Человек как субъект совладания
Т. Л. Крюкова (Кострома) Термин coping (копинг) не включали в Пси- хологические тезисы (Psychological Abstracts) Американской психологической ассоциации до 1967. Согласно Н. Хаан (1965), «копинг-поведение отличается от защитного поведения, которое является по определению жестким, вынужденным, искажающим действительность и неизменяющимся, в то время как копинг-поведение ─ это гибкое, намеренное, ориентированное на реальность и развивающееся поведение» (Haan, 1965). Таким образом, мы видим, что ранние исследования копинга происходили в рамках изучения защитных механизмов. До сих пор в литературе по копингу и защите некоторые исследователи продолжают использование термина «копинг» в значении адаптивных защит (Haan, 1992, Вассерман, 1995, Эйдемиллер, 1998). Обобщая данные многих иссле- дований, выделяют пять основных задач копинга как особого адаптивного поведения: 1) минимиза- ция негативных воздействий обстоятельств и повы- шение возможностей восстановления активности, деятельности; 2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуа- ций; 3) поддержание позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах; 4) подде- ржание эмоционального равновесия; 5) поддержа- ние, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми (Коэн и Лазарус, 1979). Развивая, конкретизируя и интегрируя понятие совладающее поведение в отечественную науку, мы «вписываем» его в систему современных психоло- гических категорий в сфере психологии развития, психологии личности и социальной психологии. Теоретико-эмпирическое исследование, про- веденное нами (1999 – 2005), позволило обосновать новый взгляд на процесс социальной адаптации,
важной стороной которой у здоровых людей высту- пает совладающее со стрессом (трудной жизненной ситуацией) поведение. Для нас наиважнейшим кри- терием трудности ситуации, инициирующей выбор копинг-поведения, является ее субъективное вос- 42 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ приятие человеком. Трудные ситуации мы рассмат- риваем и по объективной шкале – от травматичных до ежедневных жизненных трудностей (микро- стрессоров) по Р. Лазарусу и К. Олдвин (1994). Новый подход осуществлен через анализ сов- ладающего поведения как поведения субъекта, де- терминируемого рядом факторов: диспозиционным (личностным), динамическим (ситуационным), социокультурным (экологическим) и регулятив- ным. Поскольку механизмы совладания использу- ются человеком сознательно и целенаправленно, мы относим совладающее поведение к факторам активности человека, называя его дескриптором и поведением субъекта (Крюкова, 2003, 2004). Раз- работка психологии субъекта (индивидуального и группового) является методологическим дости- жением и достоянием отечественной психологии, одним из продуктивных путей к установлению единства всей психологической науки (Брушлин- ский, 1992. С. 11). Он заключается в признании человека активным субъектом многообразных форм произвольной человеческой активности и рассматривается как концептуальная оппозиция «постулату непосредственности», согласно которому внутренняя и внешняя активность человека напрямую детерминируется воздействиями окружающей среды или отдельными психическими функциями. Психология субъекта преодолевает ограниченность данного положения и раскрывает способность человека к самодетерминации, самоопределению, саморазвитию (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, В. В. Знаков, Е. А. Сергиенко). Мы рассматриваем совладающее поведение с
точки зрения личностного развития, u1073 благополучия, ресурсов, адаптации. Концепция копинга-совлада- ния создается в российской психологии с 90-х лет 20-го века, столкнувшись с немалыми трудностями методологического и методического уровня, что яв- ляется отражением реальной сложности поведения человека в стрессовой ситуации. Это отчасти объяс- няет междисциплинарность нашего подхода, но не отменяет изначальной принадлежности совладания к явлениям регуляции и саморегуляции поведения. Есть все основания для выделения психологии сов- ладающего поведения в самостоятельную область психологических исследований в российской науч- ной психологии. Нам удалось доказать, что существует осо- бый вид социального поведения человека, пове- дения, обеспечивающего, либо разрушающего его здоровье и благополучие. Совладающее поведение определяется нами как поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий спосо- бами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жиз- ненной ситуацией. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие с ситуацией – изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю). Если субъект не владеет этим видом поведения, возможны неблагоприятные последствия для его продуктивности, здоровья и благополучия. Главным отличительным признаком совлада- ющего поведения являются его субъектные харак- теристики. К критериям совладания как поведения субъекта, относится, прежде всего, его осознан- ность (отличие данного вида поведения от реак- тивного и защитного поведения). Понятие выбора человеком способа действий в ситуации стресса является критериальным для специфики этого вида поведения и ключевым для понимания осознаннос- ти совладающего поведения. К другим критериям относятся: целенаправленность; конролируемость (способствующие устранению, преобразованию или приспособлению к трудной ситуации); нераз- рывная связанность и направленность на трудную (стрессовую) ситуацию – адекватность _______________ситуации, моменту времени (своевременность); регуляция
уровня стресса; значимость последствий выбора данного поведения для психологического благопо- лучия субъекта; социально-психологическая обуслов- ленность совладания (принадлежность как индиви- дуальному, так и групповому субъекту); возмож- ность обучения этому виду поведения, подготовка, «закаливание» перед жизненными трудностями. Совладающее поведение имеет выявленные нами эмпирически закономерные тенденции. К ним, безусловно, относятся возрастные измене- ния совладающего поведения в разные периоды жизни. Формирование совладания в онтогенезе – это научение любому поведению, связанному с выживанием. Любые попытки спасти, защитить себя, выдержать, вытерпеть, иногда спрятаться, даже не приводящие к положительному результату – это научение совладанию. Активное развитие и формирование стиля совладающего поведения про- исходит в подростковом и юношеском возрасте в условиях активного взаимодействия с родителями и сверстниками. У взрослых формирование этого поведения связано, прежде всего, с расширением репертуара, большей гибкостью в применении ка- чественно более совершенных способов совлада- ния. Взросление, развитие самопознания и владе- ния собой способствует усложнению совладающе- го поведения. Положительная динамика совладаю- щего поведения субъекта заключается в увеличении с возрастом продуктивных (ориентированных на действия по разрешению трудной ситуации) и сни- жении непродуктивных стилей и стратегий совла- дания (деструктивные формы разрядки). Снижение уровня субъектности и адекватности поведения че- Кострома, 16–18 мая 2007 г. ловека или группы приводит к росту непродуктив- ного или самодеструктивного совладания/несовла- дания. Разделение копинг-стратегий на продуктивные или непродуктивные появилось еще в рамках кли- нической психологии: у больных людей непродук- тивными считаются стратегии, которые ухудшают их состояние, увеличивают симптоматику. Не всег- да легко диагностировать продуктивность/ u1085 непро-
дуктивность копинга у здоровых испытуемых. Но, тем не менее, когда мы исследовали людей в типич- ных трудных ситуациях (начало супружеской жиз- ни, адаптация к университету и первым экзаменам, безработица), оказалось, что те, у кого преобладают пассивные или паллиативные способы поведения в трудных ситуациях, требующих своего разрешения при помощи действия, чаще оказывались неуспеш- ными. В то же время в других ситуациях (напри- мер, послеразводных) эмоционально-ориентиро- ванные способы были достаточно продуктивны по критериям – улучшение состояния и улучшение внешних показателей адаптированности (повыше- ние результативности деятельности). Среди других закономерностей можно назвать следующие: э мо- ционально-ориентированное совладание в большей мере предсказывается диспозиционными или лич- ностными детерминантами субъекта. Выраженность и частота выбора проблемно- ориентированного копинга более зависит от соци- окультурных (и социально-психологических) фак- торов. Вместе с тем именно проблемно-ориенти- рованный стиль совладания является предиктором успешности деятельности и уровня адаптирован- ности человека. Если диспозиционные переменные сильнее связаны с выбором субъектом способа совладания, то социокультурные переменные больше влияют на этот выбор. Сложнее и неопределеннее детермина- ция копинга, ориентированного на избегание, что образует одну из перспективных линий исследова- ния. Характеристики совладания изменяются в процессе развития трудной (стрессовой) ситуа- ции. Совладающее поведение имеет собственную динамику и может трансформироваться по мере изменения требований ситуации к человеку, либо собственных изменений субъекта в ситуации. Спо- собность изменять трудную ситуацию, не быть ее «пленником» чрезвычайно важна, так как это уве- личивает возможности человека действовать в кри- зисе. Регуляция и укрепление совладающего пове- дения возможны на основе способности субъекта к обучению навыкам совладания. Нами показано, что в трудной жизненной u1089 си- туации человек одновременно использует несколь- ко разноуровневых осознанных видов поведения: простые единичные копинг-действия, детермини- рованные спецификой ситуации; копинг- страте- гии (конкретные образы действий, например, дис- танцирование или поиск социальной поддержки), копинг- стили (группы стратегий, близких по смыс- лу, например, приближение-удаление от стрессо- вой ситуации). Субъект может предпочитать один из способов совладания, наиболее продуктивный
в конкретном контексте на какое-то время, одно- временно допуская применение других. Это озна- чает, что процесс совладания с трудной ситуацией (стрессом) недизъюнктивен (Брушлинский, 1996), непрерывен до момента ее разрешения или приспо- собления к ней. Стиль совладающего поведения имеет специфику, связанную с многоальтернатив- ным выбором спрособа поведения при стрессе. Он является когнитивно-поведенческим образованием, не менее важным, чем индивидуальный стиль (Мо- росанова, 2000). Стиль совладающего поведения - это полноценная составляющая более интегратив- ного явления – стиля человека (Либин, 1996). Каков вклад личности в успех совладания с трудностями? Продуктивные (например, проблем- но-ориентированный) и менее продуктивные (на- пример, избегание или паллиативный) стили сов- ладающего поведения обусловлены различным уровнем сложности личностных качеств. Более сложные и обобщенные переменные (самоотноше- ние, жизненные смыслы, ответственность) предо- пределяют выбор и сильнее соотносятся с проблем- но-ориентированным стилем совладания. Выявлено также, какие качества, напротив, имеют тенденцию снижать уровень продуктивности совладающего поведения (уровень депрессивности, тревожность, пессимизм). Мы убедились в том, что изучать когнитивно- поведенческую сферу субъекта возможно только одновременно с изучением феноменологии его пе- реживаний при помощи комплекса психодиагнос- тических технологий, сочетающих количественные и качественные методы анализа. Это несвойственно западной традиции изучения копинг-поведения. Мы впервые адаптировали для русскоязычной выборки разного возраста три известные в данной научной сфере методики - многомерные опросники (шкалы) измерения совладющего поведения: Юно- шеская копинг-шкала (Adolescent Coping Scale), оп- росник Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (Coping Inventory for Stressful Situations), Опросник способов совладания (Ways of Coping Questionnaire). На их основе созданы опросники для надежного количественного измерения совладающего с труд- ностями поведения для испытуемых разных возрас- тов. На практике доказана возможность развития совладающего поведения субъекта и обучения ему как приобретения социально-ценных жизненных навыков. Это увеличивает психосоциальную ком- ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ петентность человека, укрепляя его как субъекта. Жизненно необходимые навыки совладания могут направленно формироваться и развиваться в разно- образных сферах (здоровье, обучение и др.), что является залогом благополучия, позитивной чело- веческой психологии и здоровья.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|