-яркий цвет был» (д. Одина). «В свадьбу-то невеста встанет на круг в церкви, лента-то у неё висит на левой руке, на запястье. А когда в церковь едет, эта лента розовая у неё на шале висит, летом на увалъ притыкали. Далеко видно. И когда красоту в Евангелие надо положить, вот девушка идёт, так перекрестится, некоторые даже в землю падают, и тогда уже красоту-то положат» (с. Зарубино). У меня голубая ленточка была, мне наказали: «Он раскроет Евангелие, и надо класть» (с. Троицк, зап. от М.И. Белышевой). «Ленточку из косы невеста на грудь себе цепляет, когда едет в церковь, там она отстёгивает и кладёт в Евангелие» (с. Ленек). «Ленточку за пояс вставляли - широкая, белая или розовая. Вот венчание-то пройдет, её в Евангелие» (д. Плешково, А.П. Третьяковой, 1935 г.р.).

По тому, как распоряжалась девушка своей красотой во время венчания, участники обряда судили о добропорядочности будущей супруги. «Балайка-то* кака не носит красоты в церковь, красоту ко- торы рано теряют» (с. Кинделино). «Ленточку невесте прикалывают светлую, если хорошая. А плохая - прикалывают красную. Красную она в Евангелие не должна класть. Если положит, потом будет сильно болеть» (д. Обухово, зап. от А.М. Третьяковой, 1939 г.р.). «Розовую ленту в Евангелие делали, а если нечестная положила, болеть будет сильно. Бога-то не обманешь. Евангелее-то считают святой книгой» (с. Троицк, зап. от А.М. Емшановой, 1938 г.р., родом из д. Ключ). «Бывает, девушка вырядит* красоту-то, а она её не стоит. Ак потом крестный её выкупает, негодно опять, говорят, она положит, а потом болеть будешь» (с. Зарубино). «Если добрая девушка выходит замуж, ленту в церкви в икону кладут. А если она обманула, болеть начинала. Тогда она идёт, выкупает её, тогда ей будет легче. Выкупит и домой возьмёт» (с. Зуята, зап. от Т.Е. Пачиной, 1926 г.р.). «Если девка выйдет уже нечестная, то красота, ленточка, в Евангелие смокнет вся. Модно было, чтоб девушка выходила замуж девушкой» (с. Бым).

Существовали и другие приметы, по которым участники свадебного ритуала пытались прогнозировать будущее молодых. «Крест упадет, которым благословляют в церкви, - худая жизнь ожидает жениха и невесту» (с. Троицк). «К разводу дело, если кольцо упадет при венчании» (д. Патраково). «К плохому, если свадьбе похороны встретились» (д. Ключ, зап. от П.И, Болотовой, 1937 г.р.). «Вот венчаются когда и свадьба ещё одна приехала, жизнь заладится, а привезли покойника отпевать, жизнь, значит, плохая пойдёт» (с. Зуята, зап. от Т.Е. Пачиной, 1926 г.р.).

Своеобразной платой за венчание в местной традиции выступали пирог, вино, полотенце, мёд и воск. «Пирог с собой брали, всн- чаться-то ездили. Его батюшке отдавали, и бутылку вина отдавали» (д. Будайки, зап. от А.Е. Жуйковой, 1936 г.р.). «В церкви полотенце оставляли» (с. Калинино, зап. от В.К. Ситниковой, 1930 г.р.). «У

меня за венчание кадушку мёду тятя отдавал в церковь» (д. Дикари). «Его крестный да моя крестная за венец деньги платили, по иконе молодым покупали» (с. Серга). Каждый крестный покупал, с его стороны и с её, новую икону. Они каждый обязаны были купить» (с. Зуята, зап. от А.О. Старцевой, 1928 г.р.).

Заслоны ставить

После венчания молодые отправлялись в дом жениха. «Обвенчаются, невесту жених за руку берет и ведёт в кошёвку» (Плешково). «Перво дружки из церкви едут, потом опять дружки, потом жених с невестой, третья лошадь как, за имя едут лагунные*, самые последние. Мать с отцом самые последние едут, лагунные, им в ноги наставят лагунов. В каку деревню заезжаешь, тут останавливают всю свадьбу полностью, лагун достают, подают. В деревню поезд заедет, его не пропускают, мол, давай выкупайте, вот тут лагунные- то и стараются» (д. Колпашники, зап. от А.С. Еремеевой, родом из д. Плешково).

«Заслон сделают свадьбе, дорогу снегом завалят или бревнами, пока не угостишь брагой, не пустят» (с. Троицк). «Свадьба была у одних. Вот тут встали, мужчина и две девчонки такие. Встали они на дорогу и всё, дорогу-то закрыли. Вот и выкупали. Мужику дали пол-литра вина, а девкам дали конфет, печенья, всего дали, они с дороги-то ушли» (с. Зуята, зап. от А.Н. Мальцевой, 1924 г.р.). «Заслоны делали: растянут какую-нибудь веревку, остановят, кинут ещё чего под ноги, чтобы остановить лошадь-то. Это когда к жениху ехали» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.). «Вот нынче свадьба была у внучки, дак дорогу тоже пересекали. Кто трактор поставит, кто сам встанет посередь дороги - проезду не дает. Раньше вот лесину бросят на дорогу, перепилят её, а нынче-то трактор» (с. Зуята, зап. от А.О. Старцевой, 1928 г.р.). «Когда поедут, тут дорогу закрывали, потом ворота закрывали, всё выкупали тут» (д. Патра- ково). «Недавно свадьба была, надо было в Кунгур ехать. Дак один мужик, у его родня на железной дороге, он договорился, к переезду поезд даже подогнал, перегородил дорогу-ту. Смеху-то было сколь» (с. Калинино).

Сундуки возить. Приданое выкупать

«Девка в колыбельке - придано в коробейке*», - говорили в местных деревнях, подчёркивая таким образом особое отношение к приготовлению приданого невесты, необходимость думать об этом с детства. Передавая молодой предметы домашнего обихода и живность, родственники тем самым напутствовали её в самостоятельную жизнь. Вероятно, поэтому ритуалам, связанным с девичьим приданым, придавали особый смысл, и современные свадьбы без родительских даров воспринимаются негативно.

Определялось особое время и место для одаривания, назначались чины, ответственные за приданое, за его доставку. Приданое невесты в дом жениха привозили родители девушки, крёстные, постельные свахи -хлопуши* (делалось это обычно во время венчания). «Хлопуша-то соломенну шляпу на свадьбу одевала. Вот она, как с сундуком ехать, шляпу-то и одела» (с. Троицк, зап. от А.М. Емшано- вой, 1938 г.р., родом из д. Ключ). «Сваха-хлопуша, она и приданое везла. Она на венчание не ездила, а в дом жениха приданое везла» (с. Троицк, зап. от А. Вертипраховой, 1937 г.р., родом из д. Ключ). «Приданое свахи постельные привозят в дом жениха. Они в церковь не ездили. Только свадьба уезжает, собираются к жениху с приданым. Сундуки на лошадь и в дом жениха» (с. Тихановка, зап. от З.А. Кисилёвой, родом из д. Теплая). С приданым могли ехать и родители невесты. «У девки родители с приданым едут. Свадьба уехала когда, и потом родители с приданым едут» (с. Кинделино). «Родители, пока молодые венчаются, везут придано. На венчание их нельзя, только крестные туда едут» (с. Серга).

«Лапти привязывали на дугу - это постельна сваха едет когда с приданым» (с. Троицк). «Когда невесту и жениха увезут в церковь, на коней всё приданое сложат и двух свах посадят» (с. Калинино, зап. от А. Новиковой, 1915 г.р.).

В дом жениха приданое сразу не заносили, требовали выкуп. «Вот привезут приданое, ящик какой-нибудь, сундук. Вот сидят на сундуке, коряжатся-кочевряжатся*, чтобы их угощали» (д. Ключ, зап. от П.И. Болотовой, 1937 г.р.). «Маленького садили на невестин сундук, выкупать, мол, надо придано» (Калинино). «У меня села на сундук сестра: «Никому не отдам. Выкуп». Ей насыпали конфет, полный поднос. А женщины кричат: «Мало, мало насыпали, проси ещё больше» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.). «Постельные свахи с приданым-то куражились, сваху-то со стаканом надо встретить, с рюмкой ли. Она на сундуке и сидит» (с. Троицк). «Сваха сядет на сундук, пока не подадут, сундук не отдает. Раньше брага была, кубышка*, вино кислое, вот и подают её» (с. Зуята, зап. от А.Е. Букиревой, 1927 г.р.). «Для выкупа приданого надо три подачи подать, потом только отдадут» (с. Серга). «Приданое выкупали, водку просили, на уголок сундука поставят, четыре бутылки по уголкам-то и поставят» (с. Троицк, зап. от А.М. Емшановой, 1938 г.р., родом из д. Ключ). «Приехали, привезли там сундук, постелю, дак до того напутали там верёвок, дак скоко браги выпили, пока развязали его, пока весь распутали. За каждый узел просили брагу. Как мерёжу сделают, попробуй развяжи» (с. Зарубино). Постельные свахи сундук привезут, постелю, перво не отдадут, надо выкупить. Ещё тут лапти привяжут к ручкам-то сундука, на лапти-те сядут, всяко-всяко тут. Там невестино приданое, дак на каждый угол требуют по бутылочке, на замок ещё привяжут че-то, там плетеные корзиночки были, дак их привяжут. Вот, мол, в корзиночку положить надо. Ещё тут приговаривают на смех: «У сундука-то дырочка большая, там все расковырено, расковеркано». Невесту-то просмеивают, бутылочку выторговывают» (с. Троицк).

«А в дом понесут, тоже заносят сундук с оговорами. Сундук узкий, вот такой, вдоль. Ак мужики нарошно его поперёк завозят: «Не проходит! Не проходит! Че-то надо делать, сундук никак не проходит в двери». Эти дружки-те. Вот их опять бегут тоже встречать с брагой» (с. Бым, зап. от В.И. Трениной, 1925 г.р., Г.А. Некрасовой, 1943 г.р.).

 

Избу выряжать. Смотреть приданое

Сразу по приезде дом украшали (выряжали) невестиным приданым. «В дом всё занесли: «Всё, мы на ваше приданое посмотрели, давайте наше приданое». Вот тут приданое и растрясают. Всё вешают, на окна шторы, подшторники, стелют скатерти на столы свахи» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.). «Крестна мне в придано сшила шторы, наканун свадьбы, дом-то на четыре окошка* был, я выходила. Задергушечки небольшие были. Половики ещё были, новина*, как свёрнутые в рулон, по старинному-то как новина считалось. Крёстная моя там развешивала всё в доме» (с. Калинино).

«Пока свадьбы нет, свахи тут заправляют постель» (с. Тихановка, зап. от З.А. Кисилёвой, родом из д. Теплая). «Кровать у меня была варшавская, матрац пружинный. Она с бомбошками, покрашена голубым, а бомбошки большие и маленькие. Вот её заправляли тоже, у жениха-то» (с. Зуята, зап. от А.О. Старцевой, 1928 г.р.). «Развешивают везде по избе добро-то на гвозди» (с. Кинделино). «Протянули шнуры в комнате, придано навешали, показали все» (с. Зарубино). «Невесте давали всю избу вырядить - шторы, скатерть, занавески, постель» (с. Калинино, зап. от А. Новиковой, 1915 г.р.).

Требование иметь приданое и выряжать им избу было жёстким. «Вот придано-то худое было у одной, штаны да рубаха. Так притащили девки с фермы худые половики, шторки худые, мешки-то и всё повешали на окошко, женихово всё сняли и это худое всё повесили, невестино-то. Потом невесту заставляли пол мыть: «Давай, невеста, стели половики, привезла, дак стели». А она вообще не принесла ничего. Смеялись, по-соседски все девки-то были. Одна подружка пол моет, другая стелет. А девки-то ещё потом принесли ведро воды и давай подавать гостям, угощать как. В бутылку воды налили и давай гостей угощать. Девка даже заревела: «Чё вы надо мной надсмехаетесь?» - «Ты не на место пришла, тебе здесь делать нечего было», - девки-то ей говорят. Она того пуще реветь, на печку забралась и всю свадьбу просидела» (д. Колпашники, зап. от М.А. Ганиной, 1927 г.р.). «Я выходила, мне на окна половики повешали, добра-то мало было

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...