Профессиональное самосознание педагога
Напряженные факторы педагогической деятельности в меньшей степени оказывают негативное влияние, если педагогом приобретены необходимые профессиональные умения и навыки, а также при должном уровне развития профессионально значимых качеств личности. Одним из важных условий эффективности будущей профессиональной деятельности, способствующей благоприятному эмоциональному состоянию, является достаточный уровень развития профессионального самосознания. Самосознание будущего педагога включает в себя систему отношений личности к будущей профессии, систему представлений о сущности педагогической профессии и требованиях, предъявляемых к личности педагога, систему представлений о своем профессиональном «Я». Важная составляющая профессионального самосознания педагога — высокий уровень педагогической культуры: сочетание требовательности и уважения к личности ученика, способность руководствоваться нормами морали и профессиональными требованиями как мотивами собственного поведения, предвидение нравственных последствий своих действий, объективная нравственная самооценка. Это обеспечивается волевыми усилиями личности, направленными на самоконтроль и коррекцию поведения, профессионально значимыми качествами личности педагога - любовь к детям и профессии, гуманность, педагогический такт, самокритичность, справедливость, ответственность, самообладание и самоконтроль. В структуре профессионального самосознания педагога выделяют когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. В когнитивном компоненте различают процесс самопознания и результат — систему представлений о самом себе (образ «Я» как профессионала педагога). В результате процессов осознавания себя в педагогической деятельности, в системе педагогического общения и в системе личностного
развития образуется обобщенная система представлений педагога о самом себе. Образ «Я» педагога является относительно устойчивым образованием, поскольку может быть подвержен периодическим колебаниям под воздействием внутренних (личностных) и внешних (социальных) факторов. Личностный компонент ответственен за осмысление себя в ситуациях, когда личностные качества учителя (или их отсутствие) выступают как преграда к собственной активности или способствуют самореализации. На этом основании складываются представления личности о самой себе, они могут быть реалистичными — «какой я есть» — и идеальными — «каким я хотел бы быть». Реальный и идеальный профессиональные образы «Я» могут не совпадать, что нередко становится источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, такое несовпадение профессиональных образов «Я» является источником самосовершенствования личности и стремления к ее развитию. Таким образом, личностный компонент самосознания обеспечивает саморазвитие личности, то есть обеспечивает потребность личности в самоактуализации, в раскрытии своих возможностей. Самореализация личностных возможностей, раскрытие внутреннего потенциала учителя — условие его успешной творческой деятельности в образовании. Самоактуализирующейся личности присущи следующие свойства (А. Маслоу): • адекватное, объективное восприятие реальности; • принятие себя и других; • концентрация не только на себе, но и вне себя; • созидательность, способность к творческой деятельности; • общность с другими, чувство принадлежности, соучастия; • способность создавать устойчивые эмоциональные отношения с другими;
• способность к позитивной ценностной ориентации; • чувство юмора, доброта; • творческая способность к оригинальности. Если учитель стремится к самоактуализации, он создает на уроке позитивный климат и дети воспринимают процесс обуче- ния как внутренний рост. Такой учитель выбирает профессию сознательно, поскольку педагогическая деятельность представляет ему возможность собственного развития. Знания педагога о самом себе, о своих личных и профессиональных качествах, оценка своей профессиональной компетентности становятся предметом его самоотношения. Аффективный компонент профессионального самосознания включает несколько видов отношений: • отношение к системе своих педагогических действий, к средствам и способам достижения этих целей; оценку результатов своей работы; • отношение к системе межличностных отношений с учениками, эмоциональную оценку реализации функций педагогического общения в своей профессиональной деятельности; • отношение к своим профессионально значимым качествам и в целом к своей личности как профессионала, оценку уровня своей личностной и профессиональной компетентности и соответствия своему собственному идеальному образу «Я». В данной структуре самосознания формируется реальное чувство «за» или «против» собственного «Я» и соответственно самопринятие (непринятие), самоуважение (неуважение), самоинтерес и т. д. Важнейшей характеристикой аффективной подструктуры профессионального самосознания учителя является самооценка — личностное суждение о собственной ценности. В современной американской педагогике существует специальный термин — «эффективные учителя». К важным особенностям эффективного учителя относят: уверенность в себе и высокую самооценку (позитивная оценка себя как способного человека, достойного уважения), эмоциональную стабильность и стремление к максимальной гибкости. Однако у большинства современных педагогов преобладает негативная Я-концепция, низкая самооценка, неуверенность в себе. Педагоги с низкой самооценкой неадекватно воспринимают себя и окружающих, обладают чувством повышенной тревожности, что негативно сказывается на педагогическом процессе.
Степень адекватности самооценки педагога во многом определяет развитие эмоциональной напряженности в педагогической деятельности. Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности, формирует развивающее воздействие на их личность. Позитивный характер педагогического имиджа способствует профилактике развития эмоционального напряжения у учителя и его учеников, содействует развитию у них таких личностных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе. В связи с этим подготовку учителей необходимо организовать таким образом, чтобы стимулировать у них позитивное самовосприятие и самоотношение. Отношение к самому себе, удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельностью вызывают какие-либо поведенческие реакции, то есть составляют поведенческий компонент профессионального самосознания. Удовлетворенность собственной профессиональной деятельностью необходима учителю для успешного развития эмоциональной устойчивости, для поддержания необходимого эмоционального тонуса, чувства собственного достоинства. Учитель, чувствующий удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью, не испытывает чрезмерного эмоционального напряжения при общении с учениками. Он с большей готовностью идет на контакт с детьми, оказывает позитивное воздействие на их личность. Итогом процесса профессионального самосознания является формирование Я-концепции педагога, в которой присутствуют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент. Высокий уровень развития самосознания будущего педагога предполагает самосознание собственного профессионального «Я», умение анализировать свое поведение и поступки, оценивать их со стороны, обнаруживать собственные недостатки и стремиться к самосовершенствованию. Развитие осознанной потребности в самоанализе, саморазвитии и самосовершенствовании личности является одним из условий формирования эмоциональной устойчивости будущего педагога. ,,,,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|