Культурологическая функция.
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Массовая коммуникация План: 1. Определение понятия «массовая коммуникация». 2 2. Основные теоретические направления изучения массовой коммуникации. 4 3. Определение понятия «массовая информация», основные характеристики массовой информации. 8 4. Характеристика структуры массовой коммуникации по Г. Лассуэллу. 10 5. Основные условия функционирования процесса создания и преобразования массовой информации 13 6 Роль коммуникаторов в создании массовой информации. 15 7. Контроль процесса создания массовой информации в СМК.. 19 8. Механизм превращения социальной информации в массовую информацию (4, 5) 21 9. Определение понятия «средства массовой коммуникации». 22 10. Структура современной системы средств массовой информации. 23 11. Основные типы реакций аудитории на потребление массовой информации. 27 12. Основные критерии эффективности массовой коммуникации. 28 13. Понятие символа и его места в коммуникативном пространстве. 30 14. Визуальный символ. Основная хар-ка визуальных каналов коммуникационных сообщений. 34 15. Событийная организация коммуникативного пространства. 37 16. Мифологическая организация коммуникативного пространства. 39 17. Основные методы поиска ключевого коммуникатора. Основные хар-ки источника сообщения 41 18. Теория диффузии Э. Роджерса. 44 19. Понятие коммуникативной системы, виды коммуникативных систем. 46 20. Понятие ПР, его основные задачи и характеристики. 49 21. Рамки деятельности ПР-менеджера. 51 22. Основные элементы ПР-кампании и сферы ее применения. 52 23. Понятие имиджа. Его основные функции. 54 24. Специфика деятельности имиджмейкера. 56 25. Основные этапы создания и продвижения имиджа лидера и корпоративного имиджа. 58
26. Понятие спиндоктор его основные характеристики. 60 27. Исторические этапы деятельности спиндоктора. 61 28. Специфика деятельности спиндоктора. 64 29. Управление механизмами формирования новостей как основа работы спиндоктора и пресс-секретаря 68 30. Особенности коммуникативного пространства, значимые для спиндоктора. 74 31. Общая модель воздействия в информационной кампании. 79 32. Интенсивные модели воздействия (метод "Промывания мозгов") 84 33. Психологические операции и асимметрический характер информационного оружия. 88 34. Международные проекты по воздействию на общественное мнение. 93 35. Теория переговоров. 97 36. Особенности кризисных коммуникаций. 101 37. Механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризисных ситуаций. 103 38. Факторы формирования имиджа в рамках избирательной кампании. 106 39. Стратегия и тактика избирательной кампании. 111 40. Понятие спичрайтер, основные характеристики его деятельности. 119 41. Понятие пресс-секретарь, основные характеристики его деятельности. 122 42. Семиотика рекламного текста. 124 43. Семиотические модели рекламы.. 127 44. Психотерапевтическая коммуникация, основные виды и их характеристика. 130 45. Общая модель коммуникативной технологии. 136 46. Культурологическая и маркетинговая концепции рекламы. 143 47. Характеристика эффекта осведомленности целевой аудитории. 146 48. Методы тестирования действенности рекламы. 149 49. Инструментальное поведение целевой аудитории. 150 50. Стратегия возвышения имиджа. 152 51. Стратегия снижения имиджа (антиреклама) 154 52. Приемы отстройки от конкурентов. 156 53. Антикризисные коммуникации и приемы контррекламы. 160 54. Характеристика газет как носителей рекламы. 163 55. Характеристика журналов как носителей рекламы. 167 56. Характеристика радио как носителя рекламы. 169 57. Характеристика телевидения как носителя рекламы. 172 Определение понятия «массовая коммуникация».
Массовая коммуникация - процесс распространения информации с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории. Средства массовой коммуникации (СМК) — это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории; Массовая коммуникация, прежде всего, характеризуется: - наличием технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность; - социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации; - массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации; - многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность массовой коммуникации Массовая коммуникация имеет собственную специфическую природу. Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора. Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощнейшим средством воздействия и на личность, и на социальную группу. Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с его следующими свойствами: диакронностъ - коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени; диатопностъ — коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство; мультиплицирование — коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием; симулътанностъ — свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству лиц практически одновременно; репликация — свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации.
Основные теоретические направления изучения массовой коммуникации. Начало исследований массовой коммуникации связывают с именем немецкого социолога М. Вебера. В 1910г. он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социологическое аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обобщив метод анализа прессы.
В дальнейшем изучение массовой коммуникации проводится в трех аспектах — теоретическом, прагматическом и эксперементально-прикладном. Несмотря на множество интерпретаций массовой коммуникации, эти теории можно объединить в группы в соответствии с доминирующей функцией: Функция политического контроля, Функция опосредованного духе контроля, культурологическая функция. Особое место занимает теория «информационного общества», в рамках которой исследуется роль массовой коммуникации. Рассмотрим эти теории вкратце с тем, чтобы выделить теоретические проблемы массовой коммуникации и подходы к их решению. В первой группе теорий, в которых массовая коммуникация трактуется как функция политического контроля, выделяются две подгруппы. В первой подгруппе доминирующим фактором является материально-экономический, во второй — идеологический. К первой подгруппе относится теория массового общества и варианты теории, основывающиеся на марксистском понимании СМК, прежде всего как средство производства, которые в капиталистическом обществе являются частной собственностью. Теория массового общества исходит из положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате чего СМК оказываются интегрированными в эти институты и, как следствие, поддерживают политико-экономический курс властных структур. Эта теория особо подчеркивает роль СМК в формировании общественного мнения. При этом отмечается двоякая роль СМК: с одной стороны, они могут манипулировать общественным мнением, с другой — помогают людям выжить в трудных условиях.
Политико-экономическая теория, в которой наиболее последовательно используются постулаты марксизма, на первое место выдвигает роль экономических факторов, определяющих функции СМК. Учитываются также политические факторы, поскольку СМК находятся в руках частных владельцев. Представители политико-соц и о логического н а п р а в л е н и я рассматривают СМК прежде всего как инструмент поддержания главенствующего в обществе социального порядка и социальной иерархии. Выражение «СМК как четвертая власть» в этом случае означает негативную сторону политической ангажированности массмедиа. При таком подходе вопросы регулирования деятельности в большей мере определяются борьбой или балансом интересов всех участников процесса массовой коммуникации, что отражено в терминах социальной ответственности СМК и их социальной эффективности. Структурно-функциональные теории согласно которому все действия в обществе обусловлены его потребностями, а идеологические факторы несущественны. СМК рассматриваются как самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных политических правил. К важнейшим функциям массовой коммуникации относятся информационная, интерпретирующая, обеспечивающая преемственность господствующей культуры, развлекательная и мобилизующая людей к активным действиям при проведении различных кампаний. Теории «информационного общества» выделены в отдельную группу. Основой этих теорий является концепция постиндустриального общества, разработанная американским социологом Д. Беллом. Наиболее типичные постулаты этих теорий сводятся к следующему: - информация является главным источником и средством производства, а также и его продуктом; - СМК являются мощным стимулом для потребления информации и ее оценки, они также стимулируют коммуникативные технологии, благодаря чему создаются вакансии для работы; - изменения в обществе, «революционные потенции» заложены не в содержании информации, а в способах и средствах ее передачи и дальнейшего ее применения (не важно что, а важно как). Идеи Лазарсфельда способствовали развитию так называемого позитивистского подхода к исследованию массовой коммуникации. Согласно данному подходу, СМИ осуществляют передачу информации аудитории с помощью «установления повестки дня». Причем СМИ специально «раздувают» какую-либо проблему, посвящая ей все свое время, искусственно возвышая ее над другими событиями, конструируя, таким образом, особую реальность. Механизмы конструирования искусственной реальности являются предметом изучения представителей данной школы. В 1972 г. М. Маккомбс и Д. Шоу ввели термины построение повестки дня и воспламенение, т.е. «подогревание» интереса аудитории к какому-либо событию, переключая на него все внимание.
Глобальные теории М. Макклюэна и О. Тоффлера. Новые технологии, расширяющие возможности обработки и понимания информации, всегда приводили к большим изменениям в развитии цивилизации. По убеждению многих философов и историков, печатный станок привел в действие силы, благодаря которым сформировались государства в их современным виде. Фундаментальные культурные сдвиги рождены сменой ведущих типов коммуникации. Канадский ученый М. Макклюэн выделяет три ступени в развитии коммуникации. Это эпоха доминирования устной речи как средства коммуникации. Затем, после изобретения печатного станка И. Гутенбергом, утверждение опосредованного видения мира и триумф визуального восприятия. Но изобретение Гутенберга бледнеет перед разнообразием всех новых средств коммуникации и перед рождением нового компьютеризированного мира эпохи информации. Это эпоха синтеза “человека служащего” и “человека смотрящего” в результате победы электронной коммуникации. В процессе социальной коммуникации любое содержание облекается в форму знаков или образов, которые всегда воплощаются через определенное средство (газету, радио, телесеть, банк данных). Поэтому канал передачи информации не менее важен, чем содержательная сторона коммуникации. Оба компонента зависят друг от друга и оказывают влияние на восприятие сообщения, а затем на действия индивида. Именно использование техники превращает межличностное общение в массовое. Несмотря на то, что мир стремительно включается в мировую компьютерную сеть, все же в данный момент самая массовая группа общения - это по-прежнему аудитории газет, телевидения и радио. Традиционные источники информации в чем-то конкурируют между собой, в чем-то дополняют друг друга. Радио и телевидение оперативнее газеты, но они не отменяют ее. Газета удобна тем, что дает возможность самостоятельно ориентироваться в информации и выбрать необходимую, вернуться к материалу и возобновить чтение практически в любой обстановке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|