Ситуация «портфель». Ситуация «жучок». Ситуация «стул». Конфликтные педагогические ситуации. С возможными вариантами решения
Ситуация «Портфель» Ученик десятого класса с большим нежеланием занимается На уроках истории и обществоведения. Учительница, не сумев найти контакта с учеником, часто грубо делает ему замечания по поводу его отношения к занятиям. Ученик в ответ намеренно нарушает дисциплину. Однажды он так вел себя на уроке, что учительница попросила его выйти из класса. Ученик отказался выполнить ее просьбу. Тогда учительница подошла к его столу, взяла портфель и выбросила в коридор. Ученик в ответ подошел к столу учительницы, взял ее сумку и бросил вдоль класса. Как разрешить данную ситуацию? Ситуация «Жучок» В пятом классе учился Вова, ученик очень грубый и недисциплинированный. Класс он держал в своих руках. Учителей не слушал и этим гордился. В школу пришла новая учительница. На второй день Вова решил проучить новую учительницу, а себе прибавить славы. Когда учительница пришла на урок, он, как дежурный, доложил, что положено, и вдруг что-то сунул ей в руку. Молодая учительница вскрикнула, потом вдруг поняла, что это жучок, сделанный из катушки с резинкой... Как реагировать на данную ситуацию учителю? Ситуация «Стул» Учительница пения работает в школе первый год. Она классный руководитель четвертого класса, в котором у нее сейчас начался урок. Когда она хотела сесть на стул, ученик, стоящий за ее спиной, отодвинул стул — и учительница упала... Как учительнице действовать дальше? Вишнякова Н. Ф. Конфликт - это творчество? = The conflict - is it creative? Тренинговый практикум по конфликтологии - Минск, 1996. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) - М., 1994 Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций - М., 1999.
КОНФЛИКТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ С ВОЗМОЖНЫМИ ВАРИАНТАМИ РЕШЕНИЯ Ситуация «Контрольная» Звонок на урок. Учитель заходит в класс и видит, что задание для контрольной работы, написанное им на доске, стерто. Возможный вариант решения: Учитель: «Пусть тот, кто это сделал, напишет задание еще раз, а в оставшееся время вы должны будете решить контрольную работу». Ситуация «Урок стоя» Урок начался как обычно. Учитель вошел в класс. Ученики для приветствия встали. Но после слов педагога: «Здравствуйте, садитесь», — все продолжают стоять. Возможный вариант решения: Необходимо, чтобы учащиеся сами поняли, что сидеть на уроке удобнее, нежели 45 минут стоять. Один из способов добиться этого - начать урок как обычно, не акцентируя внимания на том, что класс стоит. Ситуация «Украшение» Урок английского языка в десятом классе ведет молодая учительница. По ходу урока, проходя по классу, она приостанавливается у парты Вити. На платье учительницы Витя замечает украшение из янтаря и тут же в сторону бросает реплику: «Подумаешь, канифоль нацепила». Возможный вариант решения: Спокойным, тихим голосом рассказать притчу о причудливом морском камне, который приносит счастье женщине, согревая ее своим теплом. Ситуация «Необычное применение стула» Учительница музыки входит в восьмой класс. За последней партой развалился «акселерат» с распущенными волосами. На голове у него стул. Весь класс озорливо поглядывает то на учительницу, то на ученика и ждет ее реакции. Возможный вариант ответа для учителя: «Что, уже и этим местом сидят? » Класс взрывается от смеха. Ученик покраснел. Он явно смущен и теперь не знает, что делать. Учитель же как ни в чем не бывало начинает урок. Стул поставлен на место. Ситуация «Опоздание»
Наташа регулярно опаздывает на первый урок. Вот и сегодня в очередной раз (неизвестно какой по счету) она входит в класс через 15 минут после звонка, когда урок в самом разгаре. Ваши действия: 1. Не обратить никакого внимания на это опоздание (привыкли). 2. Похвалить Наташу за то, что она пришла на целых 15 секунд раньше, чем обычно. Прогресс. 3. Устроить «торжественную» встречу «Ее Величества Наташи» с бурными аплодисментами всего класса и восхищенными возгласами учителя. Ситуация «Система» Ребята шестого класса решили сорвать урок истории у молодой учительницы (работает в школе второй год), заменявшей заболевшего коллегу. Учащиеся, как выяснилось позже (мальчики, 5—6 человек), договорились «хрюкать». Когда учительница вошла в класс, раздался соответствующий звук. Но учительница не реагировала, поскольку не знала, что это: система или случайность. Свою «атаку» она повела после второго хрюканья. Возможный вариант решения: «Спасибо, Витя, напомнил. В субботу я со своим классом (она была классным руководителем в параллельном классе) наметила экскурсию на свиноферму. Кто из вас пожелает, могу взять с собой. Витя нам поможет в «общении». Мне от ребят уже приходилось слышать о твоем увлечении, но не думала, что это так серьезно. Поможешь, Витя? » Урок прошел успешно. Желающих мешать не оказалось. Ситуация «Войдите» Урок биологии в девятом классе ведет молодая учительница. Через пять минут после начала урока с шумом раскрывается дверь и, нагловато спросив разрешения войти в класс, на пороге останавливаются трое «трудных» учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли, как подобает учащимся школы. Ребята выходят в коридор. Через минуту дверь открывается снова, и они вползают в класс на четвереньках... Возможный вариант решения: Учительница обращается к классу: «Ребята, у нас есть возможность пронаблюдать, как передвигались далекие предки первобытных людей». И — ученикам, стоящим на четвереньках: «Пожалуйста, проползите на свои места». В классе взрыв смеха. Смущенные шутники не выдерживают, встают на ноги и торопятся занять свои места. Учительница благодарит их и продолжает урок. Вишнякова Н. Ф. Конфликт — это творчество? = The conflict — is it creative?: Тренинговый практикум по конфликтологии. — Минск, 1996. Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М., 1999.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|