Вместо введения. Диагностика расстройств поведения и эмоций. Средства. Диагностики. Романов А. А. Коррекция расстройств поведения и эмоцииу детей:альбом игровых коррекционных задач. Пособие для детских психологов
Стр 1 из 26Следующая ⇒
УДК 376 ББК 88. 8+53. 57 Р69 Романов А. А. КОРРЕКЦИЯ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИИ У ДЕТЕЙ: альбом игровых коррекционных задач. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов родителей. - М: «Плэйт», 2004. - 112 с: ил. - (Серия «Игровая терапия для детей и взрослых») ISBN 5-901409-03-5 Рекомендуется для практических психологов, всех, кто интересуется игровыми регулятивно-коммуникативными подходами в диагностике и коррекции нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. ' УДК 376 ББК 88. 8+53. 57 ISBN 5-901409-03-5 ©-Романов А. А., 2004 © - Оформление. Издательство «Плэйт», 2004 © - Художник обложки. Чулков В., 2004 Вместо введения Пособие рекомендуется всем, кто интересуется диагностикой и игровыми регулятивно-коммуникативными подходами в коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Направленная игротерапия - это вид игровой терапии, когда взрослый является источником игровой активности для ребенка. При этом взрослый превращается в состояние ребенка для коррекции и контроля особенного или нарушенного поведения ребенка, сотрудничая с ребенком. Игровая задача рассматривается как средство превращения взрослого в ребенка, изменения поведения взрослого в зависимости от непредсказуемых изменений поведения ребенка. Пособие может быть полезно для детских психологов и педагогов, дефектологов, социальных работников, детских психиатров, студентов психолого-педагогического профиля и родителей, заинтересованных в повышении компетенции в области направленной игротерапии, психологии и педагогики игр с правилами. Наиболее подготовленные родители могут использовать пособие для работы с особенным или нарушенным поведением собственного ребенка в условиях семейного воспитания.
Для специалистов и старших воспитателей дошкольных и школьных образовательных учреждений, центров психолого-медико-социальной помощи в пособии раскрывается структура, логика работы психолога-игротерапевта в учреждении. В пособии раскрываются методы и приемы игровой коррекции расстройств поведения и эмоций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Руководство составлено так, чтобы практический психолог мог использовать отдельные части пособия как самостоятельные при организации игровых занятий, методической и другой работы. Пособие можно использовать при подготовке к проведению индивидуальной и групповой игротерапии, на этапе диагностической работы психолога, при проведении семинаров-практикумов. Глава 1. Краткая характеристика и диагностика расстройств поведения и эмоций у детей ОБЩАЯ Расстройства поведения характеризуются: ХАРАКТЕРИСТИКА • стойким, повторяющимся диссоциальным ПОВЕДЕНИЯ ные права других людей; нарушаются важ- нейшие соответствующие возрасту социальные нормы и правила поведения и взаимоотношений с другими). • стойким, повторяющимся агрессивным или вызывающим поведени • Нарушенное поведение включает различные симптомы, реакции (см. • Тяжесть прогноза оценивается по количеству и выраженности симпто
Расстройства поведения и эмоций проявляются у детей как ситуационно-личностные реакции (симптомы) в поведении, деятельности и взаимоотношениях с окружающими (Ковалев В. В., 1988). Если эти реакции наблюдаются у ребенка часто, то существует опас-i и > сть их закрепления как устойчивых черт характера. Помните, что если I шуационно-личностные реакции при расстройствах поведения и эмо-uiiii проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, то это требует особого мппмания со стороны взрослого.
КЛАССИФИКАЦИЯ Классификация разнообразных ситуационно- 11ОВЕДЕНИЯ ПО дения и эмоций на виды может быть различ- • По Международной классификации болез-i и и 10-го пересмотра (1999) выделяются следующие виды расстройств: ■ гиперкинетические расстройства (невнимательность; гиперактивность; импульсивность); ■ расстройства поведения (диссоциальное; агрессивное; оппозиционно-вызывающее); ■ смешанные расстройства поведения и эмоций (депрессии и тревоги); ■ эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста (тревоги в связи с разлукой; фо-бическое тревожное расстройство; соперничество братьев и сестер в семье); ■ расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста (элективный мутизм; тикозные расстройства) и другие. РАБОЧАЯ Краткая, рабочая классификация предполага- КЛАССИФИКАЦИЯ ет, что одни и те же ситуационно-личностные ные виды расстройств поведения и эмоций и формировать определенный тип личности. • Оппозиционно-вызывающее поведение чаще проявляется в ситуа • Гиперактивное поведение включает в себя гиперактивность (двига • При тормозимом типе нарушенного поведения ситуационно-лично
• Расстройство типа «зависимая личность». Преобладает нерешитель • При параутистическом и аутистическом типе нарушенного поведе • Эмоционально неустойчивое расстройство личности проявляется Застревающее, ригидное расстройство личности. Включает в себя Для комплексной оценки нарушенного поведения детей необходимы еще два дополнительных диагностических критерия: • Нарушения активности: сниженная или чрезмерно повышенная ум • Когнитивная (умственная) зрелость ребенка. Диагностируется по
Может быть количественной и качественной. • Количественная - это определение, уточ • Качественная - это определение синдром- у ребенка. Например, агрессивное поведение зачастую сочетается с другими расстройствами поведения и эмоций (гиперактивностью, эмоциональной неустойчивостью, страхами, эгоистичностью и др. ).
Диагностика проводится с помощью наблюдений за поведением ребенка, опросников и игровых задач.
• Это специально разработанные опросники взрослых (близких, родителей), а также педагогов, работающих с ребенком. Например, опросник: «Примерная схема наблюдения за поведением ребенка» (см. с. 7 - 8). Опросник может помочь в установлении контакта с родителями и другим взрослым окружением ребенка. * Это специально организованные и спонтанные игровые ситуации. На начальном этапе разворачивания игры и в ходе игровой терапии взрослый уточняет выраженность и синдром-структуру расстройств у ребенка. Так, стратегии на моделирование, провокацию ситуации могут быть использованы с целью диагностики расстройства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|