Трудностей и совладание с ними
А. Н. Поддьяков (Москва) В настоящее время имеется большое количес- тво работ, посвященных совладающему поведению – тому, как люди преодолевают различные трудно- сти, в том числе в учебной деятельности, и справ- ляются или же не справляются с ними. Изучаются способности к преодолению трудностей; конкрет- ные стратегии; возможности обучения в данной спе- цифической области и т. д. (Анцыферова, Крюкова, Нартова-Бочавер, Compas, Skinner, Edge и др.). Значительно меньше внимания уделяется про- блеме преднамеренного создания трудностей. Но во многих случаях одни люди специально создают трудности для других – чтобы те их преодолевали (или же так и не преодолели бы – например, при жесткой и нечестной конкурентной борьбе). Эф- фективным средством решения своей проблемы становится создание трудностей для другого чело- века – конкурента, потенциальной жертвы u1080 и т. п. Поэтому мы считаем, что в ряде случаев не- льзя понять особенности преодоления трудностей без понимания деятельности других субъектов по их преднамеренному созданию. Чтобы понять пове- дение человека, совладающего с трудностями, надо изучить поведение того, кто эти трудности создает. Можно выделить как минимум три типа отно- шения человека, создающего проблемы и трудно- сти, к другому человеку, для которого он их гото- вит: - как к подопечному, нуждающемуся в помощи; - как к равному партнеру в диалоге; - как к сопернику, продвижение которого надо тем или иным способом остановить. Первый тип отношения реализуется посредс- твом изобретения учебных и развивающих задач, решение которых должно пойти на пользу решаю- щему, способствовать его развитию и повышению
компетентности. Задачники именно такого типа вы- соко ценятся учащимися и преподавателями, а их авторы пользуются широкой известностью и уваже- нием – за соответствующие способности, талант и компетентность. Отношение к другому человеку как равному партнеру в деятельности нередко включает поста- Кострома, 16–18 мая 2007 г. новку перед ним проблем и взаимный обмен зада- чами. Наконец, отношение к другому человеку как к сопернику требует разработки и изобретения та- ких проблем и трудностей, преодолевая которые он остановится в своем продвижении, будет отброшен назад или даже «сломается». Для того, кто создает трудности, их разработ- ка выступает зачастую как сложная творческая за- дача. Поэтому имеет смысл говорить о творческих способностях, одаренности и таланте в области изобретения проблем, задач, трудностей, предна- значенных для других людей. Здесь требуются вы- сокий уровень интеллекта, хитрости и даже прово- кационности. Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что следует провести различие между: - трудностями, возникающими в результате действия объективных («физических») фак- торов или даже в результате чьей-то деятель- ности, но непреднамеренной; - трудностями, преднамеренно создаваемыми одними людьми для других в тех или иных целях. Соответственно, имеет смысл различать: - способности к преодолению объективных трудностей; - способности к преодолению трудностей, спе- циально созданных кем-то. С нашей точки зрения, эти способности имеют разную структуру. Они могут быть связаны между собой неоднозначными, в том числе отрицательны- ми связями – человек, успешно справляющийся с объективными трудностями, может пасовать перед трудностями, созданными кем-то преднамеренно, и наоборот. Изучение этих вопросов может оказаться ключевым для понимания многих социальных про-
цессов (ведь немалая часть населения страны занята преодолением трудностей, созданных криминально одаренными людьми). Создание трудностей и экономика знаний. Од- ной из важных теоретических и практических про- блем является создание трудностей и прямое про- тиводействие инновационной, интеллектуальной и творческой деятельности в экономике, построенной на знаниях. В такой экономике способность нара- щивать интеллектуальный и творческий потенциал быстрее своих конкурентов рассматривается как единственный надежный источник превосходства над ними. С одной стороны, это создает мощный социальный заказ на создание и использование эф- фективных методов, развивающих интеллектуаль- ный и творческий потенциал субъектов экономи- ческой деятельности. С другой стороны, понимание ключевой роли инновационного, интеллектуального и творческого потенциала может вести соперников не только к по- вышению своего собственного потенциала в этой области, но и к попыткам ослабления чужого. Удар по интеллектуальным и творческим способностям, а значит, по способности овладевать новыми вида- ми деятельности и порождать новые орудия, являет- ся одним из наиболее эффективных, чтобы сделать конкурента несостоятельным в меняющемся мире. В результате совершенствуются такие явления как скрытое противодействие обучению другого субъ- екта, а также «троянское» обучение – обучение конкурента тому, что для него невыгодно, вредно, опасно, но соответствует интересам организатора обучения. Наши исследования показывают: многочис- ленные случаи преднамеренного противодействия обучению других субъектов и их троянского обу- чения встречаются в самых разных социальных и профессиональных группах. С точки зрения эконо- мики, построенной на знаниях, противодействие обучению конкурента или же обучение его тому, что для него невыгодно – это закономерная рабо- та по снижению роста данного вида человеческого капитала (потенциала) у соперника. Насколько, по мнению людей, распростра- нены противодействие обучению конкурента и «троянское обучение» в повседневной жизни? Для ответа на этот вопрос мы провели анонимный оп-
рос по разработанному нами опроснику. В опросе участвовали 287 американцев и 394 россиянина, в том числе профессиональные преподаватели. Ока- залось, что более 80% респондентов во всех под- группах считают, что обучение «со злым умыслом» бывает в реальной жизни и имеет место в школах и университетах. Около половины участников счи- тают, что бывали случаи, когда их учебе мешали из недружественных побуждений, а также пытались проводить по отношению к ним обучение «со злым умыслом». От 9 до 20% респондентов в разных под- группах (в том числе некоторые профессиональные преподаватели) сами проводили такое обучение по отношению к кому-то. В целом, полученные результаты позволяют достоверно утверждать, что, наряду с помощью и кооперацией, в практике обучения относительно широкое распространение имеют также и нечестная конкуренция, помехи чужому обучению, использо- вание ситуаций обучения для нанесения ущерба. Количество людей, утвердительно ответивших на многие из заданных вопросов, не позволяет игно- рировать эту проблему и заставляет считать ее пси- хологически и педагогически значимой. Как показывает теоретический анализ про- блемы и наши экспериментальные исследования, средствами борьбы с противодействием развитию ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ интеллекта и творчества являются: а) активное са- мостоятельное исследовательское поведение субъ- ектов интеллектуальной творческой деятельности; б) учет ими целей и ценностей других участников социального процесса; в) критическая и осмыслен- ная рефлексивная работа с содержанием деятель- ности, транслируемым или навязываемым другими субъектами. Создание трудностей для чужого развития, с одной стороны, и деятельность противостоящих субъектов по их преодолению, с другой, задают важное и малоизученное направление диалектичес- кого взаимодействия обучения (в широком смысле) и развития. Связь обучения, развития, интеллекта, творчества, конструктивного отношения к жизни
или же дезадаптации может быть понята лишь с учетом диалектики взаимосвязей «создание – пре- одоление трудностей». ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ НЕОДНОЗНАЧНОСТИ ВЛИЯНИЯ ТРУДНОСТЕЙ НА ЛИЧНОСТЬ Д. А. Сальник (Москва) Обобщение многочисленных теоретических и эмпирических исследований по вопросу влияния трудностей на поведение и развитие личности при- водит к выводу о потенциальной неоднозначности таких влияний. В основе такого вывода могут быть положены модели Йеркса-Додсона, Аткинсона, Хебба и других, результаты исследований жиз- ненной и профессиональной судьбы людей, пере- живших в разные возрастные периоды и в разных психических состояниях серьезные трудности и психические травмы, стрессовые ситуации и дра- матические события. Известные американские исследования судьбы людей, переживших в детском возрасте депрессию 30-х годов, говорят о существенном влиянии воз- растного фактора: для маленьких детей эти собы- тия оказались скорее травмирующими, в то время как у детей подросткового возраста они сформиро- вали психическую устойчивость и навыки преодо- ления трудностей и имели скорее позитивный эф- фект. Умеренные трудности чаще всего оказывают стимулирующий эффект, а серьезные трудности – блокирующий. Однако эти зависимости также неоднозначны. Иногда малые трудности просто иг- норируются и не вызывают активной личностной реакции и соответствующей активной стратегии преодоления; в то же время именно серьезные труд- ности (даже в отношении творческой деятельнос- ти) нередко стимулируют актуализацию и глубокое развертывание личностного потенциала, включая резервные физиологические, психические и чисто творческие возможности человека. Аналогичную неоднозначность нетрудно за- фиксировать и в отношении жизненного и профес- сионального успеха. В одних случаях успех мо- жет способствовать эффекту типа «почивания на лаврах», дезактивации, позиции иждивенчества, в других же случаях, наоборот, успех актуализирует надежду, способствует формированию уверенности в себе, повышению самооценки и уровня притяза- ний, мобилизует на активную деятельность и пос- тановку новых задач. Обобщая приведенные теоретические и эм- пирические результаты психологических иссле- дований, можно сформулировать вывод о том, что как неуспех, так и успех оказывают потенциально неоднозначное влияние на психическое состояние и поведение личности. Успех и неуспех оказывают стимулирующее влияние на личность, если спо- собствуют актуализации объективно сложившихся
резервов, (о которых сам человек или окружаю- щие могут и не подозревать), но те же успех или неуспех оказывают, наоборот, дестабилизирующее и деструктивное влияние, если подводят человека к пределу его функциональных возможностей или личностных интересов, когда человек, по его субъ- ективным оценкам, уже ничего не может и ничего не хочет. Ошибки в стратегии воспитания детей и в стратегии управленческих, пропагандистских и рекламных воздействий состоят, в частности, в том, что ребенку или взрослому достаточно авторитетно внушают именно такое пессимистическое психи- ческое состояние. Гораздо более эффективны воз- действия стимулирующего типа, ориентированные на актуализацию возможных резервов (поддержка, похвала, даже авансом, формирование мотивации достижения, умеренное повышение самооценки и уровня притязаний).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|