Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русские на кунгурской земле: формирование и этнокультурная специфика 12 глава




Большой стол. Столование

Как только все приглашенные родственники собрались в доме, садятся за столы. «Родители сидят в красном углу уже, а молодые тут командуют. Жених подходит к тёще и говорит: «Мать, спасибо тебе за воспитание дочери». Целует мать, а невеста подносит на тарелке, на носовом платочке рюмку водки. Это раньше было так. Он эту рюмку, значит, берёт, эту рюмку выпиват и бросат, бьёт её. Тогда уже все начинают бить черепки. Это команду как бы дает хозяин сам уже» (с. Калинине, зап. от А.И. Фофановой, 1914 г.р.). «Жених вино выпивает и стопку бросает. И тарелку ломает тоже. Полная стопка вина и кверху дном на тарелке, и не выливается вино-то. Вот ещё ведь перевернуть надо было и не пролить, а потом только пить» (с. Бым, зап. от В.И. Трениной, 1925 г.р.). «Закон был: стопку красного вина пить, если невеста честная, и разбить потом стопку-то» (с. Юговское). «Мне на другой день стакан самогону подкрашенного

вместо водки-то подставили, двести грамм. Я его чебурыхнул*. Трахнул, дак потом стекол не могли найти даже, все вдребезги разлетелось» (с. Калинино).

«Где и по-другому делали. Когда у меня Надежда дочь замуж выходила, принесли на тарелке уже две рюмки с красным и с белым вином. Вот жених, значит, и выбирай. Если он выпьет белое, значит, того, а если красное, то всё — хорошая девушка. Ну, я вот это не знала, смотрю: две рюмки несут. У нас такая свадьба была, у них такая. А чё, тысяцкие, нынче шафера, ак они жениху говорят: «Ты бери эту (с красным вином), эту не тронь». Вот так ведь везде свои обычаи, может быть и так, что невесту опозорить можно ни про что» (с. Калинино). «Жениху дают поднос и ставят красную рюмочку и рюмку с белым вином. Если невеста честная, жених пьёт красное вино, а нечестная белое. И бьёт рюмку-то. Потом мать с отцом подходят, и тут жених говорит первый: «Анна Гавриловна и Василий Николаевич, разрешите вас назвать мамой и папой». Это жених называет, а они поздравляют. Потом подходят его родители и тут уже невеста: «Филанцета Григорьевна, разрешите вас назвать мамой». И целуются тут» (с. Калинино, зап. от В.В. Курочкиной). «Если невеста добрая, жених приходит в избу, мать с отцом тут, он берет вина, наливает, выпьет и хрясть об пол. И всё, догадывайся. Если недобрая, то рюмку в сторону отодвинет и всё. Тут ничего не ломают, не бьют» (д. Плешково, зап. от А.С. Еремеевой).

Второй день был связан с пирогами, они были главным угощением на свадебном столе. «Вот, сели за столы, Тут пирог принесли. Рыбный - щука там, головль ли. Хвост из пирога даже вот так торчит» (д. Дураково). «Пироги-то пекли целыми рыбами. Не с капустой, не картовные, не грибные, а только рыбные» (с. Зарубино). «Пирог сделают - в пироге-то у щуки и хвост, и голову из теста выставляли» (с. Ленек). «На подносе на стол пирог ставят на стол, и вот тысячкой должен по солнышку так его разрезать. Так корку разрежет, а потом дольками нарежет накрест, но не раскрывает пирог. Пирог, он и должен быть пирог. Его потому и на тарелки кусками-то не клали,

как сейчас» (с. Зарубино). «Вынесут пирог, поставят и начинают резать, а шевелить его нельзя, даже когда режут, нельзя. И резали-то одним заходом по кругу, не перекладывая нож в руке и не останавливаясь. Разрежут по кругу, потом вдоль нарезать начнут и поперёк» (с. Ленек). «Пироги поручали резать шаферам. Берут вилки с двух концов, чтобы пирог не шевелить, чтобы не ворочался. Вилки-то воткнет, держит, а другой рукой корочку снимает. Если повернется пирог с места, значит, та не девка, невеста-та» (с. Калинине, зап. от В.К. Ситниковой, 1930 г.р.). «Ставят рюмку с вином на пирог, и он срезат, чтобы не пролить - это на второй день. Раньше ведь большие пироги стряпали. Ну, на серединку ставят с вином, разрежь, не пролей. Кругом, кругом он должен его разрезать, только корку обрезать, и всё» (д. Елкино, зап. от А.О. Старцевой, 1928 г.р., родом из д. Заку- рья). Иногда резать пирог поручалось жениху (д. Дураково).

Первым пирог ели молодожёны (с. Ленек). «Раскрывают пирог сами свадебжана: кому-то надо только верхнюю корочку, только по её, кому-то ещё рыбки покушать, рыбку положат себе» (с. Зарубино). «В первую очередь к пирогу отца, мать приглашают: «Кому подаёшь?» - «Мама, выпейте от меня, от невесты». Вот пирожок тут и дают им. Потом опять: «Папа, выпейте от меня. От невесты». А если не назовёшь родителей, потом тяжело будет звать-то» (д. Дураково). «Тут ещё сваху к пирогу подведут. Она опять тут куражится: «Вот это пирог, он из теста, поцелуй тестя. Как будешь звать?» Вот это сваха для жениха говорит, на блюде сложено, она подозвала жениха и невесту, им и дает этот пирог. Ещё из веток делала пирог, зелёные веточки, там петрушку или чего: «Это, говорит, на пироге роща, поцелуй тёщу. Как будешь звать?» Теперь для невесты: «Это свёкла, поцелуй свёкра. Как будешь звать?» А дальше берёт морковь: «Это морковь, поцелуй свекровь. Вот тебе капуста, чтобы не было в доме пусто». Как будешь звать?» Вот еще эта же сваха подарки подносила. Горсть монет у неё было. Высыпает их на блюдо и говорит: «Это медь, троих детей вам иметь». Потом высыпает горсть серебра: «Это серебро, чтоб в доме было добро». А потом достает конверт с деньгами: «А вот тут, - говорит, - бумажки, чтобы не бегал ты к чужой милашке» (г. Кунгур, зап. от Е.С. Вертипраховой, 1927 г.р.). «Принесут на фарфоровом подносе овощи-то, раздарят, а потом - раз этот поднос об пол» (с. Серга).

Особым моментом второго свадебного дня было угощение смешными пирогами, которые подавали на столы сразу за рыбными. «На второй день пирог из пресного теста раскатывают. Сверху на него клали большую морковь, рядом две картофелины и по краям лавровые листья. Его несут на стол закрытый, поставят, откроют: «Вот какой невеста пирог нам испекла». Этот пирог по кусочку съедали женщины, у которых не было мужчин» (с. Ленек). «Пирог состряпают, тут морковь положат, свеколки положат по краям-то, две, да ещё шерсти положат. Режь да ешь. Крышку-то сняли, а там вот такое безобравство*» (д. Дураково). «Смешной пирог делали - тысяцкой стряпал, собаки есть не будут, морковку туда, всякой ерунды положат, кто чё придумат» (с. Бым, зап. от Н.П. Харьковой, 1918 г.р.). «На второй день с редькой пирог делают. Заставляют кушать, жених тут откупается. Не будут же сырую'редьку кушать: «Пирог-то закрытый, редька-то не пропеклась. Вот, не нравится» (д. Ключ, зап. от П.И. Болотовой, 1937 г.р.). «Моховые пироги делали - из моха делали, прямо натуральный мох, его в тесто запихали, запекли» (с. Троицк, зап. от А.М. Емшановой, 1938 г.р., родом из д. Ключ). «В пирог клали деньги, кто соль, кто во что горазд. У нас эти пироги, вот блюдо и там разная начинка, во второй день свадебжаны-то, кто уголь наложит. И эти пироги раздавали гостям, а они-то: «О, невеста, что за стряпка? Она стряпать не умеет, пироги-то настряпала какие - с углем» (с. Троицк, зап. от Н.Л. Вертипраховой, 1956 г.р., родом из с. Югов- ское).

Делали смешной пирог гости со стороны жениха. «Ой, какая невеста, даже пироги не умеет печь». Я делала пирог из фуражной муки - овсяная, нссеяная, на одной воде. А внутрь луку нечищеного, даже маленькую куклу запекают: «Вот невеста, не заметила дитя». А сверху зелень украшивают, морковку запекут» (с. Калинино, зап.

от В.В. Курочкиной). «В пирог кукол клали, маленький кукленок, игрушка-то, возьмут, запекут. «Вот, нате, режьте». А там кукленок запечатанный, чтобы пирога ломали молодые. Они возьмут, изрежут, а там пара кукол, как мальчик и девочка, опять смех» (д. Колпашники, зап. от А.С. Еремеевой, родом из д. Плешково).

«На стол на второй день должны были жених с невестой всё наставлять» (с. Тихановка). «Невеста обязательно уху варила. Уху делали, чтобы опохмелиться людям-то» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.). «Взяли, тарелки спрятали друзья-то у жениха, утащили на улицу, а надо угощать гостей. Дак вот чё придумали - лапти ведь плели в те годы-то, дак вот нас опять угощали из лаптя. Туда редьку положили, свёклы сырой, морковки сырой искрошили, капусты ободрали лопушок. И поставили на стол-то. Гости кричат: «Чего не угощаете, куда все девали? Или у вас чужая была посуда-то, дак, наверно, её обратно утащили хозяева». Это девки-то, сестры у жениха-то, нашли вон худые лапти, поставили нам на стол и наклали туда эту закуску» (д. Колпашники, зап. от М.А. Ганиной, 1927 г.р.). «Лапоть на стол, в лапоть ещё деньги ложат, таскают его по столу, туда деньги кидают для невесты и жениха. Вот везут его, за оборки тянут по столу, туда деньги-то и кладут. Это дружки всё балуют» (д. Ключ, зап. от П.И. Болотовой, 1937 г.р.). «Есть надо, ложки-то дружки спрятают, потом продают. Вот гости ложки для ухи-то и покупают» (д. Зарека, зап. от Н.А. Пешковой, 1940 г.р.). «Кто сообразит, дак свои ложки приносил на свадьбу-ту, а то за нашу ложку выкуп просили» (с. Калинино).

«Пельмяни стали варить, дак опять друзья пельмяни-то спрятали, под зарод сташшили. Жених выкупал, не одну бутылку им снёс туда, чтоб отдали» (д. Колпашники, зап. от М.А. Ганиной, 1927 г.р.). «Сели есть, и вот вилы притаскивают, настоящие, вот в огороде-то работаем которыми. Для смеху тарелку с пельменями поставили, а вилок нет. Вот вилы-то и принесут, вот, мол, вам кака вилка» (с. Сер- га, зап. от М.П. Новиковой, 1940 г.р.).

Гости в качестве подарка на столованье привозили молочного по-

росёнка (д. Ключ). «Поросенка на свадьбу начиняли салом, крупой и запекали в печке, спроста*, без украшения» (с. Троицк). «Мама маленького поросенка возьмёт, разукрасит его, на шею цветы сделает. Цветочки вот такие мелконьки сделают в веночек и на шею ему оденут, бумажные. Сначала изжарят, потом цветочки оденут, и на стол» (с. Калинине, зап. от Л.Н. Тамбовцевой, 1939 г.р., В.Ф. Без- водинских, 1929 г.р.). «Маленьких поросят зажарят в латке, несут на стол, а кто-то под столом сидит, рюхат, как поросенок» (с. Юговское, зап. от А. Смирновой, 1928 г.р., родом из д. Парфеновка). «Есть стали поросенка, от поросенка мне жених отрезал ухо - я бы слушала его, а себе язык - он бы говорил. На поросенке бантик надетый» (с. Калинино). «На свадьбу поставили нам мордочку свинячью, насмешка как. Она хоть и чищена, вся белая, а всё равно две дырочки дак, свинья» (д. Дикари). «Коровий язык надо на свадьбу, уши коровьи, как холодец. Опалены, очищены, так сварят, сделают» (д. Дикари, зап. от Н.М. Корсаковой). «Жаркое делали - это жареное мясо с картошкой, на свадьбу-то уж это обязательно» (с. Троицк, зап. от А.М. Емшановой, 1938 г.р., родом из д. Ключ). «Потом ещё холодец принесут, потом суп, лапшу принесут домашнюю, потом жареное мясо, там стряпанное приносят - селянки*. Принесут каравай, кусочками так разрезан, поставят розетку сметаны и розетку масла, чтобы эту селянку-то макать» (с. Тихановка).

«Последнюю приносят курицу, жарену. Тетка-то, помню, спрашивает: «Чё, курицу-то потрошить или так поставить?» А ей отвечают: «Чё, потрошёну-то курицу мы бы и там нашли, в своей деревне» (с. Бым, зап. от Н.В. Розорвиной, 1934 г.р.). «Курицу фаршированную на поддон большущий вытряхнут, ещё яичками её обольют, как омлетом, и она на таком омлете сидит как» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.). «На стол гуся приносят с перловкой» (с. Тихановка, зап. от З.А. Кисилёвой, родом из д. Теплая). «Гуся обязательно делали. Заколют вот, голову не отрывают, начинку сделают - крупа ячневая, яйц набьют, зашьют его и в жаровне так и пекут. Сверху сметаной помажут, чтобы румяная корочка была. Крылья-то

так сложены, а голову оставляют, глаза оставляют. Вокруг него картошку сделают» (с. Калинине, зап. от В.В. Курочкиной).

Заключительным этапом столования были различные сладости. «Вахли*, кудри, степки-растрёпки* были - это как слоёные сладости, сочни из пресного теста, они промазаны между собой и друг на друга наложены» (д. Ключ, зап. от П.И. Болотовой, 1937 г.р.). «Ещё пеньки делали из теста, грибы. Их опять украшали, тут яйцо возьмут, желток вареный, и на это место наладят, вот стоят, как грибы, а тут ещё точки сделают на желтке-то, как мухомор. Которые шоколадом покрывали шапочку-то. Там ещё топор из теста сделают, в пень воткнут и испекут. Он так и стоит красиво» (с. Калинино, зап. от В.В. Курочкиной).

«Каравашки делали. Их опять в кринку сделают, испекут, они поднимутся как кулич» (с. Калинино). «Каравашки делали - как раз- борник, такой же. Только в разборник повидлу клали, а это горкой просто шарики испекут» (с. Калинино, зап. от Л.Н. Тамбовцевой, 1939 г.р., В.Ф. Безводинских, 1929 г.р.). «Каравашки-то - это катышком тесто в масло кидают, поливают и друг на дружку. Чтобы они не слипалися - маслом. Друг от дружки берется шарик. Как разборник, а каравашек называется» (с. Калинино, зап. от В.К. Ситниковой, 1930 г.р.). «Каравашек-то чуть побольше был, а разборник с вареньем или с повидлом. Ещё орешечки все в масле были залитые из теста, такие маленькие-маленькие, их так макнешь в масло с песком и друг на друга конусом поставишь, потом в чашку, и так и пекли» (с. Калинино).

«Обязательно вахли на свадьбу пекли. Вот сковородка ямчатая в клеточку, и пока угли есть, так расслояются, заливают и пекут» (с. Калинино). «Варенчики* приносили. Это топленое молоко, в печь докрасна его упарят, а потом сметаной заквасят, сверху изюмом украсят и песком засыпают. Оно такое жиденькое получается, его хлебают ложками» (с. Калинино, зап. от Л.Н. Тамбовцевой, 1939 г.р., В.Ф. Безводинских, 1929 г.р.). «Кудри* готовили на яйцах в виде косы, цветов, потом это все клали в масло и варили. Это делали не только на свадьбу, но и на масленку» (с. Ленек). «Мы три вечера пекли кудри, три корзины сделали. Резец такой был специальный, тесто нарезать. Вот нарежем и в масло кипящее» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.). «Хворост приносили, печенье. Хворост это уже как заключительное блюдо» (с. Тихановка, зап. от З.А. Кисилёвой, родом из д. Теплая). «Сладки пироги стряпали - каравай сверху повидлом намажут. Жених с невестой ходят, угощают всех этим пирогом. За сладкий пирог невесте деньги кладут на тарелку» (с. Калинино, зап. от А. Новиковой, 1915 г.р.).

«Калиновый кисель и черемуховый кисель делали - его пили и ложками хлебали» (с. Троицк, зап. от Н.Л. Вертипраховой, 1956 г.р., родом из с. Юговское). «Обносили брагу из чайника, большой стакан нальют брагу из чайника. К каждому подойдут и угощают» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.).

Подарки дарить

По окончании столования молодожены приступали к отдариванию родственников, присутствующих на свадьбе. Во второй свадебный день в местной традиции дарителем выступала невеста, жених отдаривал в хлибины. По нашим материалам в некоторых населенных пунктах Тихановского поселения ритуал отдаривания усложнялся тем, что невеста в конце свадьбы вручала подарки гостям со стороны жениха. Родственников невесты одаривал сам жених, завершали процедуру дарения гости как с той, так и с другой стороны, которые также одаривали друг друга. «Невеста тогда жениховым гостям дарит, а жених гостям с невестиной стороны» (с. Тихановка, зап. от З.А. Кисилёвой, родом из д. Теплая). «Мужик мужику дарит, теща свекрови» (д. Колпашники).

«Как отстолуют, тут невеста дарить начинает. Вот родители подойдут, она на стол положит подарочек, примите, мол» (д. Будайки, зап. от А.Е. Жуйковой, 1936 г.р.). «За столом дарили - матери покупали на платье, сестре блузку, зятю рубашку, сестриному мужу-то. Ребенку погремушку, бабушке платок дарили. Это всё принесут, на стол

положат или куда там, невеста встаёт: «Вот, маменька, тебе рубашка» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.). «Делали каки-ни- будь платки, раньше больших подарков-то не было, обрезы дарили, просто материалы на платье» (с. Серга, зап. от М.П. Михайловой). «Кому полотенце, кому чашку, кому шарфик, кому отрез на платье, кому платье. Подарки тут уже только невеста дарила: отцу, братьям, крёстной, крёстному» (д. Плешково, А.П. Третьяковой, 1935 г.р.). «Отрезы дарили - «по мои-то рубцы* не приедут ли купцы». Вот дарили свекру рубаху, свекрове платье, золовкам кому на платье, кому платье, деверьям тоже дарили че-нибудь» (с. Зарубино).

Баня

Повсеместно в обряде бракосочетания Кунгурского района для свадебжан на второй день свадьбы готовили шуточную баню, куда вели не только молодых, но и всех остальных участников свадьбы, «парили» их старыми вениками, мазали сажей. Символический смысл такой бани заключался в идее очищения после завершения обряда.

«Утром блажили все, с похмелья ведь. Раз молодые ночевали вместе, обмаралися, вот для них баню и надо было топить» (с. Серга). «Истопят баню, только дыму напустят. Трубу сверху закроют для смеху. Баню-то у соседей стараются выпросить, чтобы не рядом была. И делают всякие причуды - раньше причудов-то ведь много было» (д. Патраково). «Че только с баней не делали. И каменки разбирают, и всё. У нас у Васьки Голузина свадьба была, дак дружки-то прокараулили, и свадебжане двери у бани украли и спрятали. Ведь вот не лень же было. В сарае две половины есть, дак с этой половины сено всё переметали сюда, двери туда положили и сено обратно скидали. И топите как хотите баню-то. Выкуп требовали. Я просила килограмм конфет, не купили. Пришлось к соседям в баню-то вести».

«Всё приготовят, дыму напустят, молодых в охапку, в корыто и в баню тащат. Возьмут витень и подхлястывают ещё» (с. Зуята). «Дружков веником погоняют гости, чтобы поскорее в баню-то шли.

Нас бросили в корыто-то, а дружки-то в пристяжку, пристегнулись, тащат, а гости их погоняют» (с. Калинине, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.). «В корыте ли, в тележке, кто как молодых везёт. Дружки- то у жениха в первую очередь молодых норовят обмыть» (д. Патра- ково). «У меня на свадьбе в баню на корыте возили. Бабка Валя кричит: «Корыто-то разобьете, в чём стираться потом буду». Летом возят на санках, кто вот на чем. Санки были, где-то на поленице лежали, все-все-все курицы обосрали. Пришли и говорят: «Ой, какие у нас сани-то красивые, с каким цветочкам». Нахваливают. Сгребли туда молодых на эти санки и в баню поволокли. Кто сзади толкатся, кто спереди волокёт, чё там, только хохот на всю округу, чуть не на руках, все равно тащат» (с. Калинино, зап. от А.И. Фофановой, 1914 г.р.). «В баню-то когда волокли, на дружку кто прыгнет, а то и сама невеста на загривок-то* ему сядет, так в баню и едет» (д. Будайки, зап. от А.Е. Жуйковой, 1936 г.р.). «В баню молодых сразу не пускали. У нас Алешка Истомин был. Баню истопил, веник выставил, намахиват, давай, мол, носовой платок. Надо носовым платком дружку подарить. Из бани как должна невеста подарить каждому дружке по носовому платку, на веник положить» (с. Бым, зап. от В.И. Трениной, 1925 г.р.).

Вслед за новобрачными в баню начинали возить всех остальных участников свадьбы. «Невеста поночевала с мужиком, цветы сняла, значит, её в баню надо обязательно волокчи. А моя свекровка- то утром не оплошала, невесте-то сказала: «Одевай быстрей цветы, то тебя в баню сволокут». Она сказала, а её дружки-то услышали, сцапали и самую поволокли» (д. Дикари). «Если девушка такая, дак вместо неё тёщу ведут, мать невестину. Вот выходят в положении некоторые - дак дескать за тебя меня, мол. Её нельзя дак, она в положении, давай тёщу. Вот ребята тёщу имают, тёщу тащат, раз невесту нельзя» (с. Серга, зап. от А.М. Солохиной, 1923 г.р.). «Мать с отцом посадят в корыто, в баню тащат. Потом крёстную везут, за ней крёстного» (с. Ленек).

«Молодых в баню запрут, там такой дымишшо-чадишшо, их за-

прут, так опять выкупать, выпивку требуют» (с. Зарубино). «Тёщу и тестя, свата и сватью там закроют, их там вот угощают этим дымом» (с. Калинино, зап. от А. Новиковой, 1915 г.р.). «Баню истопили, дыму там, сам коть-моть* батюшка не знат. Не раздевались, поморились, пока не закашлялися, и молодых, и тёщу, и свекровку, и свата со сватом там поморили» (с. Троицк). «В бане играючи веником выпарят - свадьба есть свадьба, все идёт играючи» (с. Троицк). «Комлем мо- лодушку-то напарят, свадебжане-то говорят: «Ой, напарим, напарим» (с. Троицк). «Иной раз бойкая невеста если, веник возьмёт и начнёт из котла швырять, вода-то горячая, все от бани убежат. Не даёт себя напарить-то. Кто из свадебжан в окно вылезет, убежит» (с. Зуята, зап. от А.Е. Букиревой, 1927 г.р.). «У меня Лёнька-то вышел, а я начала всех веником охаживать. Пришлось им потом рубашки снимать. Веник-то в сажу и по мордяшке» (д. Плешкова, зап. от А.П. Третьяковой, 1935 г.р.). «Если бойкая девка, дак сажи наимат и всех сажей перемажет» (с. Серга, зап. от А.М. Солохиной, 1923 г.р.).

«В баню веник кинут. Невеста должна по венику брагу подавать, откупаться как. Вот она выставит веник и брагу-то подаёт. А гости щелку откроют, веник кинут ещё один: «Ещё плохо напарились, ещё плохо». И закроют: «Парьтесь ещё» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налев- киной, 1938 г.р.). «Свадебники*, молодые пишут, кашляют в дыму- то. Вот их бежат выкупать, мать, свекровка бежит. Вином выкупают. Кто двери закрывает, тому и вино дают» (д. Колпашники, зап. от А.С. Еремеевой, родом из д. Плешково). «Дружки жениховы бегут с вином, гостей отгоняют, подают им вино. Тогда только открывают двери и всех выпускают» (с. Зуята).

Взаимное дарение подарков проводилось в бане в момент откупа- ния. «Закроют молодых в бане, там дымно, поселят их тамо, а сами свадебников везут в предбанник: родителей невесты, потом жениха, крестных, потом братьев, сестёр. Как выйдут, жених призывает гостей и угощает, всем им подарки тут делают. И вот здесь они уже называют родителей «мама» и «папа». Свекрови тут платки или отрез на платье дарят, свекру - рубашку» (д. Патраково). «Молодые пря-

мо в дыму подарки дарят, невеста дарит жениховой родне. Угощают тут питием, кто бутылку держит в руках, кто стакан, кто закуску» (д. Колпашники, зап. от М.А. Ганиной, 1927 г.р.). «В бане невеста одаривала свекровь, свекра, братьям, сестрам, крёстну и крестного. Свекровь невесту одаривала в доме, с обрученьем когда ездит, а невеста должна приветное дать в бане, свекрови-то» (с. Троицк, зап. от Н.Л. Вертипраховой, 1956 г.р., родом из с. Юговское). «От невесты мать всё готовит и свату, и сватье, и крестному, и крёстне, сколько есть сестёр, всем подарки дает в предбаннике» (с. Ленек).

На пеньке (корыте) катать

После бани веселье могло быть перенесено на сельскую улицу. «Мало выкупа нам дали», - свадебжана-то молодым после бани. Бросят опять нас в корыто и потащат. Невесту прямо на колени к жениху бросят. Так в корыте и тащат, в котором капусту рубили, оно ведь большое, в две тяпки рубили дак, в нём и тащат» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.). «Молодых по деревне свадеб- жана таскают и веником со снегом парят» (с. Зарубино). «Невесту с женихом на пеньке катали, сходят в лес за пеньком, посадят и катят их по улице» (с. Калинино, Архив ПТУ, Т. 738, Тек. 30, С. 24).

«По коньяк тёщу в магазин в корыте возили, чтобы она там купила, в магазине-то» (с. Калинино, зап. от А.Д. Самоловских, 1930 г.р., родом из д. Субботинка). «Сватью на второй день три раза кинули на сани: «Ой, как коньяка-то охота». Дровни притащили, парней в их запрягли, бросили и повезли в центр, тётю-то, за коньяком. И потом на дровнях ещё катали, она обносила нас водкой ли, вином» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.). «Мать с отцом на корыте везут в магазин. Просто по улице катают, а сзади идут друзья с бутылками, остановятся с кем, подают вино» (с. Калинино, зап. от В.В. Курочкиной).

Свадебное ряженье

Веселье второго дня выливалось в разнообразные комические

сценки. «На другой день к нам тётка из Ершей, привезла соломенного ребенка - ребеночка де своего не бросайте» (с. Бым, зап. от А.В. Старцевой, 1930 г.р.). «Куклу принесут: «Вот вам ребеночка, вот у вас за одну ночь состряпался, вот у вас дети есть». И зыбку повесят ещё. И завяртывать заставляли и пеленать. У нас с мужем тоже прикрасили зыбку. Повесили её, покачали, кто поревел за маленького, кто чё, это всё вот только подурачиться. Обойдут, по стопочке подадут и опять начинают вытвораживать» (с. Калинино, зап. от А.И. Фофановой, 1914 г.р.).

«Дьяк с попадьей, невеста с женихом одетые пришли, ряженые- то. Шкуру вывернут, шапку, платок, вот как шарапужили*. Придут: «О, медведи пришли». Дуром дурели на другой-от день» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.). «Свекровь пришла: «У нас, — говорит, - свадьба-то невенчана, надо нам её повенчать». Оделись тут дьяком, а тут еще невестой оделись, женихом. И учили тут невесту спать, она неправильно ложилась опять. Её положат прямо на пол, а головами-то к ногам жениха, положат, потом давай опять их перекладывать, да опять неправильно положат, опять ногами к голове жениха, вот и таскают. Потом друг на друга положат, что вот надо так спать. Тут ещё морковку им положат и мочалку тут же. А дьяк-то тоже ряженый, он на голову черную шапку одевал, рясу тут делал, какой-то халат возьмет и оденет. Ходит вокруг жениха и невесты: «Вот ваша свадьба невенчана, вот её надо повенчать». Ходит, кадит ещё, тут в лапте чё-то у его положено. И все в лаптях, да ещё оборки у них развяжутся, да падут они, запнутся-то как - смех» (с. Калинино, зап. от Н.Е. Налевкиной, 1938 г.р.).

«Во второй день во врачей наряжались. Одели на себя белое всё, как скорая помощь медицинская. Представлялись всяко. Пришли, давай лечить. На стол положили мужика какого-то, там у них уколы приготовлены, медикаменты, капли. Дядьку какого-то ещё заставили пописять в кружечку, анализы взяли. Потом полечили, полечили: «Давай, попей капель» (с. Тихановка, зап. от З.А. Кисилёвой, родом из д. Теплая).

«Цыганкой рядились. Пробки шилом протыкали и по триста-четыреста штук нашивали на юбку, рядились ещё мужиком, бабой, они ходят, обнимают друг друга» (д. Весляны, зап. от Афанасьевой К.И., 1929 г.р.). «Юбки на себя напялят разукрашенные, они брякают, там монеты на юбке-то, ходят, всем за деньги гадают» (с. Калинино, зап. от А.Д. Самоловских, 1930 г.р., родом из д. Субботинка).

«Длинные юбки на мужика оденут, фартуки. На бабу опять шапку набекрень» (с. Калинино, зап. от В.В. Курочкиной). «Женщины-то оденут мужские штаны и морковки туда сделают, хоть стой, хоть падай» (д. Дураково). «Веник распотрошат, как цветы на голову сделают, невесте оденут на голову, растреплют ещё. Над женихом тоже смеялись. Лапоть привяжут, верёвочки от лаптя через рукава проденут. Руки так поднимешь, и лапоть на том месте тоже поднимается» (д. Зарека, зап. от Н.А. Пешковой, 1940 г.р.).

Устраивали также шуточные гадания. «Петуха с курочкой приносили. Если петушок за курочкой ухаживает, значит, хорошо жить будут молодожёны, дружно» (с. Калинино, зап. от З.А. Красильникова, 1927 г.р.). «Курицу принесут на свадьбу, на пол отпустят. Накрошат тут зерна ли, хлебушка: «Кто в доме хозяин будет, петух или курица». Если петух начнёт клевать первым, хозяин в доме будет мужик, а курица, дак хозяйка будет невеста» (д. Колпашники, зап. от А.С. Еремеевой, родом из д. Плешково). «У меня на свадьбе пету- шонка носили. Вот петуха и курочку приносят на свадьбу и смотрят, чего петух делать будет: клевать курицу, дак будет жених невесту бить, ещё воду начнёт пить, дак пьяница будет. Его на стол ставят, зернышки тут насыплют. Если петушка будет клевать первая, дак опять в доме невеста будет править» (д. Колпашники, зап. от М.А. Ганиной, 1927 г.р.).

Лошадь заводить

Широко распространённым в Тихановском, Ленском и Мазунин- ском поселениях было угощение лошади, которую нередко заводили на второй день свадьбы прямо в дом. «Крёстный в избу лошадь

заводил. За уздцы завел, хотел её ещё повернуть. Тут лошади хлеба, браги подают, гриву заплетают, косу делают. Лошади браги в чашку налили, она сколь пьёт, потом эту брагу-то на спину ей вылили, на гриву-то, потом косы стали заплетать. Это на второй день, тут гармошка играет, пляшут. Еще ленты плели лошади в косу, узлом-то не завязывали, так пустили, да и всё. Желтую, красную заплетали» (с. Троицк). «Лошадь заводили в дом. Хлебом её кормили, браги на неё нальют. Дружки ли, крестный ли всё это делали» (с. Троицк, зап. от А. Вертипраховой, 1937 г.р., родом из д. Ключ). «В избу лошадь заведут, обведут да выведут. Угостят её. Это ведь не кошка, завести в избу лошадь-то, начнёт пластаться, дак чё будет. Ну, вот заведут да выведут, котора и хлеб возьмёт. Шутки такие были. Вот у нас прямо один на второй этаж по ступенькам лошадь завел, завел, по кругу обвел, да и вывел. Дурели раньше, ёмко* дурели» (с. Юговское, зап. от А. Смирновой, 1928 г.р., родом из д. Парфеновка). «У нас бывало - завели лошадь в баню, в избу не стали. В баню-то завели, а она же там не повернется, узко. Зайти-то зашла, а обратно задом не идет. Дак пришлось баню раскатывать» (с. Юговское). «Лошадь, мерина заводили в избу во второй день свадьбы. Лошадь богом проклята, вот ей все и достаётся» (с. Ленек). Объясняя, зачем нужно заводить лошадь, говорили, «чтобы всё велось» (с. Троицк, зап. от П.И. Болотовой, 1937 г.р.).

Испытания молодых

Во второй день свадебных гуляний невеста и жених обязаны были продемонстрировать свои умения в ведении хозяйства: колоть дрова, прясть, стирать. Символически выступая как знаки будущей жизни, все эти действия молодых оценивались и комментировались гостями свадебного торжества.

«Свадебжана в шутку затащат большое бревно в дом и пилить молодых заставят. «Умеют, нет, дрова пилить? Умеет муж, нет, колоть» (с. Бым, зап. от В.И. Трениной, 1925 г.р., Г.А. Некрасовой, 1943 г.р.). «Поперёшную пилу брали, деревину на дороге найдут, принесут в

избу, вот, мол, давайте, жених с невестой. Они пилят, а я опять так сказала: «Ну, чё, Коля, она тебя ведь всю жизнь пилить будет». Дак они пилу-то и бросили» (с. Юговское, зап. от А. Смирновой, 1928 г.р., родом из д. Парфеновка).

«Жених дрова колол. А там в чураки набьют мелочи, ну, вот он колет, деньги выколачивает» (с. Зуята, зап. от А.Н. Мальцевой, 1924 г.р.). «Жених в свадьбу-то дрова колет, деньги из поленьев достает. Бревна-то толстущие, сучковатые, туда денег наколотят. Вот жених-то топором-то и выколачивает, деньги-то. А ещё ведь он должен в это время и невесту не отпустить, её ведь могут украсть тут» (д. Патра- ково). «Ещё так балуют - на крышу сани затащат, на конек, бутылку с водкой повесят на антенну, достанешь, нет, мол, - жениху-то» (с. Тихановка, зап. от З.А. Кисилёвой, родом из д. Теплая).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...