Упражнение «На уроке». Упражнение «Всеравно ты молодец, потому что.». Кто не смог выполнить задание? Почему?. «Как оказывать и принимать знаки внимания?»
Упражнение «На уроке» Участникам предлагается разыграть варианты поведения в следующей проблемной ситуации: «Идет урок. Учитель объясняет новый материал. В это время группа учеников не слушает его. Они заняты другим, совершенно посторонним делом: переговариваются друг с другом, передают какие-то записки». Предложите возможные варианты поведения учителя. Представьте на месте учителя человека, глубоко себя уважающего, и человека, мало себя уважающего. Проанализируйте их поведение. Разыграйте эти варианты, представив реакцию учеников. Упражнение «Всеравно ты молодец, потому что... » Упражнение выполняется в парах. Первый участник пары начинает рассказ со слов: «Мне не нравится в себе... » Второй, выслушав, должен отреагировать на сказанное, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что... » Затем участники меняются ролями. Вопросы для обсуждения: Кто не смог выполнить задание? Почему? Что чувствовал человек, к которому была обращена под- Держка? Упражнение «Как оказывать и принимать знаки внимания? » Все участники группы стоят лицом друг к другу, образуя два круга — внутренний и внешний. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Первый член пары искренне оказывает знак внимания партнеру, стоящему напротив. Знаками внимания оцениваются поступки, навыки, внешность и др. Партнер отвечает: «Да, конечно, но, кроме того, я еще и... » (называет те качества, которые он в себе ценит и считает, что они заслуживают внимания). Затем партнеры меняются ролями. После обмена знаками внимания в парах, все делают шаг влево, образуя новые пары, и процедура повторяется. Вопросы для самоконтроля:
• От чего зависит формирование Я-концепции личности? • Какую роль в развитии личности занимает позитивное самовосприятие, адекватность самооценки? • Насколько, по вашему мнению, положительно ваше самосознание? • Какие признаки отличают человека, обладающего положительным самосознанием? Для чего оно необходимо учителю? • Как можно развивать свое самосознание? Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 2003. Гаджиева Н. М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 1997. Шапиро Д. Конфликт и общение: путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. — Минск, 1999. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Для самостоятельного выполнения студентам предлагается выполнить следующие задания и упражнения. Упражнение «Самоисповедь» Открытость — это, прежде всего, умение быть честным и естественным в отношениях с другими и с самим собой. Предлагается честно и откровенно ответить на следующие вопросы: __ Хорошо ли знают меня другие люди? _ Легко ли им понимать меня? - Знаю ли и понимаю ли я себя сам? _ Помогаю ли я другим лучше понять себя? Упражнение «Написание себе письма» Напишите себе письмо и попытайтесь в нем дать реальное видение самого себя. Старайтесь быть максимально откровенным. Описывайте все — что волнует, радует в данный момент, что мешает в своем самовыражении. Возьмите за правило делать это каждый раз, когда вам трудно, когда ощущается необходимость излить свои чувства и лучше разобраться в себе. • Составить список формул похвал (его следует вывесить на стену): «Сегодня я горжусь собой, потому что... » • Провести эксперимент со своими близкими или знакомыми: попросить их сказать о себе что-нибудь хорошее и зафиксировать время, затраченное ими на размышление. Потом попросить их сказать о себе что-нибудь плохое и также зафиксировать время. Сравнить, в каком случае им понадобилось больше времени на размышление.
• Выписать пять самых приятных событий, которые происходили в вашей жизни. Ответить на вопрос: «Благодаря кому или чему произошло это событие? » • Завести блокнот и в течение двух недель записывать в него все то хорошее и плохое, что с вами происходит. Составить ежедневную таблицу приятных и неприятных событий. Потом проанализировать ее и отметить следующее: — сколько из этих событий были вызваны инициативой других людей; - сколько их произошло по собственной инициативе; — сколько всего было хороших событий; — сколько всего было плохих событий; - что нужно, чтобы хороших событий стало больше? Далее каждый раз, когда происходит что-то хорошее, не Упускайте это из внимания и не отказывайте себе в удовольствии этим насладиться. Гаджиева Н. М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998. столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 1997. 4-6682 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА Педагогическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В. А. Сухомлин-ский). Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у молодых учителей. Напряженные ситуации педагогической деятельности приводят к неадекватным оценкам происходящего, к импульсивным действиям по отношению к ученикам, способствуют формированию таких личностных черт, как безинициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. Переживаемые эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремор рук, заметные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердцебиение. Это отрицательно сказывается на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности. В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда молодой педагог теряет самообладание и проявляет себя в пассивно-защитной (слезы) или агрессивной (окрики, нервное хождение по классу, резкий стук по столу и т. д. ) форме. Подобного рода эмоциональные реакции присутствуют и в деятельности опытных педагогов, в которой нередко преобладают способы разрядки эмоций на рабочем месте, в классе, что делает их практически профессионально непригодными.
Учитель в своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание и оставаться для учеников примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. Учителя, как профессиональная группа, отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже молодые учителя довольно часто обращаются в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для учителей со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «сгорание». В последние двадцать лет интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми, — врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т. д. Выяснилось, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому «эмоционального выгорания». Термин был введен американским психиатром Х. Дж. Фрей-денбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере. В настоящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенное профессиональное поведение, позволяющее человеку экономно дозировать и расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы.
На развитие синдрома «эмоционального выгорания» влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам, провоцирующим синдром, относят: хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность, связанную с интенсивным общением и эмоциями; завышенные нормы контингента (например, учащихся в классе); нечеткую организацию и планирование деятельности; повышенную ответственность За исполняемые функции (за благополучие пациентов, уча-Щихся, клиентов); неблагополучную психологическую атмос- феру профессиональной деятельности (конфликтность в системе «руководитель — подчиненный», «коллега - коллега», «учитель - ученик»); психологически трудный контингент (дети с акцентуациями характера, неврозами, психологическими особенностями возраста; нарушители дисциплины). В результате воздействия данных факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: старается «не обращать внимания», «беречь нервы», — то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций. К внутренним факторам, влияющим на развитие «эмоционального выгорания», относят склонность к эмоциональной ригидности. «Эмоциональное выгорание» возникает быстрее у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов «выгорания» проходит медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым специалистам с повышенной ответственностью за исполняемые обязанности. Каждая напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются, и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты. Стимулирует развитие «эмоционального выгорания» слабая мотивация к профессиональной деятельности. В таком случае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы выгорания - безразличие, равнодушие, душевная черствость.
Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряженные ситуации агрессивно, несдержанно. К «сгорающим» относят и «трудоголиков» - тех, кго решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения Результатом такой деятельности является развитие следующих симптомов «выгорания»: чувства эмоционального истощения, изнеможения; развитие негативного отношения к клиентам; негативного самовосприятия в профессиональном пла- не и заниженной самооценки; агрессивных чувств (раздражительности, напряженности, гнева); упаднического настроения, цинизма, пессимизма, апатии, депрессии; психосоматических недомоганий (усталости, утомления, бессонницы, желудочно-кишечных расстройств и т. д. ). В связи со сказанным стоит вопрос об охране здоровья учителя, о его профессиональном долголетии. Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании» включает применение лекарственных препаратов и различные виды психотерапии. Однако учителю в большинстве случаев нужна не медицинская помощь, а социально-психологическая — по выработке необходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме. Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. Важнейшими ее показателями являются эмоциональная устойчивость, эмоциональная отзывчивость и эмоциональная выразительность. Высокий уровень эмоциональной устойчивости позволяет противостоять развитию синдрома «эмоционального выгорания» и эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности. Однако учителю, постоянно сотрудничающему с детьми в педагогическом процессе, кроме эмоциональной устойчивости необходима эмоциональная чуткость, отзывчивость, быстрое и разнообразное эмоциональное реагирование на эмоциональные проявления детей, то есть эмоциональная гибкость. Она представляет собой оптимальное сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной отзывчивости учителя. Под эмоциональной экспрессивностью понимается выразительность, заложенная в движениях, жестах, походке, мимике, речи. Положительное, комфортное общение учителя с учащимися возможно при должном уровне развития умения грамотно предъявлять ученикам свои чувства, свой внутренний мир. Эмоциональная пассивность учителя, отсутствие яркой эмоциональности, выраженной в речи, мимике, пантомимике, ызывает неудовлетворенность школьников уроком, нежела- ние учиться, а значит, провоцирует появление конфликтных ситуаций. Важно знать и замечать особенности собственной экспрессии: свободу или затрудненность движений, зажатость или открытость жестов, однообразие или гибкость интонаций и т. д. Различают следующие формы экспрессии: мягкую, вязкую и жесткую. Мягкая экспрессия уместна в данной ситуации и приемлема для окружающих. Человек, для которого характерна мягкая экспрессия, изящно владеет мимикой лица, в ней преобладают спокойные формы, нет резких движений глазами, бровями, губами. В то же время лицо достаточно подвижно и выразительно, голос льется спокойно и ровно. В нем нет резких перемен тембра и интонаций, тем не менее, он богат красками и оттенками. Движения головы, рук, туловища подчинены смыслу речи и происходящему, они спокойны, выдержанны, руки двигаются по малому и среднему кругу жестикуляции. Походка грациозная, мягкая, изящная. Вязкая экспрессия отличается недостаточной эмоционально-информационной нагрузкой и коммуникабельностью. Окружающие обычно испытывают затруднения в распознавании эмоций, выраженных в «вязкой» форме. Вязкая экспрессия проявляется в невыразительной мимике, в однообразии голосовых интонаций, бедных и скованных телодвижениях. Жесткая экспрессия характеризуется однообразной мимикой лица (лицо — маска), либо лицо подчеркнуто реагирует на окружающее. Голос при жесткой экспрессии звучит однообразно, на одной ноте - высокой или низкой. Корпус тела, руки, голова либо напряжены или мало подвижны, либо движутся нервно, резкими движениями. При жесткой экспрессии эмоциональная энергия не выходит вовне, а сопровождается мощными нагрузками на различные группы мышц и внутренние органы. В лицевой экспрессии многих педагогов преобладает маска официальности, мимической невозмутимости, эмоциональной сухости. Часто это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Такое лицо-маска, по их мнению, способствует хорошему поведению и успеваемости ученика. Постепенно маска прирастает «; лицу, и учитель всегда предстает перед классом в этом специально созданном образе. Мимика педагога должна быть подвижной, разнообразной и динамичной. Злоба, ненависть, раздражение, презрение не могут становиться содержанием мимического образа, поскольку немедленно приобретают свое продолжение в мимике детей. Им передаются состояния настороженности, агрессивности, эмоциональной неуравновешенности. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, высоким уровнем внешней эмоциональности. Экспрессивно выраженная доброжелательность, искренняя и открытая улыбка располагает к диалогу, способствует установлению контакта с ребенком. Будущий педагог нуждается в специально направленной работе, чтобы язык экспрессии у него обладал мягкими формами, был достаточно доходчив, выразителен и заражал учеников положительными эмоциями. Эмоциональная гибкость проявляется в способности оживлять подлинные эмоции, проявлять богатство эмоциональных переживаний и адекватно внешне выражать их. С другой стороны, эмоциональная гибкость - это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпа-тийные качества личности. Эмпатия — образование системное, которое включает отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Данная способность педагога находит свое выражение в таких характеристиках, как доброжелательность, уважение к детям, чуткость и заботливость, отзывчивость, эмоциональная восприимчивость и понимание. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего. Рациональное в эмпатии проявляется в сопричастности - во внимании к Другому, в наблюдательности за другим, восприятии его свойств и состояний. Эмоциональный компонент эмпатии Связан с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и пе-Реносов. В то же время эмпатия - это способность к сочув- ствию: отразить чувство, принять его, не растворяя полностью чувства другого в своих чувствах, то есть данное понятие имеет некоторый оттенок интеллектуальности. В этом случае проявление эмпатии не способствует развитию синдрома «эмоционального выгорания». Эмпатийные способности часто недостаточно представлены в структуре личности педагога. «Учителя с неразвитой эм-патией нередко допускают педагогическую бестактность, неспособность стать на место ребенка, прибегают к неоправданным наказаниям или морализированию. Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддается развитию и совершенствованию. Эту способность учителя возможно и необходимо развивать с помощью специальных обучающих и коррекционных программ. Основные условия развития эмпатийных свойств личности: включение субъекта в конфликтную систему отношений, способную актуализировать гуманистическую направленность на другого человека. Этому способствует проведение тренингов сензитивности, решение проблемных педагогических задач, ролевые игры. Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. В нем должен присутствовать педагогический такт, самоконтроль эмоционального состояния и внешней экспрессии, эмпатийные качества личности. В результате позитивного, эмпатийного отношения со стороны педагога и активного проявления этого отношения (экспрессии) происходит повышение самооценки ребенка, а также профилактика конфликтных ситуаций и стрессовых состояний учителя и ребенка в процессе обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|