Поведения в контексте теории
СОХРАНЕНИЯ РЕСУРСОВ В. Е. Орел (Ярославль) Исследования феномена психического выго- рания в зарубежной психологии, достигшие своего расцвета в середине 90-х годов, в последние годы стали популярными и в психологической науке Рос- сии и стран ближнего зарубежья, о чем свидетельс- твует появление ряда работ как теоретического, так и эмпирического плана (Орел, 2005). Практически большинство исследователей сходятся в понимании выгорания как состояния физического, эмоциональ- ного и умственного истощения, проявляющегося в профессиях социальной сферы. Этот синдром вклю- чает в себя три основных составляющих: психоэмо- циональное истощение (ПЭИ), деперсонализацию (цинизм, Ц) и снижение самооценки профессио- нальной эффективности (СПЭ) (Shaufeli, Maslach, Marek, 1993). Под психоэмоциональным истоще- нием (ПЭИ) понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собствен- ной работой. Цинизм, который в профессиях соци- альной сферы обозначается как деперсонализация, предполагает циничное отношение к труду и объек- там своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринима- ются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них. Наконец, снижен- ная самооценка профессиональной эффективности представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональ- ной сфере, осознание неуспеха в ней. Несмотря на достаточно большое количество
работ, посвященных исследованию различных ас- пектов этого феномена, ряд проблем остаются не- выясненными до конца. В частности, большинство исследований взаимосвязи выгорания с особеннос- тями личности профессионала были связаны, пре- жде всего, со сферой личностных черт и, в меньшей степени, с мотивационной сферой. При этом ряд особенностей личности профессионала и его пове- дения выпал из поля зрения исследователей. Одной из таких областей изучения являются стилевые осо- бенности поведения профессионала. В теоретическом плане взаимодействие вы- горания со стилевыми особенностями личности в наибольшей степени изучалось в русле концеп- ции «сохранения ресурсов» (COR), предложенной S. Hobfoll и др. (Hobfoll, 1993). Согласно этой тео- рии, люди обладают глубоко укоренившейся моти- вацией к сохранению, защите и достижению своих ценностей. Эти наиболее ценные для личности объ- екты, цели и явления обозначаются термином «ре- сурсы». С точки зрения исследователей, выгорание чаще всего возникает в случае неполучения этих ресурсов или их расходования. Для восстановления ресурсов или предотвращения их расходования ин- дивид вовлекается в активное преодоление стрес- совой ситуации. В случае эффективного ее преодо- ления актуализируется положительная обратная связь, улучшается физическое здоровье и самочувс- твие, и работник приобретает новые ресурсы. В том случае, когда индивид не справляется с ситуацией, возникает затянувшийся стресс, переходящий в вы- горание и представляющий собой «процесс энер- гетического истощения и изнашивания личности или комбинацию физических жалоб, когнитивного изнашивания и эмоционального истощения, посте- пенно развивающегося во времени». В эмпирическом плане данная проблема кон- кретизировалась в изучении стратегий поведения Кострома, 16–18 мая 2007 г.
субъекта в стрессовых ситуациях и способов пре- одоления стресса. В зарубежной психологии для их обозначения используется термин «coping» (Lazarus, Folkman, 1987). В современной психологии под этим термином понимаются способы преодоления ситуации, переживания необходимости пройти че- рез нее, не уклоняясь от неприятностей. Данная стратегия поведения отличается от психологичес- ких защит, которые характеризуются отказом от конкретных действий по разрешению ситуации (Либина, Либин, 1998) В литературе выделяется два основных типа преодоления стресса — проблемно-ориентирован- ный и субъектно-ориентированный (Lazarus, Folkman, 1987). Проблемно-ориентированный стиль направ- лен на рациональное разрешение трудной ситуации и предполагает самостоятельный ее анализ, обра- щение за помощью к другим людям, поиск допол- нительных источников информации. Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуа- цию, не сопровождается u1082 конкретными действиями и проявляется в попытках не думать о проблеме вооб- ще, стремлении переложить свои заботы на других и использовании средств компенсации отрицательных эмоций, таких, как алкоголь, сон, еда и т. п. Проблемно-ориентированный стиль пред- ставляет собой рациональный способ поведения, который автоматически обозначается как поло- жительный и представляет собой совладающую стратегию. Наоборот, личностно-ориентированный стиль является эмоциональным стилем реагирова- ния, который большинство психологов связывает с отрицательными эмоциями, что является чертой защитного поведения и невольно соотносится с от- рицательным полюсом оси «положительный—от- рицательный». Наряду со стратегиями поведения субъекта в стрессовых условиях и противостояния им, в лите- ратуре отмечается и противоположная тенденция, которая заключается в том, что личность сама может ставить себя в ситуацию стресса. Данная тенденция наиболее ярко проявляется в поведении типа А, ко- торый достаточно широко изучается в психологии (Friedman, Rosenman, 1974). Поведенческий тип А характеризуется энергичностью, соревновательнос- тью, нетерпеливостью и агрессивностью. Обычно
люди, демонстрирующие этот тип поведения, от- личаются чрезмерно высокими притязаниями. Ста- тистические данные показывают, что данный тип создает предрасположенность к сердечно-сосудис- тым заболеваниям в большей степени, чем проти- воположный по характеристикам тип В. В контексте рассматриваемой нами проблемы именно этот тип поведения напрямую связывают с возникновением выгорания, прежде всего с психо- эмоциональным истощением, о чем свидетельству- ет достаточно большое количество исследований (Орел, 2005). При этом отмечается наличие поло- вых различий. У женщин связь между поведением типа А и показателями выгорания выражена силь- нее чем у мужчин. Что касается взаимодействия выгорания и стилей преодоления стресса, то в этой области имеется небольшое количество исследова- ний, которые показывают, что положительные стра- тегии принятия решений в стрессовых ситуациях, отличающиеся рациональностью и наличием эф- фективных способов обеспечения и проверки пра- вильности принятия решения в ситуации, препятс- твуют возникновению эмоционального истощения и деперсонализации. Однако с чувством редукции профессиональных достижений соответствующей корреляционной связи не обнаружено. Проведенный теоретический анализ показал, что наименее изученной в контексте проблемы вы- горания является его взаимодействие именно со стилевыми особенностями поведения личности в стрессовых условиях. При этом одним из способов реагирования на стресс является субъективно-ори- ентированный способ поведения, представляющий собой тенденцию ухода от рационального разреше- ния проблемы или попытку решить ее на чисто эмо- циональном уровне и выступающий как элемент за- щитного поведения личности. Именно данная фор- ма стиля жизнедеятельности и была нами выбрана в качестве предмета исследования. Обращение к особенностям защитного поведения было обуслов- лено рядом обстоятельств. Во-первых, данная сфера поведения доста- точно широко представлена в контексте жизнеде-
ятельности индивида и, несомненно, должна иметь определенную связь с выгоранием. Во-вторых, ис- следование защитных механизмов как способов по- ведения в стрессовых ситуациях является, пожалуй, единственной областью изучения стилей жизнеде- ятельности, которая имеет достаточно надежный диагностический инструментарий, что послужило одной из главных причин обращения к данной сфе- ре стилей поведения. В-третьих, и это пожалуй, са- мое главное, несмотря на традиционное понимание выгорания как феномена, отрицательно воздейству- ющего на все стороны профессионального развития личности, существует и противоположная точка зрения, рассматривающая выгорание как своеоб- разный феномен психологической защиты (Бойко, 1996; Филиппченкова, 2002; Garden, 1991). В частности, A. M. Garden считает, что выго- рание – это специальное развитие в психике дина- мических процессов для восстановления равнове- сия и (или) роста личности. Таким образом, автором подчеркивается положительный эффект выгорания как развивающего личность процесса. ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ Аналогичный подход можно найти в работах некоторых отечественных психологов. В частности, в работе В. А Бойко дается противоречивая точка зрения на последствия выгорания. С одной стороны отмечается, что выгорание представляет собой «вы- работанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключе- ния эмоций в ответ на избранные психотравмиру- ющие воздействия». С другой стороны, выгорание определяется как форма профессиональной дефор- мации личности, которое отрицательно сказывается на эффективности профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии. В других источниках позитивный эффект вы- горания выступает еще более отчетливо в связи с тем, что выгорание определяется как механизм пре- одоления профессионального стресса на эмоцио- нальном уровне. Особенности взаимоотношений выгорания с защитными механизмами поведения личности были зафиксированы в диссертационной работе А. А. Р укавишникова, выполненной под нашим руководством (Рукавишников, 2001). Полученные данные дисперсионного и корреляционного ана- лиза позволяют констатировать факт влияния пси- хического выгорания на выбор стилей поведения в стрессовых ситуациях в форме механизмов психо- логической защиты. Индивиды с высоким уровнем выгорания в отличие от «невыгоревших» предпо- читают использовать такие стратегии, как Замеще- ние, Вытеснение и Регрессию, образующих группу
стилей пассивно-агрессивной направленности. Ин- дивиды, прибегающие к агрессивным стратегиям (Замещение), стремятся контролировать свой гнев и раздражение по отношению к объекту, их вызыва- ющему, путем переадресовки отрицательных эмо- ций на объекты, менее угрожающие их благополу- чию. В меньшей степени наблюдается данный вид защитного поведения, связанного с переадресовкой агрессии самому себе, в виде самобичевания и са- моосуждения. Пассивные стили защитного пове- дения u1074 в стрессовых ситуациях проявляются либо в виде ухода от действительности, безынициатив- ности и подчиненности другим (Вытеснение), либо в виде регрессии к моделям детского поведения, символизирующим возврат к раннему периоду жиз- ни, более безопасному и приятному для личности. Проявление Регрессии у взрослых заключаются в несдержанности, уходе от социального окружения, конфликтах с вышестоящими лицами. Проведенные исследования еще раз доказыва- ют высказанную нами ранее точку зрения о том, что психическое выгорание представляет собой деза- даптационный феномен, действие которого проявля- ется на всех уровнях функционирования личности: индивидуально-психологическом, социально-пси- хологическом и уровне жизнедеятельности субъек- та. Взаимодействие выгорания с адаптационными процессами при этом носит двусторонний характер. Хотя уровень психического выгорания в большей степени определяет собой успешность протекания профессиональной адаптации, оказывая негативное влияние на ее показатели, существует слабая обрат- ная тенденция влияния степени адаптированности субъекта на развитие данного феномена.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|