Реструктурирование предприятия
Реструктурирование предприятия
подразделений и должно рассматриваться в свете того, насколько они могут служить достижению этой цели.
Мы решили, — продолжал Светлов, — рассмотреть подразделения в двух различных измерениях: во-первых, потенциал и конкурентоспособность подразделения и, во-вторых, его соответствие общей стратегической цели " Дормаша". Получился такой график, — он прикрепил к доске лист ватмана (табл. 15). — Сейчас я все объясню.
Сначала давайте рассмотрим нижний левый угол таблицы. Сюда должны попасть виды деятельности и соответствующие подразделения, не обладающие достаточным потенциалом и не соответствующие нашей общей стратегической цели. К счастью, у " Дормаша" этот угол остается пустым. Однако если бы такие подразделения у нас были, компании следовало бы попытаться либо продать эти активы, либо попросту подразделения закрыть.
Правый верхний угол — полная противоположность, и если подразделение попадает сюда, то это предполагает совершенно иные действия в отношении его. То, что оказывается здесь, должно составлять ядро компании, то есть это ее основные подразделения. Их следует сохранять и развивать таким образом, чтобы их конкурентоспособность постоянно повышалась. У " Дормаша" сюда попадают землеройные машины.
Теперь сталепрокатный комплекс. С одной стороны, наш прокатный стан вполне может конкурировать с другими аналогичными отечественными предприятиями, с другой стороны, его соответствие нашей стратегической цели никак нельзя назвать высоким. Да и вообще, " Дормашу" вовсе не нужен собственный прокатный стан, для того чтобы производить основную продукцию. Только 15% производственных мощностей стана используется для удовлетворения внутренних нужд " Дормаша". Прокат вполне можно покупать на стороне, причем, вероятно, это даже выйдет дешевле. Таким образом, логичным действием было бы продать это производство тому, кто мог бы использовать его с большей эффективностью, чем " Дормаш" ».
|
Ликвидируйте подразделения с низкой конкурентоспособностью и низким уровнем соответствия общей
стратегической цели компании
Сохраните и развивайте подразделения с высокой конкурентоспособностью и высоким уровнем соответствия общей
стратегической цели компании
|
Таблица 15 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРУПП ПРОДУКЦИИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ " ДОРМАША"
Реструктурирование предприятия 89
Постарайтесь продать
подразделения с высокой конкурентоспособностью, но низким уровнем соответствия общей
стратегической цели
|
Решайте судьбу подразделений с низкой конкурентоспособностью и высоким уровнем соответствия стратегической цели компании, тщательно взвешивая все " за" и " против" в каждом конкретном случае
|
" Сталепрокатное производство сегодня в России не продашь, — заметил Кругов. — Однако немцы предлагали нам создать совместное предприятие. Может быть, СП — это правильное решение? "
«Когда собственность продать невозможно или если рынок не в состоянии предложить цену, соответствующую ее реальной стоимости, СП — хороший вариант, — согласился Светлов. — Однако только в том случае, если на дирекцию " Дормаша" не будет возложен груз ответственности за его повседневную деятельность. " Дормаш" должен лишь использовать деньги, приносимые совместным предприятием, инвестируя их в свои основные подразделения. А в будущем " Дормашу", вероятно, следует вообще продать свою долю в этом СП, когда российские финансовые рынки заработают более эффективно.
Теперь мы переходим к той части графика, где стоит большой вопросительный знак. Что делать с подразделениями, обладающими низким потенциалом и конкурентоспособностью, но высоким уровнем соответствия стратегической цели компании? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Здесь есть два возможных пути. Можно сохранить эти подразделения и попытаться поднять уровень их конкурентоспособности либо избавиться от них, продав или просто закрыв.
У " Дормаша" есть два подразделения, попадающие в левый верхний угол нашего графика. Мы с особым вниманием отнеслись к каждому из них. Начнем с кузнечно-литейного комплекса. С конкурентоспособностью здесь довольно плохо, а потому в идеале " Дормашу" следовало бы от этого производства избавиться. Однако, как сегодня уже говорили, существует ряд стратегических соображений, которые необходимо учитывать при принятии подобного решения. Во-первых, почему кузнечно-литейный завод оказался в левом верхнем углу? Пусть он не выпускает мобильные промышленные машины, зато производит материалы, которые в отличие от проката важны для других основных подразделений, таких, как производство землеройной техники.
Существует некоторый риск, что внешние поставки могут по срокам выполнения оказаться не столь на-
Воспользуйтесь поиском по сайту: