Разговор Крутова со Светловым был довольно продолжительным. В конце концов. Кругов посоветовал Светлову поподробнее познакомиться с " Дорма-шем" самому. Поблагодарив генерального директора, Светлов вышел из кабинета.
Финансовый директор знакомится с положением дел в компании
Светлов потратил неделю на то, чтобы получше узнать " Дормаш". Компания была классическим примером структуры, построенной на функциональной основе. Главное разделение по отделам было таким: производство, сбыт, бухгалтерия и т. д. Самым крупным отделом являлся производственный. Производство считалось наиболее важной функцией, а его начальник, Головин, явно был в организации вторым лицом.
Такая структура сформировалась в те времена, когда " Дормаш" производил 4000 бронетранспортеров в год и все заводы объединения работали на обеспечение их выпуска.
Сегодня бронетранспортеры практически не производились. Новая гражданская продукция — землеройная техника, хоть и собиралась на специально отведенных под нее площадях, также занимала 15% производственных мощностей комплекса спецтехники. Сталепрокатный комплекс тоже на 15% работал на землеройную технику. А вот кузнечно-литейное производство на 50% обслуживало завод землеройных машин. Другие 50% его продукции составляли внешние заказы.
Эти изменения привели к новым отношениям. Прокатный комплекс последовал примеру кузнечно-литейного и стал брать внешние заказы. Алов, директор сталепрокатного комплекса, рынка стали не знал и поначалу заключил несколько неудачных контрактов. Кузнечно-литейному комплексу тоже оказалось трудно выдерживать свободную конкуренцию.
Уделите
достаточно времени
подробному
знакомству
с положением дел
в компании
Искусство управления приватизированным предприятием
Сформулируйте проблемы, которые вы заметили в компании
В то же время обнаружилось, что компания не может продавать свою землеройную технику так же, как когда-то продавала бронетранспортеры. Государство больше продукцию " Дормаша" не покупало и, конечно, не давало заказов на разработку новой техники.
Вот почему и был создан коммерческий отдел, отвечавший за продажу продукции " Дормаша". Представление о том, как производственные подразделения взаимодействуют с этим отделом. Светлев получил во время первой встречи в кабинете Крутова.
Чем больше Светлев размышлял о положении дел на " Дормаше", тем больше убеждался в том, что с организационной структурой компании кое-что не в порядке. Он полистал учебники, по которым занимался в бизнес-школе. То, о чем говорилось в главах, описывавших различные типы организационных моделей, подтверждало его опасения. Он решил поделиться своими соображениями с Круговым.
Финансовый директор выявляет проблемы, связанные с организацией " Дормаша" по функциональному принципу
Проверьте,
насколько
изменился
ассортимент
продукции
компании
Кругов слушал внимательно. А Светлов одну за другой описывал проблемы, которые связывал с тем, что организационная структура " Дормаша" построена по функциональному принципу.
«Во-первых, — говорил Светлов, — ассортимент продукции " Дормаша" за последние несколько лет значительно изменился. Как вы сказали в прошлый раз, компания больше не является производителем бронетранспортеров, работающим по госзаказам. Чтобы выжить в новой экономической обстановке, нам нужна совершенно новая ориентация — на продукцию и ее покупателей. Это означает, что, помимо производства, мы должны приступить к изучению того, кто наши покупатели, чего они от нас ждут и как наилучшим образом предложить то, что им нужно».
Реструктурирование предприятия
" Я прекрасно это понимаю, — ответил Кругов. — Поэтому я и настаивал на создании коммерческого отдела. И поручил Бывалому провести исследование рынка. Все изменилось просто мгновенно. В один прекрасный день вдруг оказалось, что у нас совсем другие покупатели, другие поставщики и вообще мы живем в другой стране. Тут и стало ясно, насколько важно хорошо знать рынок".
" Как бы хорошо Бывалый ни провел свое исследование рынка1, — покачал головой Светлев, — вряд ли он может указать заводам, что и как производить, а ведь в идеале они должны работать в соответствии с его прогнозами".
" Иными словами, нужно, чтобы кто-то следил за тем, что делается в разных звеньях организации, от которых зависит, насколько эффективно будет, в конце концов, продаваться продукция. Но я и есть такой человек. Я могу следить за всеми видами деятельности. Ведь и коммерческий директор, и главный инженер подчиняются мне".
«При всем моем уважении к вам, Анатолий Владимирович, должен сказать, что вряд ли вы сможете эффективно управлять столь различными предприятиями в составе " Дормаша". Я не оговорился — именно предприятиями. Они больше не являются производствами одного предприятия. Эти заводы приобретают свою специализацию, становясь полноправными производственно-коммерческими предприятиями. Для каждого из них требуются изучение новых рынков и освоение новых технологий. Вчера я составил список некоторых проблем, стоящих перед нашими " комплексами" », — Светлов положил перед Круговым схему (табл. 3).
" Как видите, — стал он объяснять, — перед разными подразделениями, которые мы пока называем заводами или комплексами, стоят совершенно разные проблемы. Значит, и действия, которые необходимо предпринять, тоже должны быть разными. Для управления разными предприятиями нам пона-
Проверьте,
совпадают ли
представления
о рынке
у производственного
отдела и отдела
НИОКР
Подумайте, в состоянии ли один человек управлять всеми подразделениями в составе компании
1 Методы анализа рынка описаны в книге данной серии " Исследование рынка".
Таблица 3 ВОПРОСЫ ПО ГРУППАМ ПРОДУКЦИИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ " ДОРМАШЛ"