М. В. Бойко. Mcssnsey л Company. Предисловие. 10 искусство управления приватизированным предприятием. Введение
М. В. Бойко McSsnsey Л Company ПРЕДИСЛОВИЕ Книги серии " Искусство управления приватизированным предприятием" подготовлены авторским коллективом фирмы " McKmsey & Company", в состав которого вошли Михаил Ба-ушев, Бенджамин Вилкенинг, Джастин Дженк, Владимир Емельянов, Наталья Изосимова, Кристоф Леклерк, Алексей Михайлуца, Микаэль Обермайер, Шэрон Орр, Ираклий Ру-хадзе, Роберт Уайтинг и Скотт Уолдрон. Благодарим за помощь Сергея Елекоева из Российского центра приватизации и Зою Савенкову из Издательства " Дело". Выражаем также благодарность Владимиру Дидыку, главному экономисту АО ЛОМО; Елене Налобиной, начальнику бюро исследования рынка одного из подразделений АО ЛОМО; Сергею Мещерякову и Олегу Фомину, партнерам московской аудиторской фирмы " Эдвайзер"; Татьяне Крыловой, доценту экономического ф-та МГУ; Саймону Джонсону, преподавателю бизнес-школы ФУКУА; Николаю Лихачеву, президенту АО " Ингман Россия", и Андрею Нуттунену, директору предприятия в составе АО " Ижорские заводы", за оказанное содействие при подготовке материала. Эта серия издается по инициативе Российского центра приватизации, который также способствовал ее распространению. Содействие в финансировании подготовки книг оказал Гарвардский институт международного развития. Публикация осуществлена при поддержке Агентства международного развития США (USAID) в соответствии с Соглашением о сотрудничестве № CCN-0005-A-00-3023-00, а также благодаря собственному вкладу компании " МакКинзи". Точки зрения авторов книг на те или иные вопросы не обязательно отражают взгляды перечисленных организаций или других лиц.
* * *
10 Искусство управления приватизированным предприятием Ситуации, описанные в этой книге, несмотря на то, что они основаны на реальном опыте консультационной работы авторов как в России, так и в других странах, являются вымышленными, так же как и участники описываемых событий. Всякое сходство с конкретными людьми, предприятиями и ситуациями является чисто случайным. Книга содержит краткое изложение некоторых методов и подходов, используемых компанией " МакКинзи" в России, на основе приобретенного ею здесь опыта. Применение описываемых методов на практике требует их адаптирования и развития в соответствии с ситуацией. Конкретные рекомендации могут основываться лишь на знании конкретных обстоятельств. " McKinsey & Company" и ее дочерние фирмы не несут ответственности за действия или ошибки, которые могут явиться результатом использования информации, содержащейся в настоящей публикации. Реальные условия, в которых приходится работать компаниям, представлены в этой книге в упрощенном виде. Это не означает ограниченности описываемых методов и не препятствует их применимости. Авторы описывали такие компании и использовали такие данные, которые наилучшим образом иллюстрируют соответствующие концепции, не отвлекая внимания читателя посторонними деталями. В цели авторов не входило достижение высокой степени точности в описании рынков, технологий и финансовых данных. В этой книге в качестве денежной единицы используются де-флированные доллары', что облегчает понимание материала и сравнение показателей разных периодов. Авторы приносят извинения за эту вынужденную условность, в результате которой руководители российских предприятий в ходе описываемых событий измеряют финансовые показатели " в иностранной валюте".
1 Вопросы, касающиеся валюты и инфляции, детально рассматриваются в книге этой серии " Финансовая отчетность".
ВВЕДЕНИЕ Организационная структура государственных предприятий, теперь приватизированных, как правило, строилась на функциональной основе, где решения принимались централизованно и планирование велось из центра. Такая система была предназначена для работы в условиях стабильной экономики. С распадом плановой экономики, возникновением свободного рынка и увеличивающейся интеграцией с мировой экономической системой российский рынок стал меняться. Покупатели получили возможность выбора между продукцией различных производителей. Во много раз увеличилось значение импорта. Появились новые российские фирмы, гибко реагирующие на ситуацию на рынке. Стала ощущаться интенсивная конкуренция. В условиях новой экономической реальности управлять компаниями из центра становится все труднее. Многие предприятия уже до приватизации были широко диверсифицированы, т. е. выпускали различные виды продукции, другие, помимо традиционно выпускавшейся на них военной техники, осваивают теперь новые для них виды гражданской продукции. Их руководители зачастую сталкиваются с необходимостью решать вопросы в непохожих друг на друга областях, пытаются разобраться в положении дел сразу на нескольких рынках и освоить весь спектр навыков, необходимых для успеха на этих рынках. Для сохранения конкурентоспособности предприятия его организационная структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на конкретной продукции и на конкретном конечном потребителе. Успех невозможен без компетентных людей, которые знают покупателей, особенности конкуренции и возможности производства для отдельных видов и групп продукции. Для того чтобы контролировать свое предприятие, акционеры и высшее руководство компании
должны создать такую систему, которая обеспечила бы подотчетность руководителей и их ответственность за результаты работы. Структура, обеспечивающая все перечисленное, — это организация на основе бизнес-единиц (табл. 1). Каждая бизнес-единица, являясь самостоятельным производственно-коммерческим подразделением, объединяет все функции и виды деятельности, необходимые для разработки, производства и реализации какого-либо конкретного вида продукции или группы видов продукции и позволяет руководителям развивать навыки и опыт для быстрого реагирования на изменение потребностей покупателей и ситуации на рынке. Любое из этих подразделений — как бы компания внутри компании, руководство которой отвечает за результаты ее деятельности. Отчеты каждой бизнес-единицы доступны и понятны как акционерам, так и высшему руководству компании. Деятельность каждой бизнес-единицы и достигнутые результаты четко отражаются в ее финансовой отчетности.
Эта книга должна облегчить руководителям российских компаний проведение реструктурирования своих предприятий. Она поможет: • определить, является ли существующая функциональная структура оптимальной для компании; • спланировать необходимые этапы реструктурирования; • сформулировать общую стратегическую цель и стратегическую концепцию компании; • разработать соответствующую стратегию проведения организационных преобразований; • разработать организационную структуру и соответствующие ей системы; • рассчитать кадровые потребности, соответствующие новой организационной структуре; • определить эффективные критерии оценки результатов деятельности; • достичь сокращения затрат за счет структурных преобразований компании; • спланировать и провести сокращение штата;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|