Третий уровень
14. а) Чётко прочитай слова парами. Назови общую букву в каждой паре слов. Составь с этими буквами слова. Проанализируй звуковой состав новых слов. луна — стол —...? кино — игла —...? лампа — мышь —...? окна — дом —...? нос — Анна —...? б) Составь сам такое же задание товарищу, но с другими словами.
Как сгруппированы названия месяцев? Назови (запиши) их по алфавиту. Назови слова, в которых число звуков и букв не совпадает, и объясни, почему. Запиши звуками названия: февраль, сентябрь, ноябрь, июль. (Коллективная проверка. ) 16. а) Подбери в течение 3—4 минут 10 слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначали бы звуки [э] [о] [у] [а] и мягкость предшествующего согласного. б) Подбери в течение 3—4 минут 10 слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначали бы два звука в начале слова или после гласного. 17. Проверь, правильно ли разобраны слова по звуковому составу: брат — 2 согласных и 2 гласных звука; каток — 3 согласных и 2 гласных звука; маяк — 2 согласных и 2 гласных звука; тепло — 2 согласных и 2 гласных звука; ружьё — 3 согласных и 2 гласных звука; семя — 2 согласных и 2 гласных звука; семья — 2 согласных и 2 гласных звука. Докажи правильность своего ответа. 18. Собери слова. а) Восстанови порядок слогов, чтобы получились слова. Выдели ударный слог. на-во-ро; лу-би-го; ло-сы-во; ка-о-пуш; туш-пе-ки; боч-гри-ки; лёк-ва-си; зи-кор-на; жок-бе-ре; щик-ба-бан-ра; фист-гра-ле-те; ле-чик-мёт-пу. Назови слова, в которых число согласных больше, чем гласных; гласных столько же, сколько согласных. Проанализируй 3 составленных четырёхсложных слова.
б) Рассмотри внимательно схему. Что ты увидел? ,
Соедини слоги и односложные слова в многосложные. Выдели ударный слог. Назови слова, в которых гласные стоят после двух согласных. Назови гласные и согласные в каждом слове. Проанализируй по звуковому составу трёхсложные слова: пароход, закладка, подборка, находка, зарядка, походка. 19. а) Запиши слоговые схемы слов. Выдели ударный слог.
Клубника, виноград, простыня, баскетбол, квартирант, комплимент, бутерброд, жонглёры. Объясни значение слов: квартирант, комплимент, жонглёры. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. ) Назови из этих слов те, которые содержат 7 согласных звуков. Сколько в них гласных? б) Расшифруй схемы слов:
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания. ) Проанализируй слова с третьим ударным слогом. 20. Чётко прочитай слова. Объясни значение выделенных слов.
Назови односложные слова, затем — двухсложные. Почему они так называются? Преврати односложные слова в двухсложные, двухсложные — в трёхсложные, добавляя нужный слог в начало слова. Выдели ударный слог. Назови слова, состоящие из одинакового числа гласных и согласных. Проанализируй по звуковому составу 2 двухсложных и 2 трёхсложных слова. 21. Внимательно прочитай слова:
Найди в каждом данном слове «спрятавшиеся» слова в таком порядке: 2 слова; 3 слова; 4 слова. Назови слово, состоящее из 4 согласных и 1 гласной буквы. Назови слова, в которых гласные находятся перед или после расположенных рядом согласных. 22. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:
Прочитай слова: со вторым ударным слогом; третьим; четвёртым. Найди и прочитай словосочетания, выделяя ударный слог в каждом слове. Прочитай, выделяя ударный слог, слова, которые начинаются: с двух согласных букв; с трёх согласных букв. Чётко прочитай слова, в которых есть гласные А, Е, О.
23. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:
(Коллективная проверка правильности постановки ударения. ) Подумай, пожалуйста, по какому признаку можно сгруппировать эти слова. Распредели по этому признаку слова по группам. Прочитай полученные группы : лов, выделяя голосом ударный слог. 24. Подбери в течение 5 минут по 3 слова к каждой схеме. Обоснуй свой выбор.
Чётко прочитай подобранные слова, выделяя голосом ударный слог. 25. Выпиши из орфографического словаря по 3 трёхсложных, четырёхсложных, пятисложных слова; выдели в них ударный слог. Чётко прочитай выписанные слова, выделяя голосом ударный слог.
26. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог. Сравни схемы и слова под ними. Правильно ли подобраны схемы? Докажи правильность своего ответа. Начерти схемы к каждому столбику слов. 27. Рассмотри картинку. 1 Назови слова, обозначающие изображённые на ней предметы: со вторым ударным слогом; с третьим ударным слогом; с первым ударным слогом; с четвёртым ударным слогом. Подбери по 2 слова со вторым, третьим и четвёртым ударными слогами. 28. а) Подбери 5 трёхсложных и 5 четырёхсложных слов; выдели ударный слог. (Коллективная проверка правильности постановки ударения. )
б) Прочитай все подобранные слова в следующем порядке: с первым ударным слогом; со вторым; с третьим; с четвёртым. Прочитай подобранные слова, выделяя голосом ударный слог. Составь к подобранным словам схемы. 53 _______________________________________ 1Сюжетную картинку предъявляет логопед.
29. Найди отличие. а) Чётко прочитай слова:
Скажи, чем различаются слова в каждой паре? Одинаково ли значение слов? Составь словосочетания или предложения с каждой парой слов. б) Докажи с помощью ударения, что это разные по значению слова: белки — белки; парить — парить. Составь с данными словами словосочетания. 30. Прочитай словосочетания. Обрати внимание на выделенный ударный слог:
Подумай, правильно ли выделен ударный слог? Исправь ошибки. Прочитай словосочетания, правильно выделяя голосом ударный слог. 31. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:
Сравни слова по месту ударения и скажи, как меняется их смысл. Подбери из них слова, которые составляют словосочетание с данными: много... ; подарок... ; гордимся... ; рассказываю .... Произнеси полученные словосочетания, выделяя голосом ударные слоги в каждом слове. 32. Прочитай слова «про себя», выделяя ударные слоги:
(Коллективная проверка правильности постановки ударения. ) Сравни произношение гласных звуков, обозначенных выделенными буквами, в однокоренных словах. Когда гласные звуки произносятся наиболее отчетливо? Что происходит с гласными в другом положении? • 33. а) Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:
Прочитай правильно ещё раз. Запомни ударные слоги в этих словах. б) А теперь прочитай «про себя» словосочетания с этими словами; поставь знак ударения в выделенных словах:
(Коллективная проверка правильности выделения ударного слога. ) в) Самостоятельно составь словосочетания со словами: звала, звало, звали.
34. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:
Сравни слова по месту ударения и скажи, как меняется их значение. Почему оно изменилось? Составь с каждым словом словосочетание. Произнеси его, выделяя голосом ударные слоги. 35. Произнеси слова — названия картинки. (Предъявляются предметные картинки: пчела, апельсин, корзина, мотоцикл, трамвай, пограничники, баянисты, велосипед, сковорода, игрушки, светофор, кактус. ) А теперь произнеси эти слова в таком порядке: с первым ударным слогом; со вторым; с третьим; с четвёртым. Составь с этими словами словосочетания и запиши их. В каждом слове словосочетания выдели ударный слог. Чётко прочитай составленные словосочетания, выделяя голосом ударный слог. 36. Составь словосочетания с помощью вопросов и запиши их: а) прочитала (что? кому? ) ... ; на клумбе {какие? что? )...; чистить (что? чем? ) ...; навещала (какую? кого? )...; подул (какой? что? ) ... ; засвищут (когда? кто? ) ... ; в берлоге (какой? кто? ) ... ; выполняю (что? где? ) ... ; б) построить (что? где? ) ... ; прогуливался (где? с кем? ) ... ; (какие? ) помидоры (где? )... ; пришел (откуда? куда? )... ; шагает (как? где? ) ... ; разговаривать (когда? с кем? )... ; (где? ) растут (какие? что? )... ; (когда? ) был (где? с кем? ) .... В каждом слове словосочетаний выдели ударный слог. (Коллективная проверка правильности выделения ударных слогов. ) Чётко прочитай словосочетания, выделяя голосом ударный слог в словах. Найди в словосочетаниях и прочитай слова с третьим, четвёртым и вторым ударным слогом. 37. Прочитай «про себя» словосочетания; выдели ударный слог в каждом слове:
б).
(Коллективная проверка правильности постановки ударения. ) Прочитай данные словосочетания вслух, выделяя голосом ударный слог. Сравни словосочетания в пунктах а) и б) и скажи, чем различаются в них слова по произношению.
в)
г) (Взаимопроверка с обсуждением правильности выделения ударных слогов. ) Чётко прочитай словосочетания вслух, выделяя голосом ударный слог. Сравни словосочетания в пунктах в) и г) и скажи, чем они различаются по произношению.
Сравни словосочетания в пунктах а), б), в) и г) и скажи, чем они различаются по произношению. Чётко прочитай словосочетания в таком порядке: со вторым ударным слогом; с первым; с третьим; с четвёртым. 38. а) Составь в течение 5 минут 5 словосочетаний из двух слов: со вторым ударным слогом; с третьим. (Взаимопроверка. ) б) Выпиши из текста1 в течение 5 минут 5 словосочетаний из трёх слов. Выдели в каждом слове ударный слог. (Взаимопроверка. )
57 1 Тексты предлагает логопед.
39. Чётко прочитай словосочетания, выделяя голосом ударный слог в выделенных словах:
Назови одинаковые по написанию слова и скажи, чем они различаются. 40. Прочитай данные слова так, чтобы они обозначали много предметов, и назови ударный слог:
Прочитай эти слова так, чтобы они обозначали один предмет, и назови ударный слог. Составь 3 словосочетания со словами, которые обозначают один предмет, и 3 словосочетания со словами, обозначающими много предметов. 41. Запиши под диктовку словосочетания в 2 столбика: в первый -словосочетания со словами, обозначающими один предмет; во второй — со словами, обозначающими много предметов. Выдели ударный слог. Нет пилы; новые пилы; большие доски; стол у доски; край леса; хвойные леса; лесные тропы; кусты у тропы; дверь избы; красивые избы; вымытые окна; кресло у окна. Прочитай все словосочетания, чётко выделяя голосом ударный слог. 42. Прочитай слова; покажи с помощью ударения, что это разные по значению слова:
Составь с каждым словом словосочетание. Произнеси составленные словосочетания, выделяя голосом ударный слог.
Третий уровень 1. Послушай стихотворение:
Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных — прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. Звучат в согласных серебро и медь, А гласные даны тебе для пенья. И счастлив будь, коль можешь ты пропеть Иль даже продышать стихотворенье. (С. Маршак) О каких различиях гласных и согласных звуков говорится в этом стихотворении? Чем ещё различаются гласные и согласные? Покажи эти различия на своих примерах. Сколько гласных звуков? Назови их. Сколько гласных букв? Назови их. Сколько согласных букв? Какие бывают согласные звуки? Назови пары звонких и глухих согласных. Какие звонкие согласные не имеют парных глухих? Какие глухие согласные не имеют парных звонких? Какие согласные всегда мягкие? Какие согласные всегда твёрдые? Каких слов в русском языке больше: тех, которые начинаются с согласных или с гласных? Почему? Обоснуй свой ответ. 2. За 3 минуты подбери как можно больше слов с гласной а: с гласной о. Проанализируй подобранные слова. а) Повторяй слоговые ряды, выделяя голосом (по заданию логопеда) второй, третий, первый, четвёртый ударные слоги: рпит-ершп-уздр; вска-взга-вска; вздра-встре-вздру-встры. б) Послушай слоговые ряды: ост-улк-апт; взле-стро-шпла; вждло-мскра-скло. Составь их схемы. Подбери к этим схемам свои слоговые ряды. Произнеси их, выделяя нужный ударный слог.
4. а) Составь схемы слов по образцу.
Середина, телефоны, ананасы; планета, флаконы, свинина; гвоздики, птичница, прививка; клумба, флоксы, блокнот; страна, стройка, встреча. Гласную букву раскрась красным цветом, согласную — синим. Выдели в схеме ударную гласную. Сколько в каждом слове гласных и согласных звуков? Между какими звуками ты слышишь ударные гласные звуки? б) Расшифруй слова по звуковой схеме: Подбери к схемам слов, состоящих из 4 согласных и 2 гласных, ещё несколько слов. Проанализируй звуковой состав подобранных слов. Подбери слова к двум последним схемам. Обоснуй свой выбор. 5. Составь как можно больше слов, вставляя пропущенные буквы: Называй составленные слова, выделяя ударный слог. Назови согласные в подобранных словах. * (Смена, слева, сфера, схема, слеза, среда, свела, свеча, Света, стена... )
6. Послушай слова и догадайся, что с ними происходит: Ход — хор — хорь — корь — кора — пора — порка... Скажи, почему меняется значение слова? Продолжай менять звуки в словах, чтобы получалось новое слово. Рассказывай, какие звуки ты добавляешь, изменяешь. Предложи такую же игру товарищу со словами: дом, вол, сад. 7. Кто скажет (или запишет) больше слов с одинаковой гласной за 5 минут?
о —... а —... и —... Назови согласные в подобранных словах. Проанализируй 3 слова с каждой гласной по звуковому составу. 8. Подбери к данным другие слова, которые с ними рифмуются.
Скажи, какими буквами они различаются в каждой паре.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|