Методика самооценки студента. Бланк самооценки личности. Определение самооценки. И интерпретация результатов тестирования
МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ СТУДЕНТА Представленная ниже методика самооценки студента может выполняться как индивидуально, так и в группе. Данная методика пригодна и для групп юношеского возраста (старшеклассников). Испытуемым выдаются бланки для самооценки личности. БЛАНК САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
г = 1 - 0, 00075 х Sd Инструкция первая. Прочтите внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое из них в пределах от 20 до 1 балла. Оценку «20» проставьте в графе № бланка слева от того каче- ства, которое, по вашему мнению, является самым желанным, полезным, значимым; оценку «1» — слева от качества, которое менее всех желательно, полезно, значимо; оценки от «2» до «19» расположите в соответствии с вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните: ни одна оценка не должна повториться. Загните левую часть бланка с оценками таким образом, чтобы они не были видны. Инструкция вторая. В графе N справа отметьте оценкой «20» то качество, которое по вашему мнению присуще вам в наибольшей степени; оценкой «19» — качество, присущее вам несколько меньше, и т. д.; наконец, оценкой «1» — качество, характерное для вас в наименьшей степени. Оценки не должны повторяться. Определение самооценки
и интерпретация результатов тестирования • Отогните левую часть бланка. • Начиная с верхней строки, из оценки, стоящей слева, вычтите оценку, стоящую справа; результат запишите в графе d, возведите его в квадрат и второй результат запишите в графе d2. • Сложите все значения с d2 и запишите внизу полученную сумму. • Помножьте эту сумму на 0, 00075. • Из единицы вычтите полученное произведение. В конечном счете вы определите коэффициент ранговой корреляции г, который может иметь значения от +1 до —1. Он выражает характер и тесноту связи между отношением человека к качествам, названным в бланке, и самооценкой тех же качеств у самого себя. Чем ближе коэффициент к +1, тем выше самооценка, выражающаяся значениями коэффициента корреляции 0, 62—0, 85. Значения г, превышающие 0, 85, могут свидетельствовать о завышенной самооценке, о некритичном отношении к себе. Практические занятия по психологии: Учебное пособие. / Под ред. Д°-Богдановой, И. П. Волковой. — М., 1989. ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Я - концепция учителя и его педагогические установки Информация к размышлению: «Проблема Я-концепции учителя... служит реальным психологическим обеспечением успеха его деятельности либо приводит к неизбежным затруднениям и явным или скрытым неудачам. В исследованиях Р. Каммингса у учителей, обладающих пониженной самооценкой, были выявлены установки, заключающие в себе очевидный негативный потенциал, способный оказывать на личность школьника пагубное влияние. Для характеристики собственного стиля они выбирали следующие утверждения: 1. Отрицательно реагировать на тех учащихся, которые тебя не любят; 2. Используя любую возможность, создавать учащимся трудности, поскольку это не позволяет расслабляться;
3. Стимулировать учащихся к учебе, вызывая у них чувство вины за свои промахи; 4. По возможности строить учебную деятельность на основе конкурентной борьбы; 5. Исходить из вероятности нечестного поведения учащихся на экзаменах; 6. Сталкивать учащихся лицом к лицу с суровой реальностью взрослой жизни; 7. Стремиться к установлению жесткой дисциплины; 8. Увеличивать степень наказания учащегося пропорционально его вине». Вопросы для обсуждения: * Насколько были присущи учителям школы, которую вы окончили, приведенные выше педагогические установки? Какие из них вы разделяете? Задания по анализу информации: • Обсудите в группе каждую из процитированных учительских установок с точки зрения конфликтогенности общения со школьниками. • Отталкиваясь от приведенных Р. Каммингсом педагогических ориентации, сформулируйте их на принципиально иной основе, соответствующей учителям с положительным самовосприятием. Рыданова И. И. Педагогические конфликты, пути преодоления. Учебное пособие для студ. пед. спец-тей вузов. — Минск, 1998. Психологически здоровый человек Информация к размышлению: «Психически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и раскованно... Жизнь их всегда полна смысла, имеет цель - будь то забота о благе народа или о благе конкретных людей... Они умеют отдаваться своей цели полностью. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большой самостоятельностью, независимостью от предрассудков времени, авторитетов. Психологически здоровые люди большие жизнелюбы: они умеют получать удовольствие от жизни в большом и малом — и от аромата цветка, и от красоты математической формулы... Такая личность исключительно оптимистична. Даже в самой катастрофической ситуации она не теряет надежды, и это нередко дает силы найти выход. Это личность необычайно активная -никогда не ждет, пока кто-то начнет работу, стремится взяться за дело сам, выложиться в любом деле до конца. Такие люди не боятся идти на риск — не ради самого риска, а ради дела. Не боятся неудач — умеют достойно пережить их, не сломаться. И самое главное... такие люди отличаются очень высокой степенью самооценки. Нет, они не преувеличивают собственных достоинств и стремятся каждую минуту стать лучше, преодолеть свои недостатки, но и уважают себя. Уважают в себе личность, человеческое достоинство. Именно такие люди... глубже и полнее способны любить... Именно они вызывают ответную любовь — сила их чувств теснейшим образом связана с высоким развитием их личности».
Для обсуждения: • Как часто вам приходилось встречать школьных учителей, обладающих психологическим здоровьем? Задание по анализу информации: • Проанализируйте состояние своего психологического здоровья и составьте программу самосовершенствования. Гозман Л. Я., Ажигихина Н. И. Психология симпатий. — М., 1988. Рыданова И. И. Педагогические конфликты- пути преодоления. Учебное пособие для студ. пед. спец-тей вузов. — Минск, 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|