Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вместо введения. Диагностика расстройств поведения и эмоций. Средства. Диагностики. Романов А. А. Коррекция расстройств поведения и эмо­цииу детей:альбом игровых коррекционных задач. По­собие для детских психологов




 

УДК 376

ББК 88. 8+53. 57

Р69

Романов А. А. КОРРЕКЦИЯ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМО­ЦИИ У ДЕТЕЙ: альбом игровых коррекционных задач. По­собие для детских психологов, педагогов, дефектологов ро­дителей. - М: «Плэйт», 2004. - 112 с: ил. - (Серия «Игровая терапия для детей и взрослых»)

ISBN 5-901409-03-5

Рекомендуется для практических психологов, всех, кто интересу­ется игровыми регулятивно-коммуникативными подходами в диаг­ностике и коррекции нарушений поведения и эмоциональных рас­стройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. '

УДК 376 ББК 88. 8+53. 57

ISBN 5-901409-03-5

©-Романов А. А., 2004

© - Оформление. Издательство «Плэйт», 2004

© - Художник обложки. Чулков В., 2004


Вместо введения

Пособие рекомендуется всем, кто интересуется диагностикой и иг­ровыми регулятивно-коммуникативными подходами в коррекции эмо­циональных и поведенческих расстройств у детей дошкольного и млад­шего школьного возраста.

Направленная игротерапия - это вид игровой терапии, когда взрос­лый является источником игровой активности для ребенка. При этом взрослый превращается в состояние ребенка для коррекции и контроля особенного или нарушенного поведения ребенка, сотрудничая с ребен­ком.

Игровая задача рассматривается как средство превращения взросло­го в ребенка, изменения поведения взрослого в зависимости от непред­сказуемых изменений поведения ребенка.

Пособие может быть полезно для детских психологов и педагогов, дефектологов, социальных работников, детских психиатров, студентов психолого-педагогического профиля и родителей, заинтересованных в повышении компетенции в области направленной игротерапии, психо­логии и педагогики игр с правилами. Наиболее подготовленные роди­тели могут использовать пособие для работы с особенным или нару­шенным поведением собственного ребенка в условиях семейного вос­питания.

Для специалистов и старших воспитателей дошкольных и школьных образовательных учреждений, центров психолого-медико-социальной помощи в пособии раскрывается структура, логика работы психолога-игротерапевта в учреждении. В пособии раскрываются методы и при­емы игровой коррекции расстройств поведения и эмоций у детей дош­кольного и младшего школьного возраста.

Руководство составлено так, чтобы практический психолог мог ис­пользовать отдельные части пособия как самостоятельные при органи­зации игровых занятий, методической и другой работы.

Пособие можно использовать при подготовке к проведению индиви­дуальной и групповой игротерапии, на этапе диагностической работы психолога, при проведении семинаров-практикумов.


Глава 1. Краткая характеристика и диагностика расстройств поведения и эмоций у детей

ОБЩАЯ                           Расстройства поведения характеризуются:

ХАРАКТЕРИСТИКА • стойким, повторяющимся диссоциальным
РАССТРОЙСТВ             поведением (при котором нарушаются основ-

ПОВЕДЕНИЯ                 ные права других людей; нарушаются важ-

нейшие соответствующие возрасту соци­альные нормы и правила поведения и взаимоотношений с другими).

• стойким, повторяющимся агрессивным или вызывающим поведени­
ем. Такое поведение должно наблюдаться не менее 6 месяцев;

• Нарушенное поведение включает различные симптомы, реакции (см.
«Примерная схема наблюдения за поведением ребенка», с. 7- 8);

• Тяжесть прогноза оценивается по количеству и выраженности симпто­
мов.

ЧТО ТАКОЕ СИТУАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ РЕАКЦИИ

Расстройства поведения и эмоций проявляют­ся у детей как ситуационно-личностные ре­акции (симптомы) в поведении, деятельнос­ти и взаимоотношениях с окружающими (Ко­валев В. В., 1988). Если эти реакции наблюдаются у ребенка часто, то существует опас-i и > сть их закрепления как устойчивых черт характера. Помните, что если I шуационно-личностные реакции при расстройствах поведения и эмо-uiiii проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, то это требует особого мппмания со стороны взрослого.

КЛАССИФИКАЦИЯ Классификация разнообразных ситуационно-
РАССТРОИСТВ             личностных проявлений расстройств пове-

11ОВЕДЕНИЯ ПО       дения и эмоций на виды может быть различ-
МКБ-10.                          ной.

• По Международной классификации болез-i и и 10-го пересмотра (1999) выделяются следующие виды расстройств:


■ гиперкинетические расстройства (невнимательность; гиперактивность; импульсивность); ■ расстройства поведения (диссоциальное; агрессив­ное; оппозиционно-вызывающее); ■ смешанные расстройства поведе­ния и эмоций (депрессии и тревоги); ■ эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста (тревоги в связи с разлукой; фо-бическое тревожное расстройство; соперничество братьев и сестер в се­мье); ■ расстройства социального функционирования с началом, специ­фическим для детского возраста (элективный мутизм; тикозные рас­стройства) и другие.

РАБОЧАЯ                       Краткая, рабочая классификация предполага-

КЛАССИФИКАЦИЯ ет, что одни и те же ситуационно-личностные
РАССТРОЙСТВ            реакции (см. с. 7- 8) могут включаться в раз-

ные виды расстройств поведения и эмоций и формировать определенный тип личности.

Оппозиционно-вызывающее поведение чаще проявляется в ситуа­
ционно-личностных реакциях негативизма и демонстративности, конф­
ликтности, вспыльчивости, агрессивности. Гиперактивное поведение
и другие симптомы у таких детей должны быть менее выражены.

Гиперактивное поведение включает в себя гиперактивность (двига­
тельную расторможенность), импульсивность, дефицит внимания.

При тормозимом типе нарушенного поведения ситуационно-лично­
стные реакции заторможенности, нерешительности более выражены,
чем конкретные страхи, тревожность, скованность, застреваемость, де-
монстративность и другие патохарактерологические реакции.

Расстройство типа «зависимая личность». Преобладает нерешитель­
ность, податливость желаниям других людей. Может иметь сходство и
сочетаться с тормозимым типом нарушенного поведения.

При параутистическом и аутистическом типе нарушенного поведе­
ния выраженность эмоциональной отгороженности и псевдоглухоты,
негативизма выше, чем других нарушений. Характерно присоединение
дополнительных симптомов: тревоги, эгоцентричности и эгоизма.

Эмоционально неустойчивое расстройство личности проявляется
в обидчивости, конфликтности. Агрессивность, дурашливость, речевая
расторможенность могут присоединяться к этим симптомам.

Застревающее, ригидное расстройство личности. Включает в себя
застреваемость, негативизм, тревожность как склонность к сомнениям
и осторожности, чрезмерную добросовестность, педантичность.

Для комплексной оценки нарушенного поведения детей необходимы еще два дополнительных диагностических критерия:

Нарушения активности: сниженная или чрезмерно повышенная ум­
ственная активность; избегание (умственных) усилий; сниженная или
гиперповышенная, неустойчивая физическая работоспособность.

Когнитивная (умственная) зрелость ребенка. Диагностируется по
способности к пониманию и удержанию сложных и (или) простых сло­
весных инструкций, действиям по сложному наглядному образцу.

ДИАГНОСТИКА РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ

Может быть количественной и качественной.

Количественная - это определение, уточ­
нение уровня выраженности расстройства.

Качественная - это определение синдром-
структуры расстройств поведения и эмоций

у ребенка. Например, агрессивное поведение зачастую сочетается с дру­гими расстройствами поведения и эмоций (гиперактивностью, эмоцио­нальной неустойчивостью, страхами, эгоистичностью и др. ).

СРЕДСТВА

ДИАГНОСТИКИ

РАССТРОЙСТВ

Диагностика проводится с помощью наблю­дений за поведением ребенка, опросников и игровых задач.

Это специально разработанные опросни­ки взрослых (близких, родителей), а также педагогов, работающих с ребенком. Например, опросник: «Примерная схема наблюдения за по­ведением ребенка» (см. с. 7 - 8). Опросник может помочь в установле­нии контакта с родителями и другим взрослым окружением ребенка. * Это специально организованные и спонтанные игровые ситуации. На начальном этапе разворачивания игры и в ходе игровой терапии взрос­лый уточняет выраженность и синдром-структуру расстройств у ребен­ка. Так, стратегии на моделирование, провокацию ситуации могут быть использованы с целью диагностики расстройства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...