Реструктурирование предприятия 105
Реструктурирование предприятия 105 Однако если рассматривать ценообразование в отрасли, где производятся базовые товары, производитель которых, как правило, не имеет значения для покупателя (производство проката во многих случаях относится к этой категории), то становится ясно, что цену в основном определяет стандартный набор факторов: затраты производства, качество продукции и надежность поставок. Все три элемента и рождаются в производственном отделе, который производит сталь и предоставляет ее для поставок. Поэтому справедливо предположить, что производственный отдел на сталепрокатном заводе " контролирует" и цену своего продукта1. Следовательно, здесь производственный отдел должен расцениваться как центр прибыли. В целом эффективность работы большинства бизнес-единиц так или иначе оценивается по рентабельности их инвестиций. Большинство подразделений совместного использования являются центрами затрат, и критерием оценки является то, насколько их работа соответствует заранее установленным целевым показателям по затратам, качеству и надежности поставок. Редко какое-либо подразделение, кроме отдела продаж, оценивается исключительно по тому, насколько увеличивается объем доходов (выручки) или прибыли, поскольку эти критерии могут привести к таким решениям руководителей, как продление сроков кредита или дополнительное увеличение товарно-материальных запасов, что увеличивает норму прибыли за счет снижения рентабельности инвестиций. Очевидно, что подобные решения не в интересах акционеров. В максимально возможной мере все критерии, применяемые для оценки эффективности, должны работать на принятие управленческих решений в интересах акционеров.
В самом общем значении термин центр прибыли применяется и для обозначения центров инвестиций. Сюда относятся бизнес-единицы, эффективность деятельности руководителей которых оценивается по уровню получаемой ими прибыли, но в расходную часть отчета о прибылях и убытках которых включается ставка стоимости капитала, своего рода цена за пользование капиталом компании2. Это обеспечивает адекватную 1 Маркетинг, хотя и играет определенную роль, не оказывает значительного влияния на цены базовых товаров, дифференциация которых по производителям незначительна или отсутствует. 2 Стоимость капитала соответствует минимальному уровню рентабельности инвестиций (ROI), удовлетворяющему инвесторов компании. Более подробно понятие стоимости капитала объясняется в книге данной серии " финансовая отчетность".
106 Искусство управления приватизированным предприятием рентабельность инвестиций и гарантирует, что та " прибыль", которая используется в качестве критерия оценки эффективности работы руководителя такого подразделения, в действительности является дополнительной прибылью сверх минимального уровня рентабельности инвестиций, установленного для данного предприятия. McKinsey S Company Реструктурирование предприятия 107 Отступление! Матричная организационная структура: смешанный вариант Кроме организационной структуры, построенной по функциональному признаку, и структуры на основе бизнес-единиц существует так называемая матричная организационная структура, сочетающая черты и той, и другой. В компании с матричной организацией обычно есть подразделения, которые отвечают за отдельные функции, такие, как производство, маркетинг, НИОКР и т. д. Кроме того, при такой организационной структуре существуют руководители проектов или руководители по отдельным видам продукции, которые отвечают за рентабельность (норму прибыли — ROS и рентабельность инвестиций — ROI) каждого отдельного проекта или вида продукции.
Для " Дормаша" матричная организация может выглядеть так, как изображено на схеме (табл. 17). Здесь руководители проектов должны обладать обширными знаниями о соответствующих видах продукции — о землеройной технике, бронетранспортерах или прокате. При такой организации они должны координировать деятельность различных функциональных областей, которая обеспечивает достижение желаемых результатов, и отвечать за прибыльность продукции. Руководители же подразделений должны обладать глубоким знанием процессов в функциональных областях — сбыта, производства, технологии и т. д. Цель создания матричной организации — совместить преимущества структуры, построенной по функциональному признаку, и структуры на основе бизнес-единиц. Функциональная часть матричной организационной структуры обеспечивает совместное использование знаний и навыков компании и реализацию эффекта масштаба. В то же время наличие руководителей проектов или руководителей по видам продукции гарантирует, что конкретные лица непосредственно от-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|