Семинар по работе со сновидениями 15 глава
Вопросы II Вопрос: Поскольку я действительно только что саботировал и это мой паттерн, как я могу осознать это, чтобы прекратить? Ф: Сознательно саботируя. Притворяясь «великим саботажником». Ну-ка посаботируй вот это... (смех) Вы никогда не сможете ничего преодолеть, если будете этому сопротивляться. Что-то преодолеть можно, лишь глубже погрузившись в него. Если вы язвительны, станьте еще более язвительными. Если вы притворяетесь, притворяйтесь сильнее. Чтобы это ни было, если вы погрузитесь достаточно глубоко, оно исчезнет; оно ассимилируется. Сопротивление бесполезно. Вам нужно пол ностью погрузиться — нырнуть туда. Нырните в свою боль, в беспокойство, во что угодно, Используйте свою язвительность. Используйте свое окружение. Используйте все, с чем вы боролись и что отвергали. Хвастайся этим! Хвастайся тем, какой ты великий саботажник. Если бы ты был в движении Сопротивления во время последней войны, ты, скорее всего, стал бы героем. В: Ну, а вот... Надо ли мне, например, саботировать, работая с тобой? Или с любым, кого я встречу? Или - Ф: Видишь ли, ты уже саботируешь. Я сказал тебе хвастаться тем, какой ты великий саботажник. В: Я и есть потрясающий саботажник. Ф: Ну так продолжай. В: Потрясающий. Ф: Давай. Расскажи нам. В: Ну, я написал несколько песен, когда мне было семнадцать лет, и они заняли верхние строчки в хит-параде в Канаде, а мой друг — мы написали их вместе, а мой друг их украл, и я позволил своей матери отговорить меня от судебного процесса, и я был счастливо несчастлив от этого очень долго. И я основал ночной клуб в Торонто вместе со своим отцом и он украл его у меня. И я побежал к матери, а она сказала: «Зачем тебе нужен клуб? Туда ходят всякие уроды», а на самом деле, знаете, очень — ну — хорошие люди туда ходили, так что я впал в настоящую депрессию и меня постоянно отчисляли из школы. Это было — знаете — очень хорошо. Я был убежден, что я такой тупой.
Ф: Ну конечно, конечно. В: Я должен был петь в Давиде и Лизе, но ушел оттуда, уехав обратно в Торонто, вместо того, чтобы остаться там, как рекомендовал мой агент. Я знаю, что у меня способности к искусству и способности к музыке. У меня есть талант. Я талантливый человек. И я научился любить себя, и это — это вроде бы притормозило мой саботаж, потому что — и я — я помогаю людям, я помогаю людям и я решил, что теперь я знаю, что я и есть люди, и я хочу начать помогать себе, и - Ф: Как ты саботируешь это? В: Ну, я избегаю — избегаю читать — меня приняли в университет, но я боюсь, что правда отучусь в нем и сдам экзамен. Ф: Ладно, скажи своим родителям: «Все, что я хочу делать в жизни — это разочаровывать вас». В: Все, что я хочу делать в жизни — это разочаровывать вас. Ф: А теперь я предлагаю тебе пересмотреть свою жизнь. Может быть в твоей жизни есть еще какой-то смысл, помимо разочарования родителей. Устраивает ли тебя такое существование, это тебе решать. Другими словами, просто выбрось родителей в помойное ведро. Зачем тебе родители? В: Да. Спасибо. До того ты сказал, что эта рука не — ты сказал, что она была парализована. Так что мне хотелось бы пожать тебе руку. Ф: Очень часто существует невероятная потребность разочаровывать — родителей или еще кого-нибудь, кто требует от человека слишком многого. В: Вот эти две части, которые мы все время видели на этой сцене, в себе и в других — Если эти две части — если они правда так далеки друг от друга, как кажется, знаешь, все эти голоса, что-то «там снаружи», можно ли использовать эту технику, чтобы интегрировать? Ф: Да. Если вы выбрали верные полярности и если вы перестали бороться и начали слушать друг друга, тогда произойдет интеграция. Дело всегда в том, боретесь вы или слушаете. Это довольно тяжело понять, потому что это трудная полярность. Если у вас есть уши, путь к интеграции открыт. Понимать, значит слушать.
В: А как насчет такой опасности, что мы решим, будто можем делать тоже самое с собой или с другими? Я видел множество последователей Фритца Перлза. Ф: Я тоже их видел. С этим я пытаюсь бороться — со всем этим шарлатанством, с теми, кто был всего на нескольких сессиях, и сразу начинает применять к другим людям этот метод. Это также опасно, как и занятия психоанализом. Я хочу кое-что сказать об историческом значении Эзаленского Института. Эзален — это остров духовной колонии. Эзален — это возможность. Эзален превратился в символ, символ, очень похожий на немецкий Баухауз, куда съезжалось несколько разных художников-диссидентов, и откуда распространилась рекатализация искусства во всем мире. Эзален и гештальт — не одно и то же. Мы живем в симбиозе, в очень практичном симбиозе. Я живу и работаю в прекрасном доме, но я — не Эзален и Эзален — не я. Здесь много людей, много разных форм терапии: духовная терапия, что-то от йоги, что-то от массажа. Любой, кто хочет быть услышанным, может провести семинар в Эзалене, Эзален — это возможность, и он стал символом гуманистической революции, которая происходит сейчас. Во-вторых, я хочу сказать, что здесь есть самые разные программы, и я хотел бы выделить два типа программ: программы роста и программы, которые коротко можно назвать заблуждением мгновенного исцеления — мгновенная радость, мгновенное сенсорное осознание. Другими словами, «подключатели». Хочу вам сказать, что я к ним не отношусь. На прошлой неделе у нас было еще одно такое мгновенное — мгновенное насилие — парень-китаец, который показывал карате, и некоторые люди серьезно пострадали, и я думаю, что мы достаточно знаем о насилии из телевидения и комиксов. Не нужно использовать Эзален, чтобы его усилить. В: Я хотел бы задать один вопрос. Я пытался читать твою книгу, Гештальт-терапию, но мне хотелось бы, чтобы кто-нибудь из этой группы ведущих мыслителей написал бы книгу очень простым языком, чтобы они, если смогут, объяснили бы эти теории так, чтобы средний человек, у которого нет технического образования и тому подобного, смог бы что-то из этого вынести. Можно ли — я знаю, трудно писать на тему, которой занимаешься, не используя технический язык.
Ф: Ты считаешь, что здесь у меня технический язык? В: Нет, но в книге технический. Ф: Когда я написал эту книгу? В 1951. Нет, сейчас мне больше нравиться снимать фильмы и всякое такое, чтобы донести то, что происходит, и, как мне кажется, я нашел более простой язык. На самом деле, я считаю, что если я не смогу передать сообщение каким-нибудь необычным способом, то толку от него не будет. Я постепенно учусь. В: Доктор Перлз, вы — когда вы формулировали и ощущали все то, что потом было названо гештальт-терапией, мне хотелось бы получить подтверждение, я хотел бы, чтобы вы это сказали, что это похоже на процесс открытия. Но мне кажется, что люди могут подстраиваться под ожидания терапевта, например, вот я сижу тут и вижу, что у всех, кто выходит на сцену есть полярность, конфликт сил, и я думаю, что я тоже могу так сделать. Но я не знаю, насколько это будет спонтанным, хотя я думаю, что по ощущению это будет спонтанным. Вы уже очень давно работаете с людьми; мы соответствуем вашим ожиданиям или вы открываете в нас что-то новое? Ф: Я не знаю. У меня такое определение обучения: обучение - это открытие, что нечто возможно, и если я помог вам открыть, что можно разрешить какие-то внутренние конфликты, что можно достичь перемирия на гражданской войне внутри нас, значит, мы чего-то достигли. В: Вам кажется, что семинар — вам кажется, что аудитория — играет важную роль, в том что происходит на сцене? Можете ли заниматься один на один с человеком? Ф: Можешь сделать из этого утверждение? В: Ну, я думал, как - Ф: Это не утверждение, это все еще влпрос. В: Ну, лично я думаю, что то, что происходило здесь, на сцене, можно было сделать и без аудитории. Ф: О'кей, теперь мы услышали твое мнение. В: Доктор Перлз, мне очень понравилось наблюдать за вашей работой. Что теперь должны делать люди, которые, в результате работы, открыли в себе что-то новое? Как вы считаете, что им делать?
Ф: Я никак не считаю. Вы должны сами найти свой путь, как вы нашли путь ко мне. В: Будет ли такая же польза, если человек станет говорить сам с собой? Будет от этого какая-нибудь польза? Или мы навсегда обречены бродить вокруг да около — ассоциации и все такое — пока не встретим кого-нибудь во внешнем мире, такого как вы, кто укажет на все эти факты и вещи? Ф: Думаю, я ответил на этот вопрос. В: Я не понимаю. Ф: Это зависит от того, борются или слушают две части личности. Возьми сам любой пример из истории. Если бы Соединенные Штаты и Северный Вьетнам прислушались бы друг к другу, если бы разные фракции и клики в Лиге Наций прислушались друг к другу, а начали бы воевать, если бы мужья и жены прислушались друг к другу, мир был бы совсем другим. В: Но иногда ведь есть объективные факты — я имею в виду, есть две части, и одна говорит одно, а другая — другое, и вы можете сказать, что если в результате все хорошо, — значит, они прислушались друг к другу, но это уход от вопроса. Как вы можете наперед сказать, будут они слушать или нет? (Ф: Не можете.) Можете представить себе ситуацию, в которой они будут слушать друг друга и все же ничего из этого не выйдет. Ф: Да. Тогда начинается война. В: Простите. Могу я перефразировать вопрос? Ф: О, я уверен, что можешь. В: Тогда я так и сделаю. Вы можете сказать, слушают они друг друга или нет? Вы судите по результату, по процессу просмотра самого процесса. Вы можете сказать, что они слушают друг друга — вы не знаете, что из этого получиться, но они слушают друг друга? Ф: Да. Я могу в точности сказать это по тону голоса, по жестам. В: Еще один вопрос. В некоторых случаях вы очень быстро заканчивали — с некоторыми людьми вы заканчивали очень быстро, а с другими занимались очень долго, и иногда у меня создавалось впечатление, что вы не хотите затрагивать определенные темы. Ф: Ты совершенно прав. В: Вы не можете рассказать поподробнее, каким критерием вы пользовались? Ф: Да. Если я вижу, что не смогу закончить ситуацию и оставлю людей в подвешенном состоянии, если я чего-то не могу сделать в этом контексте, тогда я отказываюсь продолжать. Смысл этого семинара в том, чтобы продемонстрировать, что гештальт-терапия работает, что вам не нужно лежать на кушетке годами, десятилетиями и столетиям. Это все, что я хотел продемонстрировать. О'кей. спасибо.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|