Качественные методы анализа мотивации потребителей. Проективные методы.
Особенности качественных методов маркетинговых исследований: 1. Направленность на изучение взглядов, отношений, мнений и интересов потребителей. 2. Дают возможность разобраться в сложной природе действий покупателей. 3. Позволяют узнать о тех вещах, которые напрямую измерить или наблюдать не возможно. 4. Они менее структурированные. 5. Полученные данные являются более полными и глубокими по содержанию. 6. Используются совместно с количественными методами.
Виды: 1. Наблюдение - непосредственный визуальный либо с применением средств визуализации (видеокамеры, мониторы) отстраненный контроль со стороны исследователя за каким-либо явлением или процессом. Может быть невключенным (явное – сидит и смотри; скрытое – за зеркалом), включенное (явное – сидит в группе, смотрит, все знаю, что он смотрит; скрытое – сидит в группе, но никто не знает, что он смотрит).
2. Интервью – это формализованная, направляемая исследователем (интервьюером) в соответствии с заранее подготовленным сценарием, беседа с респондентом, сфокусированная на теме, интересующей исследователя. С кем проводится: 1. потребители, покупатели какого-либо товара или услуги; 2. посетители магазина, банка, кинотеатра, офиса, выставки и т. д.; 3. потенциальные потребители какого-либо товара или услуги; 4. сотрудники компании: рядовые специалисты или руководящие работники; 5. специалисты в какой-либо предметной области, чье мнение по теме исследования может быть особенно ценным.
3. Фокус-группа – это объединенная по некоторым критериям малая группа (8-12 человек), внимание и интеллектуальные усилия которой сконцентрированы на определенной теме.
– это представители целевого рынка, которые под руководством модератора обсуждают свои проблемы в отношении продуктовой категории, рассказывают о степени соответствия продукта своим потребностям, высказывают свои предпочтения. Объект исследования: концепция продукта; упаковка; рекламная кампания; качество товара; цена; имидж компании; логотип компании… Задачи: 1. получить более глубокую информацию качественного характера от каждого из участников; 2. выявить различные точки зрения и обозначить вариативность мнений, поведения и отношений. Может состоять из реальных или потенциальных потребителей товара, представителей определенной социально-демографической группы, «лидеров мнений» или экспертов.
4. Экспертная оценка. Экспертами выступают люди, которые в силу полученного образования, знаний, доступа к информации, занимаемой должности, статуса, личного опыта являются более авторитетными специалистами в некоторой области, чем «рядовой потребитель» С помощью метода можно: * получить обширную и содержательную информацию о товаре или услуге * при исследовании рынков продукции промышленного назначения эксперты составляют основную группу потребителей (принимающих решение) * повлиять на широкие слои потребителей (если, например, в качестве экспертов выступают продавцы товаров и услуг)
5. Тестирование. Демонстрация образцов продукции или рекламы небольшой группе «типичных потребителей» с целью получения отзывов и внесения корректив в продукт или в сообщение до начала его массового использования. Объект исследования: концепция продукта; упаковка; рекламная кампания; качество товара; цена; имидж компании; логотип компании…
6. Метод анализа целей и средств. (не уверена, оно сюда относится????) См. вопрос № 9.
7. Проективные методы. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. Основное отличие качественной методологии исследований заключается в возможности раскрыть субъективные причины поведения человека. Часто эти причины неосознанны, и понять их достаточно трудно.
Почему их используют: 1. При обсуждении некоторых вопросов «в лоб» человеку будет неловко говорить правду. 2. Респонденты не могут вербализовать свои мотивы. 3. Некоторые стесняются отстаивать/ высказывать свою точку зрения. 4. Субъективные факторы мешают реальной оценке продукта (у человека нет денег, чтобы что-то купить, и он этот продукт оценивает как плохой, хотя в иной ситуации всё было бы по-другому). 5. Они вносят живость, элемент игры в скучные обсуждения, народу нравится.
Классификация проективных методик: 1. Ассоциативные 2. На завершение задания 3. Конструирующие 4. Экспрессивные 5. Ранжирование
1. Ассоциативные методики. Респондентов просят сказать, написать или выбрать из предложенных методов то, что у них ассоциируется с исследуемым предметом. – Словесные ассоциации, – Персонификация. Показывают портрет актёра из рекламы, просят сказать, что человек про него думает. Или, из кучи портретов выбрать портреты тех, кто мог бы покупать этот товар. – Картинки и слова (ассоциации на визуальные стимулы).
2. Методики на завершение задания. Респондентов просят закончить незавершенные стимулы, например, незаконченные предложения, рисунки и т.д. – Незаконченные предложения – Незавершенные рисунки – Бранд мэпинг (Brand mapping). Респондентов просят сгруппировать марки по какому-либо признаку или расположить их на системе координат.
3. Конструирующие методики. Р еспондентов просят что-то создать (вербально или невербально). – Модифицированный ТАТ (Тематический Апперцепционный Тест) – показывают картинки просят рассказать, что на них происходит. – Баблз (Bubble drawing). Респондентов просят рассказать о событиях следующих нарисованной ситуации. – Коллаж – Проективные вопросы.
4. Экспрессивные методики. Акцентом внимания методик этого типа является эмоциональное восприятие потребителями исследуемой марки, продукта, категории продукта…
– Психорисунки. Респондентов просят нарисовать какую-либо хорошо известную марку так, чтобы отобразить графические элементы, которые ассоциируются у них с этой маркой. – Ролевые игры. Респондентов просят от имени марки (продукта, рекламы) обратиться к потребителям в той манере (голос, тон, язык), которую могла бы использовать эта марка.
5. Ранжирование — методики, которые имеют более структурированные стимулы. Например, респондентам раздают списки характеристик исследуемого продукта и просят выбрать те характеристики, которые наиболее соответствуют продукту. Или просят проранжировать характеристики по какому-либо признаку.
Для эффективного использования проективных методов нужно: * Соответствие методик целям и дизайну исследования * Правильный подбор стимулов * Использование нескольких методик для решения одних и тех же исследовательских задач. * Выполнение правил проведения некоторых методик * Профессионализм модератора * Понимать разницу между тем, что респондент сказал и тем, что он имел в виду (для верной интерпретации).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|