Моделирование (провокация) и преодоление
- ЛЛ
Стратегия на провокацию ситуационно-личностных реакций - это частный случай моделирования, то есть создания условий для проявления состояния: • с целью выявления (диагностики): ■ выраженности состояния, рас • с целью отреагирования и переключения нежелательного поведения и
Имеет сходство со стратегией на стимуляцию у ребенка чувства удивления (ин-сайта). Новизна, необычность, неожиданность действий и поведения используются взрослым как средство переключения ребенка на иное состояние или поведение. СТРАТЕГИЯ НА VJ§Lj Подкрепление (положительное и отри- дения, обладает побуждением к совершению поступков (А. Бандура, с. 33, 2000, 1977). Положительное подкрепление - это стремление взрослого увеличить частоту ситуационно-личностных реакций овладения состоянием. Например, агрессивностью, нерешительностью, другим избегающим поведением ребенка. Стратегии на подкрепление (обусловливание) подробно рассматриваются в бихевиоральной психотерапии.
СТРАТЕГИЯ НА Ш> ИГНОРИРОВАНИЕ
лять положительно или отрицательно, не проявлять оценочного отношения, не провоцировать расстройства поведения и эмоций, например, проявления агрессии или неуверенности в поведении детей. Это предупреждение и предвидение возможных негативных последствий поведения ребенка. Может осуществляться как молчание, отсутствие или отложенные реакции, как тактика выжидания (Кемплер У, с. 68, 151; 2001). СТИМУЛЯЦИЯ Осуществляется через необычность и ЧУВСТВА неожиданность, новизну действий и УДИВЛЕНИЯ поведения взрослого или ребенка. Стратегия на инсайт важна при установлении и углублении контакта с ребенком, происходит между детьми в процессе «взаимной стимуляции идей и чувств» (X. Джинотт, с. 20, 2000). Стратегия на парадоксальность может состоять в том, что мать изображает страх ребенка, а ребенок выступает в роли успокаивающего (Маданес К., с. 10, 1999). СТРАТЕГИЯ НА Наказание может быть непосред- ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ственным (физическим, словесным) и ПОДКРЕПЛЕНИЕ косвенным (в виде угрозы, наблюдаемым, но не пережитым). Иметь социальное значение и выступать в виде запретов, ограничений и правил. Восприниматься ребенком как справедливое или несправедливое. Применяться разумно или бессистемно. Это стратегия взрослого на уменьшение вероятности, частоты проявления ситуационно-личностных реакций, например, агрессии или неуверенности у детей.
СТИМУЛЯЦИЯ Вместо отрицательного утверждения ЧУВСТВА «это плохо», зачастую, с выражен но ПРЕКРАСНОГО обидчивыми, агрессивными детьми эффективнее сказать «это некрасиво», стимулируя у детей эстетические чувства прекрасного. Стимуляция чувства прекрасного не провоцирует протест и способствует преодолению сопротивления эффективнее, чем прямое оценивание поведения.
Это самостоятельная стратегия, когда ребенок переживает эмоции радости, смеется, улыбается, хохочет, но может рассматриваться и как частный вариант стратегии на положительное подкрепление и похвалу. Отличается от стратегии на стимуляцию чувства юмора менее серьезным и выраженным подтекстом, скрытым смыслом.
Это стимуляция особого вида комического, переживания противоречия, несоответствия между действием и результатом, средством и целью. Чувство юмора соединяет серьезное и смешное с преобладанием позитивного в смешном. Это умение увидеть возвышенное в ограниченном, значительное в смешном и несовершенном. Смех при чувстве юмора не уничтожающий, иронический, а скорее, примиряющий, или «сквозь слезы» (Юмор, Философский энциклопедический словарь с. 814-815). Юмор, шутка способствуют переключению, побуждают к желанию изменить сложившийся порядок вещей (Маданес К., с. 8, 1999).
Это стратегия на стимуляцию у детей желания испытать собственные силы и способности, выиграть, сделать быстрее или лучше всех. При этом важно приучать ребенка не бояться неудач и т. п. По Михайленко Н. Я. «структура игры с правилами способствует возникновению состязательных отношений между детьми, развития стремления к успеху... » (с. 22, 25, 1991).
Используется в различных психотерапевтических школах и подходах и реализуется в процессе прикосновений, рукопожатий, поглаживаний ребенка, а также в процессе предметно-практической игровой деятельности.
Изменения поведения ребенка, в ситуации «здесь и теперь» являются основным объектом внимания игротерапевта: • потому, что импульсивность, непредсказуемость ребенка (с невротическими или патологическими формами поведения) требует более внимательного отношения к изменениям поведения ребенка; • потому, что изменения поведения определяют стратегии (методы) и тактики (приемы) поведения взрослого с ребенком.
В процессе игротерапии взрослый-игроте-рапевт опирается и использует эмоционально-волевые, интеллектуальные и психомоторные возможности ребенка в их единстве: • так, взрослый стремится сделать игровое действие не только интерес • занимательность, интеллектуальность, и моторность игровой задачи ЭМОЦИОНАЛЬНО- В процессе игротерапии взрослый стремится ПРИНЯТИЕ в единстве и динамике позитивных и негатив- ных черт характера и поведения: • эмоционально-положительное принятие взрослым ребенка с особенным или нарушенным поведением должно быть не только «пассивно-сострадательным», но и «активно-формирующим», «активно-контролирующим» через выполнение ребенком игровых действий с соблюдением ограничений и принятием ответственности за их нарушение.
• понимание противоречивой динамики негативных и позитивных изменений поведения, знания психопатологии развития облегчает процесс эмоционально-положительного принятия ребенка взрослым. ОДУШЕВЛЕНИЕ И Одушевление неживых объектов и опредме- • потому, что это один из методов или приемов создания взрослым воображаемой ситуации в игре с ребенком. Так, если ребенок говорит: «Чашка, дай мне попить», - происходит одушевление неживого предмета и т. п. • потому, что создание воображаемой ситуации позволяет ребенку чувствовать себя безопасно, без боязни ошибиться, сделать что-то не так.
• С целью диагностики или коррекции взрослый может вводить ограничения и тем самым провоцировать нарушенное поведение ребенка для выявления: ■ уровня произвольно-личностной регуляции поведения (способности к овладению собственной агрессией, негативизмом и другими расстройствами поведения и эмоций); ■ способности к соблюдению ребенком норм взаимоотношений с другими детьми, принятием ответственности за их нарушение;
• ограничения позволяют структурировать отношения, определяют гра • ограничения стимулируют не только произвольно-волевые, но и твор • необходимо стремиться к тому, чтобы введение игровых действий с
• Введение ограничений в поведение ребенка оправдано, ведь жизнь сама по себе требует усилий от ребенка! Эти усилия должны переживаться ребенком на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного. • Но, чрезмерные нервно-психические усилия провоцируют невротические реакции у детей. Так, демонстративность, негативизм, гиперактивность и другие эмоциональные нарушения проявляются более часто у детей, если степень сложности ограничения слишком велика или по каким-то причинам не может переживаться ребенком как усилие на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.
В процессе игротерапии взрослому необходимо гибко варьировать, упрощать, усложнять аффективную, интеллектуальную и психомоторную сложность игровых задач с ограничениями, осуществлять замену одной игровой задачи другой: • потому, что умение с ходу придумать вариант игры делает процесс • потому, что условия (количество и состояние детей), при которых иг • потому, что коррекционные и диагностические цели взрослого могут
СТРЕМЛЕНИЕ К Необходимо стремиться к использованию в РАЗНООБРАЗИЮ игре разнообразных игровых средств модификации (изменения) поведения ребенка: • с целью предупреждения пресыщения и истощения ребенка; • с целью поддержания непрерывности психотерапевтического контак • с целью более точного попадания в симптом или синдром-мишень на
• Наиболее важными структурными элементами игровой задачи являются игровые цели взрослого, игровые действия и правила игры. • Чтобы игра с ребенком «получилась» необходимо уметь управлять все • Перечислим эти элементы: условное название игры; поведение ребен КРАТКАЯ • Условное название игры - это название ХАРАКТЕРИСТИКА игры по какому-то из характерных ее призна- ЭЛ ЕМЕНТОВ вого действия, - «Пятнашки». • Короткая запись игры - это формулировки, в которой можно сообщить содержание игры ребенку. Формулировка должна быть короткой, эмоциональной и понятной ребенку. • Поведение ребенка до игры. Может быть любым: агрессивным, кон • Содержание игры - это краткое или подробное описание особеннос- • Цели игры-это описание возможностей игры как средства развития зывают, на что направлено коррекционное воздействие взрослого; стратегии - это методы, а тактики - способы достижения целей взрослым. • Игровые действия. Могут быть: 1) Внешние, наблюдаемые, физичес • Предметы игровых действий. Так же как игровые действия могут • Правила игры - это ограничения поведения ребенка, без соблюдения • Субъекты игровых действий - это участники игры, от которых исхо • Варианты игры - это способы изменения структуры игры в зависи • Классификация игры - это отнесение игры к определенному виду.
! 0 Глава 6. Методы и приемы руководства игрой Глава?. Перечень игровых задач коррекции расстройств поведения и эмоций у детей
Методика руководства игрой включают в себя знания об условиях эффективности игротера-пии, владение методами и приемами коррекции расстройств поведения и эмоций, навыками разворачивания, продолжения и завершения игрового общения с ребенком и т. п. Чтобы игра получилась, необходимо: 1. Самому взрослому увлечься игрой и стремиться передать это состоя 1. 1. Вводить игровую задачу в образной, эмоционально-яркой, короткой формулировке, с элементами рифмы или ритма. 2. Усложнять, упрощать, варьировать игровые действия и замысел игры 2. 1. Изменять темп выполнения детьми игровых действий (увеличивать, 2. 2. Выполнять игровые действия всеми детьми поочередно или одно 3. Использовать в игре показ, поиск, вкладывание, замену, передачу иг 4. Выбирать водящего считалкой. Выдвигать ребенка (или нескольких 5. Гибко изменять порядок введения игровых задач в поведение ребенка 6. Мотивировать соблюдение правил игры через своеобразный договор 7. Поощрять в игре побочные, непредвиденные, конечные результаты. 8. Использовать в качестве опорных сигналов иллюстрации игровых за ИГРОВАЯ ЗАДАЧА Средствами одной и той же игры (игровой ИГРОВОЙ последовательно несколько целей (обучения, ТЕРАПИИ развития умственных способностей, коррек- ции личностных качеств и поведения) в их единстве; ■ одна и та же игровая задача при гибком изменении ее структуры может реализовать несколько целей и стратегий (методов игровой коррекции расстройств поведения и эмоций). Например, когда ребенок ловит с головы кубик он устанавливает контакт со взрослым, переключается с иной деятельности или состояния, развивает координацию действий глаз-рука, сдерживает гиперактивность (см. с. 84 - 85). ВВЕДЕНИЕ Смена одной игровой задачи на иную проис- НОВЫХ ИГР ходит по разным причинам: ■ Если у взрос- В ПОВЕДЕНИЕ лого исчерпаны варианты проведения одной РЕБЕНКА и той же игры; ■ Если у детей снижается интерес, эмоциональная вовлеченность в игру; ■ Если расстройства поведения и эмоций у ребенка диктуют введение новой игровой задачи и т. п.; ■ Если в опыте взрослого достаточное количество игровых задач и вариантов их выполнения, то игровое общение с детьми приобретает форму организованного занятия. ПЛАНИРОВАНИЕ Чтобы подготовиться, спланировать сеанс ИГРОВОЙ можно использовать указатель основных иг- ТЕРАПИИ ровых действий, стратегий и целей игры при- веденный в конце пособия (см. Предметный указатель с. 107 - 109). Так, если игротерапевт не знает конкретные условия, в которых придется проводить занятие, личностные и поведенческие особенности детей, то можно планировать общие цели и стратегии коррекции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|