Фактор адаптации к стрессу
Д. И. Моторин (Санкт-Петербург) В условиях качественного «ускорения ритма истории» (Поршнев, 1989) и прогрессивного нарас- тания частоты и интенсивности цивилизационных кризисов (Назаретян, 2004; Панов, 2005) как фактор адаптации к стрессу особое значение приобретает адекватная картина будущих изменений окружаю- щей среды. В свою очередь, целостное представление че- ловека о себе в будущем не может быть сформи- ровано без адекватных представлений о будущем развитии «актуальной» среды как части целостного мира. Закон ускорения социального развития неяв- но предполагает усложнение способов формирова- ния картин будущего в общественном сознании. Неадекватная картина будущего, как своего, так и окружающего мира, может приводить, со- гласно Л. А. Регуш (2003), к повышенной невроти- зации, к росту ситуативной и личностной тревож- ности, то есть снижать эффективность совладания со стрессом. А. Маслоу (2002) отмечал, что картина будущего является смыслообразующим фактором в процессе самореализации человека и играет су- щественную роль в поддержании его психического здоровья. При несформированном или нарушенном образе будущего растет вероятность возникновения фобий, может проявляться синдром «выученной беспомощности», цинизм в отношениях с людьми и т. п. Отсутствие устойчивой картины будущего приводит к тому, что фатализм становится u1089 сущест- венным фактором при формировании мировоззрен- ческих установок. Будущее определяет актуальное настоящее через субъективный выбор человека в любой ситу- ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ации, предполагающей оценку последствий такого выбора. Совокупность представлений человека о
будущем, составляет его «концепцию завтрашне- го дня» и своего места в нем. Она подталкивает к совершению такого выбора, последствия которого в наибольшей степени будут соответствовать субъ- ективным представлениям человека о наиболее ве- роятном и предпочтительном образе своей дальней- шей жизни. Так, субъективная картина будущего через призму случайных альтернатив с одной сто- роны и субъективных выборов с другой связывает объективно существующие в окружающем мире тенденции в настоящем с нашими представления- ми о вероятном и желательном состоянии вещей в будущем. Как же формируется эта субъективная картина будущего, от целостности, адекватности и непроти- воречивости которой во многом зависит успешность адаптации человека ко все ускоряющимся измене- ниям в большинстве сфер общественной жизни? На заре становления человеческой цивили- зации за формирование системы представлений о будущем отвечали космологические мифы, содер- жавшие первые концепции стадиальности или цик- личности развития окружающего мира. С появлением великих монотеистических ре- лигий функция формирования и поддержания ус- тойчивых представлений о будущем переходит к церкви. И еще 500 лет назад церковь как социаль- ный институт обладала практически полной мо- нополией на формирование картины будущего как отдельного человека, так и всего общества в целом. Так, для христианской цивилизации историцист- ская концепция второго пришествия как будущего всего общества и концепция загробной жизни как личного будущего человека разделялись подавляю- щим большинством населения того времени. В эпоху Возрождения появляется такая при- нципиально новая форма общественного сознания как «социально-философская утопия». Не считая отдельных утопических произведений античных
философов различных школ, утопия как самостоя- тельный жанр, описывающий социальный идеал и предвосхищающий будущее устройство общества, появился в начале 16 века, с выходом одноименной книги Т. Мора. В последствии такие произведения как «Левиафан» Т. Гоббса, «Город солнца» Т. Кам- панеллы, «Новая атлантида» Ф. Бэкона, «История севарамбов» Д. Вераса, «Фрейландия» Т. Герцки, в некотором смысле и «Капитал» К. Маркса и многие другие, в нормативном ключе формировали пред- ставления ученой публики, а затем и широких масс, о возможном и желательном будущем обществен- ного развития. В конце 19-го века в связи с широким рас- пространением печати и развитием национальных систем образования жанр социально-философской утопии постепенно эволюционировал в особый вид художественно-полемической литературы, а затем и в научно-фантастическую литературу как самосто- ятельный вид массового искусства. Значительную роль в этом процессе сыграл Г. Уэллс, знаменитый писатель-фантаст и одновременно активный сто- ронник популяризации социальных утопий. В течении 20-го века многочисленные произ- ведения таких авторов как Г. Уэллс, Ж. Верн, А. Беляев, Дж. Оруэлл, А. Кларк, Ф. Дик, Р. Шекли, С. Лем, А. и Б. Стругацкие, С. Головачев и многих других сформировали целостные и очень устойчи- вые представления о перспективных проблемах че- ловечества и их возможных решениях в будущем у целых поколений читателей во всем мире. Если научно-фантастическая литература, фор- мируя в сознании читателя целостные и художест- венно достоверные картины будущего, в основном имела в качестве целевой аудитории относительно высокообразованную, но ограниченную по числен- ности научно-техническую и творческую интелли- генцию, то перенос этих произведений на кино- и, в последствии, телеэкраны, сделал этот процесс по- истине массовым. Такие великие произведения, как «Метропо- лис» Ф. Ланга, «Альфавиль» Ж. -Л. Годара, «За- водной апельсин» и «Космическая одиссея» С. Кубрика, «Бразилия» Т. Гилиама, «Дюна» Д. Лин- ча, «Сталкер» А. Тарковского, пресловутые «Звез- дные войны» Дж. Лукаса и насквозь пропитанная ведантической символикой «Матрица» братьев Э. и Л. Вачовски, в разные годы оказали огромное вли-
яние не только на развитие кинематографа, но и на формирование поистине массовых и достаточно устойчивых представлений о возможном будущем человеческой цивилизации. Исторически наиболее поздними формами конкретизации картин возможного будущего стали профессиональные научно-прогностические иссле- дования, результаты которых влияли на обществен- ное сознание. С этого момента предвидение будущего обрета- ет формы собственно прогнозирования в современ- ном смысле этого слова, то есть будущее начинает отображаться как научно и теоретически обосно- ванная и вероятностная, лишь одна из возможных, картина развития любого объекта исследования. Весьма условно начало этого этапа можно от- считывать с 1949 года, момента основания «RAND corporation» - первой из ставших известными «фаб- рик мысли». Ориентированная в момент основания на решение задач военно-стратегического прогно- зирования в интересах ВВС США, RAND в пос- Кострома, 16–18 мая 2007 г. ледствии стала разработчиком и популяризатором прогнозов развития самых разных проблем обще- ственной жизни. Сегодня по разным оценкам в мире насчиты- вается более ста исследовательских организаций, основным направлением деятельности которых яв- ляется разработка и практическое «продвижение» научных прогнозов в самых разных проблемных областях развития современного общества. Подобные организации влияют на формиро- вание картин будущего в общественном сознании двумя путями. Во-первых, через непосредственное освещение в СМ И результатов прогнозных разрабо- ток; во-вторых, что более важно для формирования массовых представлений о будущем, – опосредо- ванно, через общественно-политические организа- ции. Именно политические партии и общественные движения активно используют поисковые и норма- тивные прогнозы различных «фабрик мысли» при разработке своих политических программ, активно влияя тем самым на формирование картин возмож- ного и желательного будущего у своих сторонников
и избирателей. В качестве примера можно упомя- нуть знаменитые первые доклады «Римского клуба» в начале 1970-х, оказавшие огромное влияние на развитие многочисленных экологических движений и политических партий во всем мире и соответству- ющих «алармистских» настроений у политического истеблишмента и широких слоев общественности в странах западной Европы и США. Все шесть перечисленных источников пред- ставлений о будущем играют сегодня различную по значимости роль в процессе их закрепления в общественном сознании. Новые формы, согласно общенаучному принципу соответствия, не отменя- ют старые, а лишь усложняют и обогащают этот сложный процесс. Роль космологических мифов в современном мире минимальна, идеологическое влияние церкви в целом снижается, утопия же как самостоятельный жанр практически утратила свое значение в процессе создания представлений о бу- дущем человеческой цивилизации. Основную роль в этом процессе в современном мире играет научное прогнозирование и художественные формы отобра- жения возможных сценариев развития социума. В связи с резким ростом объективной слож- ности окружающего мира, с включением в процес- сы его развития все новых и новых макросубъектов влияния (среди них можно назвать ТНК, между- народные и межправительственные организации, НКО, новые виды СМ К и т. п.) качественно воз- растают субъективные трудности отдельного чело- века в предвидении будущих изменений. Обычный человек уже не способен самостоятельно формиро- вать целостную картину будущего, даже на уровне общих тенденций. И, соответственно, ему все слож- нее становится вписать в эту картину представле- ния о своем собственном будущем, что может резко усложнять работу его адаптационных механизмов. Поэтому сегодня подавляющее большинство людей вынуждено пользоваться внешними источниками, формирующими представления о будущем состоя- нии мира, а не разрабатывать их самостоятельно. При этом состояние «устойчивого u1085 неравнове- сия» современного мира постоянно снижает гори- зонт прогноза, то есть период упреждения выска- зываний о возможном состоянии мира в будущем все время уменьшается. Этот процесс усугубляется тем, что, в связи с неуклонным снижением влияния политических партий на развитие общественных процессов в мире, их роль в формировании карти- ны будущего также уменьшается. Таким образом, на больших временных интервалах перестают быть нереализуемыми самые, на первый взгляд, неверо- ятные сценарии развития. Из этого следует нетри-
виальный вывод о том, что реальные черты будуще- го состояния мира можно и даже необходимо искать в различных художественных формах его отображе- ния, не отягощенных строгой и достаточно ограни- ченной методологией его научного исследования. Таким образом, те целостные и яркие картины будущего, которые транслируются и закрепляются в общественном сознании через научно-фантасти- ческую литературу и кинематограф, на длительных отрезках времени оказываются более достоверны- ми, а главное эффективными для адаптации к этому будущему, чем профессиональные научные прогно- зы. Основными преимуществами таких форм за- крепления картин будущего в массовом сознании, будь то книга или кинофильм, является во-первых, широчайший охват целевой аудитории; во-вторых, контекстуальная целостность описываемой карти- ны; и в-третьих, что немаловажно для ее устойчи- вости – гораздо большая субъективная достовер- ность и сила воздействия, чем у строгих научных прогнозных разработок. Особо следует подчеркнуть значимость непосредственной трансляции индиви- дуальных моделей совладающего поведения через образы эмоционально привлекательных героев ху- дожественных произведений футурологической на- правленности. В связи с вышеизложенным становится оче- видной возможность и необходимость подконтроль- ного формирования в общественном сознании упо- рядоченных представлений о будущих изменениях в глобальном и локальном окружении современного человека. Это позволит влиять на фундамент адап- тационных механизмов с целью повышения устой- чивости к воздействию многих стрессогенных фак- торов в меняющемся мире. ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ В ЗАЩИТНОЙ СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕКА И. М. Никольская (Санкт-Петербург) Исследование адаптации человека к трудным ситуациям жизнедеятельности – одна из актуаль- ных задач современной психологии. В последние годы растет число работ, посвященных психологи- ческой защите и совладающему (копинг) поведению как важнейшим адаптационным процессам лич- ности (Ташлыков, 1982, 1992; Анцыферова, 1994; Грановская, 1997; Грановская, Никольская, 1999, 2000; Крюкова, 2002, 2005; Бодров, 2006; Lasarus, 1966, 1976; Plutchik, 1980; Perrez, Reicherts, 1992; McWiliams, 1998). Действительно, когда происхо- дит стрессовое событие, нарушается гомеостаз. Его нарушение может быть вызвано характеристиками стрессора либо их восприятием. Организм челове- ка реагирует на воспринятое нарушение либо авто- матическими адаптивными ответными реакциями, либо адаптивными действиями, целенаправленны- ми и потенциально осознанными. В первом случае речь идет о неосознанном физиологическом и по- веденческом реагировании, а также о включении механизмов психологической защиты. Во втором случае – об использовании осознанных стратегий совладания. Анализируя строение защитной системы че- ловека, мы выделяем четыре основных уровня, последовательно формирующихся в онтогенезе и одновременно функционирующих у взрослого (Ни- кольская, 2004). 1. Соматовегетативный (физиологический). На этом уровне адаптация осуществляется посредс- твом автоматических изменений в деятельности различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной, эндокринной, нервной и вегетативной). Примером такой адаптации служит соматовегетативный уро- вень реагирования организма на вредности по В. В. Ковалеву, характерный для детей в возрасте от 0 до 1 года. 2. Поведенческий (психомоторный) уровень. Адаптация происходит в результате автоматическо- го изменения объема и характера общей моторной активности, изменений мимики, пантомимики, u1086 об- щего рисунка поведения человека. Приспособление на этом уровне иллюстрируют типичные для детей преддошкольного и дошкольного возраста защит- ные поведенческие реакции (отказ, оппозиция, имитация, компенсация). Они позволяют ребенку удовлетворить фрустрированные потребности в безопасности и защищенности, любви и принятии, социальном одобрении, повысить самооценку и са- моуважение. 3. Уровень психологической защиты (бессо- знательной психики). Здесь осуществляется инт- рапсихическая адаптация посредством включения психологических защитных механизмов, то есть изменения обычного течения психических процес- сов. Защитная переработка тревожной информа- ции, поступающей в психику, приводит к ее игно- рированию, искажению либо фальсифицированию. Ограждение сознания человека от травмирующих переживаний позволяет снизить внутреннее напря- жение и эмоциональный дискомфорт. 4. Уровень совладающего поведения (созна- ния). Адаптация реализуется за счет осознания личностью возникших трудностей, использования знаний о том, как следует преодолевать ситуации данного типа, и умений применять стратегии этих действий на практике. Только на этом уровне защи- ты в комплексе с другими стратегиями совладания функционирует стратегия конкретного решения стоящих перед человеком проблем. Защитная система человека является продук- том действия врожденных механизмов, процессов развития и научения, накопления индивидуального опыта. Набор защитных процессов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личнос- ти. Преобладание у взрослого защитных процессов на том или ином уровне может служить важным диагностическим признаком, позволяющим пред- положить, на каком возрастном этапе защита была востребована в наибольшей степени. Обсуждая строение защитной системы чело- века, мы должны учитывать, что его адаптация к социуму предполагает обязательное усвоение об- щественных правил и законов, культурных норм, традиций и ритуалов. Их осознанное и неосознан- ное использование позволяет человеку не только ощущать свою принадлежность к группе, но также строить свое поведение в соответствии с групповы- ми ожиданиями и потому в ряде случаев избегать ненужного напряжения. При этом надо иметь ввиду, что в основе социального научения, прежде всего, лежит имитационное поведение, поэтому значимые фигуры «…из окружения ребенка нередко форми- руют его личность в большей степени, чем адресу- ющиеся к интеллекту разъяснения о полезности и социальной ценности того или иного поступка…» (Грановская, Никольская, 1999). В связи с этим ак- туальным является изучение роли семьи в форми- ровании и функционировании системы защиты. Следует также помнить, что взаимодействие человека с другими людьми, социальными инсти- тутами, продуктами материальной и духовной куль- туры позволяет ему не только получить различные виды помощи (психологической, социальной, юри- дической, медицинской, информационной и пр.), но также конкретный «инструментарий» для осу- ществления совладающего поведения. Изучение совладающего со стрессом пове- дения – актуальная задача как фундаментальных, Кострома, 16–18 мая 2007 г. так и прикладных отраслей психологии. В настоя- щее время исследование совладания ведется в не- скольких направлениях. В одних случаях внимание уделяется анализу самих трудных жизненных ситу- аций, поскольку жизненный контекст, безусловно, влияет на стиль реагирования. В других случаях анализируется роль индивидуально-психологичес- ких особенностей человека и его социальных ха- рактеристик в выборе стратегий и стилей совладаю- щего поведения. Третье направление исследований касается изучения средовых ресурсов копинга. На нашей кафедре детской психиатрии и пси- хотерапии Санкт-Петербургской медицинской ака- демии последипломного образования (зав. кафед- рой – проф., д. м. н. Э. Г. Эйдемиллер) изучение совладающего поведения осуществляется в рамках темы НИР «Биопсихосоциальная модель здоровья и болезни как теоретическая и методологическая основа клинической психологии, психиатрии, пси- хотерапии и валеологии семьи и детства». Одна из задач этой темы - создание классификации семей, нуждающихся в оказании психологической и пси- хотерапевтической помощи, а также выявление спе- цифики семей с больными, страдающими различ- ными заболеваниями, в том числе специфики сов- ладающего поведения членов таких семей. В насто- ящее время проведено изучение копинг-поведения семей с пациентами - героиновыми наркоманами (М. Ю. Городнова), страдающими алкоголизмом (В. В. Пушина), с дискинезией желчевыводящих путей и хроническим гастродуоденитом (М. П. Билецкая). Начато изучение совладающего поведения ВИЧ-ин- фицированных матерей (П. Г. Заргарова), женщин – жертв насилия со стороны интимного партнера (Н. В. Лохматкина), детей, переживших смерть и тяжелую болезнь близкого родственника (М. Е. Ка- лашникова). Еще одним важным направлением исследова- ний мы считаем анализ совладающего поведения у специалистов помогающих профессий (врачей общей практики, психиатров и психологов), под- верженных высокому риску эмоционального вы- горания, с целью профилактики нарушений их не- рвно-психического и соматического здоровья (И. Ю. Маргошина). Во всех перечисленных случаях в качестве психологического метода для изучения совладаю- щего поведения используются различные опросни- ки: Амирхана, Хейма, Лазаруса, Эндлера и Паркера (в адаптации Крюковой) и др. Вместе с тем, при работе с конкретным человеком, а не группой лю- дей, для нас наибольший интерес представляет не простая фиксация и определение выраженности ба- зисных или ситуационно-специфических стратегий и стилей совладания. Более значимым мы считаем конкретизацию всего репертуара копинг-стратегий клиента и оказание ему помощи в осознании их скрытого содержания (по аналогии с тем, как мы это делали, раскрывая содержание копинг-страте- гий у детей) (Никольская, 2001, 2005). При этом основное внимание мы уделяем анализу сознатель- ных и бессознательных компонентов совладающе- го со стрессом поведения и их связи с жизненным контекстом клиента (прошлым опытом, значимыми фигурами и событиями). Вслед за многими авторами мы рассматрива- ем совладание как феномен, включающий в себя не только осознанные, но также бессознательные за- щитные техники. Так, в основе совладания по типу конфронтации лежат психологические защитные механизмы проекции и замещения, которые, в свою очередь, формируются на основе защитной пове- денческой реакции оппозиции. Бессознательными компонентами стратегии дистанцирования можно считать защитные механизмы отрицания и отчуж- дения и их поведенческую основу — детскую ре- акцию отказа. И здесь самое главное для нас – это найти от- вет на вопрос, что заставляет человека обратиться именно к этим стратегиям совладающего поведе- ния, например, конфронтации с супругом или дис- танцированию от проблем ребенка? Какие жизнен- ные события, идентификация с какими значимыми фигурами заставляет выбирать именно это пове- дение? Без ответа на эти вопросы объяснить пове- дение клиента и побудить его принять решение о необходимости его изменении не всегда представ- ляется возможным. Можно видеть, что анализ особенностей сов- ладания при работе с клиентами мы проводим с по- зиций психодинамического и семейного подходов к психологическому консультированию. При работе с взрослыми основным методом выступает консуль- тативная беседа, включающая стандартные техни- ки постановки вопросов, отражения и выяснения чувств, дальнейшего развития мыслей собеседника, обобщения, интерпретации и пр. Нашу технологию условно можно описать как ряд шагов. 1. Клиента просят представить или вообразить какую-либо трудную жизненную ситуацию, которая у него вызывает напряжение и дискомфорт. 2. Клиента просят ответить на вопрос, что он обычно делает (или может сделать), чтобы снять тревогу, напряжение и дискомфорт. 3. Клиента настойчиво побуждают перечис- лить другие стратегии действий, которые есть в его репертуаре (обычно перечисление идет от анализа проблемы и путей ее решения до различных спосо- бов отвлечения от ситуации). 4. С помощью вопросов консультанта клиента побуждают анализировать и осознавать: Чем имен- но каждая конкретная стратегия ему помогает? Что его заставляет выбрать именно эту стратегию? Ка- ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ кие жизненные события и/или значимые фигуры обусловили данный выбор? Что для клиента озна- чает, что стратегии совладания с рассматриваемой ситуацией связаны именно с этими жизненными событиями и/или значимыми фигурами? Необходимо стараться, чтобы обсуждаемые стратегии были точными и конкретными («читаю детективы Татьяны Устиновой», «пью чай с кон- фетами «Коровка», «еду в Павловск с собакой»), а уточняющие вопросы консультанта были направле- ны на прояснение общей картины, которую необхо- димо хорошо представить. Детализирующие воп- росы и прояснение чувств должны стимулировать память клиента. Исследование копинг-поведения у детей и подростков мы проводим в процессе изучения и коррекции их внутреннего мира с помощью раз- работанного нами метода серийных рисунков и рассказов (Никольская, 2003; 2006). В процессе од- ного сеанса мы предлагаем ребенку создать серию проективных рисунков на заданные темы, а затем составить в диалоге с психологом устные или пись- менные рассказы об их содержании. Целью такой работы является отражение в продуктах творчес- кой деятельности особенностей внутреннего мира и поведения: представлений о себе и окружающих; стремлений и фантазий; внутриличностных и меж- личностных конфликтов; психотравмирующих пе- реживаний; механизмов психологической защиты и стратегий совладающего поведения; перспективы будущей жизни. Результатом является осознание и отреагирование ребенком своих проблем и особен- ностей поведения посредством их визуализации, вербализации, обсуждения и разделения с другим человеком. ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ И СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|