Второй уровень
19. а) Запиши слоговые схемы слов, выделяя ударный слог.
Очки, небо, гамак, лампа, сапоги, валенки, образец, книга, трости, клубень. Назови слова, в которых гласный находится после двух согласных. б) Расшифруй схемы слов:
Проанализируй слова со вторым ударным слогом. 20. Рассмотри внимательно слова. Найди в каждом слове «спрятавшиеся» слова:
Назови среди данных слова, содержащие 3 согласных звука и 1 гласный; 4 согласных и 1 гласный. Назови двухсложные слова, содержащие 4 согласных и 2 гласных звука. Назови трёхсложные слова, содержащие согласных больше, чем гласных. 21. Прочитай «про себя» слова и выдели ударный слог:
Коллективная проверка правильности постановки ударения: • Прочитай слова, выделяя голосом ударный слог: сначала слова с первым ударным слогом, затем — со вторым, потом — с третьим. • Какое слово имеет другой ударный слог? Какой он по счету? • В течение 5—7 минут выпиши из любого текста по 3 слова: двухсложных, трёхсложных, четырёхсложных; выдели ударный слог. • Прочитай выписанные слова, выделяя голосом ударный слог.
22. а) Что изображено на схемах? Какие слова можно подобрать к этим схемам? Подбери к схемам по 3 слова. Запиши их. Чётко прочитай подобранные слова, выделяя голосом ударный слог. б) Прочитай «про себя» слова под схемами. Подумай, все ли слова подобраны правильно. Если неправильно, то объясни, почему.
Чётко прочитай слова, правильно выделяя ударный слог. 23. а) Чётко прочитай слова, в которых 5 согласных, выделяя голосом ударный слог.
Прочитай остальные слова, чётко выделяя голосом ударный слог.
Прочитай слова: сначала с первым ударным слогом, затем — с третьим; четвертым.
Прочитай: слова, начинающиеся с 2 согласных букв, затем — с 3 согласных; слова, в которых 3 согласных расположены подряд в середине слова. 24. а) Подбери по 5 слов: двухсложных — со вторым ударным слогом; трёхсложных — с первым ударным слогом; трёхсложных — с третьим ударным слогом. б) Подбери по 5 двухсложных и трёхсложных слов с любым ударным слогом. Выдели ударный слог. Коллективная проверка правильности постановки ударения: • Четко прочитай все подобранные слова, выделяя голосом ударный слог. 25. Прочитай слова: Подумай и скажи, чем отличаются данные слова. Расскажи, что обозначает каждое слово. 26. а) Докажи с помощью выделения ударного слога, что приведённые ниже слова — разные; подтверди это, определив значение слова: Село — село; стоят — стоят. Составь с данными словами предложения. б) Прочитай слова, чётко выделяя голосом ударный слог:
Сравни слова 2-го и 3-го столбиков; 2-го и 4-го столбиков. Чем они различаются по произношению? Прочитай ещё раз эти слова правильно. 27. Прочитай словосочетания и предложения «про себя». Поставь знак ударения в выделенных словах.
Коллективная проверка правильности определения ударения: • Прочитай словосочетания и предложения вслух, чётко выделяя голосом ударный слог в выделенных словах. 28. Подбери подходящее по смыслу слово и выдели в нём ударный слог (см. слова в упр. 26, б).
Прочитай полученные словосочетания, выделяя голосом ударный слог в подобранных словах. 29. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:
Сравни пары слов по месту ударного слога в них. Меняется ли смысл слова? Почему? Составь с данными словами словосочетания.
30. а) Рассмотри картинки и составь словосочетания. Чётко их произнеси. Предметные картинки: красная лента; круглое яблоко; осенний лес; пенал на столе или парте; белка в дупле; дети с цветами. Сравни слова в каждом словосочетании по месту ударения. Сравни словосочетания друг с другом по месту ударения в словах, которые в них входят. б) Рассмотри картинки. Составь предложения, используя данные в скобках вопросы. Предъявляются сюжетные картинки: Лодка плывёт по реке. {Что? Что делает? Где? ); Мальчик играет с собакой. {Кто? Что делает? С кем? ); Кошка сидит на окне. {Кто? Что делает? Где? ); Девочка надевает пальто. {Кто? Что делает? Что? ); Бабушка выходит из дома. {Кто? Что делает? Откуда? ); Ребята стоят около дерева. {Кто? Что делает? Около чего? ). Произнеси составленные тобой предложения, выделяя голосом в каждом слове ударный слог. В каждом предложении проанализируй слова по месту ударения в них. 31. Составь словосочетания с помощью вопросов и запиши их. а) Занимался {чем? )...; солнце {какое? )...; сшила {что? )...; покрыты {чем? ) ... ; дорога {какая? ) ... ; радуюсь {чему? ) ... ; приехал {куда? )... ; увидел {кого? ) ... ; снежинки {какие? ) .... б) Направил {куда? )...; убежал {от кого? )...; грибы {где? )...; яблоки {в чём? )... ; спустился {откуда? )... ; поднялся {куда? )... ; заехал {за кем? )... ; подошли {к чему? ) .... Выдели ударные слоги в словах, входящих в словосочетания. Прочитай словосочетания, выделяя голосом ударные слоги в словах. Назови главное слово в словосочетаниях.
32. Чётко прочитай словосочетания, выделяя голосом ударный слог а)
б)
Коллективная проверка правильности постановки ударения:
• Сравни словосочетания в пунктах а) и б) и скажи, как различаются в них слова по месту ударного слога. А теперь прочитай следующие словосочетания «про себя» и выдели ударный слог в каждом слове:
в)
г)
Сравни словосочетания в пунктах в) и г) и скажи, как различаются в этих словосочетаниях слова по месту ударного слога. Теперь сравни все словосочетания (в пунктах а), б), в) и г) и скажи, как различаются в них слова по ударному слогу. Прочитай словосочетания с третьим ударным слогом; потом — со вторым; затем — с четвёртым и, наконец, — с первым. 33. Прочитай «про себя» словосочетания:
а)
б)
Выдели ударный слог в каждом слове. Докажи, что ты правильно это сделал: чётко прочитай вслух, выделяя голосом ударные слоги. Чётко прочитай словосочетания, в которых в обоих словах одинаковое количество согласных букв (предлог не учитывать! ); затем — словосочетания, в которых одно слово состоит из шести слогов. 34. а) Выпиши из любого текста в течение 5—7 минут 5 словосочетаний из 2 слов: первое слово — с первым ударным слогом, второе — со вторым ударным слогом. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. ) б) Выпиши из любого текста в течение 5—7 минут 5 словосочетаний из 3 слов. Выдели ударный слог. (Взаимопроверка: чтение с чётким выделением ударного слога. ) 35. а) Прочитай словосочетания, чётко выделяя голосом ударный слог в выделенных словах:
Скажи, чем различаются выделенные слова? Меняется ли смысл этих слов? Почему? б) Прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:
Скажи, чем различаются данные слова? Объясни, как меняется значение слов от места ударного слога. Составь с данными словами словосочетания. Второй уровень 1. Послушай стихотворение и скажи, какая произошла путаница и почему?
Сравни слова по звуковому по составу и по значению: бутон — батон; бидон — бетон; бетон — питон. 2. Скажи, что нужно сделать, чтобы: —слово мука превратилось в слово рука; —салат — в халат; —пена — в пенал; —каска — в краска; —мошка — в мышка; —волки — в вилки; —кол — в укол; —пилка — в палка; —том — в атом. 3. Повтори слоговые ряды вслед за логопедом; отхлопай их ритм: атш-утф-етх; ста-зда-ста; кре-кло-глй-гру. 4. Чётко прочитай слоговые ряды, выделяя: 4-й слог; 2-й слог; 3 слог:
5. Послушай слоговые ряды и запиши их схемы: апц-укт-олс; гне-клу-гда; шри-сла-зго-жне; пно-кли-бра-фту К полученным схемам подбери свои слоговые ряды. Произнеси их, выделяя голосом ударный слог. 6. Составь слоговые ряды согласно схемам:
Произнеси полученные слоговые ряды, выделяя голосом 2-й, 1-й, 3-й ударные слоги. 7. Звуковой диктант «зашифруй — расшифруй». а) выложи(на слух) схемы слов: гласные — красный квадратик, согласные — синий.
Панама, пироги, бумага; кролик, Клава, сливы; паркет, фургон, кирпич; конфета, лягушка, потолок. Выдели в схеме ударную гласную. б) Подбери слова к данным звуковым схемам. Докажиправильность подбора слов. Ко всем ли схемам можно подобрать слова? в) Подбери слово, в котором: 3 гласные; 4 гласные; 2 согласные. Докажи, что ты подобрал слова правильно. 8. Чётко прочитай слова:
Заменяй в каждом слове или прибавляй к нему один звук так, чтобы получалось новое слово. Рассказывай, какие звуки ты заменяешь или добавляешь. Например: рак — рок, рог, лог, лось, лом, том. 9. Вставь в течение 3—5 минут недостающие гласные и согласные так, чтобы получилось слово. Выделяй голосом ударный слог. Проанализируй полученные слова. (Анализ слов можно провести путём взаимопроверки. ) 10. Угадай слово, состоящее из 4—5 звуков: а) по первому и третьему звуку: б) по второму и последнему звуку:
Назови в подобранных словах ударный слог. Проанализируй 3 слова: с первым ударным слогом; вторым ударным слогом; из 5 звуков. 11. Чётко прочитай слова; найди среди них пары слов, которые рифмуются:
Скажи, какими буквами различаются рифмованные слова в каждой паре?
12. Из букв двух слов составь третье. Проанализируй его звуковой состав. Окно, ромб; кит, рана; боб, уста; охра, под; карп, ива Ответы: обморок; картина; суббота; пароход; крапива. 13. Составь в течение 10 минут как можно больше слов из данных букв: р, о, т, а, с (10 слов); в, с, м, о, а, к (13-15 слов); т, н, и, а, о, с (8—10 слов); р, и, т, а, о, к (8-10 слов). Назови слова, в которых гласный находится между согласными. Задание выполняется парами. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|