Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моделирование (провокация) и преодоление




- ЛЛ


 





     


     
 


МОДЕЛИРОВАНИЕ (ПРОВОКАЦИЯ) И ПРЕОДОЛЕНИЕ

Стратегия на провокацию ситуационно-личностных реакций - это частный слу­чай моделирования, то есть создания ус­ловий для проявления состояния:

• с целью выявления (диагностики): ■ выраженности состояния, рас­
стройства поведения и эмоций; ■ «зоны ближайшего развития» в регу­
ляции, преодолении, овладении состоянием ребенком в сотрудниче­
стве со взрослым.

• с целью отреагирования и переключения нежелательного поведения и
состояния у детей, выработки новых адаптивных способов поведения.

СТРАТЕГИЯ

НА

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ

Имеет сходство со стратегией на стиму­ляцию у ребенка чувства удивления (ин-сайта). Новизна, необычность, неожи­данность действий и поведения исполь­зуются взрослым как средство переключения ребенка на иное состоя­ние или поведение.

СТРАТЕГИЯ НА VJ§Lj Подкрепление (положительное и отри-
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЩЬ \ цательное) несет информацию о том, что
ПОДКРЕПЛЕНИЕ, гГ хорошо или плохо, является методом на-
ПОХВАЛУ                    (^\, учения ребенка новым способам пове-

дения, обладает побуждением к совершению поступков (А. Бандура, с. 33, 2000, 1977). Положительное подкрепление - это стремление взрос­лого увеличить частоту ситуационно-личностных реакций овладения состоянием. Например, агрессивностью, нерешительностью, другим из­бегающим поведением ребенка. Стратегии на подкрепление (обуслов­ливание) подробно рассматриваются в бихевиоральной психотерапии.

Это стремление взрослого не подкреп-

СТРАТЕГИЯ НА Ш> ИГНОРИРОВАНИЕ

лять положительно или отрицательно, не проявлять оценочного отношения, не провоцировать расстройства по­ведения и эмоций, например, проявления агрессии или неуверенности


в поведении детей. Это предупреждение и предвидение возможных не­гативных последствий поведения ребенка. Может осуществляться как молчание, отсутствие или отложенные реакции, как тактика выжидания (Кемплер У, с. 68, 151; 2001).

СТИМУЛЯЦИЯ Осуществляется через необычность и ЧУВСТВА неожиданность, новизну действий и УДИВЛЕНИЯ поведения взрослого или ребенка. Стратегия на инсайт важна при уста­новлении и углублении контакта с ребенком, происходит между детьми в процессе «взаимной стимуляции идей и чувств» (X. Джинотт, с. 20, 2000). Стратегия на парадоксальность может состоять в том, что мать изображает страх ребенка, а ребенок выступает в роли успокаивающего (Маданес К., с. 10, 1999).

СТРАТЕГИЯ НА Наказание может быть непосред- ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ственным (физическим, словесным) и ПОДКРЕПЛЕНИЕ косвенным (в виде угрозы, наблюда­емым, но не пережитым). Иметь со­циальное значение и выступать в виде запретов, ограничений и правил. Восприниматься ребенком как справедливое или несправедливое. При­меняться разумно или бессистемно. Это стратегия взрослого на умень­шение вероятности, частоты проявления ситуационно-личностных ре­акций, например, агрессии или неуверенности у детей.

с:

СТИМУЛЯЦИЯ Вместо отрицательного утверждения ЧУВСТВА «это плохо», зачастую, с выражен но ПРЕКРАСНОГО обидчивыми, агрессивными детьми эффективнее сказать «это некрасиво»,

стимулируя у детей эстетические чувства прекрасного. Стимуляция чув­ства прекрасного не провоцирует протест и способствует преодолению сопротивления эффективнее, чем прямое оценивание поведения.



Глава 4. Условия эффективности игровой терапии расстройств поведения и эмоций у детей


СТИМУЛЯЦИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ

эмоций

Это самостоятельная стратегия, когда ребенок переживает эмоции радости, смеется, улыбается, хохочет, но может рассматриваться и как частный вари­ант стратегии на положительное подкрепление и похвалу. Отличается от стратегии на стимуляцию чувства юмора менее серьезным и выра­женным подтекстом, скрытым смыслом.

СТИМУЛЯЦИЯ

ЧУВСТВА

ЮМОРА

 

Это стимуляция особого вида комичес­кого, переживания противоречия, несо­ответствия между действием и резуль­татом, средством и целью. Чувство

юмора соединяет серьезное и смешное с преобладанием позитивного в смешном. Это умение увидеть возвышенное в ограниченном, значитель­ное в смешном и несовершенном. Смех при чувстве юмора не уничто­жающий, иронический, а скорее, примиряющий, или «сквозь слезы» (Юмор, Философский энциклопедический словарь с. 814-815). Юмор, шутка способствуют переключению, побуждают к желанию изменить сложившийся порядок вещей (Маданес К., с. 8, 1999).

СТИМУЛЯЦИЯ

СОРЕВНОВАНИЯ,

СОПЕРНИЧЕСТВА

Это стратегия на стимуляцию у детей желания испытать собственные силы и способности, выиграть, сделать бы­стрее или лучше всех. При этом важ­но приучать ребенка не бояться неудач и т. п. По Михайленко Н. Я. «струк­тура игры с правилами способствует возникновению состязательных от­ношений между детьми, развития стремления к успеху... » (с. 22, 25, 1991).

СТИМУЛЯЦИЯ

ТЕЛЕСНОГО

КОНТАКТА

Используется в различных психотера­певтических школах и подходах и реа­лизуется в процессе прикосновений, рукопожатий, поглаживаний ребенка, а также в процессе предметно-практической игровой деятельности.


 

ВНИМАНИЕ К

ИЗМЕНЕНИЯМ

ПОВЕДЕНИЯ

Изменения поведения ребенка, в ситуации «здесь и теперь» являются основным объек­том внимания игротерапевта: • потому, что импульсивность, непредсказуе­мость ребенка (с невротическими или патологическими формами пове­дения) требует более внимательного отношения к изменениям поведе­ния ребенка;

• потому, что изменения поведения определяют стратегии (методы) и тактики (приемы) поведения взрослого с ребенком.

ЕДИНСТВО АФФЕКТА И ИНТЕЛЛЕКТА

В процессе игротерапии взрослый-игроте-рапевт опирается и использует эмоциональ­но-волевые, интеллектуальные и психомотор­ные возможности ребенка в их единстве:

• так, взрослый стремится сделать игровое действие не только интерес­
ным, но полезным (адресованным уму, сердцу и ногам) ребенка;

• занимательность, интеллектуальность, и моторность игровой задачи
делает ее эффективным средством интеграции эмоциональных, умствен­
ных и физических способностей ребенка, овладения ребенком расстрой­
ствами поведения и эмоций в сотрудничестве со взрослым.

ЭМОЦИОНАЛЬНО- В процессе игротерапии взрослый стремится
ПОЗИТИВНОЕ              принимать ребенка эмоционально-позитивно,

ПРИНЯТИЕ                   в единстве и динамике позитивных и негатив-

ных черт характера и поведения:

• эмоционально-положительное принятие взрослым ребенка с особен­ным или нарушенным поведением должно быть не только «пассивно-сострадательным», но и «активно-формирующим», «активно-контроли­рующим» через выполнение ребенком игровых действий с соблюдени­ем ограничений и принятием ответственности за их нарушение.


 




 


 


 


• понимание противоречивой динамики негативных и позитивных из­менений поведения, знания психопатологии развития облегчает процесс эмоционально-положительного принятия ребенка взрослым.

ОДУШЕВЛЕНИЕ И Одушевление неживых объектов и опредме-
ОПРЕЭДМЕЧИВАНИЕ чивание одушевленных - это условие эффек-
ОБЪЕКТОВ                    тивности игровой терапии:

• потому, что это один из методов или при­емов создания взрослым воображаемой ситуации в игре с ребенком. Так, если ребенок говорит: «Чашка, дай мне попить», - происходит одушев­ление неживого предмета и т. п.

• потому, что создание воображаемой ситуации позволяет ребенку чув­ствовать себя безопасно, без боязни ошибиться, сделать что-то не так.

ВВЕДЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ В ПОВЕДЕНИЕ

• С целью диагностики или коррекции взрос­лый может вводить ограничения и тем самым провоцировать нарушенное поведение ребен­ка для выявления: ■ уровня произвольно-лич­ностной регуляции поведения (способности к овладению собственной агрессией, негативизмом и другими расстройствами поведения и эмо­ций); ■ способности к соблюдению ребенком норм взаимоотношений с другими детьми, принятием ответственности за их нарушение;

• ограничения позволяют структурировать отношения, определяют гра­
ницы отношений между взрослым и ребенком ( Мустакас К, с. 24, 2000;
MoustakasC, 1953);

• ограничения стимулируют не только произвольно-волевые, но и твор­
ческие способности у ребенка. Например, в ситуации поиска и откры­
тия в игре новых способов действий с предметом. Так, кубик можно
ловить с головы в ладони, нести на голове, на пальцах, на спине, на
внешней стороне ладони, удерживать лбами (см. с. 86 - 87) и т. п.

• необходимо стремиться к тому, чтобы введение игровых действий с
ограничениями в поток поведения ребенка не провоцировало у него на­
рушений поведения и переживалось как усилие на грани приятного с
неприятным.


 

ПЕРЕЖИВАНИЕ УСИЛИЯ НА ГРАНИ ПРИЯТНОГО

• Введение ограничений в поведение ребенка оправдано, ведь жизнь сама по себе требует усилий от ребенка! Эти усилия должны пере­живаться ребенком на грани приятного с не­приятным с преобладанием приятного. • Но, чрезмерные нервно-психические усилия провоцируют невротичес­кие реакции у детей. Так, демонстративность, негативизм, гиперактив­ность и другие эмоциональные нарушения проявляются более часто у детей, если степень сложности ограничения слишком велика или по ка­ким-то причинам не может переживаться ребенком как усилие на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

ВАРЬИРОВАНИЕ,

УСЛОЖНЕНИЕ,

УПРОЩЕНИЕ

В процессе игротерапии взрослому необхо­димо гибко варьировать, упрощать, усложнять аффективную, интеллектуальную и психомо­торную сложность игровых задач с ограни­чениями, осуществлять замену одной игровой задачи другой:

• потому, что умение с ходу придумать вариант игры делает процесс
игровой терапии более эмоциональным, спонтанным, творческим;

• потому, что условия (количество и состояние детей), при которых иг­
ровая задача вводится в поведение ребенка, могут меняться и требовать
изменений в структуре игры без замены или с заменой игры на другую;

• потому, что коррекционные и диагностические цели взрослого могут
быть не реализованы из-за того, что игротерапевт не знает как ввести
игровую задачу в поведение ребенка.

СТРЕМЛЕНИЕ К        Необходимо стремиться к использованию в РАЗНООБРАЗИЮ     игре разнообразных игровых средств моди­фикации (изменения) поведения ребенка:

• с целью предупреждения пресыщения и истощения ребенка;

• с целью поддержания непрерывности психотерапевтического контак­
та с ребенком;

• с целью более точного попадания в симптом или синдром-мишень на­
рушенного поведения ребенка.


 





Глава 5. Структура игровой задачи и ситуации


ОСНОВНЫЕ

СТРУКТУРНЫЕ

ЭЛЕМЕНТЫ

• Наиболее важными структурными элемен­тами игровой задачи являются игровые цели взрослого, игровые действия и правила игры.

• Чтобы игра с ребенком «получилась» необходимо уметь управлять все­
ми структурными элементами игры как деятельности, условиями и си­
туацией в которых игра разворачивается.

• Перечислим эти элементы: условное название игры; поведение ребен­
ка до игры; цели игры; короткая запись игры; содержание игры; игро-
ВЫе действия; правила игры; предметы игровых действий; субъекты
игровых действий; варианты игры; классификация игры.

КРАТКАЯ                  • Условное название игры - это название

ХАРАКТЕРИСТИКА игры по какому-то из характерных ее призна-
СТРУКТУРНЫХ    ков. Например, по способу выполнения игро-

ЭЛ ЕМЕНТОВ          вого действия, - «Пятнашки».

• Короткая запись игры - это формулиров­ки, в которой можно сообщить содержание игры ребенку. Формулиров­ка должна быть короткой, эмоциональной и понятной ребенку.

Поведение ребенка до игры. Может быть любым: агрессивным, кон­
фликтным, обидчивым, эмоционально отгороженным, гиперактивным
и ни, наоборот, заторможенным, нерешительным, боязливым и т. п.,

Содержание игры - это краткое или подробное описание особеннос-
гей мотивации и последовательности, хода выполнения игровых дей-
» гвий, соблюдения ребенком правил-ограничений в игре.

Цели игры-это описание возможностей игры как средства развития
психических процессов, коррекции поведения и личностных особен­
ностей ребенка. Необходимо различать и не путать цели игры: 1) Для
и фослого (развивающие, коррекционно-психотерапевтические, диагно­
стические); 2) И, цели игры для ребенка (получить удовольствие от про­
цесса общения со взрослым, с игровыми предметами, сверстниками);
11собходимо различать цели, стратегии и тактики коррекции. Цели ука-


зывают, на что направлено коррекционное воздействие взрослого; стра­тегии - это методы, а тактики - способы достижения целей взрослым.

Игровые действия. Могут быть: 1) Внешние, наблюдаемые, физичес­
кие действия (бросить мяч, взять карточку, дотронуться до предмета,
убежать, встать со стула, назвать словом и пр. ); 2) Внутренние, мысли­
тельные, воображаемые (представить, отгадать, сравнить, обобщить, дей­
ствия счета в уме и пр. ).

Предметы игровых действий. Так же как игровые действия могут
быть: 1) Наблюдаемыми, наглядными (мячик, кубик, машинка, кукла и
пр. ); 2) Частично наглядными (предметные карточки; предметы-замес­
тители: палочка как градусник, авторучка; внешняя, видимая сторона
ролевого поведения взрослого, учителя); 3) Абстрактными, воображае­
мыми (внутренний план, содержание роли учителя, доктора).

Правила игры - это ограничения поведения ребенка, без соблюдения
которых цели взрослого в игре искажаются: 1) Правила в игре обычно
вводит взрослый; 2) Правила запрещают, разрешают и предписывают
способы действий в игре; 3) Правила формулируются с использовани­
ем слов «нельзя», «надо». Например, «Нельзя вставать раньше условно­
го сигнала»; «После того как назвал цвет настроения надо бросить мяч
ведущему» и т. д.; 4) Правила бывают двух видов: задающие, регулиру­
ющие способы выполнения игровых действий; регулирующие взаимо­
отношения ребенок — взрослый, ребенок - ребенок.

Субъекты игровых действий - это участники игры, от которых исхо­
дит игровая активность. При этом: 1) Одушевленные субъекты игровых
действий могут превращаться в неодушевленные предметы игровых
действий: «Ты, Петя, будешь самолетом, -лети! »; 2) В игре может быть
и один участник (режиссерские игры ребенка с самим собой): «Я - па­
ровоз», «Я буду кормить куклу» и пр.

Варианты игры - это способы изменения структуры игры в зависи­
мости от непредсказуемых изменений поведения ребенка или целей
взрослого. Это варьирование, усложнение, упрощение содержания, пра­
вил выполнения игровых действий и других структурных элементов
игры.

Классификация игры - это отнесение игры к определенному виду.
Она необходима для планирования игровых занятий с детьми, констру­
ирования новых игровых задач.


 


! 0



Глава 6. Методы и приемы руководства игрой


Глава?. Перечень игровых задач коррекции расстройств поведения и эмоций у детей


 


 


МЕТОДИКА

РУКОВОДСТВА

ИГРОЙ

Методика руководства игрой включают в себя знания об условиях эффективности игротера-пии, владение методами и приемами коррек­ции расстройств поведения и эмоций, навы­ками разворачивания, продолжения и завершения игрового общения с ребенком и т. п. Чтобы игра получилась, необходимо:

1. Самому взрослому увлечься игрой и стремиться передать это состоя­
ние ребенку.

1. 1. Вводить игровую задачу в образной, эмоционально-яркой, короткой формулировке, с элементами рифмы или ритма.

2. Усложнять, упрощать, варьировать игровые действия и замысел игры
с учетом особенностей эмоциональных состояний и поведения детей
для поддержания активности и интереса ребенка к игре.

2. 1. Изменять темп выполнения детьми игровых действий (увеличивать,
замедлять, поддерживать).

2. 2. Выполнять игровые действия всеми детьми поочередно или одно­
временно.

3. Использовать в игре показ, поиск, вкладывание, замену, передачу иг­
рового предмета, а также использование воображаемых предметов в игре.

4. Выбирать водящего считалкой. Выдвигать ребенка (или нескольких
детей) на роль водящего. Менять водящего в соответствии с замыслом и
правилами игры.

5. Гибко изменять порядок введения игровых задач в поведение ребенка
в процессе игрового занятия, сеанса игровой терапии. Например, так:
«Прошу поднять руки тех, кто хочет играть в эту игру, а кто в новую? »

6. Мотивировать соблюдение правил игры через своеобразный договор
с ребенком: «Я тебе интересную игру, а ты мне поведение, соблюдаю­
щее правила выполнения игровых действий и взаимоотношений с дру­
гими играющими».

7. Поощрять в игре побочные, непредвиденные, конечные результаты.

8. Использовать в качестве опорных сигналов иллюстрации игровых за­
дач в процессе введения игровых задач в поведение ребенка.


ИГРОВАЯ ЗАДАЧА Средствами одной и той же игры (игровой
КАК СРЕДСТВО            задачи): ■ можно достичь одновременно или

ИГРОВОЙ                       последовательно несколько целей (обучения,

ТЕРАПИИ                        развития умственных способностей, коррек-

ции личностных качеств и поведения) в их

единстве; ■ одна и та же игровая задача при гибком изменении ее струк­туры может реализовать несколько целей и стратегий (методов игровой коррекции расстройств поведения и эмоций). Например, когда ребенок ловит с головы кубик он устанавливает контакт со взрослым, переклю­чается с иной деятельности или состояния, развивает координацию дей­ствий глаз-рука, сдерживает гиперактивность (см. с. 84 - 85).

ВВЕДЕНИЕ                Смена одной игровой задачи на иную проис-

НОВЫХ ИГР                   ходит по разным причинам: ■ Если у взрос-

В ПОВЕДЕНИЕ              лого исчерпаны варианты проведения одной

РЕБЕНКА                        и той же игры; ■ Если у детей снижается

интерес, эмоциональная вовлеченность в

игру; ■ Если расстройства поведения и эмоций у ребенка диктуют вве­дение новой игровой задачи и т. п.; ■ Если в опыте взрослого достаточ­ное количество игровых задач и вариантов их выполнения, то игровое общение с детьми приобретает форму организованного занятия.

ПЛАНИРОВАНИЕ Чтобы подготовиться, спланировать сеанс
СЕАНСОВ                       игровой терапии при отборе игровых задач

ИГРОВОЙ                       можно использовать указатель основных иг-

ТЕРАПИИ                       ровых действий, стратегий и целей игры при-

веденный в конце пособия (см. Предметный

указатель с. 107 - 109). Так, если игротерапевт не знает конкретные условия, в которых придется проводить занятие, личностные и поведен­ческие особенности детей, то можно планировать общие цели и страте­гии коррекции.


         



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...