Искусство управления приватизированным предприятием
Определите возможности по достижению " быстрого эффекта" и наметьте соответствующие цели
Быстро решайте
возникающие
проблемы
Выявляйте лидеров и готовьте их к продвижению по службе
Во время этого интенсивного обмена мнениями кто-то предложил организовать лизинг землеройной техники, то есть сдавать ее в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа, при этом предоставляя потребителям выбор вариантов финансирования таких сделок. Ведь часто случалось, что потребители просто не могли собрать сразу всей нужной суммы, чтобы расплатиться за оборудование. Возможно, они были бы рады расплачиваться в рассрочку, даже если это предполагало бы не только введение поправки на инфляцию, но и доплату за пользование такой услугой. Когда заговорили об этом, кому-то пришла идея: " Дормаш" может взять кредит, чтобы обеспечить необходимые для такого варианта оборотные средства, а проценты по кредиту можно было бы покрывать за счет периодических выплат потребителя, приобретающего технику в рассрочку.
Целевой решил ввести правило — раз в два месяца проводить подобные совещания для выработки идей в каждом цехе. Сотрудникам было объявлено, что за предложения, ведущие к экономии средств или получению дополнительных доходов, будут выплачиваться специальные премии.
Целевого заинтересовала идея лизинга или продажи землеройных машин в рассрочку. Для всестороннего изучения этого варианта он создал небольшую группу. Дело, однако, двигалось медленно.
Нужно было разобраться, где кроются корни проблемы. Выяснилось: несмотря на то что отделу маркетинга было поручено активно внедрять на рынок новое коммерческое предложение, Бывалый, который теперь руководил маркетингом бизнес-единицы, энтузиазма не проявлял и практически тормозил дело. После нескольких предупреждений и обсуждения возникшей проблемы с Круговым и Тихим Целевому пришлось с Бывалым расстаться.
После увольнения Бывалого его заместитель и старый приятель ожидал, что отдел теперь возглавит он. Однако решение Целевого было неожиданным. Он выбрал молодую, умеющую работать энергичную женщину из рабочей группы Светлова и назначил ее начальником отдела маркетинга бизнес-единицы " Землеройные машины".
McKinsey & Company
Реструктурирование предприятия
Кругов такое решение полностью поддержал. Он призвал и других руководителей назначать новых, как он говорил, " бойцов", на важные посты в подразделениях. Так он называл молодых руководителей, энергия и положительный настрой которых по отношению к реструктурированию были очевидны.
Руководящий комитет, на заседания которого приглашались начальники различных подразделений, собирался раз в две недели. Если реальные результаты не соответствовали запланированным. Кругов требовал объяснений.
" Мы планы не для галочки составляем, — говорил он. — Я намеченных цифр придерживаюсь, так что и вы извольте выполнять то, что намечено".
Процесс реструктурирования шел успешно. В начале марта 1994 г. руководители подразделений представили первые реальные бюджеты, которые были утверждены Круговым. В целом настроение руководителей высшего и среднего звеньев явно было хорошим.
Светлов был удовлетворен результатами. В центре происходящие перемены ощущались постоянно. Его сотрудники прилагали немало усилий, стремясь разобраться в новых системах, и чувствовалось, что их надежды на будущее крепнут. Именно поэтому его удивило, когда он увидел, что рабочие разных подразделений энтузиазма дирекции не разделяют.
Он понял, что до сих пор перемены затрагивали лишь высшее и среднее звенья, не достигая руководителей более низкого ранга и рядовых сотрудников, которые больше помнили о том, что и они от перспективы потерять работу не застрахованы. Хотя они приняли идею преобразований, но к сокращению штата готовы не были и не понимали аргументов, стоящих за решениями руководства предприятия. К тому же связанных с процессом реструктурирования перемен в действиях своих непосредственных начальников рядовые сотрудники, как правило, не ощущали.
" Не привело бы, в конце концов, такое положение вещей к снижению производительности и вообще к
Регулярно
сопоставляйте
реально
достигнутые
результаты с
запланированными
Проверьте, одинаково ли воспринимаются достигнутые успехи на различных уровнях организации
McKinsey Company
Искусство управлении приватизированным предприятием
Проводите
обучение
руководителей
безразличному отношению людей к работе", — подумал Светлев.
Кругов согласился с его доводами и на следующем совещании попросил руководителей позаботиться о том, чтобы преобразования " доходили до самого нижнего уровня" — до рядовых сотрудников. Была разработана " стратегия информационного воздействия", призванная привлечь внимание сотрудников к общей стратегической концепции реструктурирования, разъяснить цели каждого подразделения и показать уже достигнутые результаты. Кроме того, подразделениям было предложено выбрать лучших руководителей низшего звена и рядовых сотрудников для представления к премии за их вклад в процесс реструктурирования.
После того как были подведены итоги работы за полугодие, руководители бизнес-единиц и подразделений совместного использования были приятно удивлены размером премий, которые были назначены им в зависимости от достигнутых результатов. Некоторые из них попросили помочь им также разработать схемы премирования руководителей внутри подразделений и торговых представителей. Через некоторое время было решено, что для руководителей вплоть до уровня мастеров, старших технологов и начальников административных групп должны быть подготовлены такие системы материального стимулирования, чтобы вознаграждение этих людей напрямую зависело от степени достижения их подчиненными соответствующих целевых показателей. Для производственных рабочих, оплата труда которых всегда включала премию, следовало определить новые целевые показатели, в первую очередь по качеству продукции и своевременности выполнения заказов, а не по объемам производства. Для торговых представителей нужно было установить комиссионные, размер которых будет зависеть от объемов продаж, достижения нужных пропорций ассортимента, а также от цен.
Большое значение Кругов придавал обучению руководителей " Дормаша". Каждый из членов руководящего комитета отвечал за организацию обучения в своей области.