Коррекция расстройств поведения и эмоций
I Глава 2. Комплексная характеристика методов и приемов коррекции расстройств поведения и эмоций у детей
Это гибкое чередование и комбинирование стратегий (методов) и тактик (приемов) поведения взрослого в зависимости: • от особенностей структуры (вида) и выраженности меняющегося поведения ребенка, и свидетелей его отклоняющегося или особенного поведения; • от конкретных внешних обстоятельств, условий проявления расстройства (которые зачастую не может изменить, но должен учитывать игро-терапевт в ситуации «здесь и теперь»). Например, от неожиданных проявлений агрессии, обидчивости, при отсутствии необходимых игровых предметов, большом количестве и разном возрасте детей в группе и пр. ЧТО ТАКОЕ Игровая терапия, рассматриваемая в данном СТРАТЕГИЧЕСКАЯ пособии, может быть названа «стратегичес- ТЕРАПИЯ? ленная» понимается как активная терапия, направленная на симптом или синдром, проблему, когда взрослый является основным источником игровой активности для ребенка. Термин «стратегическая» отражает попытку анализа и коррекции поведения ребенка через систему стратегий и тактик. Использование термина «стратегия» характерно для таких психотерапевтов как М. Эриксон, Дж. Хейли (2001), К. Маданес (1984, 1997) и др. Необходимо отметить, что зачастую термины стратегия и тактика, метод и прием, техника в психотерапии понимаются авторами как синонимы, что видимо отражает трудности развития психотерапии как науки. Это методы коррекции расстройств поведения и эмоций, то есть наиболее общие и эффективные (игровые и неигровые) способы
'
Тактики - это игровые задачи, приемы коррекции: ■ которые, вводит взрослый в особенное или нарушенное поведение ребенка; ■ время жизни, которых от 2-3 до 10-15 минут и более. • Игровые задачи имеют структуру, то есть цели, игровые действия, пра • Необходимо знать общие условия эффективности введения взрослым • Игровая задача, в зависимости от особенностей введения в поведение • Когда в опыте взрослого накапливается достаточное количество игро ЧТО ТАКОЕ Это использование любых стратегий для НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ коррекции различных видов и симптомов ств: негативизма, агрессивности, эмоциональной отгороженности, избегания умственных усилий и др. • Неспецифическая (симптоматическая) игровая коррекция: ■ это игра • В процессе неспецифической игровой коррекции происходит: ■ -диаг
ц-j-q ТДКОЕ ДРУг°й подход, специфический, предполага- СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ет: " более тонкое использование ведущих варьировании; ■ предполагает опору на общие знания о психопатологии, о синдром-структуре нарушений развития, противоречивой динамике нарушенного поведения у ребенка (Ковалев В. В., 1979), первичном дефекте, закономерностях дизонтогенеза (Лебединский В. В., 1985). • Так, специфическая коррекция синдрома эмоциональной отгороженности предполагает коррекцию эмоциональной сферы ребенка, то есть более частое использование стратегий, стимулирующих: ■ переживание ребенком положительных и других эмоций не провоцирующее уходы ребенка в себя и негативизм; ■ ориентацию ребенка на разнообразие эмоциональных состояний и поведения сверстника или взрослого. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ Итак, отличие специфической игротерапии от СТРАТЕГИИ гии коррекции используются более филиг- ранно, прицельно и длительно с большей вероятностью попадания в «синдром-мишень», реализуя цели взрослого в игровой терапии. • Применение стратегий в общем или специфически может происходить как последовательно, так и одновременно. Так, одна и та же игровая задача может реализовывать стратегии на телесный контакт и стимуляцию положительных эмоций как одновременно так и последовательно. НЕЭФФЕКТИВНЫЕ Нарушения поведения у ребенка можно рас- ПОВЕДЕНИЯ ведения. Такое поведение может быть пред- намеренным или малоосознанным. Можно говорить о негативизме, агрессии, обидчивости и других расстройствах как о неэффективных стратегиях протестного взаимодействия ребенка с миром в целом.
Перечислим основные методы изменения поведения ребенка и приемы этих стратегий: • стратегия на стимуляцию гуманных чувств — это сопереживание, сочувствие, помощь и забота; огорчение поведением или состоянием ребенка; " стратегия на осознание - это объяснение взрослым и понимание ребенком причин состояния, поведения, его ближайших или отдаленных последствий; происходит в процессе беседы ребенка со взрослым; • стратегия ориентации на состояние - это привлечение внимания и • стратегия на отреагирование состояния - это облегчение выраже • стратегия на провокацию и преодоление негативного состояния - • стратегия на переключение ребенка на иное состояние - это быст • стратегия на положительное подкрепление - это стремление хва • стратегия на стимуляцию положительных эмоций - это стремле • стратегия на предупреждение - это стремление не замечать, игнори • стратегия на отрицательное подкрепление -это наказание, порица • стратегия на стимуляцию чувства удивления: изумление, парадокс; • стратегия на стимуляцию чувства прекрасного: восхищение кра- • стратегия на стимуляцию чувства юмора: иронии, сарказма; • стратегия на стимуляцию соревнования, соперничества - это пре- • стратегия на телесный контакт - это действия прикосновения, по
Это стратегия взрослого на понимание, объяснение, интерпретацию причин, ближайших и отдаленных последствий особенного или нарушенного поведения ребенком в сотрудничестве со взрослым. Представлена в психоаналитической игровой терапии А. Фрейд (1928; 1991), Klein M. (1. 955).
Стратегия на стимуляцию гуманных чувств, как и иные, ориентации на состояние другого, на осознание особенностей состояния активно реализуются в гуманистической психотерапии Роджерса К., игровой терапии Акслайн В. (1947, 2000 ), Лэндрета Г. (1994), через игровые задачи «Расскажи мне про любимую игрушку», «Я ласковым прикинусь», «Кто меня (или себя) погладит по руке так же как я себя?! »
Отличается от стимуляции гуманных чувств у ребенка тем, что взрослый стремится обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся. Ориентируясь на состояние и поведение, «дети идентифицируют себя не только с терапевтом, но и с другими членами группы» (X. Джинотт, с. 13, 2001). Ориентация на состояние до или после успеха может способствовать или мешать выполнению и контролю за действием (Kuhl J., 1983, Васильев И. А., 1991, с. 88).
Стратегия на отреагирование состояния
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|