Глава 10. Организация обслуживания гостей на высшем
уровне (VIP).......................................................................... 484 10.1. Особенности обслуживания гостей на высшем уровне............................................................................... 484 10.2. Подача закусок, блюд и напитков в зале VIP.... 485 10.3. Транширование в присутствии посетителей.......... 487 10.4. Фламбирование блюд и десертов........................... 491 10.5. Особенности приготовления и подачи блюд фондю 495 Глава 11. Организация обслуживания На социально ориентированных предприятиях питания.......................................................... 498 11.1. Обслуживание на производственных 11.2. Обслуживание учащихся в общеобразовательных 11.3. Обслуживание учащихся 11.4. Обслуживание студентов высших и средних специальных учебных заведений........................ 517 11.5. Обслуживание социально незащищенных групп 8 Содержание Глава 12. Организация труда обслуживающего персонала.............................................................................. 523 12.1. Требования к менеджеру торгового зала 12.2. Требования к официанту.......................................... 524 12.3. Требования к бармену...................................................... 528 12.4. Требования к буфетчику сервис-бара...................... 529 12.5. Факторы, определяющие условия и режим труда обслуживающего персонала............................ 533 12.6. Организация труда обслуживающего персонала. 540 12.7. Условия и порядок присвоения звания «Мастер торгового сервиса»................................................................. 541 Литература.......................................................................... 543
ВВЕДЕНИЕ Предмет, цели и задачи организации обслуживания. Учебная дисциплина «Организация обслуживания» является профилирующей для специальности 2311 Организация обслуживания на предприятиях общественного питания. Предметом дисциплины является обслуживающая дея Цель изучения дисциплины — приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков оказания услуг на предприятиях общественного питания различных организационно-правовых форм, типов и классов. Для достижения этой цели организация обслуживания как учебная дисциплина должна решать следующие задачи: овладение основными понятиями, терминами и определениями в области организации обслуживания; изучение классификации услуг общественного питания и общих требований к ним; современных технологий, форм, методов,, средств обслуживания; видов и характеристик торговых помещений, посуды, приборов, столового белья; правил составления и оформления меню, карт вин; видов и правил сервировки и оформления столов; организации и техники обслуживания потребителей на предприяиях различных типов и классов; порядок предоставления различных услуг; правил оформления расчетов за обслуживание и оказание услуг; требований к обслуживающему персоналу; организации труда обслуживающего персонала. Организация обслуживания относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональных качеств официантов, метрдотелей и менеджеров торговых залов, которые должны уметь: • выполнять различные виды сервировки и оформления столов; Введение Введение
• с(кт;шлять различные виды меню, карт вин; • рассчитывать необходимое количество посуды, прибо • организовывать обслуживание потребителей на различ
• оказывать услуги с учетом запросов разных категорий по • организовывать труд обслуживающего персонала; • использовать средства информации для повышения эф Межпредметные связи организации обслуживания с другими дисциплинами. Организация обслуживания связана с другими дисциплинами межпредметными связями: предшествующими, сопутствующими и последующими. Предшествующими связями организация обслуживания соединена с товароведением пищевых продуктов, ассортиментом и качеством кулинарной и кондитерской продукции, техническим оснащением и охраной труда, профессиональной эстетикой и дизайном, основами стандартизации, метрологии и сертификации. Знание этих дисциплин необходимо для более глубокого понимания и оценки качества предоставляемых услуг. Одновременно организация обслуживания является базовой дисциплиной для многих специальных дисциплин: организации и технологии отрасли, маркетинга, менеджмента, экономики, бухгалтерского учета и др. Их объединяют последующие и сопутствующие межпредметные связи. К организационным формам проведения занятий относятся такие формы и методы обучения, как лекции, семинарские занятия, деловые игры, дискуссии, лабораторные и практические занятия, экскурсии на предприятия. Организация самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины способствует формированию умений и навыков организации творческого труда, углублению про- фессиональной подготовки и самообразованию, самостоятельному решению практических задач. Принципы организации обслуживания. Любая профессиональная деятельность базируется на определенных принципах. Принцип (лат. principium — основа, начало) — основное исходное положение какого-либо учения,- руководящая идея, основное правило профессиональной деятельности. Принципами организации обслуживания в общественном питании являются: • удовлетворение потребностей людей в продукции и услу • создание комфортных условий в обеденных залах;
• удобство и эстетичность сервировки стола; • отсутствие негативных явлений, связанных с процессом • увеличение рентабельности работы предприятий обще • соответствие видов услуг постоянно изменяющимся вку Объект (лат. ohjectum — предмет)— предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность. Объектом в общественном питании является обслуживающая деятельность, которая направлена на реализацию кулинарной продукции и предоставление услуг населению. Кулинарная продукция — совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов, удовлетворяющих реальные потребности определенных сегментов потребителей. Требования к кулинарной продукции, реализуемой населению, правила приемки, методы контроля, обеспечивающие безопасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, приведены в ГОСТ Р 50763-95 [14]. Услуга общественного питания — результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей в питании и проведении досуга. Классификация услуг общественного питания, общие требования к их качеству и обязательные требования по безопасности услуг определены ГОСТ Р 50764-95 [14]. Введение ведение
Субъект — человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей. Субъекты обслуживающей деятельности подразделяются на две группы. Первая группа представлена субъектами, на удовлетворение потребностей которых нацелена обслуживающая деятельность. К ней относятся потребители. Определение термина «потребитель» дано в Федеральном законе «О защите прав потребителей»: «Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли» [1, ст. l]t
Во вторую группу входит руководящий и обслуживающий персонал, осуществляющий обслуживание потребителей в силу своих должностных и профессиональных обязанностей. Требования к конкретным должностям и профессиям обслуживающего персонала изложены в главе 12. Ниже приведена схема структуры дисциплины «Организация обслуживания» (рис. 1). СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ Предмет — обслуживающая деятельность
Организация обслуживания
Классификация
потребители Этапы Подготовительный
Основной Завершающий Рис. 1. Структура учебной дисциплины Основными понятиями учебной дисциплины «Организация обслуживания» являются: процесс обслуживания, условия обслуживания качество, безопасность и экологичность продукции (услуг), метод и форма обслуживания, обслуживающий персонал. Процесс обслуживания в общественном питании — совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной лродукции и организации досуга. Условия обслуживания — совокупность факторов, воздействующих на потребителя в процессе получения услуг. Качество услуги — совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные и предполагаемые потребности потребителей. Безопасность услуги — комплекс свойств услуги, при которых она под влиянием внутренних и внешних опасных (вредных) факторов оказывает воздействие на потребителя, не подвергая его жизнь, здоровье и имущество риску. Экологичность продукции (услуг) — комплекс свойств продукции, услуг, при которых оказывается воздействие на окружающую среду, не подвергая ее риску. Метод обслуживания потребителей — это способ реализации потребителям продукции общественного питания [14]. Различают три метода обслуживания: официантом, барменом и буфетчиком, самообслуживание и комбинированный метод. Форма обслуживания потребителей — организационный прием, представляющий собой разновидность или сочетание методов обслуживания потребителей продукцией общественного питания [14]. Обслуживающий персонал. К обслуживающему персоналу предприятия относятся: метрдотель (администратор зала), официант, бармен, повар, занимающийся отпуском продукции на раздаче, буфетчик, кассир, гардеробщик, швейцар, продавец магазина (отдела) кулинарии.
Требования к обслуживающему персоналу должны учитывать следующие критерии оценки: • уровень профессиональной подготовки и квалификации, в том числе теоретические знания и применение их на практике; Введен: • умение организовать работу коллектива (для метрдо • знание и соблюдение профессиональной этики поведения; • знание нормативных и руководящих документов, касаю Обслуживающий персонал предприятий всех типов и классов независимо от форм собственности должен знать правила внутреннего распорядка и организацию работы предприятия. Функции, обязанности, права и ответственность обслуживающего персонала должны быть изложены в должностных инструкциях и утверждены руководителем предприятия. Должностные инструкции обслуживающего персонала разрабатывает администрация предприятия в соответствии с ГОСТ Р 50935-96 [14], Тарифно-квалификационным справочником работ и профессий с учетом особенностей работы каждого предприятия и требований действующего законодательства. Обслуживающий персонал должен обеспечить безопасность жизни и здоровья потребителей. Весь персонал должен пройти подготовку по безопасным методам работы. К обслуживающему персоналу предприятий всех типов и классов предъявляют следующие требования: • знание и соблюдение должностных инструкций и правил • соблюдение требований санитарии, правил личной гиги • знание и соблюдение мер пожарной безопасности, пра • соблюдение профессиональной этики в процессе обслу • знание требований нормативных документов на продук • повышение квалификации всех категорий работников ведение проведение аттестации работников коллектива (не реже одного раза в полгода). Обслуживающий персонал предприятия должен быть одет в^форменную или санитарную одежду и обувь установленного для данного предприятия образца, находящуюся в хорошем состоянии, без видимых повреждений и загрязнений. Форменная одежда швейцара, гардеробщика, метрдотеля, официанта и бармена в ресторанах и барах всех классов должна обеспечивать стилевое единство на предприятии. Работники предприятия на форменной одежде должны носить бейджи с эмблемой предприятия и указанием должности и профессии. Профессиональными этическимим нормами поведения персонала являются: вежливость, тактичность, внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями в пределах своих должностных обязанностей. Персонал должен уметь создать на предприятии атмосферу гостеприимства, в отношении потребителей проявлять доброжелательность и терпение, быть выдержанным, обладать способностью избегать конфликтных ситуаций. В ресторанах и барах класса люкс и высший должен работать обслуживающий персонал, знакомый со спецификой кулинарии и обслуживания в других государствах. шва 1. Совершенствование обслуживания
Глава 1 Совершенствование обслуживания на предприятиях общественного питания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|