анализируйте условия наличия признаков.
Обусловленные признаки при выборе партнер не учитываются.
Теперь ваш список кандидатов, с наборами характеристик каждого, очищен от случайных ошибок и вполне пригоден для отбора и дальнейшей работы. С этого момента начинается оценка партнеров. РАНЖИР ПАРТНЕРОВ Уточним, что мы имеем. Рассмотрим подробнее признаки «ядра признаков». Как нетрудно видеть, такие ядра фактически являются оценками функциональной пригодности партнера к участию в проекте. Это скорее проходной ценз, нежели критерий гонкого отбора лучшего варианта. Рассмотрим поподробнее такое распространенное розыскное требование, как «адекватность текущего состояния проектным требованиям». Обычно такое требование, представляющее собой непреложное условие реализации проекта в условиях партнерской фирмы, является агрегированным, т.е. собирательным и состоящим из нескольких более простых признаков. Рассмотрим простой пример, когда оно представлено набором из двух таких качеств кандидата, как «функциональная пригодность» и «удобство стартового момента сотрудничества». • «функциональная пригодность партнера» Непреложное качество надежного партнера, отражающее его объективную способности выполнить проектную функцию. Если ваше «поисковое ядро» включает такой показатель, как наличие необходимой технологии и оборудования, укомплектованность предприятия соответствующими кадрами, налаженные связи с поставщиками сырья и т.д. и вы нашли по таким внешним доступным признакам своего партнера — радоваться еще рано. По прочтении Практикума вы и сами придете к подобному выводу. До окончательного решения еще очень и очень далеко. Поверхностная информация, собрать которую можно достаточно просто и недорого, показывает вам направление усилий, но сами усилия —еще только ждут вас.
• «удобство стартового момента сотрудничества» Обычно подразумевает особенное состояние партнера. Устанавливается сравнительно недорогими усилиями по выявлению, например, степени недогрузки основного оборудования, дырами в финансовой деятельности предприятия, устраивающей вас ценой и выказанной заинтересованностью предприятия в сотрудничестве В данном блоке вы опять же всего лишь обобщаете информацию, лежащую на поверхности. Ее проверкой и уточнением предстоит заняться.
Как можно видеть, «поисковое ядро» само по себе не может выделить лучшего партнера. Тогда прибегают к ранжированию кандидатов. Ранжир качества кандидатов проводится по принципу «больше—лучше»: чем больше положительных признаков имеет кандидат — тем больше у него шансов быть принятым в партнеры, чем больше отрицательных признаков выявлено — тем маловероятнее для него партнерство. Мы уже говорили, что плохие варианты партнерства, отражаемые исключающими критериями, остались за бортом. Например, мы отбросили все возможные непрофильные предприятия и не соответствующие требованиям «степени ординарности работ для этой фирмы». Также из списка высечены те предприятия, которым их банки отказали в выдаче рекомендации (не прошедшие по критерию «негативная реакция на запрос о рекомендательном письме обслуживающего банка»). А вот, предположим, такие критерии, как «негативный отзыв бывших и нынешних партнеров», «степень автономности работ», отражающие участие в проекте деловых связей предприятия или подразумевающие кооперацию с другими предприятиями, ваш клиент посчитал не главными или проигнорировал как вполне допустимые, что вы сочли допустимым. Чем больше таких наблюдений — тем ниже падает ранг этого партнера. Понятно, что чем меньше таких дефектов у кандидата, тем лучше для него.
Критерии оценки, заданные заказчиком и обработанные вами при розыске партнеров, просто-напросто повышают или понижают ранг перспективности конкретного кандидата. Закономерен вопрос: «Не сводится ли выбор к элементарному суммированию количества отрицательных и положительных признаков при выборе?» Здесь мы подошли к следующему этапу анализа. ОЦЕНКА И СРАВНЕНИЕ КРИТЕРИЕВ Дело в том, что если вас нет рядом, то вся процедура именно так и будет выглядеть: подсчитали количество хорошего и количество плохого, по элементарной арифметической сумме выбрали лучшее. Но вы-то на что? Ваша роль сводится к качественной оценке полученных наборов. Вы садитесь вместе с клиентом и оцениваете качества полученных наборов характеристик-критериев отбора. Когда у вас есть кандидатуры, имеющие разные наборы критериев, для отбора лучшего советуем использовать простой метод парного сравнения критериев. • метод парного сравнения критериев Поступайте следующим образом: · рассматривайте худшее проявление критерия. Что произойдет с проектом, если партнер утратит данный критерий? (фактически вы не выбираете партнера, а исследуете и прогнозируете нештатные проектные режимы, связанные с данным партнером.); · нештатные режимы куда точнее позволят вам разобраться с каким партнером следует иметь дело; · очень быстро, таким образом, вы придете к пониманию того, что среди всего полученного многообразия наблюдается зона приемлемых результатов — список кандидатов, имеющих с точки зрения проектного взаимодействия достаточно интересные характеристики, на ваш взгляд соответствующие безопасностным и допустимо опасным. Кандидаты, попавшие в уравновешенный комплекс критериев, описывающих такую зону, имеют больше шансов быть принятыми в качестве потенциальных партнеров. Обратите внимание на два. принципиальных момента., отражающих специфику метода: - во-первых, отсутствуют потуги на количественные оценки основных рисков. (Также пока отсутствуют ваши рекомендации по превенции и нейтрализации негативных последствии рисков.) — во-вторых, нет взвешивания и сопоставления различных качеств партнера между собой, что вытекает из первого свойства метода. Отсутствие количественных оценок не так пугающе страшно, как может показаться. Традиционные методы численного сопоставления факторов потому и «не работают», что связаны с, большей частью, искусственными попытками оценить неоценимое. Рассматриваемый нами метод ранжирования партнеров свободен от этого дефекта.
В этой связи некоторое затруднение может вызвать такой вопрос: как сравнить различные положительные и отрицательные наборы характеристик кандидатов между собой, когда они примерно равны? Скажем, когда один кандидат и другой имеют равное количество хороших и плохих наблюдений и оба попали в зону благоприятствования по качеству? • отработка дифференцирующих признаков Здесь мы подошли к еще одному необходимому понятию, называемому «дифференцирующий признак». В такой ситуации вам необходимо прийти к разработке некоторого дополнительного критерия выбора, способного выделить более приемлемого кандидата. Это может быть дополнительное проектное пожелание, например такое, как «низкая степень социализации работ», подразумевающее выполнение проектных функций лично директором предприятия. Уточнение дифференцирующего признака проводят дополнительной разведкой на месте. Даже если партнеры в одинаковой мере располагают данным признаком, это означает лишь то, что необходимо поискать дополнительные. Скажем, таким дифференцирующим признаком может стать одно из личностных качеств руководства партнерской фирмы, предположим, корыстные устремления и готовность поработать на вас в собственных интересах. Более подробно все это вам будет представлено в разделе оперативной психологии. в идеале все разведмероприятия по времени должны совпадать с выбором кандидатур. При этом общим правилом остается отслеживание «сверхслабых» сигналов — признаков вялотекущего и латентного нездоровья партнерсзкой фирмы. ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ - РЕКОМЕНДАЦИЯ ПАРТНЕРА
Окончательный диагноз формируется после проверки всех дифференцирующих признаков и получения окончательного списка решений — конкретных персонажей дальнейших разведдействий. Этот список вы предоставляете заказчику и обговариваете дальнейшее развитие проекта. Такой ход необходимо выполнить в обязательном порядке, даже если у вас получился довольно ограниченный список кандидатов, что по большей части и бывает. В противном случае расходы клиента на РД могут вырасти непомерно. До подключения партнера к совместному проекту еще очень и очень далеко. Вы пока только вычислили область перспективных поисков. Далее вам предстоит выполнить оперативную разработку выбранных фирм—потенциальных партнеров. Как вы увидите в дальнейшем, это может быть связано с серьезными расходами заказчика. Посему он должен определиться в своих средствах сам и выдать вам соответствующее задание на дальнейшее «глубокое бурение» — разведку партнерской фирмы и партнеров-персонажей. Как правило, глубокое погружение в фирму редко когда затрагивает более чем несколько предприятий — объектов оперативного интереса. Как видите, ничего сногсшибательного в методе нет. Наверняка нечто подобное вам приходилось делать и ранее. Как мы и говорили, метод аккумулирует и систематизирует наработки здравого смысла.
— первичный розыск выявляет всех персонажей — кандидатов в партнеры. Если он проведен по всей науке, на столе будет «весь цвет»; — ранжир кандидатов резко сужает поиск, по грубым критериям отсевая несостоятельных кандидатов; — тонкие Р-технологии выявляют из оставшегося списка максимально безопасное партнерство; — финальная оперативная разработка лучшего партнера обеспечивает его контроль. ДАЛЬНЕЙШИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ Поскольку настоящим Практикумом нам хотелось дать большее, нежели на то способна бизнес-беллетристика, в последующих разделах «РТ против фирмы» и «РТ против персонажа» детализируется разнообразная рискография партнерства Вы узнаете, как выглядит и диагностируется ют или иной фактор риска, к каким последствиям он приводит, как он может активироваться и что надо сделать, чтобы его купировать. Насколько это возможно, мы постарались охватить вниманием наиболее представительные риски. Такова заложенная нами дидактическая ценность книги. Вместе с тем нам хотелось дать вам возможность более эффективного использования Практикума в вашей повседневной деятельности. Работать с книгой в дальнейшем просто: перед броском в очередной проект перелистайте Практикум, обращая внимание на пиктограмму черепа
Как минимум, вы не пропустите ошибки по недосмотру. Как норма, вы прочувствуеге Р-систему до требуемой глубины. Как максимум... что произойдет в этих случаях, вы нам сами расскажете Мы вас выслушаем с удовольствием РАЗДЕЛ 6 РТ ПРОТИВ ФИРМЫ
ВВЕДЕНИЕ В РАЗДЕЛ Как любой сложный организм, фирму можно рассматривать с разных точек зрения. Описания могут порождать различные обобщения, те, в свою очередь, потянут за собой рассуждения более высокого порядка и... так можно увязнуть накрепко, ни на шаг не приближаясь к главному вопросу: можно ли доверять этому предприятию как партнеру и как с ним работать? Поэтому в настоящем разделе мы рассмотрим только релевантную информацию, непосредственно ценную для РТ. При этом, если кому-то покажется, что мы движемся вразрез «общеупотребительным взглядам» — пусть тот приведет хоть один пример, когда российская фирма повела бы себя с соответствии с импортными «концепциями рыночных отношений». Еще раз подчеркиваем: хотите козырять знаниями — читайте бестселлеры «от экономике», хотите делать дело — практикуйтесь с нами. Не будем мы заниматься и разбором тех проявлений партнерской фирмы, информацию о которых РТ среднего уровня достать затруднительно в силу объективных причин. В предлагаемом разделе вас ждет набор риск-факторов внутрифирменного происхождения, соответствующие методы их диагностики, профилактики и нейтрализации. Если где-то мы выбиваемся на уровень чрезмерной детализации — просьба извинить. Мы более практики, нежели менторы-наставники. Последовательно перебирая все самые значимые по нашему мнению риск-факторы, мы проведем вас по минному полю инвестиций в партнерство. При этом решение вопроса текущей актуальности того или иного фактора конкретно для вашего проекта остается за вами. Однако считаем нелишним еще раз напомнить: риск-фактор, кажущийся вам сегодня маловажным, как любой болезнетворный агент, завтра может активизироваться и привести к поражению всего организма уже послезавтра. Будьте бдительны. Иллюстрации из практики Агентства покажут вам печальный опыт тех, кто пренебрегал правилами безопасности. ТИПОЛОГИЯ ФИРМ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ
понятие кримтипологии фирмы инициатива и история создания фирмы собственность партнерской фирмы
П0НЯТИЕ КРИМТИПОЛОГИИ ФИРМЫ Своевременное выявление предназначения фирмы, базы ее формирования владельцев проливает свет на истинные мотивы ее создания. Очень часто одним этим диктуется и обуславливается все дальнейшее поведение партнерской фирмы. Такая информация приобретает особую ценность в тех случаях, когда вы имеете дело со всевозможными недобропорядочными формированиями, преследующими сомнительные цели, в числе которых вполне могут быть и в корне отличные от ваших, и злонамеренно направленные против вас. Чем быстрее вы определите злонамеренный характер фирмы, тем оперативнее вы примете меры безопасности, тем эффективнее они сработают. С этих позиций ознакомьтесь кратким обзором основных фирм повышенной опасности, включая криминальные типажи - новации совбизнеса. Вероятность их появления на вашем деловом горизонте весьма близка к стопроцентной. Порядок рассмотрения построен по принципу роста вероятности проявления и силы опасности. ФИРМЫ ЛИЧНЫХ УСЛУГ (ФЛУ) Фирмы личных услуг представляют собой средство хранения и осуществления платежей за личные услуги, укрытия личного дохода от налогов и ведения приватного обеспечения одного или нескольких человек, обычно владельцев фирмы, реже — распорядителей счета. Главная функция таких фирм — отстойник персональных кошельков в ситуации, когда им белый свет противопоказан. Посему ФЛУ обычно осуществляться такие виды микродеятельности, как организация отдыха, туризма, лечения и образования. В последнее время заметно возросла активность ФЛУ в качестве участника инвестиционной деятельности, особо активизирующейся в таких областях, как приобретение недвижимости, предметов роскоши, продажа и реинвестирование наличных валютных средств и т.д. Предпочтительной организационно-правовой формой ФЛУ являются прообразы страны инкорпори-рования фирмы отечественному товариществу с ограниченной ответственностью и трастовые институты. Место базирования выбирается из числа «налоговых гаваней», нередко обусловленных близостью к месту выполнения основных функций ФЛУ. Например, любители экзотики могут открыть фирму где-нибудь в Сингапуре или на Кипре. Укрывать налоги удобнее в традиционно облюбованных зонах минимального налогообложения, таких как Малайзия или Панама. Если необходимо обеспечить конфиденциальность владельца и близость к европейским райским кущам — милости просим, скажем, в Люксембург. Как вытекает из характера предназначения ФЛУ, эти фирмы никакой реально ощутимой деловой активности не проявляют, бизнеса не ведут. Они созданы для того, чтобы скапливать и тратить полученные доходы с максимальным коэффициентом полезного действия. С этой точки зрения несколько иначе выглядят трасты. Траст создается для ведения хозяйственной деятельности в целях не только депонирования и сохранения, но и приумножения сбережений, сделанных в интересах третьих лиц — бенефициаров траста, например ближайших родственников, детей, жены, любовницы, особо ценного лица и прочих небезразличных собственнику средств персон. Он ведет себя как обычная деловая фирма: инвестирует и получает прибыли, покупает и продает, ведет любую деятельность, имеющую целью приумножение стартового капитала. Поэтому трасты, обычно со словом «foundation» в наименовании, можно встретить где угодно. При этом, следуя нашей типизации, он очень близок к традиционной ФЛУ. Мы не стали бы заострять внимание на ФЛУ, если бы не любопытный момент их повсеместного упоминания в неделовой практике совбизнеса. Достаточно народу попалось на удочку ФЛУ, ловко подбрасываемую очковтирателями Неделовая схема проста: вам якобы предоставляют возможность работать с первым лицом предприятия от имени его персональной фирмы, внешне не имеющей ни малейшей связи с предприятием-объектом ваших интересов. В этой схеме обязательно проявляется основное действующее лицо или несколько доверенных лиц якобы «директорской фирмы», и никогда не появляется непосредственный «владелец», тот самый директор, за которым вы охотитесь. Даже если фирма создана на существующих мощностях, это еще не значит, что иметь дело с ней более лаконично и эффективно, чем с основным материнским предприятием. Например, в эпоху кооперативного движения многие предприятия, «выполняя решения партии и правительства», пооткрывали внутри себя кооперативов. Ловкие ребята, вставшие у их рулей, «доверительно» заявляли, что представляют интересы не только кооператива и базового предприятия, но и лично руководства этого предприятия. Попалось на такую уловку множество народу. Правда заманчиво, когда вам выпало счастье работать с доверенным лицом кошелька. Самого Генерального, ходов на которого у вас никогда не было и не будет? Кто только не упоминался в комбинации: от директоров хлебопекарен до руководителей супергигантов ВПК. Бесспорно, кое-кто из руководителей действительно позарился на учредительские радости первых кооперативов. Однако видеть в этом простой и легкий доступ к руководству... Сегодня вместо кооперативов приходится слышать упоминания о далеких ФЛУ. Такие ссылки на фирмы-накопители средств директорского корпуса в подавляющем своем большинстве — не более чем дешевый трюк или очередное заблуждение легковеров. На поверку ФЛУ, даже будучи реально существующими, по известным причинам настолько замаскированы и ограничены в действиях, что даже самая незначительная утечка информации о них маловероятна, не говоря уже об использовании факта их истинной принадлежности и цели создания в контактах с малознакомым партнером. Так что, если в сочетании с далекой фирмой услышите: «За нами — Сам!», не верьте и удвойте бдительность. Впрочем, если Сам это подтверждает, что в отдельных случаях приходилось слышать из первых уст, тогда — другое дело, вам, действительно, повезло. Ему, скорее всего, нет. В разных ипостасях фирмы личных услуг присутствуют среди фирм нормативного бизнеса. Если за ними кроются безобидные помыслы типа тех, о которых мы сказали вначале, понятно, что надо делать. Но как быть, если вам предстоит работать против фирмы, представляющей собой сложное переплетение чистого бизнеса, того, что стоит рядом с ним, и его антипода — экономического преступления? ФИРМЫ - ЗОМБИ Состоящая из явных, скрытых и обреченных банкротов и предбанкротов—утопающих картотечников, эта группа фирм не столь безобидна, как предыдущая. Мы образно называем их «зомби» в силу того, что такие фирмы практически мертвы, но некие заданные программы продолжают выполнять. Плохо дело, когда за кнопками программы находится такой же «товарищ Зомби». В один прекрасный момент лодка тонет, увлекая за собой своих партнеров и их смежников, кредиторов и неосторожных инвесторов. Как только вызревают соответствующие условия для мошенничества, зомби становится полукриминальной фирмой. Сегодня можно и нужно говорить о развивающемся механизме перехвата инвестиций, в котором главное действующее лицо — «черная дыра», безвозвратно засасывающая средства, практически ничем не рискует. Такая устрашающая категория формируется новообразованиями, порожденными сырой рыночной экономикой совместно с навязчиво проводимой приватизацией. В условиях агонии производства, предбанкротного и картотечного состояния, многие директора идут на создание структур, в которые умудряются сливать остатки капиталов, иной раз весьма внушительных. Иногда это делается настолько топорно, что от подобной наглости и видавшие виды работники ГНИ руками разводят. Например, деньги от реализации продукции, проходя по чужим счетам, испаряются, чтобы в один прекрасный момент обнаружиться в виде вклада в уставный фонд некоего нового формирования «зомби». Дирекция пожимает плечами: «А что? Мы ведь банкроты...» Тем не менее, подобное, как ни странно, иногда проскакивает успешно. «Банкротство спишет все», — подобная мысль подталкивает на правонарушения, благо к тому есть дополнительные условия удобства откачки инвестиционных средств. Такие, например, действенные структуры как «жиро—фирмы». ЖИРО-ФИРМЫ: АККУМУЛЯТОРЫ И ОПЕРАТОРЫ Дитя неразумной налоговой политики жиро—фирмы («жировики»), выполняют вполне недвусмысленную роль: подставляя свои счета, они аккумулируют на них поступающие доходы и проводят соответствующие финансовые операции. условно все жиро-фирмы можно разделить на две категории: «накопители», использующие собственные счета исключительно для накопления средств, предположим, географически распыленных розничных продаж, и «операторы» — фирмы, непосредственно производящие финансовые операции с аккумулированными средствами в различных целях, например с целью их обналичивания, «отмывки», размещения на секретных счетах, использования в режимах конспирированных и анонимных платежей и т.д. Организационно-правовая форма подобных фирм вариьируется в зависимости от финансовых возможностей ее владельцев, условий страны инкорпорирования и текущей ситуации создателя. Обычный «жировик» — это что-то недорогое и доступное типа «ltd.» или «согр.», которые в Москве можно купить в одночасье не дороже штуки баксов со всем необходимым финансовым и бухгалтерским сопровождением. В купе с развитыми возможностями анонимизации владельца «жировики» после выполнения своей основной функции могут быть безболезненно законсервированы или ликвидированы, что и представляет интерес для их собственников. ПСЕВДОФИРМЫ (ПОДСТАВКИ) Для превенции и обрывания возможного преследования злоумышленниками могут быть использованы различные фирмы-подставки. Смысл создания таких фирм-однодневок видится в том, что под возможные санкции подставляется специально созданная буферная фирма, как правило, с ограниченной ответственностью владельцев, с минимальным уставным фондом — такая, потеря которой безболезненна. Но и такие фирмы, в свою очередь, могут быть камуфлированы и слабодоступны. Очень часто они регистрируются на вымышленных владельцев либо, попросту, на отсутствующих среди живых людей, что позволяет еще более эффективно купировать преследование на этой фирме без его дальнейшего распространения. Таким образом эффективно обрубаются как налоговые домогательства и санкции со стороны третьих лиц, так и партнерские иски и претензии. Обязательным являются два условия: анонимизация истинных хозяев фирмы-подставки и разгруженное состояние ее счета, приближающееся к нулю, что часто обнаруживается только к моменту наступления санкций. Более развитые схемы использования фирм-подставок могут предусматривать комбинации фирм в виде перегонных цепочек денег со счета фирмы-подставки к владельцу. Такая цепь может проходить через зоны законодательно обеспеченного непредоставления информации и различные организационно-правовые формы жирооператоров, затрудняющих отслеживание прохождения денег по «бумажному следу», идентификацию плательщиков и получателей. Нередко в таких цепочках задействуются разнообразные легитимные «стиральные машины». Например, представляется весьма эффективной цепочка по схеме «фирма-подставка — траст — ФЛУ — личный корпорационный счет». При соответствующем выборе стран базировании и организационно-правовых форм звеньев цепи, розыскные и следственные действия затруднительны либо практически невозможны, ибо, например: · законодательство страны инкорпорирования фирмы-подставки может счесть экономические и налоговые преследования безосновательными и отказать следственным органам иностранного государства в предоставлении информации; · затруднительно установить получателя и принадлежность полученных и перегнанных средств, ибо законодательство страны базирования траста может прямо устанавливать уголовную ответственность лица, уличенного в разглашении имени бенефициара траста; · место базирования фирмы личных услуг может быть выбрано в соответствии с принятыми в этой стране нормами о неразглашении банковской тайны; · и, наконец, корпоративный счет технически полностью анонимизирует его владельца, наделяя его расчеты внешними чертами фирменных операций с полученными деньгами, фактически являющимися его личной собственностью. Кроме того, наличие в цепочке «стиральной машины» в виде траста позволяет эффективно обелять или зачернять капитал, что сводит в нуль любые оперативные потуги следователей и оперативных работников частных сыскных служб. ФИРМЫ-КОНСТРУКТИВЫ Конструктивы представляют собой ситуативно предопределенные фиктивные фирмы, выполняющие функции обеспечения деятельности основной «конторы», условно их подразделяют на такие виды: • «камуфляж» · создается в целях легендирования криминальной или пограничной деятельности головной компании, для придания внешне правдоподобныхдоброкачественных признаков фирме-инициатору криминальных проектов. Попросту говоря, камуфляжная фирма — это легальная крыша для нелегальной деятельности. В этом варианте дела могут вестись как от имени этой фирмы - «крыши», так и от совершенно посторонних фирм. При этом могут быть нагло использованы внешние реквизиты и атрибуты реальных фирм, иногда даже весьма именитых, не имеющих никаких отношений с камуфляжем и не подозревающих об использовании своих имен в преступных целях. • «маскираторы» · создаются для сокрытия истинных намерений или владельцев материнской фирмы. Относительно безвредны в силу того что в отличие от «камуфляжа» имеют приверженность к игре по цивилизованным правилам. В росусловиях пагубны тем, что малоопытный роспартнер, позарившись на иллюзорную манкость перспектив маскиратора, возлагает на такие фирмы большие ожидания, подавляющей части которых никогда не суждено сбыться. Обычно деятельность фирмы-маскиратора носит узко направленный характер, например разведка рынка или его строго очерченного сегмента, пионерные проекты, исследование возможностей потенциальных партнеров, овладение ноу-хау и коммерческими секретами. Типичная организационно-правовая схема реализации маскираторов в рос бизнесе — совместное предприятие. «операторы» · обеспечивают выполнение вспомогательных операций в пограничных и криминальных проектах. Например, крупная фирма импортирует товар, а его «неформальную очистку», транспортировку или растаможивание нелегально ввезенного груза осуществляет крохотная фирма-оператор. Отличаются повышенным риском и потому редко живут долго. Их буферная функция наиболее четко видна в схемах типа «ящерица», когда основная контора выходит из острой ситуации, бросая на растерзание преследователям хвост - фирму-оператор. В отличие от «жировика», выполняющего чисто финансовые функции и потому часто представляющего собой чисто «бумажную фирму», операторы могут выполнять достаточно широкий набор реальных операций, могут иметь имущество и прочие вещественные активы, что на общем фоне российской предпринимательской активности, отражаемой массовой регистрацией новых фирм и предприятий, затрудняет их идентификацию в качестве элемента преступной комбинации. Регистрируются фирмы-операторы, как и любой конструктив, на подставных или несуществующих лиц. «ФАНТОМНЫЕ ФИРМЫ» Попросту несуществующие, дутые фирмы. Например, так называемый «русский офф-шор» предполагает такое любопытное построение, как открытие расчетного счета в банке под фальсифицированные документы без каких-либо регистрации, включая налоговые. Такая псевдофирма обеспечивает почти все финансовые операции и может существовать неопределенно долго, находясь в полной прозрачности и недоступности для нежелательных персонажей. Нечто подобное приходилось встречать и среди «инофирм», на поверку оказывающихся не более чем личным счетом дошлых проходимцев. Затруднительно дать рекомендации на все возможные варианты, но основные подходы диагностики фирм повышенной опасности мы осветим. ИНИЦИАТИВА И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИРМЫ Информация об истории создания фирмы и ее собственниках даст вам кое-какое представление о том, что можно ожидать от такого «интерпрайзиса», еще задолго до того, как вы вступите с ним в плотный контакт, возможно схватившись в клинч. Рабочая механика получения информации может быть предельно простой, а может потребовать от вас некоторых усилий. Из числа простых отметим тривиальный накат по типу «А знаете ли вы закон?» Мы этим приемом пользовались вплоть до 8 июля 1994 года, когда вышел Указ 1482 Президента и «Положение о порядке госрегистрации субъектов предпринимательской деятельности». Достаточно зацепить фирму по любому интересующему ее вопросу, что можно без труда сделать, проведя небольшую вспомогательную операцию. Далее запрашивается уставная документация и наводятся справки у представителей и работников фирмы. При этом главным аргументом подавления возможного сопротивления служит такой: «Знаете ли вы, что в Постановлении правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» написано, цитирую (тут вы роетесь в бумагах, извлекаете ксерокопию и читаете): «I. Установить, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять: — учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав; — документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты)». Вообще-то это постановление было не для всех, но это не мешало исправно «работать» ксерокопии, тем более когда она представляла собой всего лишь копию цитаты без преамбулы и других пунктов Постановления. В отдельных случаях, правда, приходилось прибегать к легендированию сотрудников, благо п. 3 Постановления оставлял для этого массу возможностей. С введением в жизнь Указа 1482, его п. 15 гласит, что органы госрегистрации в течение установленного для них рабочего дня «обязаны обеспечить открытость для всеобщего ознакомления данных государственного реестра предприятий». Это право охраняется ст. 51 ГК РФ. Органами госрегистрации пока является, например, налоговая инспекция. Задача РТ упрощается. Теперь о том, что можно увидеть в бумагах? Нас будет интересовать информация об учредителях, собственности фирмы и целях создания фирмы. Ее можно найти в договоре учредителей, который должен содержать сведения о наименовании (имени) и юридическом статусе учредителей (местожительстве), госрегистрации юридических лиц и паспортных данных физических лиц, размере уставного фонда, долях участия каждого участника. В реестре регистрации также вы найдете краткую информацию о предмете деятельности, которая, скорее всего, с введением нового гражданского кодекса пропадет, как только право на занятие определенным видом хозяйственной деятельности будет расширено. Вместе с тем следует отметить попытки создания компьютерных баз данных. В случае если вашим объектом является акционерное общество, право ознакомления с реестром его акционеров прямо предусмотрено соответствующим законодательством. Пробить «паспорт» или как некоторые наши шутники любят выражаться, проверить фирму «на прохладного», т.е. уточнить, не является ли владелец фирмы лицом, давно ушедшим из этой жизни, — процедура необременительная.
СОБСТВЕННОСТЬ ПАРТНЕРСКОЙ ФИРМЫ Отнесение фирмы к. категории фирм повышенной опасности только по признаку вида собственности представляется не столь уж и спорным, как это может показаться. Кроме рискологии, вопрос вида собственности имущества партнерской фирмы может дать понимание подходов к руководству таких фирм. В соответствии с новым «Гражданским кодексом России» собственность предприятия может быть четырех видов: государственная, муниципальная, собственность общественных организаций, частная. Последний вид представляется наиболее агрессивным. Именно фирмами с частной собственностью творится основная масса экономических безобразий. Пока еще откровенно агрессивных поползновений со стороны государственных фирм нам встречать не приходилось. Поэтому с точки зрения рискологии вывод прост: частная фирма — удваиваем бдительность. Однако далеко не всегда и не всем понятно, что и со стороны фирм других видов собственности может исходить реальная угроза. Выше мы говорили о «зомби». Также в связи с возможными сбоями проектов можно показать, как негативно «работает» муниципальная и «общественная» собственность. Их уязвимые места могут быть опосредованы такими негативными моментами, как: · слабая привязка оплаты руководства организации к конечным результатам деятельности. Предлагайте сколько хотите, но пока не прозвучит личный интерес, дело не сдвинется; · диспропорции трудового вознаграждения ауп по отношению к рыночному окружению. Чиновник в госкресле получает меньше своего собрата из частной коммерческой структуры, чиновник «высокого уровня» может получать неоправданно больше своего функционального аналога из частнопредпринимательской структуры, что, кстати, не мешает раздутию его аппетитов; · низкая оперативность решения вопросов. Нет стимулов инициирования новой деятельности, если только вы не откроете непосредственно чиновнику или руководителю новую «рыночную возможность»; · - низкая ответственность руководства. Завалят проект, и, если слабо проработана механика истребования обязательств, стрясти издержки с госмужей — дело безнадежное. Однако эти слабинки для РТ имеют двоякое значение. С одной стороны, это несомненная угроза проекту в части возможного активирования различных тормозных негативных факторов, с другой стороны, это рабочие рычаги управления такими фирмами, предоставляемые в ваши руки через их управление — живых людей, объективно склонных и предрасположенных для обработки и воздействия. АНАЛИЗ АТРИБУТОВ ПАРТНЕРСКОЙ ФИРМЫ
устав и рискография фирмы Р-техно: анализ устава осмотр фирменной печати построение выводов
УСТАВ И РИСКОГРАФИЯ ФИРМЫ Ввиду того что российское хозяйственное законодательство претерпевает значительные изменения, анализ уставных документов отчасти призван снизить возможные законодательные риски. Отметим, что с развитием законодательства минимизация этих рисков утрачивает свою актуальность. Вторая группа рисков, косвенно выявляемая анализом уставных документов, касается вероятного ввержения в криминальные орбиты. Недоброкачественные формирования, такие скажем, как фирмы—конструктивы, в качестве уставных документов могут предложить вам или сфабрикованные подделки—фальсификаты — «кукляки» или предметно ориентированные уставы, способные «проколоть» недоброкачественность фирмы. Своевременное выявление агрессивно-криминальной направленности партнерской фирмы поможет вам правильно сориентироватьс
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|