Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек как субъект совладания




Т. Л. Крюкова (Кострома)

Термин coping (копинг) не включали в Пси-

хологические тезисы (Psychological Abstracts)

Американской психологической ассоциации до

1967. Согласно Н. Хаан (1965), «копинг-поведение

отличается от защитного поведения, которое

является по определению жестким, вынужденным,

искажающим действительность и неизменяющимся,

в то время как копинг-поведение ─ это гибкое,

намеренное, ориентированное на реальность и

развивающееся поведение» (Haan, 1965). Таким

образом, мы видим, что ранние исследования

копинга происходили в рамках изучения защитных

механизмов. До сих пор в литературе по копингу

и защите некоторые исследователи продолжают

использование термина «копинг» в значении

адаптивных защит (Haan, 1992, Вассерман, 1995,

Эйдемиллер, 1998). Обобщая данные многих иссле-

дований, выделяют пять основных задач копинга

как особого адаптивного поведения: 1) минимиза-

ция негативных воздействий обстоятельств и повы-

шение возможностей восстановления активности,

деятельности; 2) терпение, приспособление или

регулирование, преобразование жизненных ситуа-

ций; 3) поддержание позитивного, положительного

«образа Я», уверенности в своих силах; 4) подде-

ржание эмоционального равновесия; 5) поддержа-

ние, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с

другими людьми (Коэн и Лазарус, 1979).

Развивая, конкретизируя и интегрируя понятие

совладающее поведение в отечественную науку, мы

«вписываем» его в систему современных психоло-

гических категорий в сфере психологии развития,

психологии личности и социальной психологии.

Теоретико-эмпирическое исследование, про-

веденное нами (1999 – 2005), позволило обосновать

новый взгляд на процесс социальной адаптации,

важной стороной которой у здоровых людей высту-

пает совладающее со стрессом (трудной жизненной

ситуацией) поведение. Для нас наиважнейшим кри-

терием трудности ситуации, инициирующей выбор

копинг-поведения, является ее субъективное вос-

42

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

приятие человеком. Трудные ситуации мы рассмат-

риваем и по объективной шкале – от травматичных

до ежедневных жизненных трудностей (микро-

стрессоров) по Р. Лазарусу и К. Олдвин (1994).

Новый подход осуществлен через анализ сов-

ладающего поведения как поведения субъекта, де-

терминируемого рядом факторов: диспозиционным

(личностным), динамическим (ситуационным),

социокультурным (экологическим) и регулятив-

ным. Поскольку механизмы совладания использу-

ются человеком сознательно и целенаправленно,

мы относим совладающее поведение к факторам

активности человека, называя его дескриптором и

поведением субъекта (Крюкова, 2003, 2004). Раз-

работка психологии субъекта (индивидуального

и группового) является методологическим дости-

жением и достоянием отечественной психологии,

одним из продуктивных путей к установлению

единства всей психологической науки (Брушлин-

ский, 1992. С. 11). Он заключается в признании

человека активным субъектом многообразных

форм произвольной человеческой активности и

рассматривается как концептуальная оппозиция

«постулату непосредственности», согласно

которому внутренняя и внешняя активность

человека напрямую детерминируется воздействиями

окружающей среды или отдельными психическими

функциями. Психология субъекта преодолевает

ограниченность данного положения и раскрывает

способность человека к самодетерминации,

самоопределению, саморазвитию (С. Л. Рубинштейн,

К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, В. В. Знаков,

Е. А. Сергиенко).

Мы рассматриваем совладающее поведение с

точки зрения личностного развития, u1073 благополучия,

ресурсов, адаптации. Концепция копинга-совлада-

ния создается в российской психологии с 90-х лет

20-го века, столкнувшись с немалыми трудностями

методологического и методического уровня, что яв-

ляется отражением реальной сложности поведения

человека в стрессовой ситуации. Это отчасти объяс-

няет междисциплинарность нашего подхода, но не

отменяет изначальной принадлежности совладания

к явлениям регуляции и саморегуляции поведения.

Есть все основания для выделения психологии сов-

ладающего поведения в самостоятельную область

психологических исследований в российской науч-

ной психологии.

Нам удалось доказать, что существует осо-

бый вид социального поведения человека, пове-

дения, обеспечивающего, либо разрушающего его

здоровье и благополучие. Совладающее поведение

определяется нами как поведение, позволяющее

субъекту с помощью осознанных действий спосо-

бами, адекватными личностным особенностям и

ситуации, справиться со стрессом или трудной жиз-

ненной ситуацией. Это сознательное поведение,

направленное на активное взаимодействие с

ситуацией – изменение ситуации (поддающейся

контролю) или приспособление к ней (если ситуация

не поддается контролю). Если субъект не владеет

этим видом поведения, возможны неблагоприятные

последствия для его продуктивности, здоровья и

благополучия.

Главным отличительным признаком совлада-

ющего поведения являются его субъектные харак-

теристики. К критериям совладания как поведения

субъекта, относится,

прежде всего, его осознан-

ность (отличие данного вида поведения от реак-

тивного и защитного поведения). Понятие выбора

человеком способа действий в ситуации стресса

является критериальным для специфики этого вида

поведения и ключевым для понимания осознаннос-

ти совладающего поведения. К другим критериям

относятся: целенаправленность; конролируемость

(способствующие устранению, преобразованию

или приспособлению к трудной ситуации); нераз-

рывная связанность и направленность на трудную

(стрессовую) ситуацию – адекватность _______________ситуации,

моменту времени (своевременность); регуляция

уровня стресса; значимость последствий выбора

данного поведения для психологического благопо-

лучия субъекта; социально-психологическая обуслов-

ленность совладания (принадлежность как индиви-

дуальному, так и групповому субъекту); возмож-

ность обучения этому виду поведения, подготовка,

«закаливание» перед жизненными трудностями.

Совладающее поведение имеет выявленные

нами эмпирически закономерные тенденции. К

ним, безусловно, относятся возрастные измене-

ния совладающего поведения в разные периоды

жизни. Формирование совладания в онтогенезе

– это научение любому поведению, связанному с

выживанием. Любые попытки спасти, защитить

себя, выдержать, вытерпеть, иногда спрятаться,

даже не приводящие к положительному результату

– это научение совладанию. Активное развитие и

формирование стиля совладающего поведения про-

исходит в подростковом и юношеском возрасте в

условиях активного взаимодействия с родителями

и сверстниками. У взрослых формирование этого

поведения связано, прежде всего, с расширением

репертуара, большей гибкостью в применении ка-

чественно более совершенных способов совлада-

ния. Взросление, развитие самопознания и владе-

ния собой способствует усложнению совладающе-

го поведения. Положительная динамика совладаю-

щего поведения субъекта заключается в увеличении

с возрастом продуктивных (ориентированных на

действия по разрешению трудной ситуации) и сни-

жении непродуктивных стилей и стратегий совла-

дания (деструктивные формы разрядки). Снижение

уровня субъектности и адекватности поведения че-

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

ловека или группы приводит к росту непродуктив-

ного или самодеструктивного совладания/несовла-

дания.

Разделение копинг-стратегий на продуктивные

или непродуктивные появилось еще в рамках кли-

нической психологии: у больных людей непродук-

тивными считаются стратегии, которые ухудшают

их состояние, увеличивают симптоматику. Не всег-

да легко диагностировать продуктивность/ u1085 непро-

дуктивность копинга у здоровых испытуемых. Но,

тем не менее, когда мы исследовали людей в типич-

ных трудных ситуациях (начало супружеской жиз-

ни, адаптация к университету и первым экзаменам,

безработица), оказалось, что те, у кого преобладают

пассивные или паллиативные способы поведения в

трудных ситуациях, требующих своего разрешения

при помощи действия, чаще оказывались неуспеш-

ными. В то же время в других ситуациях (напри-

мер, послеразводных) эмоционально-ориентиро-

ванные способы были достаточно продуктивны по

критериям – улучшение состояния и улучшение

внешних показателей адаптированности (повыше-

ние результативности деятельности). Среди других

закономерностей можно назвать следующие: э мо-

ционально-ориентированное совладание в большей

мере предсказывается диспозиционными или лич-

ностными детерминантами субъекта.

Выраженность и частота выбора проблемно-

ориентированного копинга более зависит от соци-

окультурных (и социально-психологических) фак-

торов. Вместе с тем именно проблемно-ориенти-

рованный стиль совладания является предиктором

успешности деятельности и уровня адаптирован-

ности человека.

Если диспозиционные переменные сильнее

связаны с выбором субъектом способа совладания,

то социокультурные переменные больше влияют на

этот выбор. Сложнее и неопределеннее детермина-

ция копинга, ориентированного на избегание, что

образует одну из перспективных линий исследова-

ния.

Характеристики совладания изменяются в

процессе развития трудной (стрессовой) ситуа-

ции. Совладающее поведение имеет собственную

динамику и может трансформироваться по мере

изменения требований ситуации к человеку, либо

собственных изменений субъекта в ситуации. Спо-

собность изменять трудную ситуацию, не быть ее

«пленником» чрезвычайно важна, так как это уве-

личивает возможности человека действовать в кри-

зисе. Регуляция и укрепление совладающего пове-

дения возможны на основе способности субъекта к

обучению навыкам совладания.

Нами показано, что в трудной жизненной u1089 си-

туации человек одновременно использует несколь-

ко разноуровневых осознанных видов поведения:

простые единичные копинг-действия, детермини-

рованные спецификой ситуации; копинг- страте-

гии (конкретные образы действий, например, дис-

танцирование или поиск социальной поддержки),

копинг- стили (группы стратегий, близких по смыс-

лу, например, приближение-удаление от стрессо-

вой ситуации). Субъект может предпочитать один

из способов совладания, наиболее продуктивный

в конкретном контексте на какое-то время, одно-

временно допуская применение других. Это озна-

чает, что процесс совладания с трудной ситуацией

(стрессом) недизъюнктивен (Брушлинский, 1996),

непрерывен до момента ее разрешения или приспо-

собления к ней. Стиль совладающего поведения

имеет специфику, связанную с многоальтернатив-

ным выбором спрособа поведения при стрессе. Он

является когнитивно-поведенческим образованием,

не менее важным, чем индивидуальный стиль (Мо-

росанова, 2000). Стиль совладающего поведения

- это полноценная составляющая более интегратив-

ного явления – стиля человека (Либин, 1996).

Каков вклад личности в успех совладания с

трудностями? Продуктивные (например, проблем-

но-ориентированный) и менее продуктивные (на-

пример, избегание или паллиативный) стили сов-

ладающего поведения обусловлены различным

уровнем сложности личностных качеств. Более

сложные и обобщенные переменные (самоотноше-

ние, жизненные смыслы, ответственность) предо-

пределяют выбор и сильнее соотносятся с проблем-

но-ориентированным стилем совладания. Выявлено

также, какие качества, напротив, имеют тенденцию

снижать уровень продуктивности совладающего

поведения (уровень депрессивности, тревожность,

пессимизм).

Мы убедились в том, что изучать когнитивно-

поведенческую сферу субъекта возможно только

одновременно с изучением феноменологии его пе-

реживаний при помощи комплекса психодиагнос-

тических технологий, сочетающих количественные

и качественные методы анализа. Это несвойственно

западной традиции изучения копинг-поведения.

Мы впервые адаптировали для русскоязычной

выборки разного возраста три известные в данной

научной сфере методики - многомерные опросники

(шкалы) измерения совладющего поведения: Юно-

шеская копинг-шкала (Adolescent Coping Scale), оп-

росник Копинг-поведение в стрессовых ситуациях

(Coping Inventory for Stressful Situations), Опросник

способов совладания (Ways of Coping Questionnaire).

На их основе созданы опросники для надежного

количественного измерения совладающего с труд-

ностями поведения для испытуемых разных возрас-

тов.

На практике доказана возможность развития

совладающего поведения субъекта и обучения ему

как приобретения социально-ценных жизненных

навыков. Это увеличивает психосоциальную ком-

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

петентность человека, укрепляя его как субъекта.

Жизненно необходимые навыки совладания могут

направленно формироваться и развиваться в разно-

образных сферах (здоровье, обучение и др.), что

является залогом благополучия, позитивной чело-

веческой психологии и здоровья.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...