Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудностей и совладание с ними




А. Н. Поддьяков (Москва)

В настоящее время имеется большое количес-

тво работ, посвященных совладающему поведению

– тому, как люди преодолевают различные трудно-

сти, в том числе в учебной деятельности, и справ-

ляются или же не справляются с ними. Изучаются

способности к преодолению трудностей; конкрет-

ные стратегии; возможности обучения в данной спе-

цифической области и т. д. (Анцыферова, Крюкова,

Нартова-Бочавер, Compas, Skinner, Edge и др.).

Значительно меньше внимания уделяется про-

блеме преднамеренного создания трудностей. Но

во многих случаях одни люди специально создают

трудности для других – чтобы те их преодолевали

(или же так и не преодолели бы – например, при

жесткой и нечестной конкурентной борьбе). Эф-

фективным средством решения своей проблемы

становится создание трудностей для другого чело-

века – конкурента, потенциальной жертвы u1080 и т. п.

Поэтому мы считаем, что в ряде случаев не-

льзя понять особенности преодоления трудностей

без понимания деятельности других субъектов по

их преднамеренному созданию. Чтобы понять пове-

дение человека, совладающего с трудностями, надо

изучить поведение того, кто эти трудности создает.

Можно выделить как минимум три типа отно-

шения человека, создающего проблемы и трудно-

сти, к другому человеку, для которого он их гото-

вит:

- как к подопечному, нуждающемуся в помощи;

- как к равному партнеру в диалоге;

- как к сопернику, продвижение которого надо

тем или иным способом остановить.

Первый тип отношения реализуется посредс-

твом изобретения учебных и развивающих задач,

решение которых должно пойти на пользу решаю-

щему, способствовать его развитию и повышению

компетентности. Задачники именно такого типа вы-

соко ценятся учащимися и преподавателями, а их

авторы пользуются широкой известностью и уваже-

нием – за соответствующие способности, талант и

компетентность.

Отношение к другому человеку как равному

партнеру в деятельности нередко включает поста-

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

новку перед ним проблем и взаимный обмен зада-

чами.

Наконец, отношение к другому человеку как

к сопернику требует разработки и изобретения та-

ких проблем и трудностей, преодолевая которые он

остановится в своем продвижении, будет отброшен

назад или даже «сломается».

Для того, кто создает трудности, их разработ-

ка выступает зачастую как сложная творческая за-

дача. Поэтому имеет смысл говорить о творческих

способностях, одаренности и таланте в области

изобретения проблем, задач, трудностей, предна-

значенных для других людей. Здесь требуются вы-

сокий уровень интеллекта, хитрости и даже прово-

кационности.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что

следует провести различие между:

- трудностями, возникающими в результате

действия объективных («физических») фак-

торов или даже в результате чьей-то деятель-

ности, но непреднамеренной;

- трудностями, преднамеренно создаваемыми

одними людьми для других в тех или иных

целях.

Соответственно, имеет смысл различать:

- способности к преодолению объективных

трудностей;

- способности к преодолению трудностей, спе-

циально созданных кем-то.

С нашей точки зрения, эти способности имеют

разную структуру. Они могут быть связаны между

собой неоднозначными, в том числе отрицательны-

ми связями – человек, успешно справляющийся с

объективными трудностями, может пасовать перед

трудностями, созданными кем-то преднамеренно, и

наоборот. Изучение этих вопросов может оказаться

ключевым для понимания многих социальных про-

цессов (ведь немалая часть населения страны занята

преодолением трудностей, созданных криминально

одаренными людьми).

Создание трудностей и экономика знаний. Од-

ной из важных теоретических и практических про-

блем является создание трудностей и прямое про-

тиводействие инновационной, интеллектуальной и

творческой деятельности в экономике, построенной

на знаниях. В такой экономике способность нара-

щивать интеллектуальный и творческий потенциал

быстрее своих конкурентов рассматривается как

единственный надежный источник превосходства

над ними. С одной стороны, это создает мощный

социальный заказ на создание и использование эф-

фективных методов, развивающих интеллектуаль-

ный и творческий потенциал субъектов экономи-

ческой деятельности.

С другой стороны, понимание ключевой роли

инновационного, интеллектуального и творческого

потенциала может вести соперников не только к по-

вышению своего собственного потенциала в этой

области, но и к попыткам ослабления чужого. Удар

по интеллектуальным и творческим способностям,

а значит, по способности овладевать новыми вида-

ми деятельности и порождать новые орудия, являет-

ся одним из наиболее эффективных, чтобы сделать

конкурента несостоятельным в меняющемся мире.

В результате совершенствуются такие явления как

скрытое противодействие обучению другого субъ-

екта, а также «троянское» обучение – обучение

конкурента тому, что для него невыгодно, вредно,

опасно, но соответствует интересам организатора

обучения.

Наши исследования показывают: многочис-

ленные случаи преднамеренного противодействия

обучению других субъектов и их троянского обу-

чения встречаются в самых разных социальных и

профессиональных группах. С точки зрения эконо-

мики, построенной на знаниях, противодействие

обучению конкурента или же обучение его тому,

что для него невыгодно – это закономерная рабо-

та по снижению роста данного вида человеческого

капитала (потенциала) у соперника.

Насколько, по мнению людей, распростра-

нены противодействие обучению конкурента и

«троянское обучение» в повседневной жизни? Для

ответа на этот вопрос мы провели анонимный оп-

рос по разработанному нами опроснику. В опросе

участвовали 287 американцев и 394 россиянина, в

том числе профессиональные преподаватели. Ока-

залось, что более 80% респондентов во всех под-

группах считают, что обучение «со злым умыслом»

бывает в реальной жизни и имеет место в школах

и университетах. Около половины участников счи-

тают, что бывали случаи, когда их учебе мешали из

недружественных побуждений, а также пытались

проводить по отношению к ним обучение «со злым

умыслом». От 9 до 20% респондентов в разных под-

группах (в том числе некоторые профессиональные

преподаватели) сами проводили такое обучение по

отношению к кому-то.

В целом, полученные результаты позволяют

достоверно утверждать, что, наряду с помощью и

кооперацией, в практике обучения относительно

широкое распространение имеют также и нечестная

конкуренция, помехи чужому обучению, использо-

вание ситуаций обучения для нанесения ущерба.

Количество людей, утвердительно ответивших на

многие из заданных вопросов, не позволяет игно-

рировать эту проблему и заставляет считать ее пси-

хологически и педагогически значимой.

Как показывает теоретический анализ про-

блемы и наши экспериментальные исследования,

средствами борьбы с противодействием развитию

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

интеллекта и творчества являются: а) активное са-

мостоятельное исследовательское поведение субъ-

ектов интеллектуальной творческой деятельности;

б) учет ими целей и ценностей других участников

социального процесса; в) критическая и осмыслен-

ная рефлексивная работа с содержанием деятель-

ности, транслируемым или навязываемым другими

субъектами.

Создание трудностей для чужого развития, с

одной стороны, и деятельность противостоящих

субъектов по их преодолению, с другой, задают

важное и малоизученное направление диалектичес-

кого взаимодействия обучения (в широком смысле)

и развития. Связь обучения, развития, интеллекта,

творчества, конструктивного отношения к жизни

или же дезадаптации может быть понята лишь с

учетом диалектики взаимосвязей «создание – пре-

одоление трудностей».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

НЕОДНОЗНАЧНОСТИ ВЛИЯНИЯ

ТРУДНОСТЕЙ НА ЛИЧНОСТЬ

Д. А. Сальник (Москва)

Обобщение многочисленных теоретических

и эмпирических исследований по вопросу влияния

трудностей на поведение и развитие личности при-

водит к выводу о потенциальной неоднозначности

таких влияний. В основе такого вывода могут быть

положены модели Йеркса-Додсона, Аткинсона,

Хебба и других, результаты исследований жиз-

ненной и профессиональной судьбы людей, пере-

живших в разные возрастные периоды и в разных

психических состояниях серьезные трудности и

психические травмы, стрессовые ситуации и дра-

матические события.

Известные американские исследования судьбы

людей, переживших в детском возрасте депрессию

30-х годов, говорят о существенном влиянии воз-

растного фактора: для маленьких детей эти собы-

тия оказались скорее травмирующими, в то время

как у детей подросткового возраста они сформиро-

вали психическую устойчивость и навыки преодо-

ления трудностей и имели скорее позитивный эф-

фект. Умеренные трудности чаще всего оказывают

стимулирующий эффект, а серьезные трудности

– блокирующий. Однако эти зависимости также

неоднозначны. Иногда малые трудности просто иг-

норируются и не вызывают активной личностной

реакции и соответствующей активной стратегии

преодоления; в то же время именно серьезные труд-

ности (даже в отношении творческой деятельнос-

ти) нередко стимулируют актуализацию и глубокое

развертывание личностного потенциала, включая

резервные физиологические, психические и чисто

творческие возможности человека.

Аналогичную неоднозначность нетрудно за-

фиксировать и в отношении жизненного и профес-

сионального успеха. В одних случаях успех мо-

жет способствовать эффекту типа «почивания на

лаврах», дезактивации, позиции иждивенчества, в

других же случаях, наоборот, успех актуализирует

надежду, способствует формированию уверенности

в себе, повышению самооценки и уровня притяза-

ний, мобилизует на активную деятельность и пос-

тановку новых задач.

Обобщая приведенные теоретические и эм-

пирические результаты психологических иссле-

дований, можно сформулировать вывод о том, что

как неуспех, так и успех оказывают потенциально

неоднозначное влияние на психическое состояние

и поведение личности. Успех и неуспех оказывают

стимулирующее влияние на личность, если спо-

собствуют актуализации объективно сложившихся

резервов, (о которых сам человек или окружаю-

щие могут и не подозревать), но те же успех или

неуспех оказывают, наоборот, дестабилизирующее

и деструктивное влияние, если подводят человека

к пределу его функциональных возможностей или

личностных интересов, когда человек, по его субъ-

ективным оценкам, уже ничего не может и ничего

не хочет. Ошибки в стратегии воспитания детей и

в стратегии управленческих, пропагандистских и

рекламных воздействий состоят, в частности, в том,

что ребенку или взрослому достаточно авторитетно

внушают именно такое пессимистическое психи-

ческое состояние. Гораздо более эффективны воз-

действия стимулирующего типа, ориентированные

на актуализацию возможных резервов (поддержка,

похвала, даже авансом, формирование мотивации

достижения, умеренное повышение самооценки и

уровня притязаний).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...