Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русские на кунгурской земле: формирование и этнокультурная специфика 8 глава




Предмет особой заботы - свадебное платье (ткань для него обычно покупал жених), цветы на голову, цветы дружкам. «Платье шили с подружками, и на второй день тоже ведь надо платье, его тоже

шили» (с. Калинино). «Мне на платье красивое купил, материал-то, красивое. Вот когда высватал, после этого принёс» (с. Зуята). «Платье белое, завсегда уж белое. Вуаль длинная, рукава длинные, платье длинное, само платье длинное, цветы красивушшие надеты. Цветы- то вот какие красивые делали» (д. Заспалово, зап. от А.И. Смирняги- ной, 1929 г.р.). Изготовляя восковые цветы, замечали: «Если, когда делают венок, ни веточка, ни воск не отпали, прилепились и висят, то детей много будет у молодых, жить хорошо будут» (с. Серга). «С женихом мы ходили, заказывали цветы вместе, сколько дружек, столько и цветов и тоже из воска им, как и невесте. Что цветок на грудь невесте, то и дружкам прикалывали» (д. Будайки, зап. от А.Е. Жуйковой, 1936 г.р.).

Здесь же на девишнике готовили к свадьбе пиво и брагу. «Свадьба через месяц - ну, дак надо приготовить, наварить пиво, все наварить» (с. Зуята). Девушки заранее спевались - «До обрученья девки разучивали песни, спевались, в посиденок-то. Спевались со старухами, чтоб они умели тоже петь. Потом даже семьдесят рублей мы напели - дарили ведь деньги» (с. Зуята, зап. от А.О. Старцевой, 1928 г.р.). «Девишник за две недели, вышивают, вяжут, песни пели, спевалися, чтобы всем песни отхлопать, деньги заробить» (д. Заспалово).

Частыми гостями на посиденках были жених и его друзья. «Жених на девишник приезжал, привозил с собой конфет, орешков, семя, это всем привозил девчонкам. Ещё вуаль покупал, цветы и платье, все это дарил невесте» (с. Бым). «Жених ездит кажду субботу на выходной, девкам гостинцы везет. Дружки приезжают с ним, девок катают по деревне, лошадей украсят ленточками. Летом дак долгушки*, сели, поехали. На каждой долгушке песни играли на гармоне. Песни поешь - беда весело было» (д. Плешково, зап. от А.С. Еремеевой). «Девичник был перед свадьбой - играют кадриль. У нас изба была малехонькая, два окошка всего было, дак полна-преполна изба народу. Повернуться негде, все равно играли. И девки и парни» (с. Бым, зап. от В.И. Трениной, 1925 г.р.). «В дивишник все дарили невесте. Мыло подружка ей обязательно дарила, потом это мыло в карман и

венчаться. Его хранили. У детей заболят глаза или там что, дак этим мылом умывали» (с. Троицк, зап. от Истоминой, родом из д. Кукуй).

По веники ездить. Окошки мерить. Половики мерить.

Весьма специфична в крае ритуальная процедура, связанная с посещением дома жениха в дни девишника, чтобы мерить окна или пол, попросить веники. По нашим материалам, этот обрядовый эпизод имеет жесткую географическую привязку. Обрядовое действие мерить окошки* (или, реже, половики) распространено в деревнях Калининского, Ленского и Троельжанского поселений. Аналогичное по смыслу действие ездить по веники* (также визит к жениху до свадьбы) фиксируется в основном в деревнях, расположенных на территориях нынешних Тихановского и Неволинского поселений.

«Девишники были, ак эть шили всё, надо ведь, всё обмеряют, чё надо, шторы надо, и чё и, все. Дак девки обмеривают у жениха, специально ходят к нему. Кого пошлешь, идут, меряют. Обмеряют, скажут, сколько льна. Потом шьют, кто на руках, у кого машина есть, дак машиной» (с. Калинино, зап. от З.А. Красильниковой). «Девки окошки мерять ездили, какие занавески, какие шторы надо будет, с невестой ездили. Их там угощали» (с. Бым). «Невеста окошки меряла, шторы делала в дом жениха, еще на зеркало тоже накидку сделает, потом свахи в свадьбу повешают» (д. Весляны). «Прикажут* невесту, высватают, она идет к жениху шторы мерить, клеенки там на стол. Эта сваха первая приедет, все приданое повесит, и свадьба начнется» (с. Калинино). Обмерять окна могли также сватья, мать жениха, так называемая постельна сваха, отвечающая за приданое. «Вот сосватаются, от невесты крестна или сваха едет к жениху, меряют приданое, окошки, пол, там всё по размерам ведь надо сделать» (с. Калинино). «Специально день был, когда ездили половики мерять. Выберут день, постельна сваха да невестка, вот они и идут к жениху, меряют окошки, занавески надо шить, половики. Это постельная сваха* все смеряет, потом на девишнике всё сошьют» (с. Калинино, зап. от В.В. Курочкиной).

Поездка за жениховыми вениками обычно проходила вечером, ехали только подруги невесты. «Перед самой свадьбой уж девки по веники ездили, подружки-то, а невеста дома сидела. Они одни к жениху ездили. На лошади поехали, обратно на дугу тут веники навешают. Приедут ещё к жениху-то, их брагой угощают» (д. Пат- раково, зап. от Р.И. Болотовой, 1935 г.р.). «По веники ездили - это в девишник, вечером. Девки ездят без невесты. Родители жениховы встречают, на стол накроют, чай, вкусное че-нибудь про девок. Веники на дугу навешают, и они едут обратно с имя» (с. Троицк). «На лошадь-то ленточек навяжут, веников навяжут, где на шею, где за хвост ленточки привяжут. Это еще до венчания делали, до свадьбы. Это с женихом так катаются, крестна и сватья тут сидят, катаются» (д. Колпашники). «Ещё за вениками приезжали до свадьбы к жениху. Лошадь украшали вениками полностью, на оглобли даже вешали. Это до обрученья было. Была свекровь дома, она угощала девок-то, бражкой угощала. На одной лошади ездили, без невесты» (с. Троицк, зап. от А. Вертипраховой, 1937 г.р., родом из д. Ключ). «Веники на лошадь весили, это когда девки ехали в гости к жениху до обрученья. Там их угощают у жениха-то. Веники навешают, лапти, кто че придумает. Лошадок вениками обвешают, а в свадьбу-то уже только ленточками. А тут веники вяжут на оглоблю да на дугу, к саням сзади еще лапоть привяжут» (д. Ключ, зап. от П.И. Болотовой, 1937 г.р.). Иногда в этом действии участвовала и невеста - «Девушка ещё до свадьбы-то ездила к жениху по виники. У жениха невесту чаем напоят, на дуги веники повесят, так домой и отправят, по три четыре веника, потом уже этими вениками невесту-то и парят» (д. Весляны).

Баня.

Баня для невесты готовилась непосредственно перед свадебным днём. «Баню топят девки, подружки-те. Топят осторожно, если постучать там по головешкам, девку будет муж бить» (с. Зарубино). Когда невесту ведут в баню, она держится за полотенца, ей поют припевы - причеты (с. Тихановка). «В баню идут с веником, от жениха

привезли который. Девки и вымоют невесту» (с. Кинделино). «Вот невесте веник дадут, невеста этим веником машет, и кого первым из подруг ударит, та вроде как замуж должна выйти сразу после невесты» (с. Тихановка, зап. от З.А. Кисилёвой, родом из д. Теплая). «В бане мылися когда девки с невестой, дак тут опять веник бросали, веником тут девка-то всех напарит, нагужгат* комлем-то, чтоб запомнили» (д. Зарека). «Невеста зажмурится и кого первого на полке или где ли махнет веником, заденет, та девка замуж и выйдет вскоре» (д. Одина). «Невеста должна была мыло бросать, в кого попадёт. Она бросает его за себя, в котору девушку попадёт, та в тот год замуж выйдет» (с. Зарубино). «Мыло бросали через спину, кого задело, та и замуж первой выйдет» (д. Мягкое Поле). «После бани невеста тут подружек своих еще полотенцем колотит» (с. Бым). «На девичнике полотенце скрутят, и кого этим полотенцем невеста ударит, де- вушку-то, та скорее за невестой замуж выйдет» (с. Калинине, зап. от В.В. Курочкиной).

Следующее действо последнего вечера - заплетание невесте косы. «Придут из бани и косу заплетают. Невеста должна реветь, а подружки песни поют. После бани-то ещё одну косу заплетали» (с. Троицк). «Сестра плетёт, заплетёт косу крепко, чтобы потом не расплести было» (с. Зуята, зап. от А.М. Сайдаковой, 1934 г.р.). «Косу плели в дивишник. В одну косу плели, тут ещё ленту вплели одну, на конце косы бант сделали» (с. Троицк). «После бани косу девке заплели, она увязалась. Платок повяжут, вот так под подбородком пропустят концы-то платка и на затылке увяжут, да ещё узлов навяжут тут. Это чтобы волосы-то не распались» (с. Зарубино). «Косу-то одну на девишнике заплетают, крестна ли, мать ли. В песне-то мать: «Заплети, родима мамонька, да косу русую» (д. Патраково). «Ещё вот вытьё было, когда жениха-то не было ещё. Невесте припевают там жениха, своих родственников. Когда плетут косу, поют. На конце косы-то ещё бантик сделают. Вечером мать плетёт косу девушке, после бани-то, тут и плачут, вот и вытьё:

Ты, родимая моя мамонька,

Подойди ты ко мне младёшеньке,

Заплети ты-ко мне русу косоньку,

На роду-то не впервые,

Да в дивьей красоте во последние.

(с. Зарубино).

Весьма специфичен проводимый в последний девишник обряд невестина каша. «После бани невеста подруг кормит. Вот поставит на стол кашу, ложку воткнёт и так в ладошках ручку-то вертеть начнет. Вот в кого каша попадет из девок-то, они тут же сидят, та быстрей замуж выйдет. В кого больше каша прилетит, та быстрей выйдет» (с. Калинине, зап. от А.Д. Самоловских, 1930 г.р., родом из д. Субботинка). «Подружки кашу едят обязательно. И не знаю кто, наверно, невеста под потолок кашу-то бросает. То ли невеста, то ли крестная её. Так швырнет кашу, она в потолок повесится» (с. Калинине, зап. от А. Новиковой, 1915 г.р.). «Невестину кашу» знают многие народы - у норвежцев, например, она готовилась из пшеницы со сливками и подавалась, когда невеста уже переодевалась в костюм замужней. В Прикамье (с. Барда) зафиксирован оригинальный сюжет с невестиной кашей, когда горшок прятали как можно тщательней перед приездом жениха. «Горшок с кашей спрятают, кому-нибудь бабам хоть под подол. Дружки приедут, ищут. Если найдут, уже всё, никаких выкупов, невеста наша де, увозят. «Каша наша, и невеста наша» (Печмень). Отмеченный в с. Калинине ритуал приурочен к другому моменту свадьбы и совпадает с другим действием - с угощением невесты молоком (чердынское), когда она должна, с силой ударив по столу и по ложкам в чашках, расплескать его на подруг.

Редкий в прикамской традиции ритуал - укладывание невесты в вечер перед свадьбой в передний угол. «Вечером невесту спать укладывают в переднем углу. Там лавки, вот там и спала в переднем углу в последнюю ночь-то. Коса у неё заплетенная с ленточками» (с. Зарубино). Иногда она оставалась сидеть в углу до утра закрытая платком.

Обрученье.

Обрученье в местной традиции - то же, что свадьба у невесты (или первые столы): «Свадьба у невесты называтся обрученье» (с. Серга); «У девки обрученье, у парня свадьба» (д. Ключ). На обрученье приходили не все родственники молодых, а только те, кому посылали в виде приглашений каравашки, специально приготовленные обрядовые хлебцы (с. Ленек). «Если на обрученье было шесть человек, значит со стороны жениха тоже должно быть шесть человек» (с. Троицк). «Много-то тут не были: отец, мать и крёстна, крёстный, если есть, самые близкие только» (д. Патраково).

«Вот приехали в дом родителей девушки, всем поезжанам песню поют»:

Не было ветру, не было ветру, вдруг повеяло,

Не было гостей, не было гостей, вдруг приехали.

Полна ограда, полна ограда вороных коней,

Полные сени, полные сени молодых парней.

С песенкой* вас, гости дорогие

(г. Кунгур).

Одно из главных событий обрученья - вывод невесты. «Когда невесту срядили, жених приезжает, тут дружки, тысяцкий, крестна, всех посадили за стол, и тут уже невесту мама выведет, если отца-то не было. Жениху передаёт по платочку. Жених принял, мама вышла» (с. Зуята, зап. от А.М. Сайдаковой, 1934 г.р.). «Крёстный выводил невесту за платочек, или отец. За платочек держится, и он её передает жениху. Жених садит её с собой рядом, потом он может за платочек её держать, а может и за руку» (д. Обухово). «Молодые сидят с платочком, они за руки не имеются*, правыми руками за платок держатся. Им все время тут вместе надо было, чтобы вместе всю жизнь жили, такая примета» (с. Зуята, зап. от Т.Е. Пачиной, 1926 г.р.).

На вывод невесты пелась особая песня «Выводил меня тятенька, становил меня тятенька за столы-те дубовые, да за скатерти шелковые». Обязательно исполнялась песня от лица невесты «Не сама я во замуж пошла»:

Не сама я во замуж пошла, не сама поохотила.

Поохотил мой тятенька, приневолила мамонька,

Посоветовали люди добрые да соседи хорошие.

Выводил меня тятенька да за правую рученьку.

Становил меня тятенька середи пола дубового,

Да велел низко кланяться, одному на особицу,

Да Ивану Ивановичу

(с. Серга, зап. от А.М. Солохиной, 1923 г.р.).

Обязательный элемент обрученья - бросание невестой свадебного калача. «Когда невесту за стол ведут, она ещё калач бросит. В кого из девушек попадет, та замуж-то и выйдет. Калач мать стряпала» (с. Кинделино). «Вот полка была, грядка, через неё калачик бросали. Девчонки ушли к дверям, а невеста лицом к иконе встанет и кидает калачик девчонкам через спину, кто поймает. Кто вперёд поймает, тот вперёд замуж выйдет» (с. Зуята, зап. от А.М. Сайда- ковой, 1934 г.р.).

 

Пока молодые стоят за столом, им поётся песня «Из-за леса из-за темного»:

Из-за леса из-за темного, из-за садика зеленого Собиралась тучка грозная со снегами со сыпучими,

Со морозами да со трескучими.

Дочка к матке собиралася, поссорившися, дочь поехала,

Ой, поехала дочь да недоехала.

Лошаденка утомилася, тележонка изломилася.

Все каточки раскатилися, ко дубочку прикатилися.

На дубу сидит соловушка.

- Ой, ты, птушка, птушка вольная, ты лети в мою сторонушку,

К матушке во зелен садок, к батюшке во нов терем.

Ты неси, неси, соловушка, матушке да низкой поклон,

Батюшке челобитьице.

Ты скажи, скажи, соловушка, что пропали наши головы,

За боярами да за ворами.

Гонят малого, гонят старого на работушку ранешенько,

А с работушки позднешенько

(с. Серга, зап. от К.М. Полыгаловой, 1928 г.р.).

Песня «Ой, пашенька не пахана» пелась для жениха:

Ой, пашенька не пахана, да ой да, не пахана, не боронена, да ой да.

Зарастай, моя полосонька, да ой да, частым ельничком-березничком, да ой да.

Горе-горьким да осинничком, да ой да.

Как во этом во осинничке, да ой да, отстроена нова темница, да ой да.

Как во этой новой темнице, да ой да, посажён был добрый молодец, да ой да,

Чернецов Захар Захарович, да ой да.

Он по темнице похаживал, да ой да, из окна в окно поглядывал, да ой да,

Со друзьями разговаривал, да ой да.

- Вы, друзья мои, товарищи, да ой да, не с моей ли вы сторонушки, да ой да.

Я пошёл бы с вам во полюшко, да ой да, у мня рученьки завязаны, да ой да,

У мня ноженьки закованы

(с. Калинине, зап. от В.К. Ситниковой, 1930 г.р. К.А. Ситникова, 1928 г.р.).

Вообще к жениху как к гостю было обращено несколько песен. Это песня «По полю, полю Макарьевскому» («По полю, полю Ма- карьевскому. чьи это кони бегут вороные, чей это конь наперед-от бежит - это же конь Николаюшков...»), песня «Винная ягодка»:

Ещё винная ягодка да виноградная веточка,

Да разудалый добрый молодец, да свет Иван да Васильевич,

Да со своей, со обрученной да душой красной девицей,

Да свет Настасьей Ивановной.

Что и всех вас по имени да и всех вас по отчеству,

Одному на особицу,

Да разудалу добру молодцу, да свет Ивану Васильевичу,

Со его со обрученной да с душой красной девицей,

Со свет Настасьей Ивановной (г. Кунгур).

Песня «Прилетел сиз голубочек» иносказательно представляет приезд жениха и чаепитие:

Прилетел сиз голубочек на мой теремочек,

Со моего теремочка на красно окошко.

На окошечке воркует, сам голубку будит:

- Ты, голубка, разголубка, радость, пробудися.

Я не первый раз пришёл, открывай мне двери,

Если двери не откроешь, открывай окошко.

Я окошко отворяла, милого пускала,

За правую ручку брала, в горенку водила.

В нову горенку водила, на диван садила.

На диванчике садила, чаем напоила.

Чаем-кофием поила, дружку говорила:

- Ты поедешь, мил, кататься, ты мною не хвастай.

Если будешь похваляться, будем расставаться

(с. Серга, зап. от З.А. Богдановой, 1927 г.р.).

Непосредственно момента становления молодых за столы касается песня «Русые кудри за стол пошли»:

Русые кудри за стол пошли, русую косу за собой повели.

Ох, парень у Маши выспрашивает:

- Скажи мне, Марусенька, кто тебе мил?

- Ой, мил мне милешенек батюшка, ещё-то милей родна матушка.

- Ой, это, Маруся, не правда твоя, ой, это, Ивановна, не истинная.

- Скажи мне, Марусенька, кто тебе мил?

- Мил мне милешенек ты, господин

(с. Калинине, зап. от А.И. Пустобаевой, 1909 г.р., А.И. Фофановой, 1914 г.р.).

В обрученье (при свадьбе «на обеих столах») перепевался весь свадебный репертуар, особенно много исполнялось величаний. Песню «Да во саду да виноград цветет» исполняли недавно поженившимся, молодой паре:

Да во саду да виноград цветет да ягода малина, по горам она цветет.

Виноград-от - Николай господин, зеленый Семенович.

А ягода малина - Анна душа.

Им же люди позавидовали, что в совете и любви хорошо они живут.

Не дивуйте, люди добрые, на нас, уж вы сами таковы (с. Серга, зап. от Т.С. Лукиной, 1928 г.р.).

Песня «То не винная река протекла» также пелась гостям-суп- ругам:

То не винная река протекла, то не винна, не патошная.

Среди нова города прошла, воротушку белокаменну нашла.

Средь Москвы да становилася.

По той речушке судёнышко плывёт, на судёнушке немножко людей,

Да по моёму счёту девять человек, да что десятый удалой молодец,

Да свет Иван да Васильевич,

Да со своей со обрученной, да душой красной девицей,

Да свет Светланой Ивановной.

Что не всех вас по имени, да не всех вас по отчеству,

Да одному на особицу,

Да разудалу добру молодцу, да свет Иван-от Васильевичу.

Да со своей милой ладушкой, да со своей со обрученной Да душой красной девицей, свет Светланой Ивановной (г. Кунгур).

Стояние молодых за столами продолжалось и когда начиналось угощение гостей. «Они приехали со своим, давай угощать невестиных гостей, по три подачки подавали, подходили, выпивали, закусы-

вали. Жених пирог рыбный привозит и вино. Кто подходил, выпивал, пирогом-то и закусывал. Три стакана стоит, лагунчик бражки. Крестный приглашает: «Подходите, ваша пара, ваша пара». По три человека подходят, каждый берёт по рюмочке, пьют, пирожком закусывают. Там верхняя корка снята, рыбку поддевают вилочкой. Молодые за столом в это время стоят. Пока три подачи идёт, все гости на ногах стоят. Это обрученье считается» (с. Зуята, зап. от А.М. Сайдаковой, 1934 г.р.). «Молодые тут не пьют, стоят, на второй день венчаться, вот и не пьют» (Ключ). Когда гостей приглашают за стол, с одной стороны садятся гости невесты, с другой гости жениха (с. Троицк). «Невеста сидит под иконой, рядом с ней её крёстная, со стороны жениха сидит тысяцкий, его крёстный, дальше его крёстна. Его родители-то тут не приезжали, и невестины родители тут не садились за стол» (д. Плешково).

Опеванье гостей по очереди включало исполнение песен жениху с невестой (их поют сначала), затем тысяцкому, его крёстне, другим гостям и в последнюю очередь дружкам (д. Плешково).

Тысяцкому исполняли песню, «Пристало черемухе»:

Пристало черемухе во саду цвести,

Пристало княж-тысяцкому за столом сидеть.

За столами дубовыми, за скатерками шито-браными,

За яствами сахарными, за питьями медвяными.

Ты подвинься, тысяцкий, под иконы небесные, под свечи воскуярые.

Под тобой полы дубовые, под тобой ковры постелены.

Мы тебя узнали по лицу по румяному,

По ясным очам, по черным бровям, удала добра молодца.

- Ой, вы, девицы-красавицы мои, да помолитеся Богу за меня,

За дорогого за гостя, за доброго молодца, княжи-тысяцкого, Ивана Степановича.

Да ещё вы помолитеся за мою ладу милую,

За свет Прасковью Ильиничну,

Да за моего сына милого, свет Петра Ивановича,

Да за мою дочерь милую, за невесту - голубушку,

Свет Анну Дмитриевну

(д. Плешково, зап. от П.И. Мелковой, 1938 г.р.).

Для именитого гостя исполнялась песня «По лугу, лугу по зеленому»:

По лугу, лугу по зеленому ездил-поездил удалый молодец,

Свет Иван да Васильевич.

Конь-то под ним да пятьсот рублей, гриву-то несет, всё чисто поле метёт.

Хвост-то несёт золотой трубой К дому подъезжает, жену спрашивает:

- Дома есть не дома жена барыня моя,

Жена барыня моя, свет Настасья Ивановна?

Если спит не будите её, если в саду, то я сам пойду.

Сам пойду, за собой приведу дорогую жену, свет Настасью Ивановну

(Песня записана в г. Кунгур; исполнители откомментировали песню следующими словами: «К этой песне можно еще припевку-то добавить, если дети есть у гостя-то - ещё есть у вас милый сын да свет Иван-от Иванович, ещё есть у вас милая дочь да свет Катерина Ивановна»).

«Девки песни споют, с блюдечком подойдут, им деньги на блю- дечко-то кладут. Вот тут ещё женихова крёстна была, ей припевают: Ты, княжна, болыиа свашенька, да дорога люба гостьюшка,

Да дорога, небывалая.

У тебя лицо белое, да у тебя брови черные,

Да как пером наведенные, со пером со чернилами.

Молода жена боярыня да со своим да со крестничком,

С Михайлом Александровичем,

Со его со обручною, со Татьяной Васильевной.

Молода жена боярыня что Лариса Ивановна»

(д. Плешково; исполнив песню, девушки поздравляли величаемого: «С песенкой!»).

Большой свахе в обрученье исполняли песню про гостьюшку: Чья, чья гостюшка, дорога, небывалая,

Да княжна болына свашенка, Степанида Яковлевна.

Ты откуда приехала, из какого ты города?

Мы не можем узнати, мы не можем распознати Дорогу нашу гостюшку, дорогу небывалую,

Да княжну больше свашенку.

Мы теперь узнали, мы теперь распознали Дорогу нашу гостеньку, дорогу небывалую.

По ее лицу белому, по ее лицу румяному,

По говору хорошему, по поступке веселому.

По её по ясным глазам.

- Ой, вы, девицы - раскрасавицы,

Да помолитеся Богу для меня,

За дорогу за гостюшку, за княжну болыну свашенку, Степаниду Яковлевну.

Да вы ишо помолитеся за моего ладу милого,

За свет Сергея Леонидовича.

За моего сына милого, за свет Михаила Николаевича.

За мою дочерь милую, свет Ирину Геннадьевну.

За невестку- голубушку, свет Анну Дмитриевну»

(д. Плешково, зап. от А.И. Сайдаковой, 1947 г.р.)

Исполнялась в обрученье и песня для гостьи-вдовы:

Чья, чья, гостюшка дорогая, небывалая,

Да Наталья Ивановна

Мы не можем узнати, мы не можем опознати Дорогу нашу вдовушку, гостюшку небывалую.

Не по лицу белому, по её порушенному,

По её по ясным очам, по её черным бровям,

По её платьишку светлому.

Платьишко на гостюшке колыхается,

Да речкой разливается.

Мы теперь узнаем, мы теперь опознаем

Дорогу нашу гостюшку, дорогую, небывалую,

Да Наталью Ивановну.

Чья, чья гостюшка, дорогая, небывалая (с. Серга, зап. от В.А. Мульковой, 1939 г.р.).

Другая песня для одинокой женщины «Грановитая палата» обращает на себя внимание использованием городской тематики:

Грановитая палата, грановитая палата становилася, становилася. Как во этой во палате, будет свадебка, будет свадебка.

А на свадебке, а на свадебке будет гостьюшка, будет гостьюшка. Свет Настасьюшка, свет Ивановна.

Во компании не сиделося, не сиделося.

Её буйная головка разболелася, разболелася.

Все угары в голове расшумелися, расшумелися.

Вся фабричная посуда разбренчалася, разбренчалася.

Все дубовые столы расшаталися, расшаталися (г. Кунгур).

«Вот крёстна приехала, заходит в избу, её опять встречают вытьём:

Ой, не от ветра, ой, да не вихоря, ой, тяжело двери открывалися, Ой, на пяте двери становилися,

Ой, на ту пяту на хрустальную, все на петельки на шелковые.

Вон идёт же ко мне да и жалует восприёмная крёстна мамонька Да со дарами да со великими.

Не осуди меня да крёстнушка, я не вышла тебя да не встретила, Во слезах да не увидела, во кручинушке не услышала»

(с. Зарубино).

Для молодой супружеской пары пели:

Мимо саду, мимо саду, мимо зеленого Летел голубь, летел сизой, золотая головка,

Вот Иван да Иванович.

Позади летит голубка, позолочена головка,

Молода его жена, свет Настасья Ивановна.

Мы бы летом, мы бы летом, мы в карете золотой,

Мы зимой, мы зимой, мы на лаковых санях,

На вороных лошадях,

Чтобы конику решить молоду жену везти,

Свет Настасью Ивановну (г. Кунгур).

Песня «Как у чарочки у серебряной» восхваляла семейную пару: Как у чарочки у серебряной золотой её веночек.

У Ивана молодца у Васильевича дорогой его ум-разум.

Где не ходит - не гуляет, что не кушает - не пьёт.

Домой едет ночевати, всё велит жене встречати.

- Уж ты, женушка, встречай, дорогая, встречай.

- Недосуг, сударь, встречати, сынка милого качаю,

Себе сношеньку начаю,

Сноху, сноху молодую, заменушку дорогую.

- Уж ты, женушка, встречай, свет, Настасьюшка встречай.

- Недосуг, сударь, встречати, дочерь милую качаю,

Тебе зятюшка начаю.

Зятя, зятя молодого, себе гостя.дорогого (г. Кунгур).

Еще одна песня для гостей-супругов «Во горенке свечки горят»: Во горенке свечки горят, белые восковые да вытаивают.

То Мария по горенке гуляет, свет да Афанасьевна.

Туто ходила, гуляла молода жена - боярыня.

Да доходила, догуляла да до спаленки.

Да своего друга милого да она бужила, побуживала.

Да ты уж встань, душа друг, родный, пробудись.

Отвязался твой добрый конь от столба, столба точеного,

Да от колечка серебряного.

Да убежал твой добрый конь, да он на воду побежал,

Да он повытоптал зелены сады,

Сад со калиной, сад со малиной, сад со черной ягодой смородиной.

Да не тужи ты, мое умное, да не тужи, мое разумное.

Уж мы поживем, наживем пятьдесят рублей,

Уж мы повыкупим, мы повыкупим сад со калиной, сад со малиной,

Сад со черной ягодой смородиной

(с. Серга, зап. от Т.С. Лукиной, 1928 г.р.).

Мотивы угощения содержит песня «Как из горницы в горницу»: Как из горницы в горницу тут и ходила, гуляла Молодая боярыня свет Настасья Ивановна.

Во руках она носила в правой ручке зеленова вина,

В левой ручке меду ставленого,

Под пазушкой бел крупинчатый калач.

За ней ходил удалой молодец.

- Подай, жена, пить зелена вина,

Подай запить меду ставленова,

Подай заисть бел-крупитчатый калач.

(с. Калинине, зап. от А.И. Пустобаевой, 1909 г.р., А.И. Фофановой, 1914 г.р.).

Песня для холостого парня - любопытный пример побуждения к браку друзей жениха и невесты:

Под передним окошечком да вырастали два зелёные дубка.

Да как на дубчиках голубчики сидят да меж собою речь-говорю говорят,

Добра молодца выхваливают, свет Ивана Васильевича:

- Пора, молодец, жениться тебе, времечко-пора свататься.

Взять бы девушку хорошую тебе, да свет Светлану Ивановну. (Песня записана в г. Кунгур. В комментарии исполнители отметили: «Вот у парня девушка-то если есть, её и можно назвать. Как говаривали стары люди - на свадьбах заводились другие свадьбы»).

Молодым гостям пели «Голубочек мой сизенький»:

Голубочек мой сизенький, да лебедочек мой миленькой,

Да где ты, голубь, ты был - спобывал?

- Был я, был я у молодца в гостях, да у Максима Александровича.

- Да и что сударь поделывает, да ишо чем занимается?

- Занимается занимочкой, поутру встаёт ранёшенько Да умывается белёшенько.

Вытирался тонким белым полотном

Да одевал рубашку шелковую да ишо троечку триковенькую.

Да пошёл-вышел на параднее крыльцо,

Да и вскричал он громким голосом своим:

- Уж вы, слуги, вы, слуги мои, да, слуги верны, неизменные,

Да вы сходите во конюшенку, да вы поймайте самолучшего коня Да самолучшего-лучшего.

Да я поеду по всем улицам гулять, себе сужену-ряжену искать. Был я, был я в Петербурге и в Москве, да не нашел я невесту по себе.

Да я еще же назад ворочусь, да во собор схожу, Богу помолюсь. Да ты создай, Боже, Господи, да мне судьбу-ту хорошую,

Да мне невесту-дочерь барышню, красну девицу постелю устилать,

Про удала добра молодца, про Максима Александровича (д. Плешково).

Песня «Синее море, синее море» соотносится с причитаниями: Синее море, синее море на волнах стоит, на волнах стоит.

Наша невеста, наша невеста во думах сидит, во думах сидит. Сдумавши она, сдумавши она, слово молвила, слово молвила:

- Сяду, посижу, встану, погляжу, кто вино пьёт, кто зелено? Папенька пьёт, папенька пьёт по три кружки вина,

по три зеленого.

Папенька, пей, папенька, пей, да меня не пропей.

Сяду, посижу, встану, погляжу, кто вино пьёт, кто зелено? Маменька пьёт, маменька пьёт по три кружки вина, по три зеленого.

Маменька, пей, маменька, пей, да меня не пропей.

Сяду, посижу, встану, погляжу, кто вино пьёт, кто зелено?

Братец мой пьёт, братец мой пьёт по три кружки вина,

по три зелена.

Братец мой, пей, братец мой, пей, да меня не пропей (г. Кунгур).

Аналогична ей песня «Взойду ли я, взойду ли я..

Взойду ли я, взойду ли я на приверх города, на приверх высока. Посмотрю ли я, посмотрю ли я, да как мамонька пьет, да как папенька пьет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...