Звуки Ш-Ж. Шнурок тонкий, а нитка ещё. Озеро глубокое, а море ещё. Мы встаем рано, а завтра встанем ещё. Толя собрал грибов мало, а Вера — ещё. Кисель жидкий, а чай. Петя молодой, а Гена. его. На правом берегу лес редкий, а на левом. Берёза старая, а дуб.
Звуки Ш-Ж 1. В течение 5 минут выпиши из орфографического словаря 5 слов со звуком Ш, 5 слов — со звуком Ж и 4 слова, содержащие звуки Ш и Ж. Чётко прочитай выписанные слова, выделяя ударный слог. Составь схему одного слова со звуком Ш, одного — со звуком Ж и одного слова, содержащего оба изучаемых звука. 2. а) Составь и чётко прочитай: 8 слов со слогами -жи- и -ши-; 4 слова — из двух слогов; 4 слова — из трёх слогов:
б) Составь 2 схемы двухсложных слов со звуком Ш и со звуком Ж и по 2 схемы трехсложных слов со звуком Ш и со звуком Ж. * Жираф, живот, ножи, шина, жили, шили, шишка, Машка, вышка, машина, вырежи, вышили, выжили, нажили, нашили, манежи... 3. Послушай предложения: Бабушка Женя испекла ватрушки. Жанна вешает на ёлку хлопушки. Медвежонок вышел на лужайку. Белка готовит себе жилище. Что посеешь, то и пожнёшь. Дружба как стекло: разобьёшь — не сложишь. Выпиши из них в 3 столбика слова: со звуком Ж; со звуком Ш; со звуками Ш—Ж. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. ) 4. а) Чётко прочитай слова: Измени их так, чтобы они отвечали на вопрос что делаешь?
Как изменился звуковой состав вновь образованных слов? Изменилось ли значение слов? б) Чётко прочитай слова: Сколько ты прочитал слов со звуком Ж? Со звуком Ш? Составь словосочетания с вновь образованными словами из пункта а) и со словами из пункта б) так, чтобы они подходили по смыслу. Чётко прочитай составленные словосочетания, выделяя ударный слог. Прочитай словосочетания, в словах которых больше букв Ш, чем Ж.
5. Добавь в предложение слово.
Шнурок тонкий, а нитка ещё... . Озеро глубокое, а море ещё.... Мы встаем рано, а завтра встанем ещё.... Толя собрал грибов мало, а Вера — ещё... . Кисель жидкий, а чай... . Петя молодой, а Гена... его. На правом берегу лес редкий, а на левом... . Берёза старая, а дуб... берёзы. Скажи, какой звук появился в слове, и определи его место. Запиши в 2 столбика слова, которые ты добавлял в предложения в 1-й — со звуком Ш; во 2-й — со звуком Ж. Определи место звука в слове. (Слово указывает логопед. ) (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задан и я. ) 6. Составь из данных слов словосочетания так, чтобы в одном слове был звук Ш, а в другом — Ж: Чётко прочитай составленные словосочетания, выделяя в словах ударный слог. Проанализируй выделенные слова. Запиши те слово сочетания, в которых есть слова животное, картошка. 7. Запиши предложения под диктовку: Женя любит душистые ландыши. В саду шесть кустов жасмина Волнушки и рыжики — вкусные грибы. Женьшень — полезное растение Шмель жужжит над можжевельником. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. ) Звуки С-Ш 1. Послушай стихотворение: ... Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит — загорает. Внучкина бабушка в куклы играет А рыбы читают весёлые книжки, Отняв потихонечку их у мальчишки Какую особенность стихотворения ты заметил? Послушай стихотворение еще раз и постарайся запомнить слова со звуками С и Ш. Назови их и определи в них место этих звуков. Проанализируй слова: старик, гармошка. Составь с этими словами одно предложение. 2. В течение 7 минут выпиши ИЗ орфографического словаря 5 слон со звуком С и 5 — со звуком Ш. Эти звуки должны быть в середине слова. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )
3. Из 11 букв: ш, с, а, о, у, е, ё, т, р, к, п, ь — составь 6—8 слов, в которых есть буквы С—Ш. Буквы можно повторять. Запиши эти слова. Чётко прочитай слова в следующем порядке: односложные; трёхсложные; двухсложные; слова, начинающиеся с буквы Ш; слова, начинающиеся со звука С. Составь схему слова пастушок. Составь с этим словом предложение и запиши его. * Шоссе, суть, суша, сушка, шест, шесть, шесток, шерсть, шёрстка, старше, спешка, Саша, старушка, пастушок. 4. Чётко прочитай слова:
Прочитай слова со звуком Ш, затем — со звуком С. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делаешь?
Что изменилось в звуковом составе слов? Проанализируй любые 3 вновь образованных слова. Составь с ними предложения и запиши их. Подчеркни букву С одной чёрточкой, букву Ш — двумя. 5. Чётко повтори под диктовку словосочетания, выделяя ударный слог: .
Послушай ещё раз эти словосочетания и запомни слова, содержащие одновременно звуки С и Ш. Назови чётко эти слова. Составь предложения с выделенными словосочетаниями и запиши их. Подчеркни букву С одной чёрточкой, Ш — двумя. 6. Чётко прочитай словосочетания:
Правильно ли они составлены? Исправь ошибки. Прочитай сначала словосочетания, в которых есть слова, содержащие одновременно звуки С и Ш; затем — остальные. Проанализируй их. В словах, отвечающих на вопрос что?, определи место звука Ш; в словах, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие?, определи место звука С. 7. Запиши предложения под диктовку:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|