Общая модель коммуникативной технологии
Коммуникативные технологии не являются исключительно сегодняшним изобретением, ведь, например, и проповедь, и книга, и шаманское пение, — все это является коммуникативной технологией разной степени интенсивности. В конечном счете все они направлены на те или иные изменения сознания. И делают это с вполне предсказуемыми последствиями. Рассматривая западные исследования по воздействию, приводят типологию по интенсивности воздействия, разграничивающий низкоинтенсивные и высокоинтенсивные технологии*.
Для тех и других технологий характерно то, что речь в них идет о тех же объектах, что и в предшествующих коммуникативных потоках. Как правило, новые объекты не вводятся, а вводится новая информация о старых объектах. Единственной разницей с предшествующим коммуникативным потоком является то, что вводится отрицательная информация о прошлых позитивных объектах или позитивная информация о прошлых негативных объектах. Важным параметром коммуникативных технологий является удержание внимания реципиента. Если мы посмотрим на фильм или книгу как вариант низкоинтенсивной коммуникативной технологии, то их отличает способность втягивать реципиента в свое собственное пространство и время. При этом фильм и книга можно рассматривать как вариант низкоинтенсивной технологии, имеющей позитивную направленность. В избирательных технологиях большую роль играют негативно сориентированные технологии. Как правило, они являются высокоинтенсивными, поскольку требуемые изменения ограничены четким периодом времени. Новые информационные технологии типа Интернета сегодня активно используются в целях распространения негативной информации. "Интернет — идеальный инструмент для запуска в массовое сознание необходимых сюжетов. Кроме того, традиционные средства массовой информации несут ответственность за распространяемые ими сведения. Слухи же, передающиеся через Интернет, — анонимны. Но затем газеты, телевидение получают возможность ссылаться на Интернет. То есть происходит самое настоящее отмывание так называемой "черной" информации.
Обычная коммуникативная кампания, как правило, состоит из трех составляющих: · планирование, проведение, оценка. Коммуникативная кампания длится ограниченный период времени. Ее эффективность напрямую зависит от правильности разработанного плана. Не публику нужно винить в неудаче кампании, а ее планировщиков, которые в недостаточной степени учитывают результаты коммуникативной теории и практики. Успешная кампания, по его мнению, должна учитывать следующие условия*: 1. Кампания должна иметь реалистические цели, поскольку аудиторию может вовсе не интересовать предлагаемое сообщение. 2. Недостаточно просто предоставлять информацию в период кампании, следует учитывать поддерживающую ее межличностную коммуникацию, объединяя ее с массовой. 3. Планировщики должны видеть в аудитории разные целевые группы со своими типами каналов, оценок, демографических и психологических особенностей. В рамках этапа планирования основными являются два шага: анализ проблемы и определение целей*. В первом случае речь идет об оценке проблемы с коммуникативной точки зрения, с рассмотренмия того, возможно ли ее решение в рамках коммуникативной кампании. Сделав правильно этот шаг, коммуникатор получает возможность четко увидеть целевые группы и понимает, каким образом достичь нужной цели.
В рамках проведения речь идет о создании сообщения. Это включает в себе определение базового сообщения, подбор формата под него (игровой, свидетельский и т.п.), определение источника сообщения (например, собачью еду в США рекламируют звезды), отбор тем. Необходимо также определить каналы коммуникации и такие составляющие кампании, как частота, время и охват. Здесь следует решить, с какой частотой будет появляться сообщение, в какое время и какое число людей из избранной аудитории получит данное сообщение. Высоко- и низкоинтенсивные технологии решают разные типы задач. Комбинация и тех, и других позволяет осуществлять широкий круг конкретных заданий. Высокоинтенсивные технологии более серьезным образом разрушают имеющуюся систему ценностей, чего нельзя сказать о низкоинтенсивных технологиях. Следует признать принципиально неверной типичную схему коммуникации с направлением стрелки только от коммуникатора к получателю. Более значимым является обоюдное воздействие на коммуникативное событие и коммуникатора, и получателя. Получатель дает о себе информацию по двум основным параметрам. Чтобы коммуникация была успешной, коммуникатор должен учесть: а) предпочитаемые каналы коммуникации, б) предпочитаемые аргументы, которые вытекают из демографических, психологических и других характеристик получателя. Правило: чем больший объем информации идет от получателя, тем успешнее результат. Подобного же правила нет со стороны коммуникатора, поскольку большой объем необязательно ведет к позитиву. Информация о получателе должна включать среди прочего его символы, его разрешенные, запрещенные темы. Коммуникатор также отвечает за управление коммуникативной ситуацией, чего нельзя сказать о получателе. Одной из центральных задач управления является определение начала/конца процесса: коммуникатор не должен дать возможность получателю ни отключиться от процесса раньше времени, ни включиться позже, чем это требуется. В этом случае речь идет, в первую очередь, об управлении вниманием аудитории.
Низкоинтенсивные технологии имеют увеличенный период воздействия, высокоинтенсивные — короткий период. Отсюда следует ориентация на создание фона в первом случае и создание сообщения во втором. В случае низкоинтенсивной технологии ее начало и конец не так четко будут идентифицироваться аудиторией, как в случае высокоинтенсивной технологии. Наиболее удачной коммуникативной кампанией следует считать сочетание низкоинтенсивной с высокоинтенсивной технологиями. Сначала вступает в действие низкоинтенсивная технология, создавая положительный контекст для последующего вступления в действие высокоинтенсивной технологии. Сходно можно рассматривать как вариант проверочной" ситуации различного рода утечки информации, которые позволяют проверить реакцию населения и масс-медиа на те или иные события. Отрицательная реакция позволяет "отречься" от возможного развития событий, положительная — провести их в действие. Утечка дает редкую возможность экспериментальной проверки, каким будет общественное мнение, если условия изменятся. Паблик рилейшнз (ПР) также функционирует в рамках низкоинтенсивных технологий, скорее задавая контексты будущих событий, чем сами события. К числе низкоинтенсивных технологий можно отнести мифологические, когда происходит создание той или иной базовой системы ценностей. Мифологические высказывания непроверяемы на истинность/ложность, они могут соответствовать или не соответствовать базовым структурам. Например, такой базовой мифологемой советского времени было высказывание "американские империалисты — враги". В явном виде оно нигде не присутствовало, на поверхностном уровне были разного рода трансформации, вытекающие из данного высказывания типа "американские империалисты развязали гонку вооружений", "американские империалисты ведут войну в Индокитае" и т д. В коммуникативной системе общества есть еще один, сближающийся по ориентации на базовый уровень тип коммуникации. Это поэзия. "В то время как миф стремится к сверхзнаковости, поэзия, напротив, пытается вернуться к дозна-ковому, пресемиологаческому состоянию языка. То есть она стремится к обратной трансформации знака в смысл, и идеалом ее является в тенденции дойти не до смысла слов, но до смысла самих вещей"*. Поэзия работает на определенном базовом уровне, даже не на уровне слов, а на уровне вещей.
Коммуникативные технологии помогают усилить имеющиеся положительные характеристики и скрыть, уменьшить влияние негативных характеристик. Иногда же в рамках коммуникативных технологий происходит "привязывание" объекта к тем или иным негативных событиям. Коммуникативные технологии являются именно технологиями, поскольку дают большую долю вероятности в достижении планируемого результата. Это не случайный, а системный процесс, направленный на безусловное воздействие на аудиторию. Есть конкретные правила, подтвержденные в экспериментах и на практике, которые отражают наиболее эффективные стратегии воздействия. Например, эксплуатация страха: "Вызывающие страх сообщения, содержащие конкретные инструкции (как, когда и где предпринять необходимые действия), оказались гораздо эффективнее предупреждений, в которых подобные инструкции отсутствовали"*. Аналитики предлагают ряд базисных положений, задающих порождение информационного продукта в военных целях: • Информационные ресурсы должны охраняться с той же степенью предосторожности, что и ядерное оружие; • Информационные операции нарушают баланс сил; слабо распознаются в начальный период войны; не несут экологического ущерба, потому могут быть скорее использованы, чем ядерное оружие; могут быть направлены на разрушение экономической системы; могут вести к деградации национального сознания; могут приводить нации к неверным суждениям и решениям; •Информационные операции и технологии существенным образом усиливают военную эффективность систем оружия. Страны СНГ находятся сегодня в столь невыгодном положении, что для них наиболее значимой должна стать разработка доктрины информационного сдерживания, которая должна порождать не только ответы на угрозы, но и самостоятельно и активно порождать информацию, которая бы уменьшала уровень угроз. Доктрина информационного сдерживания должна поддерживаться специалистами, которые в состоянии на сегодня проделывать ряд информационных действий в режиме быстрого реагирования: • порождение ответов на негативные сообщения, • собственное порождение негатива об объектах противника,
• порождение позитивных сообщений о своих объектах, • умение использовать в информационной борьбе слухи, • умение использовать листовки, • постоянное проведение мониторинга информационного пространства. Все эти виды действий позволяют современному государству находиться в защищенном состоянии от угроз, исходящих изнутри или извне. Важной составляющей также должно быть обучение и переподготовка специалистов в области информационных войн. Заключение. Коммуникативные технологии достигли своего пика именно в 20 ст., которое отличается возникновением целого ряда профессий, специализирующихся на воздействии на индивидуальное и массовое сознание. По крайней мере три фактора способствовали этому. Во-первых, стороны, двадцатый век отличается большой технологичностью, поэтому воздействующая сфера также не могла остаться без выработки наиболее эффективных технологий, обеспечивающих нужный результат за счет меньших интеллектуальных и материальных ресурсов. Во-вторых, человечество в принципе смещается в сторону информационной цивилизации, что коренным образом отражается на пересмотре основных его силовых линий. В-третьих, именно в двадцатом веке наблюдается феномен новой роли общественного мнения, которое сегодня никто не может сбрасывать со счетов. Успех той или иной политики, эффективность того или иного бизнеса напрямую сегодня связаны с поддержкой их обществом. Коммуникативные технологии стали такой же приметой нашей цивилизации, как, например, средства транспорта. И тут и там присутствует серьезное разнообразие, приспособленное под те или иные потребности. В результате нужный эффект достигается за счет минимума материальных и интеллектуальных ресурсов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|