Понятие «жизнеспособность»
И ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ТЕРМИНОВ «СОВЛАДАНИЕ С ТРУДНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ СИТУАЦИЯМИ» И «ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ» А. И. Лактионова (Москва) На развитие адаптационных способностей ин- дивида значительное влияние оказывает наличие у него такого качества как «жизнеспособность». Термин «жизнеспособность» (resilience) буквально переводится как гибкость, упругость, эластичность, устойчивость (к внешним воздействиям) и как спо- собность быстро восстанавливать здоровое физи- ческое и душевное состояние. Это интегративное качество личности было впервые выделено в лон- гитюдном исследовании жителей о. Кауи (Гавайс- кие острова) E. Werner и его сотрудниками (Werner, 1993). «Жизнеспособность – это способность чело- века или социальной системы строить нормальную, полноценную жизнь в трудных условиях» (Вани- штендаль, 1998). М. Ungar определил это понятие как способность человека управлять ресурсами собственного здоровья и социально приемлемым способом использовать для этого семью, общество и культуру (Ungar, 2005). Важно отметить, что жизнеспособность не является u1091 универсальным, безоговорочным или фиксированным качеством; она изменяется в за- висимости от вида стресса, его контекста и иных факторов, которые можно определить как факторы риска и защитные факторы. Кроме того, жизнеспо- собность может меняться со временем и в разных условиях (Luthar и др., 2000). Ваништендаль счи- тает, что «жизнеспособность» может находиться в латентном состоянии. Но в силу различных собы- тий, происходящих в жизни индивида, его способ- ность сопротивляться разрушению и строить свою жизнь несмотря ни на что, может «перейти в актив- ную фазу» и даже усилиться. Речь идет о «разбу-
женном» потенциале. Таким образом, сам процесс перехода человека из пассивного состояния в актив- ное может усилить его «жизнеспособность». Часто результатом этого является позитивное развитие человека в тяжелой жизненной ситуации (Ваниш- тендаль, 1998). Жизнеспособность связана с защитной три- адой, которая включает в себя индивидуальные свойства, семейные связи, а также возможность по- лучения поддержки общества. К индивидуальным свойствам следует отнести биологические и психо- логические характеристики индивида. Биологичес- кие характеристики включают в себя генетические и нейробиологические свойства; психологические - эмоциональную, мотивационно-волевую, когни- тивную сферы (уровень субъективного контроля, особенности самооценки, защитные механизмы и механизмы совладания, жизнестойкость). Поми- мо биологических и психологических влияний, и нормальное, и асоциальное развитие во многом за- висит от социального контекста. Все эти свойства по-разному формируют и/или оказывают влияние на жизнеспособность личности. Индивидуальные свойства или социальный контекст, уменьшаю- щие опасность развития у индивида расстройства адаптации относят к защитным факторам (факто- рам жизнеспособности), тогда как факторы риска делают обратное - они увеличивают вероятность того, что у индивида возникают трудности. Поня- тие «жизнеспособность» связано с непрерывны- ми интеракциями между защитными факторами и факторами риска, u1089 связанными с самим индивидом, возникающими между индивидом и его окруже- нием (Мэш, Вольф, 2003). Защитные факторы и факторы риска рассматриваются как процессы, а не как абсолютные величины, поскольку одно и то же событие или условие может выступать как в ка- честве защитного, так и в качестве фактора риска, в зависимости от общего контекста, в котором оно
возникает (Millstein и др., 1993). Понимание этого контекста требует учета и проксимальных (ближ- них), и дистантных (отдаленных) событий, а также событий, непосредственно влияющих на индивида в конкретной ситуации и в конкретное время (Мэш, Вольф, 2003). Социальные условия и жизненный опыт подростка следует рассматривать в контексте семьи, культуры в целом и его взаимоотношений со сверстниками (Makhnach, Laktionova, 2005). Следует провести разграничение между таки- ми понятиями, как «жизнеспособность», «совлада- ние с трудными жизненными ситуациями» и «жиз- нестойкость». Концепция совладания включает поведенчес- кую, эмоциональную и когнитивную активность, которую индивиды привлекают с целью приспо- собления и адаптации к сложным жизненным об- стоятельствам (Мэш, Вольф, 2003). Результатом такой активности субъекта может быть устранение трудности (стрессора), преобразование ситуации либо адаптации к ее требованиям. «Совладание опосредовано требованиями ситуации, «запускаю- щей» копинг и внутренней активностью субъекта, его отношением к ней, обусловленными системой его личностных смыслов и диспозиционной струк- турой» (Крюкова, 2003). Folkman, Lazarus считают, что совладание выполняет две основные функции: Кострома, 16–18 мая 2007 г. регуляции эмоций (к этой функции относят когни- тивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуциро- вать эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса) и управления проблемами, вызывающими дистресс (устранение угрозы, влия- ние стрессора). Обе функции используются в боль- шинстве стрессовых ситуаций, при этом их процен- тное соотношение зависит от того, как стрессовые ситуации оценены человеком (Folkman, Lazarus, 1980). В процессе u1089 совладания со стрессом использу- ются поведенческие стратегии на основе личнос- тных и средовых ресурсов совладания. Стратегии совладания подразделяются на активные и пассив- ные. Чем разнообразнее и шире набор ресурсов ин- дивида, тем скорее он будет использовать активные стратегии совладания (Махнач и др., 1999), вклю- чающие все варианты поведения человека, направ- ленные на разрешение проблемной и/или стрессо-
вой ситуации и поиск социальной поддержки. Пас- сивное совладающее поведение включает в себя ба- зисную стратегию избегания, но некоторые формы избегания могут носить и активный характер. Термин «жизнеспособность» отличается от понятия «совладание с трудными жизненными си- туациями», он подразумевает не просто преодоле- ние человеком трудностей и возврат к прежнему состоянию, а прогресс, движение через трудности к новому этапу жизни. Таким образом, оно включает в себя два понятия: - сопротивление разрушению, то есть способ- ность личности защищать свою целостность, когда она испытывает сильное давление; - а также, помимо простого сопротивления, способность строить полноценную жизнь в трудных условиях; такое «созидание» пред- полагает умение планировать свою жизнь, двигаясь в определенном направлении в те- чение какого-то времени (Ваништендаль, 1998). Поэтому «жизнеспособность» является более широким понятием, чем «совладание с трудными жизненными ситуациями», включая его в себя. Исследователи совладающего поведения пред- полагают, что в различных возрастных и социаль- ных группах имеются личности, отличающиеся жизнестойкостью, которые лучше справляются со стрессом, обладают особыми стратегиями преодо- ления трудных ситуаций, и, вероятно, большим их количеством и разнообразием. В связи с этим было введено понятие «жизнестойкость» (hardiness), от- ражающее психологическую живучесть и расши- ренную эффективность человека и являющееся по- казателем психического здоровья (Maddi, Khoshaba, 1994). Понятие «жизнестойкость» (Леонтьев, 2002) используется в контексте проблематики совладания со стрессом и подчеркивает наличие аттитюдов, мотивирующих человека преобразовывать стрес- согенные жизненные события. Понятие «жизне- стойкость» не тождественно понятию «стратегия совладания». Cтратегия совладания – это прием, алгоритм действия, привычное и традиционное для личности действие, в то время как жизнестойкость - черта личности, установка на выживаемость. Пер-
вой характеристикой жизнестойкости, согласно С. Мадди, является «включенность» (commitment), позволяющая индивиду чувствовать свою зна- чимость и ценность, для того, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений. Жизнестойкость – установка, условно названная «контролем», во многом сходна с понятием «локус контроля» Роттера. И как установка, она мотиви- рует к поиску путей влияния на результаты стрес- согенных изменений, в отличие от состояния бес- помощности и пассивности. Помимо установок, «жизнестойкость» включает в себя такие базовые ценности, как кооперация, доверие и креативность. Williams и др. сумели доказать наличие положитель- ной связи между жизнестойкостью и адаптивными стратегиями совладания, а также показателями здо- ровья-болезни (Williams, 1992). Можно сказать, что жизнестойкость - это особый паттерн установок и навыков, позволяющих превратить изменения, про- исходящие с личностью, в ее возможности. Таким образом, наличие «жизнестойкости» является необходимой составляющей «жизнеспо- собности» и, также как и «совладание с трудными жизненными ситуациями», включается в это поня- тие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|