Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «жизнеспособность»




И ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ТЕРМИНОВ

«СОВЛАДАНИЕ С ТРУДНЫМИ

ЖИЗНЕННЫМИ СИТУАЦИЯМИ» И

«ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ»

А. И. Лактионова (Москва)

На развитие адаптационных способностей ин-

дивида значительное влияние оказывает наличие

у него такого качества как «жизнеспособность».

Термин «жизнеспособность» (resilience) буквально

переводится как гибкость, упругость, эластичность,

устойчивость (к внешним воздействиям) и как спо-

собность быстро восстанавливать здоровое физи-

ческое и душевное состояние. Это интегративное

качество личности было впервые выделено в лон-

гитюдном исследовании жителей о. Кауи (Гавайс-

кие острова) E. Werner и его сотрудниками (Werner,

1993).

«Жизнеспособность – это способность чело-

века или социальной системы строить нормальную,

полноценную жизнь в трудных условиях» (Вани-

штендаль, 1998). М. Ungar определил это понятие

как способность человека управлять ресурсами

собственного здоровья и социально приемлемым

способом использовать для этого семью, общество

и культуру (Ungar, 2005).

Важно отметить, что жизнеспособность не

является u1091 универсальным, безоговорочным или

фиксированным качеством; она изменяется в за-

висимости от вида стресса, его контекста и иных

факторов, которые можно определить как факторы

риска и защитные факторы. Кроме того, жизнеспо-

собность может меняться со временем и в разных

условиях (Luthar и др., 2000). Ваништендаль счи-

тает, что «жизнеспособность» может находиться в

латентном состоянии. Но в силу различных собы-

тий, происходящих в жизни индивида, его способ-

ность сопротивляться разрушению и строить свою

жизнь несмотря ни на что, может «перейти в актив-

ную фазу» и даже усилиться. Речь идет о «разбу-

женном» потенциале. Таким образом, сам процесс

перехода человека из пассивного состояния в актив-

ное может усилить его «жизнеспособность». Часто

результатом этого является позитивное развитие

человека в тяжелой жизненной ситуации (Ваниш-

тендаль, 1998).

Жизнеспособность связана с защитной три-

адой, которая включает в себя индивидуальные

свойства, семейные связи, а также возможность по-

лучения поддержки общества. К индивидуальным

свойствам следует отнести биологические и психо-

логические характеристики индивида. Биологичес-

кие характеристики включают в себя генетические

и нейробиологические свойства; психологические

- эмоциональную, мотивационно-волевую, когни-

тивную сферы (уровень субъективного контроля,

особенности самооценки, защитные механизмы и

механизмы совладания, жизнестойкость). Поми-

мо биологических и психологических влияний, и

нормальное, и асоциальное развитие во многом за-

висит от социального контекста. Все эти свойства

по-разному формируют и/или оказывают влияние

на жизнеспособность личности. Индивидуальные

свойства или социальный контекст, уменьшаю-

щие опасность развития у индивида расстройства

адаптации относят к защитным факторам (факто-

рам жизнеспособности), тогда как факторы риска

делают обратное - они увеличивают вероятность

того, что у индивида возникают трудности. Поня-

тие «жизнеспособность» связано с непрерывны-

ми интеракциями между защитными факторами и

факторами риска, u1089 связанными с самим индивидом,

возникающими между индивидом и его окруже-

нием (Мэш, Вольф, 2003). Защитные факторы и

факторы риска рассматриваются как процессы, а

не как абсолютные величины, поскольку одно и то

же событие или условие может выступать как в ка-

честве защитного, так и в качестве фактора риска,

в зависимости от общего контекста, в котором оно

возникает (Millstein и др., 1993). Понимание этого

контекста требует учета и проксимальных (ближ-

них), и дистантных (отдаленных) событий, а также

событий, непосредственно влияющих на индивида

в конкретной ситуации и в конкретное время (Мэш,

Вольф, 2003). Социальные условия и жизненный

опыт подростка следует рассматривать в контексте

семьи, культуры в целом и его взаимоотношений со

сверстниками (Makhnach, Laktionova, 2005).

Следует провести разграничение между таки-

ми понятиями, как «жизнеспособность», «совлада-

ние с трудными жизненными ситуациями» и «жиз-

нестойкость».

Концепция совладания включает поведенчес-

кую, эмоциональную и когнитивную активность,

которую индивиды привлекают с целью приспо-

собления и адаптации к сложным жизненным об-

стоятельствам (Мэш, Вольф, 2003). Результатом

такой активности субъекта может быть устранение

трудности (стрессора), преобразование ситуации

либо адаптации к ее требованиям. «Совладание

опосредовано требованиями ситуации, «запускаю-

щей» копинг и внутренней активностью субъекта,

его отношением к ней, обусловленными системой

его личностных смыслов и диспозиционной струк-

турой» (Крюкова, 2003). Folkman, Lazarus считают,

что совладание выполняет две основные функции:

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

регуляции эмоций (к этой функции относят когни-

тивные, эмоциональные и поведенческие усилия,

с помощью которых личность пытается редуциро-

вать эмоциональное напряжение, эмоциональный

компонент дистресса) и управления проблемами,

вызывающими дистресс (устранение угрозы, влия-

ние стрессора). Обе функции используются в боль-

шинстве стрессовых ситуаций, при этом их процен-

тное соотношение зависит от того, как стрессовые

ситуации оценены человеком (Folkman, Lazarus,

1980).

В процессе u1089 совладания со стрессом использу-

ются поведенческие стратегии на основе личнос-

тных и средовых ресурсов совладания. Стратегии

совладания подразделяются на активные и пассив-

ные. Чем разнообразнее и шире набор ресурсов ин-

дивида, тем скорее он будет использовать активные

стратегии совладания (Махнач и др., 1999), вклю-

чающие все варианты поведения человека, направ-

ленные на разрешение проблемной и/или стрессо-

вой ситуации и поиск социальной поддержки. Пас-

сивное совладающее поведение включает в себя ба-

зисную стратегию избегания, но некоторые формы

избегания могут носить и активный характер.

Термин «жизнеспособность» отличается от

понятия «совладание с трудными жизненными си-

туациями», он подразумевает не просто преодоле-

ние человеком трудностей и возврат к прежнему

состоянию, а прогресс, движение через трудности к

новому этапу жизни. Таким образом, оно включает

в себя два понятия:

- сопротивление разрушению, то есть способ-

ность личности защищать свою целостность,

когда она испытывает сильное давление;

- а также, помимо простого сопротивления,

способность строить полноценную жизнь в

трудных условиях; такое «созидание» пред-

полагает умение планировать свою жизнь,

двигаясь в определенном направлении в те-

чение какого-то времени (Ваништендаль,

1998).

Поэтому «жизнеспособность» является более

широким понятием, чем «совладание с трудными

жизненными ситуациями», включая его в себя.

Исследователи совладающего поведения пред-

полагают, что в различных возрастных и социаль-

ных группах имеются личности, отличающиеся

жизнестойкостью, которые лучше справляются со

стрессом, обладают особыми стратегиями преодо-

ления трудных ситуаций, и, вероятно, большим их

количеством и разнообразием. В связи с этим было

введено понятие «жизнестойкость» (hardiness), от-

ражающее психологическую живучесть и расши-

ренную эффективность человека и являющееся по-

казателем психического здоровья (Maddi, Khoshaba,

1994). Понятие «жизнестойкость» (Леонтьев, 2002)

используется в контексте проблематики совладания

со стрессом и подчеркивает наличие аттитюдов,

мотивирующих человека преобразовывать стрес-

согенные жизненные события. Понятие «жизне-

стойкость» не тождественно понятию «стратегия

совладания». Cтратегия совладания – это прием,

алгоритм действия, привычное и традиционное для

личности действие, в то время как жизнестойкость

- черта личности, установка на выживаемость. Пер-

вой характеристикой жизнестойкости, согласно С.

Мадди, является «включенность» (commitment),

позволяющая индивиду чувствовать свою зна-

чимость и ценность, для того, чтобы полностью

включаться в решение жизненных задач, несмотря

на наличие стрессогенных факторов и изменений.

Жизнестойкость – установка, условно названная

«контролем», во многом сходна с понятием «локус

контроля» Роттера. И как установка, она мотиви-

рует к поиску путей влияния на результаты стрес-

согенных изменений, в отличие от состояния бес-

помощности и пассивности. Помимо установок,

«жизнестойкость» включает в себя такие базовые

ценности, как кооперация, доверие и креативность.

Williams и др. сумели доказать наличие положитель-

ной связи между жизнестойкостью и адаптивными

стратегиями совладания, а также показателями здо-

ровья-болезни (Williams, 1992). Можно сказать, что

жизнестойкость - это особый паттерн установок и

навыков, позволяющих превратить изменения, про-

исходящие с личностью, в ее возможности.

Таким образом, наличие «жизнестойкости»

является необходимой составляющей «жизнеспо-

собности» и, также как и «совладание с трудными

жизненными ситуациями», включается в это поня-

тие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...