§ 1. Этап 1(1-4 недели занятий)
§ 1. Этап 1(1-4 недели занятий)
1 неделя занятий В первую неделю мы занимаемся в свободном режиме, давая ребенку возможность привыкнуть к упражнениям. Он все делает «как может». Но общий план занятий уже жестко зафиксирован. Итак, вы освежили в памяти основные правила формирования произвольной саморегуляции (глава 2, §1). Они должны стать фоном нейропсихологических занятий и повседневной жизни в ДОУ и дома, И теперь приступаете к нейропсихологическим психотехникам «Психомоторные координации». • «Сказка про левую руку ». Когда-то давно люди никак не могли понять друг друга. И была страшная путаница. Тогда они договорились называть одну руку левой (показываем), а другую правой (показываем). А чтобы ничего не забыть, они надели на левую руку браслет (тряпочку, часы и т. п. ). И сразу все всем стало понятно. Охотники могли теперь договориться, что несколько человек обойдут зверя слева, а другие справа. Все стали читать книжки и рассматривать картинки слева направо (показываем) и т. д. Воспользуйтесь богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено- солома»), которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно. Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов, браслетика, значка у сердца и т. п. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава). Таким образом, вы даете прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством, — ведь представление о нем строится вначале от собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь ребенок знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». А «вверху» — это там, где потолок и голова. На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры, особенно на первых этапах, должны присутствовать на нем постоянно.
Если вы выполняете базовую программу целиком, то «Сказку про левую руку» надо рассказать на первом же занятии после прихода в Волшебную страну. Маркировка левой руки пригодится вам на «Разминке». Но мы говорим об этом здесь, поскольку выполнение подпрограммы «Психомоторные координации» без такой маркировки абсолютно невозможна. Важно, чтобы ребенок осознал свои двигательные возможности в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Для того чтобы ему легче было это сделать, побольше показывайте ему передачи про различных животных. И обсуждайте их, максимально подробно рассказывая ему о том, что в природе и в нашей повседневной жизни происходит «вверху», «внизу», «под землей», «в небе и в космосе», «близко к земле» и т. п.
Таблица 3. Психомоторные координации, этап I
Дыхание
Все дыхательные упражнения лучше начинать со стадии выдоха. После чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий вдох носом. Обратите внимание ребенка на то, что на вдохе его животик надувается, как воздушный шарик. Предложите ребенку положить на область диафрагмы руку или книжку, тогда он сможет контролировать себя при выполнении упражнения. Грудь и плечи должны оставаться спокойными. После вдоха необходимо задержать дыхание (удержать животик надутым), затем вделать медленный и плавный выдох через рот. • «Воздушный шарик». ИП — стоя. Ребенок глубоко вдыхает через нос (рот закрыт) и выдыхает через рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок может представить, что в животе у него находится цветной воздушный шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Вначале полезно положить руку на живот ребенку и помочь при обучении правильному дыханию. Упражнение выполняется по команде «вдох — выдох» под хлопки взрослого (количество хлопков увеличивается по мере овладения ребенком навыком правильного дыхания). Упражнение выполняется 5 раз.
Растяжки • Пассивные растяжки. Ребенок лежит на спине. Потяните слегка каждую руку и ногу ребенка, затем одновременно обе руки и обе ноги. Вместе с кем-то одновременно (по команде), очень медленно и осторожно, без резких рывков растягивайте ребенка в течение нескольких секунд в противоположные стороны. Представьте, что вы растягиваете маленького котенка. Один взрослый при этом берет ребенка за левую руку, другой — за правую; потом один — за руки, другой — за ноги. Заканчиваете растягивать также одновременно, постепенно возвращая ребенка в исходное положение. Дать команду расслабиться. Напряжение и расслабление должны занимать равные промежутки времени. • Предложите ребенку походить на руках вперед и назад (вы при этом, естественно, придерживаете его за ноги). А на улице — пройти по краю тротуара, бортику песочницы, удерживая равновесие.
Общий двигательный репертуар • «Зоопарк». Ребенок ходит, изображая косолапого мишку (на внешней стороне стопы), птенчика (на носочках), уточку (на пяточках) и т. п. 1) «Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст — «Пустыня». Вспомните, какая погода стоит в пустыне, кто там живет и что растет. Превращаемся в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. Многие из них живут под землей. Следовательно, необходимо обеспечить ребенку возможность пролезать сквозь узкий вход в «норку», например проползти между ножек стула или сквозь свернутый физкультурный мат или соответствующий предмет из «крупных форм» и т. п. Попросите ребенка поползать на животе. Внимательно наблюдайте за ним, фиксируя свое внимание на проблемных зонах ребенка и помогая ему. Если ребенок ползет, игнорируя ноги, ему надо больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног, рекомендуется надеть на нее утяжелитель (бутылку с водой или мешочек с крупой) и таким образом «включить» ее в выполнение задания. Главное — не жалейте времени: с ползанья началось интенсивное развитие ребенка! «Попросим» мозг еще раз включиться в этот процесс.
«Змея» — перемещения по полу без помощи рук (на животе, на спине); изображаем кобру, ужа или удава. «Скорпион» — переползание с места на место, прыжки на четвереньках, на трех точках, знакомство с сильными, быстрыми, резкими движениями. «Суслики» — различные прыжки в разном темпе и направлениях; то замираем, то срываемся с места. «Перекати-поле» — перекатывания и кувырки в разных направлениях и с разной скоростью. 2) «Движения в средней зоне». Сюжетный контекст — «Царство животных». Ребенок выбирает то животное, которое ему больше всего понравилось после просмотра передачи, и превращается в него, демонстрируя своеобразие его повадок, движений, звуков и поз. «Лягушка» — прыжки на месте и с места на место. «Заяц» — прыжки и переходы, легкие и отрывистые движения. «Медведь» — медленные, тяжелые, сильные движения. «Лиса» — плавные, гибкие, быстрые, непредсказуемые движения в различных ритмах. «Лев» (тигр, пантера) — сильные, быстрые, гибкие движения; рычание (высвобождение эмоций). «Лошадь» — акцент на движение корпуса и ног. Законченные, сильные, резкие движения, требующие большого пространства. 3) «Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст — «Царство птиц», «Синица» — мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения. «Орел» — сильные, мощные, иногда парящие движения корпуса и рук. Движения в широком диапазоне (пространственном и телесном ). «Лебедь» — плавные, широкие, грациозные движения. Текучесть пластики. В конце каждого такого превращения проиграйте с ребенком обратное перевоплощение в самого себя (например, проползая по волшебному тоннелю, животные превращаются в людей). Пережитый опыт полезно зафиксировать, нарисовав (слепив) самое интересное животное и обсудив переживания, телесные ощущения и эмоции, возникшие во время превращений.
Гпазодвигательный репертуар • «Догонялки руками». ИП — лежа на спине. Взрослый перемещает свою ладонь, фиксируя положения вверху, внизу, справа, слева, а ребенок должен по ней хлопнуть. Проделайте это в несколько этапов: 1) взрослый медленно передвигает свою руку, а ребенок «догоняет» ее любой рукой; затем только правой или только левой рукой; 2) взрослый убыстряет темп — ребенок «догоняет» любой рукой; затем правой или левой отдельно. Вместо руки взрослого на последнем этапе можно использовать предмет, за которым ребенок будет потом (в следующем упражнении) следить глазами, и тоже — двигать им медленно, быстрее; догонять любой рукой, потом только правой, только левой.
• «Крестики». ИП — лежа на спине; руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые. Голова у оенка при выполнении упражнения остается неподвижной. Взрослый держит некий предмет (например, ручку с ярким крупным набалдашником) напротив переносицы ребенка, затем начинает перемещать его, а ребенок следит за предметом глазами. Взрослый перемещает предмет влево, фиксирует на 1—2 секунды в крайнем положении; возвращает в исходное положение напротив переносицы; перемещает предмет вправо, фиксируя крайнее положение на 1—2 секунды; возвращает в исходное положение. Перемещает предмет вверх, фиксируя на 1—2 секунды; возвращает в исходное положение, перемещает предмет вниз, фиксируя на 1—2 секунды; возвращает в исходное положение (рис. 1). Этот комплекс повторяется трижды, на расстоянии: 1) вытянутой руки ребенка; 2) руки ребенка, согнутой в локте; 3) ладони ребенка (у переносицы).
Рис. 1. «Крестики» 6. Конвергенция. ИП — лежа на спине. Взрослый держит предмет на уровне вытянутой руки ребенка, прямо над его переносицей. Медленно перемещает предмет к переносице, затем возвращает в исходное положение, добиваясь того, чтобы ребенок, следя взглядом за предметом, свел глаза к переносице, затем вернул их в исходное положение (рис. 2).
Рис. 2. Конвергенция
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|