Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Позитивность Я-концепции педагога




Позитивность Я-концепции педагога

Информация к размышлению: «Чем меньше учитель уверен в себе, тем больше он склонен к стереотипному, формальному мышлению и, соответственно, к догматическому стилю препо­давания, основанному на постановке вопросов, требующих однозначного ответа, на изложении фактов с целью одного только запоминания. В результате преподавание явно тяготеет к примитивным формам, чему способствует стремление учите­ля не допустить возникновения дискуссий, вариативных вы­боров и альтернатив в процессе обучения.... Как видим, вновь во весь рост встает проблема «Я-концепции» учителя, которая служит реальным психологическим обеспечением успеха его деятельности либо приводит к неизбежным затруднениям и явным или скрытым неудачам.

Результаты большого числа исследований говорят о том, что «эффективные» учителя по сравнению с «неэффективными» отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики. Они обладают способностью оказывать позитивное воздей­ствие на Я-концепцию и успеваемость учащихся. Учителя, которые внутренне себя принимают, с большей легкостью принимают и других. В то время как учителя, склонные к от-Рицанию, чаще отталкивают других... Учителя, обладающие позитивным самовосприятием, уверенностью в себе, в своих педагогических способностях, вступают в общение с другими с оольшей легкостью и поэтому более эффективно решают зада­чи, стоящие перед ними на уроке».

Вопросы для обсуждения:

• Как складывается образ «Я» педагога? Какие факторы влия­ют на его формирование?

• Каким образом позитивность Я-концепции связана с само­актуализацией личности, мотивацией на профессиональную деятельность?

• Влияет ли позитивность самовосприятия учителя на уро­вень его эмоциональной устойчивости? В чем это может проявляться?

• Предложите способы гармонизации личности учителя, по­вышения уровня его профессионального самосознания.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М., 1986. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. — М., 1998. Пилиповский В. Я. Требования к личности учителя в условиях высокотех­нологического общества. // Педагогика. — 1997. — №5.

УПРАЖНЕНИЯ НА ОСОЗНАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ

САМОВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРИЯТИЯ СЕБЯ ДРУГИМИ

Упражнение «Самокритика»

У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от других. При этом невольно возникает вопрос: разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам видит себя. Данное упражнение помогает выяснить этот вопрос. Участники берут листы бумаги, подпи­сывают их и разделяют на три вертикальных полосы.

1-я графа: «Кто я? ». 10 слов-эпитетов. Ответы записываются быстро, точно в той формулировке, в которой они приходят в голову.

2-я графа: «Как на этот вопрос ответили бы ваши родители, знакомые? » (можно выбрать кого-то одного).

3-я графа: на этот же вопрос отвечает кто-то из группы. Кто именно, участник определяет сам.

Затем каждый участник забирает свой листок, сравнивает ответы, выделяет сходство характеристик. Можно выделить до­минирующую линию поведения - она повторяется во всех трех характеристиках. Подсчитывается количество совпадений. Ко­личество совпадений определяет степень открытости человека.

Упражнение «Представление партнера»

Группа делится на пары (в пару объединяются наименее знакомые люди). В течение пяти минут каждый участник в беседе со своим партнером должен получить о нем как можно больше информации. В самопрезентации необходимо отра­зить следующие вопросы: что я ценю в самом себе, предмет моей гордости, что я умею делать лучше всего и др.

Презентации происходят следующим образом: один из чле­нов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий говорит от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Задача говорящего — ыурпостроить свою презентацию так, чтобы она длилась ров­но одну минуту. После представления сидящего любой член группы имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Тот, кого презентуют не имеет право вмешиваться в процесс и что-либо пояснять, его задача — молчать и слушать.

Примеры вопросов выступающему:

• Какие качества ты наиболее ценишь в людях?

• Что ты считаешь самым отвратительным?

• Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь?

• Какого рода это влияние?

• Чего бы тебе хотелось добиться в жизни?

Обсуждение. Во время обсуждения итогов выполнения уп­ражнения уделяется внимание следующим аспектам:

способности верно и сжато передать полученные о нем от партнера сведения;

способности вчувствоваться в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.

Вопросы для обсуждения:

• Оцени успешность твоей презентации своего партнера.

• Удалось ли твоему партнеру верно изложить сведения о тебе?

• Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...