Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение «Мой портрет глазами группы»




Упражнение «Мой портрет глазами группы»

Ведущий обращается к участникам группы с вопросом: «Есть ли среди вас желающие получить свой психологический порт-оет? И не просто словесный портрет с перечислением досто­инств и недостатков, а совершенно реальное изображение на бумаге вашего облика? ». Находятся желающие (1-2 человека), иМ предлагается занять «горячий стул». Все остальные участни­ки группы становятся художниками. Им необходимо изобра­зить портрет выбранных участников на бумаге. Ведущий пояс­няет технику рисования: «Не стоит стремиться к внешнему сходству, необходимо создать именно психологический порт­рет человека, сидящего перед вами. Для этого нужно исходить из единственного принципа «Я вижу так! » Пусть ваши рисун­ки будут иметь метафорический смысл и тонкий подтекст. Ограничений нет, будьте свободны в выборе способов изобра­жения внутреннего облика человека. Это может быть реаль­ный предмет, какой-либо узор, абстрактный орнамент или набор цветовых пятен. Единственное условие - до конца уп­ражнения запрещается разговаривать».

Рисование продолжается в течение 10-15 минут. Ведущий предупреждает о необходимости завершать работу за минуту до окончания отведенного времени, после чего рисунки рас­полагаются на стульях участников, а все «художники» рассмат­ривают «портреты», переходя от одного к другому. Затем сле­дует групповая рефлексия:

• обсуждение чувств, вызванных процессом создания «порт­ретов»;

• обсуждение чувств, вызванных созданными рисунками, у «натурщиков», интерпретация изображений и выражение согласия или несогласия с «портретом»;

• пояснение своих «портретов» «художниками».

После рефлексии каждый «художник» преподносит «порт-Рет» в дар изображенному на нем лицу.

Материалы: листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Упражнение «Сколько во мне людей? »

Для обсуждения предлагается цитата Вильяма Джеймса: «Ког-Ла встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро:

каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из двоих, каким они являются на самом деле».

Вопросы для обсуждения:

• Как вы понимаете эту фразу?

• Как самосознание человека связано с отношениями с роди­телями, друзьями, коллегами по работе?

Упражнение «Прокурор и адвокат»

Участники делятся на две группы (произвольно). Одна иг­рает роль «прокурора», другая — «адвоката». Кто-то из группы садится в круг по жребию или по мере психологической готов­ности. Группа начинает высказываться, «адвокаты» акценти­руют внимание на положительных сторонах сидящего в цент­ре, усиливают их, приводят подтверждающие примеры, а «про­куроры» аргументированно доказывают обратное.

Упражнение «Мой портрет»

Каждый из участников по мере психологической готовнос­ти пытается выразить свои представления о том, каким его представляет (воспринимает) группа, в том числе какими яв­ляются представления о нем у каждого члена группы, каким в целом является групповое чувство по отношению к нему.

Группа выступает в роли коллективного эксперта, но по­правляет участника, который высказывает свои представления лишь в случае очень значительного расхождения с действи­тельным восприятием группой данного человека группой.

Упражнение «Отверженный»

Один из группы выходит из комнаты, оставшиеся называют 5—7 причин, по которым этого участника можно (или нужно) «отвергнуть». Например, слишком заносчив, груб, замкнут и т. д.

В группе выбирается «секретарь», который фиксирует выс­казывания, причем без указания источника, поскольку мне­ние должно быть групповым. Затем приглашается выходив­ший, сначала он должен сам попробовать и назвать три-четы­ре причины, которые, по его мнению, могла назвать группа по отношению к нему. После этого зачитывается «протокол».

у участника есть право на один вопрос, если что-то в этом перечне ему не ясно.

Упражнение «Чемодан»

Один из членов группы выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу «чемодан». В этот «чемодан» набирается то, что, по мнению группы, поможет человеку в личностном и профессиональном росте, все поло­жительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает человеку, его отрицательные проявления, над чем ему необходимо ак­тивно поработать.

Выбирается «секретарь». Он делит лист вертикально попо­лам, на одной стороне ставится знак «+», на другой «—». Для хорошего «чемодана» нужно не менее 5-7 характеристик с той и другой стороны. Затем входит член группы, и ему зачитыва­ется и передается этот список.

В конце занятия с участниками тренинга составляется со­глашение (см. упражнение «Соглашение»). Листы с соглаше­нием и домашним адресом сдаются руководителю.

Упражнение «Соглашение»

Каждый член группы составляет соглашение (контракт) с самим собой, отвечая на следующие вопросы:

1.  Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе?

2. Каким образом я собираюсь это сделать?

3. Когда я это буду делать?

В соглашении следует особо подчеркнуть: области своего поведения, нуждающиеся в перестройке; свои сильные и сла­бые стороны. Необходимо быть честным с самим собой отно­сительно этих сторон. Кроме того, следует изложить намечае­мые изменения, касающиеся работы, семьи, своего стиля об-Щения, отношений с родственниками, друзьями. Наметить конкретные цели и пути их достижения.

Составленные соглашения складываются в конверты, где Указывается точный почтовый адрес подписавшего «контракт» с самим собой. Конверты сдаются руководителю, который че-Рез определенное время высылает соглашение.

Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб­ное пособие. М., 2003.

Григорьева Т. Г., Пинская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного об­щения: Методич. пособие для преподавателей. — Новосибирск, М. , 1997.

Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М., 1991.

Талайко СВ. Диагностика и развитие профессионально значимых качеств личности педагога: Метод, рекомендации. — Минск, 1998.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...