Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Звуки Ш-Ж. Шнурок тонкий, а нитка ещё. Озеро глубокое, а море ещё. Мы встаем рано, а завтра встанем ещё. Толя собрал грибов мало, а Вера — ещё. Кисель жидкий, а чай. Петя молодой, а Гена. его. На правом берегу лес редкий, а на левом. Берёза старая, а дуб.




Звуки Ш-Ж

1. В течение 5 минут выпиши из орфографического словаря 5 слов со звуком Ш, 5 слов — со звуком Ж и 4 слова, содержащие звуки Ш и Ж.

Чётко прочитай выписанные слова, выделяя ударный слог.

Составь схему одного слова со звуком Ш, одного — со звуком Ж и одного слова, содержащего оба изучаемых звука.

2.

а) Составь и чётко прочитай: 8 слов со слогами -жи- и -ши-; 4 слова — из двух слогов; 4 слова — из трёх слогов:

 

МА НЕ НА РАФ
РЕ ЖИ ВЫ ЛИ
вот НО ШКА ШИ

б) Составь 2 схемы двухсложных слов со звуком Ш и со звуком Ж и по 2 схемы трехсложных слов со звуком Ш и со звуком Ж.

* Жираф, живот, ножи, шина, жили, шили, шишка, Машка, вышка, машина, вырежи, вышили, выжили, нажили, нашили, манежи...

3. Послушай предложения:

Бабушка Женя испекла ватрушки.

Жанна вешает на ёлку хлопушки.

Медвежонок вышел на лужайку.

Белка готовит себе жилище.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Дружба как стекло: разобьёшь — не сложишь.

Выпиши из них в 3 столбика слова: со звуком Ж; со звуком Ш; со звуками Ш—Ж. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )

4.

а) Чётко прочитай слова:

Измени их так, чтобы они отвечали на вопрос что делаешь?

 

Как изменился звуковой состав вновь образованных слов? Изменилось ли значение слов?

б) Чётко прочитай слова:


Сколько ты прочитал слов со звуком Ж? Со звуком Ш?

Составь словосочетания с вновь образованными словами из пункта а) и со словами из пункта б) так, чтобы они подходили по смыслу.

Чётко прочитай составленные словосочетания, выделяя ударный слог.

Прочитай словосочетания, в словах которых больше букв Ш, чем Ж.

 

 

 


5. Добавь в предложение слово.

Шнурок тонкий, а нитка ещё... . Озеро глубокое, а море ещё.... Мы встаем рано, а завтра встанем ещё.... Толя собрал грибов мало, а Вера — ещё... . Кисель жидкий, а чай... . Петя молодой, а Гена... его. На правом берегу лес редкий, а на левом... . Берёза старая, а дуб... берёзы.



Скажи, какой звук появился в слове, и определи его место. Запиши в 2 столбика слова, которые ты добавлял в предложения в 1-й — со звуком Ш; во 2-й — со звуком Ж.

Определи место звука в слове. (Слово указывает логопед. )

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задан и я. )

6. Составь из данных слов словосочетания так, чтобы в одном слове был звук Ш, а в другом — Ж:

Чётко прочитай составленные словосочетания, выделяя в словах ударный слог. Проанализируй выделенные слова. Запиши те слово сочетания, в которых есть слова животное, картошка.


7. Запиши предложения под диктовку:

Женя любит душистые ландыши. В саду шесть кустов жасмина Волнушки и рыжики — вкусные грибы. Женьшень — полезное растение Шмель жужжит над можжевельником.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )

Звуки С-Ш

1. Послушай стихотворение:


... Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки,


Старик на окошке лежит — загорает. Внучкина бабушка в куклы играет А рыбы читают весёлые книжки, Отняв потихонечку их у мальчишки


Какую особенность стихотворения ты заметил? Послушай стихотворение еще раз и постарайся запомнить слова со звуками С и Ш. Назови их и определи в них место этих звуков. Проанализируй слова: старик, гармошка. Составь с этими словами одно предложение.


2. В течение 7 минут выпиши ИЗ орфографического словаря 5 слон со звуком С и 5 — со звуком Ш. Эти звуки должны быть в середине слова.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )

3. Из 11 букв: ш, с, а, о, у, е, ё, т, р, к, п, ь — составь 6—8 слов, в которых есть буквы С—Ш. Буквы можно повторять.

Запиши эти слова.

Чётко прочитай слова в следующем порядке: односложные; трёхсложные; двухсложные; слова, начинающиеся с буквы Ш; слова, начинающиеся со звука С.

Составь схему слова пастушок.

Составь с этим словом предложение и запиши его.

* Шоссе, суть, суша, сушка, шест, шесть, шесток, шерсть, шёрстка, старше, спешка, Саша, старушка, пастушок.

4. Чётко прочитай слова:

 

Прочитай слова со звуком Ш, затем — со звуком С. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делаешь?

 

Что изменилось в звуковом составе слов? Проанализируй любые 3 вновь образованных слова. Составь с ними предложения и запиши их. Подчеркни букву С одной чёрточкой, букву Ш — двумя.

5. Чётко повтори под диктовку словосочетания, выделяя ударный слог:

.

 

Послушай ещё раз эти словосочетания и запомни слова, содержащие одновременно звуки С и Ш. Назови чётко эти слова.

Составь предложения с выделенными словосочетаниями и запиши их. Подчеркни букву С одной чёрточкой, Ш — двумя.


6. Чётко прочитай словосочетания:

 

 

ласковое путешествие; смешная сметана; голосистый

 

братишка; непослушный соловей; шуршащие листья;

 

 

 

интересное солнышко; густая мартышка.

         

Правильно ли они составлены? Исправь ошибки.

Прочитай сначала словосочетания, в которых есть слова, содержащие одновременно звуки С и Ш; затем — остальные. Проанализируй их.

В словах, отвечающих на вопрос что?, определи место звука Ш; в словах, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие?, определи место звука С.

7. Запиши предложения под диктовку:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...