Русские на кунгурской земле: формирование и этнокультурная специфика 11 глава
дак. Приедут с приданым, и надо на окно навешать, хоть и шторы, и че. Раз невеста ниче не вешат, ей тряпье како-нибудь повешают или чего, позорят» (с. Троицк). «Когда невеста не привезет приданое, вывешивают худые половики везде, всё, чё у свекровки самое негодное есть» (с. Бым). Соседи обязательно приходили его осматривать. «Приходили смотреть приданое. Свахи развешивают, а люди-те идут и смотрят. Смотрелыциков* было на свальбе - пуговки оторвёшь, пока в избу полезешь» (с. Зуята). Благословение молодых В дом родителей жениха молодых заводили со всеми предосторожностями. «Как заходить в дом к жениху, молодым под ноги кидали веники. У кого мало добра, веники, половики стелили - это чтоб к богатству» (с. Троицк). «На голом полу свадьбу-то нельзя, дак солому носили в дом» (с. Серга). «Когда едут молодые от венца, дак по голому полу-то чтобы не шли, нанашивают соломы, а богатые дак ковры стелили. Это чтобы достаток в семье был, чтобы свадьба не по голому полу шла» (д. ПатраковО). «Чтобы колдовства-то не было, вот молодые в дом заходят, дак перед молодым разметают пол веником, притворы дверные у порогов тоже прометают» (с. Тихановка, зап. от З.А. Кисилёвой, родом из д. Теплая). «Пихтушки втыкали снаружи у прохода в дом, когда молодых вели» (с. Троицк). «Пихтовые веточки втыкали, вот с улицы проход в дом украшали, это вот из-под венца- то в дом когда ведут молодых» (с. Калинино). Примеры с украшением входа в дом для жениха с невестой здесь любопытны: в северной прикамской свадьбе во время, когда молодые входят в дом, им под ноги бросают пихтовые ветки. Жених заводил невесту в дом за платочек, молодых обсыпали зерном («к достатку»), «Невеста ещё тут застукивала отца, в окошко стукалась» (с. Серга; обычай стучать невесте в окно - подавать знак своему отцу не прояснен, использовался он, когда у невесты отца не было в живых). «В дом жениха пошли, тут невеста на порог не должна встать, порог как препятствие» (с. Калинино, зап. от А.Д. Са-
моловских, 1930 г.р., родом из д. Субботинка). «Ленточки навяжут к дверным косякам, жениху тут надо перенести невесту. Он несёт, старается, чтобы ленточки не задеть» (с. Серга). «Ещё на ковер запрыгивали, при входе он лежит в доме. Кто вперед запрыгнет на него. Свахи-то выдернуть его пытаются, а жених или невеста быстрей на него прыгают. Вот успела первой, хорошо жить будешь, первая в доме-то станешь. Вот молодые и бьются» (с. Серга, зап. от М.П. Новиковой, 1940 г.р.). «Тут крёстны опять прыгают на половики-то, кто верх будет держать. Если крестна невестина прыгнет, верх невеста будет держать. Это как в дом жениха-то приехали, вот тогда тут, кто выбежит вперед» (д. Зарека, зап. от Н.А. Пешковой, 1940 г.р.). «А в избу когда молодые зашли, их в передний угол проводят» (с. Зарубино). «Вот мы под икону-то встали, народу много, тогда шибко это было заведено, вся деревня, все на полатях, вездеугланы* лежат, все смотрят на жениха с невестой, молодяжник-то, голов десять-двенадцать, мода была заведена такая, полные полати, на печи, везде смотрели на жениха с невестой» (д. Патраково, зап. от Р.И. Болотовой, 1935 г.р.). В местной традиции родители или крёстные жениха молодоженов в доме жениха также благословляли иконой и хлебом. «Вот мы за порог зашли, нам ковёр постелили, там мы встали перед иконами, и мать зэке меня благословляла иконой да караваем» (с. Калинине, зап. от В.В. Курочкиной). «Поклонились молодые, землю рукой задели, потом родители поклонились. Потом нас благословляли иконой. Вот мы рядом встанем, головы склоним, нам по кругу водят иконой, крест-накрест, и заставляют поцеловать икону ещё тут» (с. Юговс- кое, зап. от Т.И. Торсуновой, 1917 г.р.). «Мать иконой над головами кругом три раза делала» (с. Бым, В.И. Трениной, 1925 г.р., Г. А. Некрасовой, 1943 г.р.). «Вышли свёкр со свекровкой, с иконой. Мы в ноги им упали, вот они нас тут и благословили иконой» (с. Серга, зап. от Н.Д. Новиковой, 1929 г.р.). «Род жениха благословляли Иисусом Христом. Иконой стучат крест-накрест молодым по головам, чтобы слушались» (с. Ленек). «Говорили ещё, когда благословляли: «Во имя отца и сына и святого духа. Аминь». Иконой по голове крест-накрест стучали ещё» (с. Серга). «По чужим не шариться наказывали, не бегать по чужим-то как» (с. Калинине). «Крёстна подходит женихова, она уже тут должна икону поднести, поцеловать, благословить. И невеста тогда крёстную крёстной называет. И мама подойдёт. Мама женихова благословляет. Женихова мать должна тоже благословить, чтоб невеста её матерью назвала. Оттого ведь и зовут матерями, иконой благословляют дак» (с. Зарубино).
«Хлеб выносят, хлебом благословляют, зерном обсыпают. Крест- накрест делали хлебом, как и иконой. Хлеб ещё откусывали молодые, кто больше откусит, тот и хозяйничать в доме будет» (д. Ключ, зап. от П.И. Болотовой, 1937 г.р.). «Молодые хлеб кусают. Хлеб пекли специально круглый, по краям тонкая полоска из теста кругом, а в середине клётка из теста» (с. Ленек). «Мать жениха вышла и вынесла нам каравай, и солонка на нём, на вышитом полотенце» (с. Кали- нино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.). «Благословляла нас крёстная, хлеб давали кусать, кто больше откусит, тот хозяин будет, и все кричали: «Больше кусайте, больше» (с. Троицк, зап. от А. Вертипра- ховой, 1937 г.р., родом из д. Ключ). «Если большой кусок откусишь от свадебного каравая - будешь богато жить» (с. Калинино). «Кусок каравая разорвали. У жениха-то больше осталось, дак сказали, мол, экономный будет» (с. Серга). «Кто из молодых больше откусит, тот дольше будет жить» (д. Зарека, зап. от А.А. Стерлиговой, 1935 г.р.). «Жених откусит и отдает откусанный кусочек своей крёстной, та завернет этот кусочек в тряпочку. Это же самое делала и крёстная невесты, только уже с кусочком, который откусывала невеста, это хранить» (с. Ленек). «Этиукусы* берегли - вот я в коробке всё хранила» (с. Калинино). «Откусы* эти хранили, у меня вон до сих пор в сундуке лежат, не испортились, ничё» (д. Патраково, зап. от Р.И. Болотовой, 1935 г.р.). «Хлеб-от, куски-то откушенные не съедали, хранить их заставляли. Вот и мыло хранили невестино. Загадка даже такая есть. «Скажи, чего бабушка у себя в сундуке хранит?» - «В одном углу мыло, в другом крестик, там и кусочки хлеба», - загадка надьто такая была» (д. Зарека, зап. от М.Н. Корсакова, 1939 г.р.). В ряде мест кусочки откушенного молодыми хлеба клали на божничку. «Не ели эти кусочки. Говорят, когда будешь рожать, дак ребят будет если грызть, так этими кусочками пупик надо обводить. Я хранила всё» (с. Зуята, зап. от А.М. Сайдаковой, 1934 г.р.). «Кусочками можно пуповину чертить, если заболит» (с. Кинделино). «Долго надо было хранить эти сухарики-то. Будто первого ребенка родишь - вот ему их надо размачивать и кормить» (д. Одина). «Хлеб на божничку клали, он полежит, высохнет, потом его птичкам раскрошат» (д. Колпашни- ки, зап. от М.А. Ганиной, 1927 г.р.).
Оставшийся хлеб разрезали и ставили на стол, на него ставили солонку (с. Кинделино). «Этот каравай, от молодых, потом режут, и все едят» (с. Зуята, зап. от А.Н. Мальцевой, 1924 г.р.). Куфту закручивать. Кулышку заплетать Строго выполняемое правило первого дня свадьбы - чтоб на молодых пришло посмотреть как можно больше соседей. «Человека, говорят, три раза смотрят: когда родился, когда женился, когда умер. Все идут» (д. Зарека, зап. от Н.А. Пешковой, 1940 г.р.). «В селе все ходили смотреть на молодых, до того набьются в избу, пройти нельзя» (с. Троицк, зап. от Н.Л. Вертипраховой, 1956 г.р., родом из с. Юговское). «Как благословили молодых, за стол завели, и там люди приходят, хвалят их. Могут даже ядовитое что-то выкрикнуть, мол, жених лучше невесты» (д. Ключ, зап. от П.И. Болотовой, 1937 г.р.). «Соседи хорошими* молодых: «Хороши ли, хороши?» - «Как не хороши». Тут уж кто как кричит» (с. Троицк, зап. от М.И. Белышевой). «Потом уводят невесту из-за стола, переодевают её, венок снимают, заплетают две косы, по-женски одевают» (с. Тихановка, зап. от З.А. Кисилёвой, родом из д. Теплая). «К венцу-то у невесты волосы распущены были, а когда от венца приехала, крёстные венок снимают, волосы разделяют» (с. Зарубино). «Невесте на две половинки волосы делят, и тут родня жениха заплетает две косы» (с. Калинино, зап. от А.Д. Самоловских, 1930 г.р., родом из д. Субботинка). «Крёстные сперва невесте голову чешут, та и другая. С жениховой стороны крёстна и с невестиной стороны тоже крёстная, вот они и разделяют ей волосы-те. Кто из крёстных вперёд заплетёт, и с той стороны, на них похожий ребенок будет» (с. Зарубино). «Крёстные косы плетут, смотрят - кто быстрее. Из молодых дольше проживёт тот, чья крёстная быстрее в косы-те волосы заплетёт» (с. Калинине, зап. от А. Новиковой, 1915 г.р.).
При заплетании косы были свои правила. «Если у девушки-невесты не было отца, во время свадьбы ей заплетали косы только до половины» (г. Кунгур). «Вот до замужества кверху плели, а после замужества уже книзу плели. Как замуж выйдешь, уже книзу надо плести» (д. Дураково). «Заплетут вот, потом куфту* закручивают - гребенкой прицепят волосы, и всё. Узел-от - куфта-то. Там гребенка, гребенкой их прицепят» (с. Бым). «Невесте кулышку* заплетут, волосы на затылке в пучок уложат» (г. Кунгур, зап. от К.И. Салтыковой, 1927 г.р.). «Две свахи две косы заплели, завязали, надели на невесту чёрную фалыионку*» (с. Юговское, зап. от Т.И. Торсуновой, 1917 г.р.). Цветы с волос невесты на хранение укладывали в икону (иногда это делали, когда меняли прическу невесте, иногда - непосредственно после брачной ночи). «У жениха тут спрашивают: «Ну, куда будешь светы эти класть?» «В икону, и ленточку туда положу», - говорит. Встал, взял цветы, икону взял с божницы и на стол, при всех положил эти цветы в икону, потом на божницу поставил. Ну, а если нечестная, я уж там не знаю, как они, за икону-то не кладут, нельзя класть-то» (с. Зуята, зап. от А.О. Старцевой, 1928 г.р.). «Иконы-то были в абажуре, вот под стекло-то цветочек и кладут с невесты» (с. Зуята). «Цветы делали из парафина с листочками, их в иконку клали, которой благословляли. У Богородицы-то нимб есть, вот веночек на него и цепляли под стекло» (с. Серга, зап. отМ.П. Новиковой, 1940 г.р.). «Цветы в иконку кладут, за стекло, и обе свечки тут же, венчались которыми» (с. Юговское, зап. от Т.И. Торсуновой, 1917 г.р.). «На свечах повязочки делали, котора жениха, котора невесты, примечали, их тоже хранили» (д. Зарека, зап. от М.Н. Корсакова, 1939 г.р.). «Двухъярусные цветы были, и свечи венчальные. Я всё это в икону положила, которой благословляли. Потом пришли соседи, попросили себе - не на чё было купить-то. Я из иконы достала цветы да отдала. А говорят, это нельзя делать, примета такая есть, плохо жить будешь. Вот отдала, дак плохо и жила потом» (с. Троицк, зап. от М.И. Белышевой). «Если ты девушкой вышла, веночек-то в икону положат и свечки положат. Честно прожила всю жизнь с мужем, так венок ещё и венчально платье тебе в гроб положат» (д. Патраково, зап. от Р.И. Болотовой, 1935 г.р.).
«Цветы положили в иконку, фальшонку одели молодой, она теперь уже не невеста, женщина. Всё, в фалынонке уже села за стол. Крестная, крестный тоже за стол. Тут все свадебжане опять: «Хороша ли молода?» Кто пришли глядить-то, отвечают: «Хороша! Моло- денька шибко» (д. Одина). «Тут смотрелыцикам подают, они тогда все уходят, и начинается столованье» (с. Тихановка, зап. от З.А. Ки- силёвой, родом из д. Теплая). «Всех угостят, кто придёт, даже кто не приглашен, и тех угощают. Раньше пили-то не так убойно. Охочие- то, конечно, напивались, а так не пили» (с. Троицк, зап. от Н.Л. Вер- типраховой, 1956 г.р., родом из с. Юговское). «Смотрелыциков-то на свадьбе - ой, ой, они у порога стояли, смотрели, им тут же и подавали. Малышня на полатях коя сидела, им тоже там конфет подадут ли чё» (д. Осинки). «Посмотреть-то посмотрят, а как станет свадьба за стол садиться, так все уходят, кто не приглашен» (с. Бым, зап. от Н.В. Розорвиной, 1934 г.р.). «Раньше всё по приглашениям ведь было, кого пригласишь за стол, уже со стороны никого не было. А нынче-то - вались комар да муха*, где какая гостьба» (с. Калинине). Стол открывать После ритуального переплетения волос жених с невестой садились под иконами за столы. На место, где сидели молодые, обычно стелили ковер. «Место у молодых в первом ряду. Справа жених, потом родители жениха. Невеста слева. По одну сторону жениховы, по леву невестины гости садились» (д. Заспалово, зап. от А.И. Смирня- гиной, 1929 г.р.). «Стол-от открывали молодожёны. Вот начинают кушать, жених с невестой берут хлеб и кусают его. Все смотрят, кто больше откусит. Если у невесты кусочек больше, значит, она верх в доме будет держать. Эти куски-то ещё хранили, вот умрёшь, дак их в гроб положат» (с. Калинино). Обязательное блюдо - рыбный пирог. «Выносили рыбный пирог на стол и подавали его - обязательно через грядку» (г. Кунгур). «Жениху давали вилку, нож: «Давай, пирог режь». Вот он крестиком изрежет, потом на кусочки, пока не изрежет, никто не ест, ждут» (д. Дураково). «Тут пироги рыбные, холодец, мясо жареное без гарнира. Ещё раньше всегда суп подавали мясной» (Зарека). «Петушков делали ещё: обтычут их перьем обжаренных, украсят, голову сделают, ещё ведь запоют по-петушиному, несут дак. Сядут столовать, по стопочке обносят. За первым обносят, потом второе несут, там холодец, опять обнесут. Каждому на подносе» (с. Калинино, зап. от А.Д. Самоловских, 1930 г.р., родом из д. Субботинка). «Ещё курицу делали, на её платье сошьют и на его перышек наделают. Курице и голову приделают на проволку, начинят курицу и в латку. Ну, вот так её проведут по столу и уберут, потом только на второй день уже её молодые ели, распочинают* и едят» (с. Юговское, зап. от А. Смирновой, 1928 г.р., родом из д. Парфеновка). «В первый день на свадьбе ели без ложек, только во второй» (с. Троицк). «На свадьбе еда вся только вилками» (с. Калинино). «Сидят когда, придумывают. Положат в стакан вилку, ложку, говорят: «Порошок, порошок, доставайте порошок». Это так молодых заставляли целоваться» (с. Троицк). «Кинут возьмут вилку в рюмку. И пока молодые не поцелуются, не пьют. «Горько! Горько! Нельзя, невозможно горько». Как поцелуются, тогда сладко сделается» (с. Бым, зап. от В.И. Трениной, 1925 г.р., Г.А. Некрасовой, 1943 г.р.). Во время столования приглашенные на свадьбу родственники дарили молодым подарки. «Делали каки-то подарки: платки, раньше больших подарков не было, обрезы на материал дарили, просто ма- териалы на платье, да чё да» (с. Серга, зап. от М.П. Михайловой). «Поставят за стол жениха с невестой, около него свахи стоят, тысеч- кий. Остальные женщины подходят ко столу с мужьями по очереди, и вот невеста с женихом наливают водку или бражку. Гости подходят, поздравляют и дарят подарки, а молодые угощают» (с. Тиханов- ка, зап. от З.А. Кисилёвой, родом из д. Теплая). «Гости подходят и поздравляют, по трое, три рюмочки на подносе и стоит. Крёстная разливает, жених подает, поздравят молодых. Идут вот все свои, по очереди» (с. Зуята). «Крёстная скатерть дарила, тарелку и шаль ещё» (с. Серга, зап. от Н.Д. Новиковой, 1929 г.р.). «Подарки-то скромные были: платочки, гребни, деньги кладут, ленты в валенки или ботинки» (д. Весляны, зап. от Афанасьевой К.И., 1929 г.р.). «Первый стол - дарят нам все, а на другой день жених уже дарит родителям невесты, а невеста родителям жениха» (с. Калинино, зап. от В.В. Курочкиной). Во время свадебного застолья всем свадебжанам исполняли величальные песни. «Когда сели за столы, пришли бабки, проголосные песни стали петь, сначала молодым, потом родителям, крёстным, а те их одаривают деньгами, мелочью. Одна стоит, фартук подняла, или шаль длинную сделает так, вот туда денежки-то и кидают» (с. Троицк, зап. от Н.Л. Вертипраховой, 1956 г.р., родом из с. Юговс- кое). «В свадьбу жениху поют «На горе было, на горушке»: На горе было, на горушке, на высоком косогорушке, Ой, стояли два зелены дуба. На тех дубчиках голубчики сидят, свои речи говорят, Добра молодца выхваливают: - Хорош, хорош, удалой молодец, зачесана головушка, И завиты русы кудри-те. Ишо кто тебе головушку чесал, ишо кто тебе кудри завивал? - Мне чесала головушку да родимая мамонька, Завивала русы кудри-те родимая сестрица. Завивала, приговаривала: - Тебе быть добрым молодцем У родимого у тятеньки, у родимой у мамоньки. (с. Зуята, зап. от А.Е. Букиревой, 1927 г.р.). Песня «Как под городом Кунгуром» тоже посвящалась жениху: Как под Кунгуром стояла сила развеликая, Как во той силе воеводою сидит разудалый молодец, Алексей Михайлович. Он хвалится-похваляется: - Ох, я этот град во полон положу, Каменны стены каблуком прошибу, Красных девиц за бояр поберу, Душечку Зою за себя замуж возьму. (д. Патраково, зап. от Р.И. Болотовой, 1935 г.р.). Песня «Как во этой во палате» исполнялась невесте: Как во этой во палате будет свадебка, будет свадебка, Веселая, веселая. На этой на свадебке будет гостья, будет гостья, Будет гостьюшка, будет гостьюшка веселая, веселая, Ровно кукулка, ровно куколка наливная, наливная. У беседушки, у беседушки не сидится, не сидится, Её буйная головка, её буйная головка росшумелася, росшумелася. Все дубовы столы, все дубовые столы застучали, застучали, Все фабричные скатерки, все фабричные скатерки зашумели, зашумели. Тут наехали знявьё, тут наехали знявьё со дарами, со дарами. Тут дарили молоду, тут дарили молоду ей на платья, ей на платья. И тут барина её, и тут барина её да н:з тройку, да на тройку. (с. Зуята, зап. от А.Е. Букиревой, 1927 г.р.). Свахам исполняли песню «За лесом за березничком»: За лесом за березничком огонёк разгорается, Высоко поднимается, высоко по поднебесам. Широко расстилается по сырой земле-матушке. - Вы откуда наехали, со которой сторонушки, По которой дороженьке. Вы встречайте же гостьюшку да болыну княжу свашеньку, Да Раису Ильиничну. Да меньшу княжу свашеньку да Татьяну Ивановну. Вы берите за рученьку да ведите во горенку, Да садите на лавочку, за столы за дубовые, За питья за медовые, за яства за сахарные. (д. Патраково, зап. отР.И. Болотовой, 1935 г.р.). «Ещё свах величают: «По морю, морю, тамо плыли-восплывали два-те, два-те корабличка, два-те, два-те развесёлых. На первом ко- рабличке ехал сам князь воевода, на втором-то корабличке молода его княгиня» (с. Троицк, зап. от А.М. Емшановой, 1938 г.р., родом из д. Ключ). «Величают тысячко. Тысячко - непростое местичко. Тысячкому-то величальная - «Пристало черемухе во саду цвести» (д. Плешково, зап. от П.И. Мелковой, 1938 г.р.). «Чей-то хороший» девки друженьке поют, а дружка пляшет, песни поет с имя же» (д. Обухово, зап. от А.М. Третьяковой, 1939 г.р.). «Песню споёшь, к гостю подходишь с блюдом и денег требуешь: «Красным девушкам на прянички, молодушкам на наливочку» (г. Кунгур, зап. от Верти- праховой Е.С., 1927 г.р.). Брачная ночь Во время свадебного застолья свахи или крёстные жениха готовили брачную постель. Чаще всего свадебное ложе для жениха и невесты устраивали в чулане или в доме родственников, соседей. «Молодых в каку-нибудь избушку спать уводили. У нас зарод сена был, друзья сена натеребили, натаскали, половиков туда набросали, в дом его, и вот туда спать молодых и свели» (д. Колпашники, зап. от М.А. Ганиной, 1927 г.р.). «Надо было молодых как-то спрятать, чтобы дружки-те не знали. Я вот их домой увела к себе» (с. Серга, зап. от А.М. Солохиной, 1923 г.р.). Реже их отправляли в голбец, подклет («Молодых ведут спать в подызбицу*» - Весляны). «В чулан спать дожили - о, о, хоть замерзай, хоть оживай. Навалят там на них лопо- ти*, хоть того холоднее, не озябнут» (с. Зарубино). Постель готовили либо девушки, подруги невесты, либо крестная мать. Нередко в постель подкладывались посторонние предметы, которые жених первым делом должен был найти. «Долото в постель молодым возьмут да подсунут. Шутка как» (с. Серга). «В постель молодым клали полено или кирпич, иные сноп положат, или даже брёвна насуют. Жених все препятствия должен был убрать» (с. Ленек). «Привели нас на готову постель, крёстная тут насказала: «Дай бог парня да дочь». Крестная и наведёт, как там на постели-то надо себя вести» (д. Колпашники, зап. от А.С. Еремеевой, родом из д. Плешко- во). «Вот всё сделали, и крестный закрыл нас на крюку*, чтобы спать легли, пробовать» (с. Троицк, зап. от М.И. Белышевой). «На подклете-то невеста разувала жениха, у него из сапог деньги валились, это уж обязательно, это она себе брала» (с. Ленек). «Он первый ложился, я-то ведь девушка, стыдно первой-то. Знаю, что через него перелазить нельзя, примета такая, говорили, перелезешь, дак, мол, уйдёт мужик-то» (д. Весляны). Если желают, чтобы родилась девочка, во время первой брачной ночи девушка одевала на голову косынку, а для мальчика в постель молодым клали топор (с. Ленек). «Молодых «караулили» всю ночь сторожа, не пили, ничё, чтоб им не мешали» (с. Зарубино). «А спать-то невесте и жениху ладом всё равно не дадут - то в стекло постучат, то в двери» (д. Колпашники, зап. от М.А. Ганиной, 1927 г.р.). «Время от время дружки стреляли из ружья в ночь в брачную-то» (с. Бым, зап. от Н.П. Харьковой, 1918 г.р.). Действия свадебжан в брачную ночь носили откровенно разгульный характер. «У одних вот ночью двери с петель сняли и прислонили к избе-то, где гуляли. А тут опять двери по реке отправили. Вот их искать потом. Или вот двери украли, где молодые спали, положили их посередь улицы, соломы накидали: «Во де, спите». Хозяева опять утром встали - нет дверей. Вот забегали по деревне, искать стали. «Че бегаете?» - «Двери ищем». - «Наливайте, найдем. Спите всё. Наливайте» (с. Бым). «В проулке дрова лежали, парни, кои на свадьбе были, все дрова перетаскали, сложили поперек дороги. Вот утром встали все: «Чё это у нас тут дрова-то?» Давай их снова таскать во двор» (с. Калинино, зап. от А.И. Фофановой, 1914 г.р.). 3. Второй и третий день Будить молодых Развернутый самостоятельный эпизод - поиски молодых утром второго дня (часто молодых уводили на брачную постель тайно от гостей). «Свадьба гуляет вот, тут очнулись - ой, потеряли, потеряли молодых. Давай искать. Всю Сергу обходили, нигде не могли найти. Вот как прятали невесту и жениха-то» (с. Серга, зап. от А.М. Солохиной, 1923 г.р.). «Утром бегали, искали молодых. Мы вот в другом доме спали. Дружки нашли, дак чуть двери не вышибли» (д. Осинки). «Молодых тысяцкий приходил будить. Прямо с веника обрызгивает их» (с. Бым, зап. от Н.В. Розорвиной, 1934 г.р.). «С ночи-то молодых будят, водой обливают» (с. Серга). Тысячкой летит ранёшенько: «Поди там у нас молоды-те замерзли». Ничё, не замерзли, стоят как гривенники*, и тут всех поздравляют» (с. Зарубино). «Молодых невестина мать, невестина крёстна будили, бутылку водки, стограммовик с собой, закуску с собой туда брали, идут по молодых» (д. Колпашники, зап. от М.А. Ганиной, 1927 г.р.). «Идут, мол, чё сделалося, все смотрят: «Ну-ко, чё, хороша ли невеста попала». Постель смотрят» (с. Зарубино). «Его крёстна бежит, моя крёстна, проверяют, как спали, как чё» (д. Плешково, зап. от А.С. Еремеевой). «Свекровь подошла, будить стала, потом гости зашли, бабки спрашивают: «Честная, нет девка-то, сказывайте. Ну-ко, давай вставай, вставай, пол надо мести» (с. Зуята, зап. от А.М. Сайдаковой, 1934 г.р.). Своеобразный способ демонстрации «честности» девушки отмечен в населённых пунктах Калининского и Троельжанского поселений. «На трубу дома, где молодые ночь провели, голик вешали нечестной невесте» (Талица). «Утром смотрели, что повешают - то ли веник, то ли красную тряпку. Флаг на трубу красный надо повесить» (с. Калинине, зап. от А.И. Анкудиновой, 1928 г.р.). «Утром флаг делали, на трубу вешали. Это тряпка какая просто, кто и веник вяжет. Это тысяцкий или дружки. Если честная девушка была» (с. Бым, зап. от Н.В. Розорвиной, 1934 г.р.). «Надо было еще простынку показать. Прямо на избу простынку-то, на трубу привяжут после ночи-то простынь, или тряпку какую» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.). «Крестна и крестный жениховы проверяли молодых. Флаг выставляли на шест, тряпку какую оденут, подымут» (с. Бым, зап. от Н.П. Харьковой, 1918 г.р.). «Если, говорят, девка вышла негулёвая, значит утром вешают флаг красной на трубу, на шест и на крышу. На всю деревню знают, что это. А если флаг не вывешен, значит, уже того» (с. Калинино, зап. от А.И. Фофановой, 1914 г.р.). Знаком невинности невесты было и то, что жених сразу после ночи вывешивал при всех на стену невестин венок с цветами (с. Калинино). Единичны сообщения о других способах «освидетельствования» честности невесты. «Утром жених выносил простынь с кровью, и тогда уже невесте и её матери готовили почетное место» (с. Калинино, зап. от А.И. Фофановой, 1914 г.р.). «Назавтра крёстна простыню показывала. У некоторых простынь на тарелочку положат и по комнате ходят, всем показывают» (с. Калинино, зап. от А.Д. Самоловс- ких, 1930 г.р.). «Если невеста хорошая, на её отца вешали простыню» (с. Калинино). «Если целомудренная, значит, у невесты на рубахе утром должно было появиться пятно. Вот эту рубашку свекровь-то и одевала и плясала в ней» (с. Юговское, зап. от Е.П. Пауковой). Варьировались и ритуалы, связанные с осмеянием недевственности молодой. «Нечестная невеста, дак тёщу наказывали, хомут приносили, одевали на тёщу, прямо в доме» (с. Калинино). «Ещё хомут наденут на отца гулёвой-то, наденут и ведут его по деревне» (с. Калинино). «Бымовская одна вышла к нам из Быму, там другие видно порядки. Вот на другой день, несут хомут, надевают* а девка-то уж знала, чё к чему. Дак она заревела и говорит: «Мама не виновата, а хомут одевайте на меня». Ну, встали, хомут убрали и всё, никто потом уже не поминал это» (с. Калинино, зап. от В.К. Ситниковой). «Если невеста нечестная, на коне заезжали в избу. Бывало это. Лошадь силой тащат до сеней, она в избу-то не идёт, а тащат. Где гуляют, туда лошадь и ведут. Шафера ведут» (с. Калинино, зап. от А. Новиковой, 1915 г.р.). «Если девчонка пролетела с кем-то, это уже знали все. Тогда ей ворота мазали смолой или дёгтем» (с. Юговское, зап. от Е.П. Пауковой, 1927 г.р.). Обязательным в утро второго свадебного дня было приглашение родных и близких «откушать в доме жениха в честь новобрачных». С этой целью, после небольших приготовлений, молодожёны отправлялись с визитом к каждому родственнику в селе. «Постель убрали, умылись, крёстная одежду несёт молодым: платье, рубашку. Венчальное платье уже тут не одевают, тут всё другое» (д. Колпашники, зап. от А.С. Еремеевой, родом из д. Плешково). «В избе я свекрови говорю: «Чего помочь надо?» Вот картошку стала чистить. Давай свекрови помогать. А тут уже гости стали вставать, опохмеляться. Тут уже с чайниками заходили. В пиво водки налили, угощают. Потом все: «Ля-ля-ля, хороши стали» (д. Одина, зап. от В.С. Котегова). «Управились ни свет ни заря, пошли гостей собирать по селу, приглашать на свадьбу-то, на второй день. «Приходите, будьте добры, к нам на второй день, откушать такого-то и такого-то» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.). Ещё пригласят и скажут: «Собирайтесь, вход по копеечке» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.). Воду носить. Сочни скать. Печь топить В ожидании приглашённых родственников на столование невеста носила в дом воду, топила печь и стряпала пельмени. «На вто- рой-то день всё это уже на невесту слаживатся, она вот пельмени стряпает тут, посуду моет, все это невестина работа на второй день. Родители у жениха тут уже как отдыхают» (д. Колпашники, зап. от М.А. Ганиной, 1927 г.р.). «Как всех свадебжан обошли с приглашением, невесту начинают проверять: «Ну-ко, умеет у нас молодушка воду носить». Повесили коромысло на плечи, и пошла к колодцу» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.). Чтобы не тосковать по родному дому, невеста в колодец бросала клей. «Её по воду пошлют, в карман клей положат. Станет черпать воду, клей-то и выпадет, как бы случайно. Чтобы, значит, к этому месту приклеиться» (д. Вес- ляны, зап. от Афанасьевой К.И., 1929 г.р.). «Все смотрели, как воду несет невеста. Как несёт, так и дом вести будет: расплещет воду, дом худо держать будет» (Патраково). «Вот почерпнула воды, пошла и боялась сплеснуть. А принесла, сказали тут: «Молодец, не неряха, не окапала» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.). «Вода у невесты плещется - характер значит не очень-то» (с. Троицк). «Невеста несёт воду, а наш брат воду выплескиват, свадебжана-то, стараются. Если бойкая девка, хорошая, воду донесёт» (с. Зуята, зап. от А.Е. Букиревой, 1927 г.р.). «На’второй день невеста воду носит, по деревне идёт к колодцу ли, к реке, её тут подкарауливают, обливают. Иную в речку сунут, а там уже в реке полсвадьбы скачет» (с. Троицк, зап. от Н.Л. Вертипраховой, 1956 г.р., родом из с. Юговское). «На второй день я чё-то воду таскала, а свадебжане всё норовили облить да пролить. Я говорю: «Виктор, давай быстрей вёдра-то, я их сейчас всех обкатаю» (д. Дураково). Молодых заставляли месить тесто и стряпать пельмени. «Сочни екали, мясо клали. Свадебжане возьмут в руку, испичкают: «Ты не умеешь скать. Ой, невеста негодна, не умеет екать». Пальцем так возьмут, проткнут сочень: «Ой, невеста какие дырявые все пельмени делает» (д. Колпашники, зап. от А.С. Еремеевой, родом из д. Плешко- во). «В семь часов уж дядя Ваня пришёл, вязанку дров принёс, говорит: «Выкупайте дрова». Печку ведь надо топить. Пришлось стакан браги подать, потом гляжу - ползут, ползут, ползут свадебжане-то» (с. Калинино, зап. от А.И. Фофановой, 1914 г.р.). «Невесту заставят печку растопить, а дружки в это время трубу где-нибудь там перекроют. Некоторые перышко повешают в трубу на ниточку, и не видно, что перекрыто. А перо не дает дыму-то проходить, крутится от тяги, дым не пропускает, дак полна изба. «У-у невеста плохая, печку не умеет растопить! Полну избу напускала дыму». Опять надо выкуп давать дружкам» (с. Бым, зап. от В.И. Трениной, 1925 г.р.). «Кто в трубу воды плеснёт, опять дыму полна изба. У нас дружка как-то залазил на крышу с водой, дак только сбулькал. Вот бегают да орут: «Дыму, дыму много» (с. Зуята, зап. от А.Н. Мальцевой, 1924 г.р.). «Закроют трубу, дружки-те, сидят на крыше. Вот и полезают, подают им чайник с брагой, чтобы трубу открыли. Пока не подадут, дым в избу идёт. Двое дружков-то сидит, вот по лесенке пелятся*, им подают» (с. Зарубино). «Весь дым в избу, все ревут. А кто на крыше сидит, ему подают выкуп, подымают, кто в ведре, кто как, чтоб он только трубу открыл. Вот выкуп дали, он стекло убрал. А то в печь чурку закатят вместо дров, такое бревно, дак что ты. Скажут - всё, давай варить, готовить всё тут» (с. Троицк).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|