Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русские на кунгурской земле: формирование и этнокультурная специфика 9 глава




Мамонька, пей, да меня не пропей.

- Ой, мила дочь, ой, мила дочь, ты давно пропита, ты давно пропита.

Права рука, права рука наперед задана, наперед задана.

Русая коса, русая коса запровожена, запросватана.

Буйна голова, буйна голова запоручена, запоручена.

Ой, свет, да за Иваном Ивановичем, ой, свет, да за Иваном Ивановичем.

(д. Плешково, зап. от П.И. Мелковой, 1938 г.р.).

Песня «Как по сеням, по сеничкам» посвящена супругам:

Как по сеням, по сеничкам, по частым переходичкам Тут и ходила-гуляла молодая боярыня.

Во руках она носила два бриллианта, две жемчуги,

Две алмазных булавочки.

Положу их на лавочку я, полежите малёшенько,

Покуль я молодёшенька, покуль детки малёшеньки.

Я пойду погуляюся я из спальни во чайную,

Из столовой в нову горенку.

Погляжу я в оконенку, не светел ли светел месяц,

Не ясно ль красно солнышко.

Еще весел ли милый друг, свет Иван-от Иванович. Веселым-веселёшенек, молодым молодёшенёк (Зап. от З.А. Богдановой, 1927 г.р.).

Вариант песни «Розан» исполняли дружкам в доме родителей невесты в день обрученья:

Розан мой, розан, виноград зелёный,

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий.

Михаил хороший, Михайлович пригожий.

По горнице ходит, манерно ступает.

Во сенцы выходит, сенцы воскрипают,

На крыльцо выходит, крыльцо колыбатся,

Крыльцо колыбатся, конь-от подвигатся.

На коня садится, конь под ним бодрится.

По улице-то едет, его люди видят.

Все люди глядели, молодца хвалили:

- Чей такой хороший, чей такой пригожий.

Михаил хороший, Михайлович пригожий.

«Вот песенку спели, сказали: «С песенкой!» Девки с тарелочкой стоят. Споют песню, им на тарелочку деньги кладут» (д. Осинки). «Тут жених им деньги даёт, за песни-то, потом пирог подаёт» (с. Троицк). «За песни девчатам выкуп был. Кому-нибудь споют песню, тот положит деньги на блюдечко и говорит: «Выкупайте». Девки тут его должны были все поцеловать. А то возьмёт и сам девок всех перецелует» (д. Плешково).

«Вот тут посидят и идут плясать, а жених сидит за столом, не пляшет. Как пойдут плясать, тут все начнут дробить, только шум стоит. Русскую заиграют, и все кругом пойдут под частушки. Гармонист хороший, так и выпивки-то идёт меньше. Вот тут гармонист был — приехал, закусил, встал на лавку, петухом закукарекал и давай играть. Так все до четырёх ночи никто сесть не смог, все плясали».

Исполнение частушек, представляющих в совокупности целый цикл со свадебной тематикой, иллюстрируют следующие тексты:

Я пойду переодену юбку коротаечку.

Посмотрите, что вам будет, девки, за духанечку.

Подружка моя, каленая иголочка,

Побойся бога и меня, не отбивай милёночка.

Запою, раздайся голос по всей нашей стороне.

Не услышит ли мой милый, не вздохнет ли обо мне

Дорогой залеточка, я не самолёточка.

Я не в первый вечерочек остаюсь сироточка.

Не ходи, машина, лесом, не ломай сосёночки.

Не садись, милёнок, рядом, садятся девчоночки

(д. Плешково).

В ряде случаев уже в обрученье родители благословляли молодых («И в обрученье молодых-то благословляют. У каждого своя икона была, мужская и женская, дак ими» - Троицк). Отмечен и обмен дарами («На обрученье жених невесту дарил, брал ей на платье мате- рьял» - Одина; «Невеста свекру, свекрови покупает тоже подарки, подаёт» - Троицк).

«Побыли у невесты, к ноче домой едут. Скажут, к скольки часам приедут за невестой» (д. Заспалово).

Как и в последний девишник, в ночь после обрученья невесте предписывалось спать сидя за столом (или на лавке в переднем углу). «Невеста спать перед венчанием легла, где сидела, за столом на лавке» (д. Плешково, зап. от А.С. Еремеевой). «Когда к невесте приедут на обрученье, тогда свекровь дарила в подарок шаль, как закрывать невесту. Вот шалью закрывала, привезет шаль-то и покрывает. Невеста за столом сидит, она на голову одевает, а в это время девчата поют. И вот невеста должна под этой шалью ночевать - ночует там, где сидела» (с. Тихановка, зап. от З.А. Кисилёвой, родом из д. Теплая). «Вот попили, поели, и свекровь накрывает платком, шалью ли невесту, чтобы, мол, она к ним пришла в дом, от сглазу как. Я и спать должна была на этом месте на лавке-то, под иконами. Лавка-то у стенки вдоль половиц была, вот на ней и спала» (с. Троицк, зап. от А. Вертипраховой, 1937 г.р., родом из д. Ключ). «С обрученья как гости поехали, свекровь меня полушалком, с глазами прямо накрыла. Я за столом сижу, и меня тут и накрыли. И они уехали» (д. Ключ, зап. от П.И. Болотовой, 1937 г.р.). «Жених пойдет, невесту платком закроет, она остаётся сидеть за столом. Закроет большим платком, не завязывает концы, по груди спустит только» (д. Осинки). «Я за столом так и осталась накрытая, а жених уехал домой. Утром проснулись все, давай собираться» (с. Троицк, зап. от М.И. Белышевой). Иногда рядом с невестой на ночь оставляли ближайшую подругу: «Когда гости уезжают, невесте всю ночь спать нельзя, вот девку-то и оставляют рядом. Это перед венчанием» (д. Будайки).

По некоторым рассказам, обрученье, как свадьба на стороне невесты, могло заканчиваться подменой (далеко не шуточной) невесты. «В деревне свадьба была соседней, не у нас. Приехали на обрученье, вышла невеста одетая, встали за стол. А жениху-то привели невесту- то не ту, другую. Мать-то его, дескать: «Не та ведь девка-та». А он был смирный такой, говорит: «Ну, пусть, ладно». И вот их женили, они выжили, всю жизнь прожили. И он её всё звал подкидышем, никак имем не звал. Дак если б он сразу сказал, мол, мне эту не надо, давайте ту, которую я сватался. А раз ладно, ну и чё, и вот» (с. Зуята, зап. от А.Н. Мальцевой, 1924 г.р.).

Вытьё. Косу расплетать (садить, отбирать). Красоту сдавать.

В день венчания главное событие - прощание невесты с красо- той-девичеством. «Вытьё было раныпе-то - это перед тем, как жениху приехать. Я сильно ревела. Девки как запели, даже сердце не выдерживат. Это в последной день только, когда косу отбирали» (с. Серга).

Прощание девушки с красотой могло проходить как накануне свадьбы, так и в день венчания. Это зависело от того, как договаривались родители на «просватанье». Если свадьбу делали с обручень- ем, то ритуал сдачи красоты проходил вечером, сразу после невестиной бани. «Вечер перед женихом - вытьё, невеста тут ревёт. Косу расплетали, каждая девка подходила к ей, по плетешку раздёргивала» (д. Зарека, зап. от А.А. Стерлиговой, 1935 г.р.). «Косу до обручения расплетали. Когда жениху приехать, тогда уж она косу садит*. Невеста не отдаёт косу-то, а крёстна отбират» (с. Зуята). Если на совете родственников невесты и жениха на «просватанье» договаривались делать свадьбу с «гостинцами», расплетение косы девушки проходило утром в день венчания. «На следующий день после бани придет крёстная и косу расплетат. Девка ревет, косу не отдает» (с. Кинделино). «Невеста отдает красоту утром, перед тем, как жениху приехать» (с. Бым, зап. от В.И. Трениной, 1925 г.р.). Ритуальную процедуру «сдачи красоты» могли исключать в том случае, если девушка выходила замуж «завитая*» (т.е. не девушка). «У меня-то коса против Сылвенского моста осталась, я завитая была. Вот и не расплетали косу-то» (с. Троицк).

Сама процедура сдачи варьировалась незначительно. «Девки отнимают косу после бани. Заплетают-то в бане, а когда домой привели, за стол посадили, косу отнимали. Отобрали косу, считай, что не девушка будет. Девушки ведь носят косы-те» (д. Плешково). «В косе одна ленточка, невеста сидит на лавке, ревёт» (с. Зуята, зап. от Т.Е. Пачиной, 1926 г.р.). Ленточек в косе могло быть и много - по числу подруг: «Столько ленточек привязано у меня было - взад тянуло. Потом все девкам раздала, подругам» (с. Серга).

«Если мамы нет, отца ли, она сперва в углу сидит, ещё с косой, её платком-то повяжут, потом за ворота выведут, там постелют на землю платок, она на нём там падает и плачет» (с. Калинине, зап. от А.Д. Самоловских, 1930 г.р., родом из д. Субботинка). «Плакали ещё, а у меня мамы-то не было, так меня на улицу выводили, по направлению на гору-то, где мама схоронена, я туда плакала, прощение- разрешение просила. На улицу-то подруги выводили» (с. Калинино). Следующий фрагмент плача-вытья обращен к отцу:

Кто-то стукатся, да кто-то брякатся, не идет ли мой родимый тятенька,

Не несет ли во правой рученьке благословеньице-то господнее,

А в левой рученьке платье цветное, платье цветное, да подвенешное.

(с. Бым, зап. от В.И. Трениной, 1925 г.р., Г.А. Некрасовой, 1943 г.р.).

«Если родители есть, невесту в красный угол посадят, платком закроют» (с. Калинино). «Выть начнут, такую песню заведут, что ты сам заревёшь» (с. Насадка). «Старушки поют, к земле припевают*, девке просватанной, это такие старинные песни. А девка наклонится к полу, на коленках ревет» (с. Серга). «Подруги приходят, поют: «Отдам я тебе девью красу». Всякие слова, я уж не помню. Вот каждая девка, они кругом сядут и поют. К каждой подружке на колени она падает головой и ревёт. А остальные-те поют все» (с. Калинино, зап. от А. Новиковой, 1915 г.р.). «Девка на подруг падает со слезами: «Поплыла де моя тесова кровать». А потом еще поют: «Недолго веночику на стулике лежать» (с. Калинино). Девки запевают или невеста: «Я отдам свою дивью красоту задушевной своей подружке посреди полу...». Отцу припевают так же, матери, крестне» (с. Калинино). «Тяте приделывали слова, потом матери. Невеста к родителям подходила и ревела на плече-то, к каждому. На плечо навалится и завоет. Жалко ведь оставлять-то» (с. Калинино).

Во время вытья и проходило расплетание косы. Процедуру расплетания начинала мать или крестная невесты, потом по плетешку раздергивали косу девушки отец, крестный, сестры, братья, наконец, подруги девушки. «Косу расплетают и песни поют, приговаривают мать, она тогда и расплетает, девушки только поют» (с. Зуята, зап. от Т.Е. Пачиной, 1926 г.р.). «Я волосы пальцами всяко повыпутывала, чтобы она не отобрала у меня, мама-то. Не за столом, на табуретке. Я на табуретке, она на табуретке сидим, девки поют» (д. Плешково, А.П. Третьяковой, 1935 г.р.). «Косу расплетают, сначала мать начинает, невеста-то не дает, потом девчонки, хоть маленько да тиснут, косу расплетут» (с. Калинино). «Невестина крестная расплетает, и тут песню поют «Русу косу отдает». Девка не дается, на праву руку навьёт её и дёржит, чтоб не расплетала. А сама ревёт. Крестна косу из-под руки достанет и расплетет» (с. Кинделино).

«Мама завела меня за стол, перед образа. Сели девки кружком,

давай расплетать. Я держу косу-то, не даю, они навалились, каждая по плетешку расплетала» (с. Зуята). «Вырывают ленточку у неё, она не даёт. А ей дадут полотенце, навяжут картошку в полотенце-то, завертят, она вот каждую девку и хлещет им, не отдает ленту» (с. Ка- линино, зап. от А. Новиковой, 1915 г.р.). «Девки-то косу расплетали, дак каждая по очереди подходила» (д. Мягкое Поле).

Ох, ты меченьки, да мне тошнёшенько, ретиву-ту сердцу тяжелёшенько.

Расплелась да моя трубчата коса, что рассыпались-то русы волосы Да по моёму да платью цветному, платью цветному, подвенешному (с. Зарубино).

«Ленты из косы ложат на блюдце. Невеста держит тарелку, там цветы и ленточки. Ленточки красные, белые, цветы. Потом девкам их отдаст, и вытье заканчивается» (с. Серга). «Косу расплетают, вот ленты на тарелочке лежат, и потом невеста девчонкам их дарит. Кому брошь подарит, всем дарит» (с. Калинино). «Ленточки, сколько девок зовёшь, всем по ленточке раздашь, а красоту-то её в книгу, в церковь» (д. Будайки, зап. от А.Е. Жуйковой, 1936 г.р.). «Дарит девка ленточки, они нарезаны, покупали красны атласные ленты, красивые. А саму главную ленту она оставляет в церковь, венчаться. Там клала в Евангелие большое её» (с. Бым). Ленты раздаст, а большую ленту вешала за пояс. Широкая - белая или розовая, в церковь это. Тут тоже поют:

Я раздала свою красоту по кумушкам, по подруженькам,

Да по душам да по красным девицам Тут каждую девушку взвеличают - «Вот тебе я дарю, свою красоту отдаю»

(д. Плешково).

«Вот расплели, волосы у невесты распущены, песню споют. Потом взяли ленточку и одним концом стянули волосы у затылка-то» (д. Мягкое Поле, зап. от А.Н. Бурматова, 1927 г.р.). «Косу-то ей пе- рсвяжут, перехватят так у затылка» (с. Калинине»). «Как красоту сдадут, невеста волосы распустит и до венца ходит с распущенными волосами. Расплетенная и к венцу едет» (д. Весляны, зап. от К.И. Афанасьевой, 1929 г.р.).

«Когда красоту отдадут, песни все перепоют, начинают невесту одевать, причёсывать. Невеста умоется и платок, с которым стояла, ревела, на полати бросает и говорит: «Оставайся, значит, дома, девичество» (с. Бым).

2. Свадебный день

Утро свадебного дня.

К приезду жениха родственники девушки готовились самым тщательным образом: накрывали на столы, снаряжали невесту. «Вот нас с подругой заставили лечь на землю и слушать: идёт, нет свадьба-то. Вот мы легли и только слышим: топ, топ, топ» (с. Серга).

Девушки и крестная мать снаряжали невесту: одевали подвенечное платье, увальни*, на голову надевали веночек и «ленту-красоту». Цветы в венке обычно делали из воска, на проволочке, украшали его зелеными листочками. «Веночек кто покупали к свадьбе, а кто сами делали, умели, его одевали. Как по невесту приедут, она уже в венце- то и сидит, волосы-то еще распущены тут» (с. Троицк, зап. от Н.И. Болотовой, родом из д. Мушкалово).

«Жених уже вот-вот должен подъехать, тут платье оденет невеста, уаль оденет, на неё светы и ленточки. Светы на лоб одевают. У меня высокие такие светы были» (с. Зарубино). «Сама девка шила себе платье. Белое, завсегда уж белое, вуаль длинная, рукава длинные, само платье длинное, цветы красивушшие надеты» (д. Заспалово, зап. от А.И. Смирнягиной, 1929 г.р.). «Невесте увальни делали - специально надевали на её из реденькой тюли накидку - белая, до полу, пышная» (с. Калинине, зап. от А. Новиковой, 1915 г.р.). «Сряжают девки, а потом кресна доделывает всё: цветы прикалыват, красоту прикалыват» (д. Плешково, зап. от А.С. Еремеевой). «У меня цветы восковые были, в три ряда делали на заказ монашки» (д. Патраково, зап. от Р.И. Болотовой, 1935 г.р.). «Цветы-то с черёмуховую ягодку такие из воска были» (д. Плешково). «В церковь-то её соберут, веночек оденут восковой, вуаль на распущены-то волосы» (с. Калинино). «Если добрая девушка, то ещё тут на грудь красоту прикалывают бантиком на праву сторону. Мама, крестна прикрепляет. А если недостойная, то не прикалывает» (д. Плешково).

По правилам обряжения запрещалось надевать венок, вуаль и красоты-ленточки девушке, если она выходила замуж «нечестной» (недоброй, недостойной). «Я не девкой вышла, дак не делали веночек. Ленточки тоже не было. Нельзя ложить, если не девушка» (с. Калинино). «Раньшеуволь* не кажной тоже надевали, только если невеста себя сберегла до свадьбы» (д. Подъельничная). Запрещалось также невесте пользоваться чужим «снарядом»: «Чужой венок невесте нельзя и чужое платье: как растаргиваешь* своё счастье» (с. Троицк).

Утром в день венчания, получив родительское благословление, жених с родственниками отправлялся в дом невесты. «Ивана дома мать благословила, и эту-ту икону в церковь-то и повезли потом венчаться» (с. Бым).

Свадебный поезд жениха обычно включал нечётное количество лошадей и был украшен колокольцами, ленточками (иногда вениками и даже лаптями). «Лошадок-то старались нечетное число делать. За невестой едет жених с крестным, дружки» (д. Ключ). Правило, чтобы в свадебном поезде было нечетное количество лошадей, соблюдалось довольно строго. «Если богатая свадьба — двенадцать лошадей, победней - девять лошадей, или семь лошадей, или пять. Самая бедная - пять лошадей» (с. Юговское, зап. от Е.П. Пауковой, 1927 г.р.).

«Трои дружки были - первые, вторые и третьи. Кони все украшены, с колокольцами, ленточками. Колокольчики привяжут, раньше венчались ведь с бубенцами, наредят дугу, ленточки навяжут и едут.

Такие кони снарядные, всё блестит на них, ленточки дуются» (с. Зу- ята, зап. от А.Е. Букиревой, 1927 г.р., С.М. Букирева, 1929 г.р.). «Лошади в бубенчиках, дуга украшена, оглобли ленточкой перевиты» (с. Калинино). «Лошадь украшали колокольцами, цветами, цветы делали - раньше была цветная бумага. И такая упряжка специальная была, не то, что по дрова поехали» (с. Бым, зап. от Н.П. Харьковой, 1918 г.р.). «Кошёвки украшали стружкой, она такая длинная была, не лыко, нет, но такая, как мочало, её навешают на оглобли, на дугу да ещё разукрасят, голубая там, всякая. На перву лошадь обязательно вешали» (д. Осинки). «Ленточками украшали лошадей, пузырями надувными, как шары, на дугу навешают, на збрую навешают» (с. Троицк). «В кошёвке половички такие были постланы цветные» (с. Зуята). «Лошадям ещё косички заплетут, веники навяжут, кто на спину, кто на хвост - это когда за невестой едут» (с. Бым, зап. от Н.В. Розорвиной, 1934 г.р.). «На лошадь веники вешали, ленточки, лапти» (с. Юговское); «Коней попонами закроют» (д. Патраково). «Обязательно в каждой кошеве гармонист был свой. Гармонь ленточками украшали, ленты-то прямо к ремням привяжут» (с. Бым, зап. от Н.В. Розорвиной, 1934 г.р.).

Не доезжая до дома невесты, свадебный поезд останавливался. «За деревней встанет поезд у дороги и стоит - нельзя дальше. Свадьба не двинется, пока не подружат*. Выходит один дружка с витаем* таким и начинает дружить, наговаривать» (с. Зуята). «Дружек пять, а то и шесть было, по количеству родственников, а дружил- то один» (с. Ленек). «Шофера* раньше еще были на свадьбах-то, помогали вести» (с. Калинино, зап. от Л.Н. Тамбовцевой, 1939 г.р., В.Ф. Безводинских, 1929 г.р.).

«Дружек сначала в дом не пускают,. Они в окно, двери стучат: «Здесь ли живет наша невестка?» Да ещё с приговорами. Раньше ведь люди знали чё-то» (с. Серга, зап. от А.М. Солохиной, 1923 г.р.). «Дружки в окошко стучали плетками» (с. Серга). «В руках у боярина витень, сделанный из небольшой палки, с лентами. Старший дружка неженатый, самый бойкий парень» (с. Калинино). «Витень такой у

дружки, вот это палка и тут шнур. Плетка в общем» (с. Зуята).

У дома родителей невесты свадебжанам готовили испытание. «Иные все двери закладут дровами. Вот дружек и заставляют разбирать» (с. Серга). «А то опять приедешь к кому, двери все закладут дровами. Нарочно делается, что ли? Вот дружек заставят, гдс-ко дрова были, их все сложить, тогда к невесте пустят. Дружки должны эти все дрова стаскать, где были, на место» (с. Зуята, зап. от А.Н. Мальцевой, 1924 г.р.). «Тут ведь даже двери заколачивали, да ещё до дому-то дорогу загородят, деревьев, досок наложат» (с. Ленек). «Придёшь когда по невесту, тебе нальют банку трехлитровую воды, там ключ пустят, говорят: «Пей, выпивай всю банку, пока не выпьешь эту банку воды, ключ не достанешь» (с. Зуята, зап. от А.Н. Мальцевой, 1924 г.р.).

«Дружки ещё ходят, наговаривают: «На меня, на дружку, не бросьте соплей мотушку», - это как в дом зашли» (с. Серга). «Девки поют друженьке-то, а дружка пляшет. Или песни поет с имя же» (д. Обухове, зап. от А.М. Третьяковой, 1939 г.р.). Вариант песни «Розан», исполнявшийся дружкам жениха в день свадьбы:

Розан мой, розан, виноград зеленый,

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий.

Ванюшка хороший, Григорьевич пригожий.

По горнице ходит, головушку чешет,

Кудри завивает, рядок разнимает.

На коня садился, конь под ним бодрился.

Плеточкой он машет, конь-от под ним пляшет.

По улице идет, все-то люди смотрят,

Чей это хороший, чей это пригожий.

К дому подъезжает, мать с отцом встречают.

Мать с отцом встречают, сыном называют:

- Сын ты наш, сыночек, сизый соколочек,

Где же ты гуляешь, кого забавляешь?

- Был я у девицы во светлой светлице,

Во светлой светлице, играл на скрипице,

Завёл я девицу, свет Татьяну Ивановну.

(д. Плешково, зап. от А.И. Сайдаковой, 1947 г.р.)

«На столе под скатерть соль кладут на тарелочку, дак вот дружка с витнем-то придёт, дак всю тарелку разбьёт. С витнём придёт, щёлкнет по столу-то» (с. Серга, зап. от А.М. Солохиной, 1923 г.р.).

Невесту (место) выкупать

Ритуальные действия, связанные с попаданием жениха в дом невесты, в местной традиции активно варьируются. В деревнях и селах Троельжанского, Калининского, Плехановского поселений (по современному административному делению) особенно детально развернута процедура купли-продажи невесты (выкуп невесты), включавшая в себя такие действия, как подношение даров невесте, перебрасывание обрядового хлеба через перегородку, ряжение.

«Жених добирается до невесты, а её прячут, не отдают. Он с товарищем раскидывает народ, народу-то полна изба» (с. Калинино, зап. от А. Новиковой, 1915 г.р.). «Невесту прятать надо. Дружки бегают, ищут её. В чулан закрыли, да и всё. Тут выкупают невесту-то» (д. Плешково, зап. от А.С. Еремеевой). «Жених приедет, подружки невесту на кухне прячут. Жениха не пускают, выкуп просят. Вот ещё невесту спрятали, мама моя невестой нарядилась, вместо её пошла. Потом невесту нашли, дак опять туфель спрятали у неё» (с. Калинино, зап. от Л.Н. Тамбовцевой, 1939 г.р., В.Ф. Безводинских, 1929 г.р.). «Старуху нарядят, выведут жениху, вот мол, мало дал, дак на тебе таку-то невесту. А то опять всех девок простынями закроют и жениха угадывать заставляют» (с. Калинино, зап. от А.Д. Самоловских, 1930 г.р., родом из д. Субботинка). «Старуху скорехонько снарядили, в чулан посадили. Я зашла, смотрю - сидит, правда, халат на ей, дальше не видно, платок тут на неё одели, сидит, в чулане спряталась. Же- них-от на чистую монету* туда рвался, рвался, чуть двери вместе с косяками не выдрал. Потом уж я говорю: «Изломат ведь, отпустите». Отпустили, он туда влетел: «Ох! Мне её не надо» (с. Калинино, зап. от В.К. Ситниковой, 1930 г.р. К.А. Ситникова, 1928 г.р.).

Своеобразная состязательная игра - перебрасывание через грядку (или поличу* - полку, отделяющей кухню) калача. «Раньше калачи через поличу подавали, где девки-то с невестой, игра как такая была, одни кидают калач, другие ловят» (с. Калинино). «Невесту спрячут, девки за её кругом встанут, песни поют. Приедет жених, и тут хлеб кидают. У него крестный кидает через полицу, девкам калач-то. Выкупают как невесту. Девки опять калач ловят. Кто поймает, та первая замуж выйдет» (с. Бым, зап. от Н.П. Харьковой, 1917 г.р.). «Дружки тут привозят ерушничек* такой сдобный и бросают в девок, считалось, в кого попадут, та замуж выйдет» (д. Плешково). «Жених обязательно калач привозил. Кто и подшучивал. Вот я помню, черную лепешку один привез с фермы, её телятам пекли, а он привёз. И через грядку этот калач жених подает девчонкам, чтобы потянули- ся девчонки-то. Жених бьётся, его ещё не пускают ведь к невесте» (с. Серга).

Когда жених проходит к невесте, она встречает его с угощением. «А как зайдет к невесте-то, дарит ей гребешок да что да. Тогда она подаёт ему тут платочек и стопочку на подносике, ещё некоторые стопочку-то перевернут кверху дном. Кто не растерятся, тот перевернёт вместе с подносом и пьёт» (с. Калинино, зап. от А.Д. Само- ловских, 1930 г.р., родом из д. Субботинка). «Жених привозил духи, одеколону, печатку мыла, гребень. Невеста потом к грудям мыло клала, венчаться поедут дак. Потом эту печатку берегли: мало ли, глаза болят ли, ребенок ли заболеет. Берегли, мыли этим» (с. Калинино, зап. от А. Новиковой, 1915 г.р.).

В населённых пунктах Сергинского, Тихановского, Зарубинского поселений обрядовая процедура, содержавшая требование платы за место за праздничным столом и ритуальную кражу пирога, получила название место выкупать. Фрагментарно (только на территории Зарубинского сельского поселения) встречается ритуальная процедура бросания обрядового хлеба. «Жених с гостинцами едет. Без гостин- цев-то не пустят, невесту-то выкупить надо. Он идет с гостинцами, с подарками, с калачами ездили, с хлебом. Надо выкупать невесту-то - вот девки с ребятами борются» (с. Серга, зап. от А.М. Солохиной, 1923 г.р.). «Девки и дружкам цветки, и жениху, ему цветок, и дружке от жениха девушки прикалывают. Если дружки или гармонист, то тут бант и ленту вязали. Да недаром. Ещё дружке песни поют: «Уж ты, дружка, ты храбрая», - тут называют, величают его. «Вот тебе цветок, одари» Ленточку и цветок восковой ему прикалывают, он опять должен одарить. Мне даже двадцать пять рублей дали. «Розан» ещё дружкам пели» (с. Зарубино). «Для дружек делали цветы белые, прикалывали дружкам с ленточками голубыми, белыми» (д. Плешково). «У жениха, у дружек синие ленты такие, ещё жениху делают маленькие такие цветочки, восковые тоже. Эти цветочки жених выкупает у девок, те опять на костюм ему ладят» (с. Калинино, зап. от А. Е1 овиковой, 1915 г.р.). Выделяются костюмом и свахи - они были обычно одеты в чёрные кашемировые шали (г. Кунгур).

«Как приезжат свадьба, сначала невесту не дают. Оне тогда дарят этот калач, ну, калач, каравай, девкам. Парни-те жениха-то, дак оне выкупают у девок невесту, дарят этим девкам. Через людей вот эдак кидают. Девки стоят, а парни по ту сторону. Невеста у девок, а жених у парней. Раз выкупают дак. Вот они и бросают среди девок. Какой девке попадется, той, говорят, и вперед замуж выйти. Потом едят его, каравай-от» (с. Зуята, зап. от А.О. Старцевой, 1928 г.р.).

Распространенная забава - пересолить свадебное угощение. «Жених приехал, сам пересолил всё и сказал: «Ничё не умеет молодая делать. И мать не умеет, и она сама. Давайте воды». Попробовал питьё, опять: «И даже вода-то у них соленая» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.). «На свадьбу шафер привёз соль и всё пересолил, а всё равно всё съели, выхлебали» (с. Калинино).

Выкуп невесты обставлялся как самостоятельный игровой эпизод. «Невесту выкупать заставят. Дружки перво идут в дом, там невестина родня займёт место-то, вот выкуп требуют, дружки расплачиваются. Раньше кумышка* была белая, её на хлебе гнали, её не как брагу перегоняли, это называется перегон*, а кумышку-то квасили перво, она хлебная была, вот ей выкупали» (д. Зарека, зап. от

Н.А. Пешковой, 1940 г.р.). «Невесту не показывают ещё сразу-то. Дружкам-то: «Давай выкуп» (д. Будайки). «Дружки у жениха выкупали. Займут за столом место у молодых: тут или сестра или братья сядут, и просят тут: «Сколько на столе уголков, столько нам пятаков. Сколько на столах цветочков, столько нам корочёчков. Сколько на узле завязочек, столько нам десяточек» (с. Троицк, зап. от Н.Л. Вер- типраховой, 1956 г.р., родом из с. Юговское). «Платок с горошками возьмут: «Сколько горошков, столько и рюмок». А то невесту тут спрячут, не отдают, платок-то тут и тащат, чтоб выкуп за девку взять. Чем мельче горошки-то, тем больше выкуп-то будет, там рюмок ли конфет, кто деньгами» (д. Патраково). Не пускают как - снарядят невесту, какая-нибудь старушка сядет, ей вуаль сделают из тюли, из веника венок сплетут; жениха еще ей снарядят, а когда и маленьких оденут. Место де занято, вот его выкупать надо» (г. Кунгур).

«За стол-от сядут, дак там садятся свадебжане, кто попроворнее, мужчины. Вот надо выкупить место жениху-то, а тут на месте ведь девки сидят. Целу пол-литру как-то у нас спросили» (с. Серга). «Место выкупают - родители трех крепких мужиков посадят за стол. И от жениха которые, они должны подать им по три стакана браги, тогда жениховы гости только садятся за стол. Три, наверно, стакана браги, тогда ведь брага была, выкупали. Они по три стопки выпьют, место уступят» (д. Плешково, зап. от А.П. Третьяковой, 1935 г.р.). «Накрывают на стол, ихни гости садятся, а дружки подходят ко столу, наливают. Три подачи выпьешь сподряд, значит, всё, невесту выкупили. А не выпьешь - канитель, начнут спорить» (с. Зуята, зап. от А.Е. Букиревой, 1927 г.р., С.М. Букиревой, 1929 г.р.). «Опять тоже там ведь пирог оне везут, гости. Так ведь девки воруют пирог-от. Кто-нибудь там под стол залезет, надо пирог-от как украсть. Вот выпьют и вылезают с места, и жениховы гости садятся» (с. Серга, зап. от А.М. Солохиной, 1923 г.р.).

Вывод невесты

Вывод невесты - торжественный момент. Жених ждёт невесту за столом, ему поют особую песню «Винная ягодка»:

Ой, ты, винная ягодка, виноградная веточка.

Удалой да молодец, Николай Степанович.

У тебя, у молодого, у тебя лицо белое,

У тебя лицо румяное.

Мы не сможем узнати, мы не можем распознати Удалого молодца, Николая Степановича.

Мы теперь узнали, мы теперь распознали Удалого молодца, свет Николая Степановича.

По его лицу белому, по его лицу румяному,

По пестушке веселому, по его по ясным глазам (д. Плешково, зап от А.И. Сайдаковой, 1947 г.р.).

«Вот гости жениховы уже за стол встали, девки начинают петь: «Я не выйду не выступлю без родимого тятеньки, без его правой рученьки, без крупитчата колачика» (д. Плешково). «Красоту пели: «Выходила красна девица». Отец выводит невесту к жениху под песню «По лугам вода вёшная» (с. Калинино).

По лугам вода вёшная, по лугам разливалася.

Унесло и увеяло три корабля от бережка.

Что де первот корабличек с сундуками коваными,

Что второй-от корабличек с шитой-браной постелею,

Что же третий корабличек со душой красной девицей,

Со Татьяной Васильевной.

Оставалася мамонька на крутом бережочике,

На желтом на песочике Стоючи она плакала:

- Ты, родимоё дитятко,

Ты оставила мамоньку.

Да еще ты оставила свои алые ленточки.

- Я по ленточки ворочусь, я по алые ворочусь.

И сказали подруженьки

- Не бывать не воротишься.

Ты теперь во замуж пошла за чужого чуженина,

За удал добра молодца, за Максима Максимовича.

Да душа красная девица, да что Татьяна Васильевна (д. Плешково).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...