Интеллект как копинг-ресурсы
О. В. Лунева, А. В. Манторова (Москва) В современной психологии активно разраба- тывается проблема «совладающего поведения». Многие исследователи ищут ответы на вопрос, ка- ким образом, какими способами человек справляет- ся с ситуациями, событиями и проблемами в своей жизни, как он их разрешает. Ответы на этот вопрос имеют большую теоретическую и практическую значимость (Голованевская, 2003). Наибольший опыт изучения этой проблемы имеет западная пси- хология. В отечественной u1087 психологии интерес к совладающему поведению является относительно новым, особенно на уровне теоретических исследо- ваний (В. И Голованевская, Л. И. Дементий, Т. Л. Крюкова и др.). «Копинг» или «совладающее поведение» - это разновидность социального поведения человека, смысл которого заключается в том, чтобы разре- ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ шить или смягчить, привыкнуть или уклониться от требования, предъявляемого трудной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно раз- гадав ее неразрешимость и опасность. Механизмы совладания используются человеком сознательно и целенаправленно, а способы, используемые субъек- том, адекватны личностным особенностям и ситуа- ции (Крюкова, 2005). Таким образом, можно гово- рить, что для отечественной психологии характерно рассмотрение совладающего поведения как осоз- нанного рационального поведения, направленного на устранение стрессовой ситуации. Оно зависит, по крайней мере, от двух факторов - личности (ко- пинг-ресурсы) и реальной ситуации. Совладающее поведение может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровнях функци- онирования личности. Человеку необходимо осоз-
нание ситуации и способов эффективного совладе- ния с ней, а также умение вовремя применить их в поведении. Совладание представляет собой инди- видуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимос- тью в жизни человека и его психологическими воз- можностями. Изучение совладающего поведения в контек- сте «личностных особенностей», «личностных ка- честв» позволяет рассматривать их в качестве ко- пинг-ресурсов. Под копинг-ресурсами понимаются характеристики личности и ее окружения, которые связывают с низким уровнем дистресса или физио- логическими симптомами, следующими за началом действия стрессоров. Это противостояние стрессу и названо ресурсами. В качестве копинг-ресурсов мо- гут выступать такие характеристики, как самооцен- ка, особенности социального окружения, социаль- ная поддержка, достигнутые u1089 статусы (образование, финансовые ресурсы, престиж профессии и т. д.) (Дементий, 2004). Исследуя копинг-ресурсы, психологи отмеча- ют постоянное взаимодействие средовых и личнос- тных детерминант. Средовые факторы - пусковой механизм копинга. Одним из стержневых моментов механизма адаптации считается поиск тех условий и факторов, которые могут смягчать для человека действие жестких стрессовых ударов. Именно по- этому одна и та же ситуация по-разному восприни- мается и весьма индивидуально решается. В этой связи весьма продуктивно исследование копинга с точки зрения личности, справляющейся с чем либо. Личностные источники как ресурсы преодо- ления стали предметом исследования многих зару- бежные и отечественных авторов. Анализ их пуб- ликаций показывает, что в качестве личностных ре- сурсов преодоления выделяются тип темперамента, мотивация достижения, локус контроля, ответс- твенность, эмпатия, Я-концепция (К. А. Абульхано-
ва, Л. Т. Китаев-Смык, С. Кобаса, В. Д. Небылицин, Дж. Ормел, Р. Сандерман). Изложенный подход к пониманию копинг-ре- сурсов позволяет значительно расширить их круг, сделав акцент на социально-психологической со- ставляющей процесса совладающего поведения. Поскольку, по мнению большинства авторов, речь идет о социальном поведении, объединяющем лич- ность и реальную стрессовую ситуацию, считаем уместным рассмотрение в качестве копинг-ресур- сов социальный и эмоциональный интеллекты. В современной психологии существуют различные подходы как к пониманию их содержания, так и соотношения (Лунева, 2005, 2007; Люсин, Ушаков, 2004 и др.). Не останавливаясь на сути научных дискуссий по этому поводу, отметим, что многие исследователи считают социальный интеллект социальной способностью. Так, В. Н. Куницына считает, что СИ – глобальная способность, возни- кающая на базе комплекса интеллектуальных, лич- ностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловли- вают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию u1080 информации и поведе- ния, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений. Эта способность позволяет че- ловеку достигать гармонии с собой и окружающей средой. Кроме того, автор обращает внимание на отдельный аспект СИ – коммуникативно-личност- ный потенциал, а также и менее значимые другие аспекты: характеристики самосознания (чувство самоуважения, открытость новым идеям, свобода от комплексов; социальная перцепция; энергети- ческие характеристики) (Куницына и др., 2002). Ушаков Д. В. в рамках собственной структур- но-динамической теории интеллекта рассматривает СИ как способность понимать других людей, их взаимоотношения и социальные ситуации. Он поз- воляет более адекватно выстроить стратегию пове- дения. Уровень СИ, по мнению автора, зависит от потенциала формирования, включающего уровень общего интеллекта, от личностных особенностей (в первую очередь, эмоциональных) и от того, как сложился жизненный путь человека, на что были направлены его жизненные силы (Ушаков, 2004). В.
Н. Дружинин предполагал, что у человека сущест- вуют базовые социальные способности, обеспечи- вающие ему эффективное взаимодействие с други- ми людьми. Согласно предположению О. В. Луневой, со- циальный интеллект - социально-психологический конструкт, обеспечивающий личности создание «картины» социально-психологического взаимо- действия (и себя как части этой «картины») и воз- действие (регуляцию) личности на собственное поведение, на процесс и людей, включенных в это Кострома, 16–18 мая 2007 г. взаимодействие. Эти две формы (функции) прояв- ления социального интеллекта детерминируются определенной иерархией личностных и индивиду- альных характеристик (Лунева, 2007). Социальный интеллект способствует адаптации личности в со- циуме, в групповых и межличностных системах от- ношений и взаимодействий. Этот процесс социаль- ной адаптации, очевидно, включает и механизмы совладающего поведения. Все это дает основания гипотетически рассматривать феномен социально- го интеллекта как родственный феномену копинга, а также как конструкт, u1086 осуществляющий «запуск» и «реализацию» совладающего поведения, направ- ленного на достижение конкретной цели. Понятием, близко расположенным к смыс- ловому полю совладающего поведения является и эмоциональный интеллект. Зарубежные авторы не раз упоминали о взаимосвязи эмоционального ин- теллекта и устойчивости человека к стрессу (R. Bar- On, D. Goleman, R. Cooper). Первая и наиболее известная в научной пси- хологии модель эмоционального интеллекта была разработана Питером Саловеем и Джоном Майе- ром. Они же ввели в психологию и сам термин «эмоциональный интеллект». Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 году. Исследователи определили эмоциональный интел- лект как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использо- вать эту информацию для направления мышления и действий. Эмоциональный интеллект трактовался как сложный конструкт, состоящий из способнос-
тей трех типов: 1) идентификация и выражение эмоций, 2) регуляция эмоций, 3) использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности (Mayer, Salovey, 1997). Анализ отечественных (О.В. Лунева, Д.В. Лю- син) и зарубежных (R. Bar-On, D. Goleman, J. Mayer, P. Salovey) представлений об эмоциональном ин- теллекте показывает его как сложный конструкт, включающий следующие компоненты: • понимание своих эмоций: знание себя, спо- собность распознать и понять собственное настроение, эмоции и движущие силы, равно как и их влияние на других, переходы от од- ной эмоции к другой, причины эмоций, вер- бальную информацию об эмоциях; • контроль своих эмоций: самоконтроль, спо- собность контролировать и переориентиро- вать деструктивные импульсы и настроения, склонность не давать поспешных оценок, думать, прежде чем действовать, управление стрессовыми ситуациями, устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью, само- мотивация; • понимание эмоций других людей и социаль- ные навыки: эмпатия, распознавание эмоций других людей, умение воздействовать на эмо- циональное состояние других людей, лидерс- тво, влияние, взаимодействие, изменяемость, управление конфликтом, построение связей, работа в команде. По данным израильского психолога Р. Бар- Она, эмоциональный интеллект определяется та- кими качествами индивида, которые помогают ему противостоять требованиям и давлению внешней среды, справляться со стрессом. Эмоциональный интеллект связан с общим психологическим само- чувствием личности. В тесте, разработанном Бар- Оном, учитывается 152 психологических ощуще- ния, например, поведение при стрессе, ощущение счастья и поведенческий оптимизм (Bar-On, 1997). Американский психолог Роберт Купер рассмат- ривал взаимодействие стресса и эмоционального интеллекта. В его методике «Карта эмоционального коэффициента», включающей двадцать шкал, три первые шкалы посвящены стрессовым факторам, которые влияют на человека (среда, стресс на рабо- те, стресс в личной жизни). В последующих шкалах отражены манеры поведения и способы реагирова- ния на стрессовое воздействие. Вот пример одно- го утверждения из шкалы «Стойкость»: «Я быстро прихожу в себя после разочарований; из любой си- туации существует несколько выходов; сталкиваясь с проблемой, я сосредотачиваюсь на том, что я могу сделать для ее решения». Р. Купер в своей работе пишет о том, что способность противостоять стрес- совому воздействию напрямую зависит от уровня развития эмоционального интеллекта: чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше
способность противостоять стрессовому воздейс- твию (Cooper, Sawaf, 1997). Таким образом, социальный и эмоциональный интеллекты, согласно изложенным данным, явля- ются близкими смысловыми понятиями с совлада- ющим поведением и могут рассматриваться как в качестве его механизмов, так и копинг-ресурса. Ис- следования в этом направлении помогут более ши- роко взглянуть на проблему совладающего поведе- ния и разработать новые методики его измерения. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|