Нормализация звуковой стороны речи
Стр 1 из 33Следующая ⇒
Раздел 2 НОРМАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ Методические рекомендации Основная задача логопеда любого типа общеобразовательной школы — предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития устной речи. Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6-7-летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат. Общая задача при коррекционно-развивающем обучении — своевременная и целенаправленная работа по восполнению пробелов в развитии устной речи, как звуковой, так и смысловой ее сторон. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для группы детей как с фонетико-фонематическим, так и фонематическим недоразвитием необходимо сформировать: w полноценные фонематические процессы; wпредставления о звуко-буквенном составе слова; w навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются). Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь I этап коррекционного обучения. Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционного обучения детей с ФФН и I этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий заключается в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и лингвистической структуре дефекта.
Реализация этого содержания определяется количеством занятий в зависимости от степени недоразвития звуковой стороны речи. Поскольку коррекционноеобучение осуществляется в группах фронтально, то целесообразно предусмотреть примерную структуру занятий, особенно 10-15 первых. Основными задачами этих занятий являются развитие фонематического слуха, постановка и закрепление звуков, формирование психологических предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать логопеда, темпа работы и т. д. ) к полноценной учебной деятельности. Эти занятия могут иметь следующую структуру:
31 1) 15 минут — фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, их внимания к звуковой стороне речи (работа строится на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению; 2) 5 минут — подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы); 3) 20 минут — уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком. 1 В ходе фронтальной части занятия формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. Кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций. Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционного обучения детей с ОНР, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим методом устного опережения в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала II и III этапов.
Таким образом, фронтальная часть занятий включает работу по: • развитию фонематических процессов; • формированию навыков анализа и синтеза звуко-буквенного и слогового состава слова с использованием изученных к этому времени в классе букв и отработанных слов-терминов; • формированию готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова; • закреплению звуко-буквенных связей; • автоматизации поставленных звуков. Содержание фронтальной части занятий I этапа реализуется в такой последовательности: • Речь. Предложение. • Предложение. Слово. • Звуки речи. • Гласные звуки (и пройденные в классе буквы). • Деление слов на слоги. • Ударение. • Согласные звуки (и пройденные в классе буквы). • Твердые и мягкие согласные. • Звонкие и глухие согласные. • Звуки П и П'. Буква П. • Звуки Б и Б'. Буква Б. • Дифференциация Б-П (Б'-П'). • Звуки Т и Г. Буква Т. • Звуки Д и Д'. Буква Д. • Дифференциация Т-Д (Т'-Д'). 1 Уточнение и постановка дефектных звуков осуществляется известными в логопедии способами. Автоматизация звуков — на фронтальных занятиях. • Звуки К и К'. Буква К. • Звуки Г и Г'. Буква Г. • Дифференциация К-Г (К'-Г). • Звуки С и С. Буква С. • Звуки 3 и 3'. Буква 3. • Дифференциация С-3 (С'-З'). • Звук и буква Ш.
• Звук ибуква Ж. • Дифференциация Ш-Ж. • Дифференциация С-Ш. • Дифференциация Р-Л (Л'-Р'). • Звук и буква Ч. • Дифференциация Ч-Т’ • Звук и буква Щ. • Дифференциация Щ-С. • Дифференциация Щ-Ч. • Звук и буква Ц. • Дифференциация Ц-Т. • Дифференциация Ц-Ч. Данный вариант последовательности изучения тем на I этапе коррекционного обучения школьников с ФФН и ОНР является примерным и определяется конкретным составом группы, т. е. зависит от того, каков уровень сформированности звуковой стороны речи у детей. По мере устранения дефектов звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени. Работа при этом осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику, с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта, степени отработанности каждого звука.
При завершении I этапа коррекционного обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания материалов данного этапа. К этому времени у учащихся должны быть: сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи; восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов; усвоены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова; поставлены и отдифференцированы все звуки; уточнен и активизирован имеющийся словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением); введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые — мягкие согласные; звонкие — глухие согласные, предложения и т. д. сформированы навыки учебного конструирования элементарного высказывания с адекватным использованием вышеперечисленных учебных терминов. Таким образом, упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыков правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.
Гласные и согласные звуки и буквы. Ударение. Анализ и синтез слогов и слов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|