Позитивность Я-концепции педагога
Позитивность Я-концепции педагога Информация к размышлению: «Чем меньше учитель уверен в себе, тем больше он склонен к стереотипному, формальному мышлению и, соответственно, к догматическому стилю преподавания, основанному на постановке вопросов, требующих однозначного ответа, на изложении фактов с целью одного только запоминания. В результате преподавание явно тяготеет к примитивным формам, чему способствует стремление учителя не допустить возникновения дискуссий, вариативных выборов и альтернатив в процессе обучения.... Как видим, вновь во весь рост встает проблема «Я-концепции» учителя, которая служит реальным психологическим обеспечением успеха его деятельности либо приводит к неизбежным затруднениям и явным или скрытым неудачам. Результаты большого числа исследований говорят о том, что «эффективные» учителя по сравнению с «неэффективными» отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики. Они обладают способностью оказывать позитивное воздействие на Я-концепцию и успеваемость учащихся. Учителя, которые внутренне себя принимают, с большей легкостью принимают и других. В то время как учителя, склонные к от-Рицанию, чаще отталкивают других... Учителя, обладающие позитивным самовосприятием, уверенностью в себе, в своих педагогических способностях, вступают в общение с другими с оольшей легкостью и поэтому более эффективно решают задачи, стоящие перед ними на уроке». Вопросы для обсуждения: • Как складывается образ «Я» педагога? Какие факторы влияют на его формирование? • Каким образом позитивность Я-концепции связана с самоактуализацией личности, мотивацией на профессиональную деятельность?
• Влияет ли позитивность самовосприятия учителя на уровень его эмоциональной устойчивости? В чем это может проявляться? • Предложите способы гармонизации личности учителя, повышения уровня его профессионального самосознания. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. — М., 1986. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. — М., 1998. Пилиповский В. Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества. // Педагогика. — 1997. — №5. УПРАЖНЕНИЯ НА ОСОЗНАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРИЯТИЯ СЕБЯ ДРУГИМИ Упражнение «Самокритика» У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от других. При этом невольно возникает вопрос: разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам видит себя. Данное упражнение помогает выяснить этот вопрос. Участники берут листы бумаги, подписывают их и разделяют на три вертикальных полосы. 1-я графа: «Кто я? ». 10 слов-эпитетов. Ответы записываются быстро, точно в той формулировке, в которой они приходят в голову. 2-я графа: «Как на этот вопрос ответили бы ваши родители, знакомые? » (можно выбрать кого-то одного). 3-я графа: на этот же вопрос отвечает кто-то из группы. Кто именно, участник определяет сам. Затем каждый участник забирает свой листок, сравнивает ответы, выделяет сходство характеристик. Можно выделить доминирующую линию поведения - она повторяется во всех трех характеристиках. Подсчитывается количество совпадений. Количество совпадений определяет степень открытости человека. Упражнение «Представление партнера» Группа делится на пары (в пару объединяются наименее знакомые люди). В течение пяти минут каждый участник в беседе со своим партнером должен получить о нем как можно больше информации. В самопрезентации необходимо отразить следующие вопросы: что я ценю в самом себе, предмет моей гордости, что я умею делать лучше всего и др.
Презентации происходят следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий говорит от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Задача говорящего — ыурпостроить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно одну минуту. После представления сидящего любой член группы имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Тот, кого презентуют не имеет право вмешиваться в процесс и что-либо пояснять, его задача — молчать и слушать. Примеры вопросов выступающему: • Какие качества ты наиболее ценишь в людях? • Что ты считаешь самым отвратительным? • Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? • Какого рода это влияние? • Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? Обсуждение. Во время обсуждения итогов выполнения упражнения уделяется внимание следующим аспектам: способности верно и сжато передать полученные о нем от партнера сведения; способности вчувствоваться в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию. Вопросы для обсуждения: • Оцени успешность твоей презентации своего партнера. • Удалось ли твоему партнеру верно изложить сведения о тебе? • Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|