Игры с мячом
Поиграйте с детьми в любые игры с мячом. Вспомните, пожалуйста, игры, которыми еще 15 лет назад так увлекались все дети. Сначала надо было стучать обеими поднятыми руками мячом об стену; потом — снизу, руками, сложенными в замок; потом «белочкой» — из-за спины мяч бросали об стену и ловили его; потом — из-под ноги... Еще были «вышибалы», салочки с мячом и многое другое. Опыт показывает, что игра в «вышибалы» становится для ребенка лучшим призом, ради которого он готов скрупулезно заниматься самыми разными скучными вещами. Домашнее задание Родителям следует обязательно выполнять с ребенком несколько упражнений дома. Это подготовит его к дальнейшей групповой работе. А в ситуации, когда занятия проводятся в ДОУ с большими (больше 8 человек) группами детей, это требование особенно необходимо, поскольку ведущие не имеют возможности подойти к каждому ребенку, показать и рассказать ему, что надо делать. В этом случае ряд упражнений (особенно дыхательные и глазодвигательные) с первой недели и далее окажется просто недоступным ребенку. В домашнем задании те упражнения, которые вы делали в ДОУ, просто обозначены. Обязательно познакомьте родителей с универсальными психотехниками, которые представлены в главе 2. Повесьте список с этими психотехниками на стенд и объясните, почему так важно выполнять их постоянно, сделав частью повседневной жизни ребенка. В начале цикла важно поддержать контакт ребенка со взрослыми, прежде всего — с матерью. Для этого предназначены известные психотехники, которые могут многое рассказать о взаимоотношениях «ребенок—взрослый», и которые обладают мощным терапевтическим эффектом.
• Мама садится на пол, без опоры за спиной, ноги вытянуты и слегка раздвинуты. Ребенок садится у нее между ногами спиной к ней и принимает удобную для него позу. Мама обхватывает ребенка руками и начинает его покачивать из стороны в сторону, вперед и назад. Упражнение нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не захочет уйти. Тогда мама понемногу разжимает руки и отпускает ребенка, но не сразу, давая ему возможность приложить некоторое усилие, чтобы разорвать объятья. Это упражнение желательно выполнять периодически. Равно как и любое другое, в котором один из членов семьи крепко обнимает ребенка, а тот должен, осторожно двигаясь, вырваться, освободиться из объятий. Здесь можно применить и сюжет «Как бабочка появляется из кокона». Когда ребенок вырвется, «вылезет из кокона», очень важно еще раз слегка приобнять и похвалить его. А потом нарисовать и раскрасить вместе с ним бабочку. Понятно, что здесь можно использовать и истории о том, как распускаются почки, как вылупливаются из яйца птицы, черепахи или крокодилы и т. п. Разнообразные фильмы обо всех этих процессах в растительном и животном мире надо обязательно посмотреть и обсудить с ребенком. Они помогут превратить этот сюжет в увлекательную игру, которую можно постоянно видоизменять, примеряя на себя ту или иную роль. • Далее мы имитируем момент рождения, заставляя тело и мозг ребенка вспомнить те давние ощущения. Выполняя упражнение, ребенок может ползти как угодно, но не подниматься на локтях, не вставать на колени. Завернуть лежащего ребенка в матрасик (взрослый руками придерживает матрасик). Подбадривая ребенка, взрослый просит его выползти из матрасика по команде «выползи». Надо несколько раз проработать правильное выползание из матрасика: туловище ребенка не должно отрываться от пола. Помимо матрасика вполне подойдут ножки стула, ноги родителей и т. д. Не забудьте, что после рождения надо издать крик новорожденного и проделать все то, что делает, родившись, любое живое существо.
Дыхание Все упражнения на дыхание лучше начинать со стадии выдоха. После чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий вдох носом. Обратите внимание ребенка на то, что на вдохе его животик надувается, как воздушный шарик. Предложите ребенку положить на область диафрагмы руку или книжку, тогда он сможет контролировать себя при выполнении упражнения. Грудь и плечи должны оставаться спокойными. После вдоха необходимо задержать дыхание (удержать животик надутым), затем сделать медленный и плавный выдох через рот. • «Воздушный шарик». ИП — ребенок ложится на спину; руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать их нельзя); глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох через рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок может представить, что в животе у него находится цветной воздушный шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Взрослый может положить руку на живот ребенку и помочь правильно дышать. Упражнение выполняется по команде «вдох — выдох» под хлопки взрослого (количество хлопков увеличивается по мере овладения ребенком навыком правильного дыхания): вдох (два хлопка) — выдох (два хлопка) — вдох (два хлопка) — выдох (два хлопка) и т. д.
Глазодвигательный репертуар • «Догонялки руками». • «Крестики» (см. рис. 1). • Конвергенция (см. рис. 2). Постепенно надо научить ребенка (совместно удерживая предмет) выполнять последние два упражнения самостоятельно. Этот навык потребуется ему уже с 5-й недели групповой работы, поскольку именно с этого времени мы делаем упор на максимально самостоятельное выполнение упражнений. Общий массаж и самомассаж Обучение ребенка самомассажу, как уже отмечалось, проводится в несколько этапов: 1) взрослый массирует тело ребенка сам, 2) взрослый массирует тело ребенка руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, 3) ребенок выполняет самомассаж самостоятельно. Обязательно попросите ребенка описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже? » Например, массируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горячими, легкими, тяжелыми или покрылись мурашками и т. п.
«Здоровые глаза». Эффективный метод поддержания всех систем зрения и их коррекции. Вообще, этот блок универсален (активизируется кровоснабжение мозга, иммунитет и, опосредованно, многие системы организма). Каждое упражнение выполняется 16—20 раз, желательно 2—3 раза в день; последний раз не позже 18—19 часов. Массируются «волшебные точки» интенсивными вращательными движениями (8~ 10 раз в одну сторону, затем в противоположную). Если обнаружена болезненная зона, вернитесь к ней несколько раз (через каждые 40 минут) до восстановления нормальной чувствительности. — Сильно потереть (растереть) ладони, ступни и каждый палец рук и ног. При этом очень полезно дополнительно применять специальные массажеры, которые сегодня в избытке продаются в магазинах» — Вращательными движениями размассировать грудину от солнечного сплетения к межключичной ямке и обратно. — Похлопать, подрумянить щеки. Потереть глаза кулачками. — Обеими руками активно помассировать: а) лоб от центра к корням волос; б) подушечки бровей от переносицы к вискам и обратно, зажав их между пальцами; в) височные впадины; г) области перед и за ушами, уши вниз и вверх, не забывая обо всех закоулках; «пролопоушить» уши, как обезьянки; д) крылья носа от основания к переносице и обратно, повращать кончик носа; е) шею от основания до корней волос на затылке; ж) подбородок. — Массировать активные точки: а) в центре лба; б) между бровями; в) посередине лба прямо над зрачками, на таком же расстоянии прямо под зрачками; г) у внутренних и внешних окончаний бровей; д) рядом с внутренними и внешними уголками глаз; е) у основания крыльев носа; ж) в углублении между нижней губой и подбородком. — Закрыть глаза. Двумя пальцами надавить слегка на каждое глазное яблоко (5 секунд), затем круговыми движениями помассировать веки. Повторить 2—3 раза. Помассировать, похлопать пальцами нижнее веко. — Массажером, грубым полотенцем, руками «пилить» и массировать спину от шеи до пояса, особенное внимание уделяя зоне плеч и затылка. — Встав у окна, выбрать взглядом два предмета: один на расстоянии 1 метра от глаз, другой - в 30—50 метров, Фокусировать взгляд в течение 10—20 секунд то на ближнем, то на дальнем предмете. — Закрыть глаза, прикрыть их руками и, расслабив шею, посидеть 10— 20 секунд, затем открыть глаза и быстро поморгать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|