Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика самооценки студента. Бланк самооценки личности. Определение самооценки. И интерпретация результатов тестирования




МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ СТУДЕНТА

Представленная ниже методика самооценки студента может выполняться как индивидуально, так и в группе. Данная мето­дика пригодна и для групп юношеского возраста (старшек­лассников).

Испытуемым выдаются бланки для самооценки личности.

БЛАНК САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

Качество N d d2
  Уступчивость Смелость Вспыльчивость Настойчивость Нервозность Терпеливость Увлекаемость Пассивность Холодность Энтузиазм Осторожность Капризность Медлительность Нерешительность Энергетичность Жизнерадостность Мнительность Упрямство Беспечность Застенчивость      

г = 1 - 0, 00075 х Sd

Инструкция первая. Прочтите внимательно все слова, ха­рактеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости, жела­тельности. Оцените каждое из них в пределах от 20 до 1 балла. Оценку «20» проставьте в графе № бланка слева от того каче-

ства, которое, по вашему мнению, является самым желан­ным, полезным, значимым; оценку «1» — слева от качества, которое менее всех желательно, полезно, значимо; оценки от «2» до «19» расположите в соответствии с вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните: ни одна оценка не должна повториться.

Загните левую часть бланка с оценками таким образом, что­бы они не были видны.

Инструкция вторая. В графе N справа отметьте оценкой «20» то качество, которое по вашему мнению присуще вам в наи­большей степени; оценкой «19» — качество, присущее вам не­сколько меньше, и т. д.; наконец, оценкой «1» — качество, ха­рактерное для вас в наименьшей степени. Оценки не должны повторяться.

Определение самооценки

и интерпретация результатов тестирования

• Отогните левую часть бланка.

• Начиная с верхней строки, из оценки, стоящей слева, выч­тите оценку, стоящую справа; результат запишите в графе d, возведите его в квадрат и второй результат запишите в

графе d2.

• Сложите все значения с d2 и запишите внизу полученную

сумму.

• Помножьте эту сумму на 0, 00075.

• Из единицы вычтите полученное произведение.

В конечном счете вы определите коэффициент ранговой корреляции г, который может иметь значения от +1 до —1. Он выражает характер и тесноту связи между отношением челове­ка к качествам, названным в бланке, и самооценкой тех же качеств у самого себя. Чем ближе коэффициент к +1, тем выше самооценка, выражающаяся значениями коэффициента кор­реляции 0, 62—0, 85. Значения г, превышающие 0, 85, могут сви­детельствовать о завышенной самооценке, о некритичном от­ношении к себе.

Практические занятия по психологии: Учебное пособие. / Под ред. Д°-Богдановой, И. П. Волковой. М., 1989.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ -

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Я - концепция учителя

и его педагогические установки

Информация к размышлению: «Проблема Я-концепции учи­теля... служит реальным психологическим обеспечением успе­ха его деятельности либо приводит к неизбежным затруднени­ям и явным или скрытым неудачам.

В исследованиях Р. Каммингса у учителей, обладающих по­ниженной самооценкой, были выявлены установки, заключа­ющие в себе очевидный негативный потенциал, способный оказывать на личность школьника пагубное влияние. Для ха­рактеристики собственного стиля они выбирали следующие утверждения:

1. Отрицательно реагировать на тех учащихся, которые тебя не любят;

2. Используя любую возможность, создавать учащимся труд­ности, поскольку это не позволяет расслабляться;

3. Стимулировать учащихся к учебе, вызывая у них чувство вины за свои промахи;

4. По возможности строить учебную деятельность на основе конкурентной борьбы;

5. Исходить из вероятности нечестного поведения учащихся на экзаменах;

6. Сталкивать учащихся лицом к лицу с суровой реальностью взрослой жизни;

7. Стремиться к установлению жесткой дисциплины;

8. Увеличивать степень наказания учащегося пропорциональ­но его вине».

Вопросы для обсуждения:

* Насколько были присущи учителям школы, которую вы окончили, приведенные выше педагогические установки? Какие из них вы разделяете?

Задания по анализу информации:

• Обсудите в группе каждую из процитированных учительс­ких установок с точки зрения конфликтогенности общения со школьниками.

• Отталкиваясь от приведенных Р. Каммингсом педагогичес­ких ориентации, сформулируйте их на принципиально иной основе, соответствующей учителям с положительным само­восприятием.

Рыданова И. И. Педагогические конфликты, пути преодоления. Учебное пособие для студ. пед. спец-тей вузов. — Минск, 1998.

Психологически здоровый человек

Информация к размышлению: «Психически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и раскованно... Жизнь их всегда полна смысла, имеет цель - будь то забота о благе народа или о благе конкретных людей... Они умеют отда­ваться своей цели полностью. В любой работе такие люди за­метны: их мышление отличается большой самостоятельностью, независимостью от предрассудков времени, авторитетов. Пси­хологически здоровые люди большие жизнелюбы: они умеют получать удовольствие от жизни в большом и малом — и от аромата цветка, и от красоты математической формулы... Такая личность исключительно оптимистична. Даже в самой катаст­рофической ситуации она не теряет надежды, и это нередко дает силы найти выход. Это личность необычайно активная -никогда не ждет, пока кто-то начнет работу, стремится взяться за дело сам, выложиться в любом деле до конца. Такие люди не боятся идти на риск — не ради самого риска, а ради дела. Не боятся неудач — умеют достойно пережить их, не сломаться.

И самое главное... такие люди отличаются очень высокой степенью самооценки. Нет, они не преувеличивают собствен­ных достоинств и стремятся каждую минуту стать лучше, пре­одолеть свои недостатки, но и уважают себя. Уважают в себе личность, человеческое достоинство. Именно такие люди... глубже и полнее способны любить... Именно они вызывают ответную любовь — сила их чувств теснейшим образом связана с высоким развитием их личности».

Для обсуждения:

• Как часто вам приходилось встречать школьных учителей, обладающих психологическим здоровьем?

Задание по анализу информации:

• Проанализируйте состояние своего психологического здо­ровья и составьте программу самосовершенствования.

Гозман Л. Я., Ажигихина Н. И. Психология симпатий. — М., 1988. Рыданова И. И. Педагогические конфликты- пути преодоления. Учебное пособие для студ. пед. спец-тей вузов. — Минск, 1998.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...