Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Сущность товарного знака (знака обслуживания) и бренда




В условиях быстрого обновления товарного ассортимента особенно заметен массовый переход от создания образа конк­ретного товара (услуги) к собирательному образу товарных се­мейств (семейств услуг). И этот собирательный образ как бы является ответвлением образа предприятия (фирмы, компании) — производителя — символа более высокого порядка. Запомина­ющийся потребителю товарный знак (знак обслуживания) — эмблема товара или предприятия (фирмы, компании), нередко сливающихся в один символ, обеспечивает преемственность благожелательного отношения к конкретным видоизменяющем­ся со времени товарам (услугам).

Товарный знак регистрируется в федеральном органе ис­полнительной власти по интеллектуальной собственности на имя юридического лица или гражданина, осуществляющего пред­принимательскую деятельность. Зарегистрированный товарный знак (знак обслуживания) в отношении товаров (услуг), указан­ных в свидетельстве, содержит изображение товарного знака (знака обслуживания). Товарный знак (знак обслуживания) спо­собствует созданию имиджа предприятия (фирмы, компании), является эффективным средством рекламы. В качестве товар­ных знаков (знаков обслуживания) могут быть зарегистрирова­ны словесные, изобразительные, объемные и другие обозначе­ния или их комбинации. Поэтому выделяют четыре группы то­варных знаков (знаков обслуживания): изобразительные, сло­весные, смешанные и объемные.

Созданию товарного знака (знака обслуживания) предше­ствуют следующие решения: выбор корпоративного символа —


названия предприятия (фирмы, компании), фирменный знак, торговый образ (философия создания знака, цель и период его действия, название знака, которое должно отражать или назва­ние продукта, или назначение его использования).

Законом предусматривается право на коллективный товар­ный знак (знак обслуживания). Коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объе­динение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Коллек­тивным знаком может пользоваться каждое из входящих в объе­динение лиц. Право на коллективный знак не может быть от-чуждено и не может быть предметом лицензионного договора.

Правообладатель товарного знака (знака обслуживания) может проставлять рядом с товарным знаком (знаком обслужи­вания) предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком (зна­ком обслуживания).

Право на использование товарного знака (знака обслу­живания) может быть предоставлено правообладателем товарно­го знака или знака обслуживания другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору. Лицензионный договор должен со­держать условие о том, что качество товаров (услуг) лицензиата будет не ниже качества товаров (услуг) лицензиара. Договор об уступке товарного знака (знака обслуживания) и лицензионный договор регистрируются в установленном законом порядке. Уста­новление товарного знака (знака обслуживания) в противоречии с законодательством или сходного с товарным знаком (знаком об­служивания) обозначения для однородных товаров (услуг), а так­же иные действия в отношении товарного знака или знака обслу­живания, наносящие ущерб его владельцу или потребителям, вле­кут за собой гражданско-правовую, административную или уго­ловную ответственность в соответствии с законодательством.

К товарному знаку предъявляются следующие требования: простота, индивидуальность, привлекательность, отсутствие


двусмысленности, охраноспособность (товарный знак или знак обслуживания должен быть зарегистрирован в своей стране и во всех странах, где они будут применены).

Более жесткие к товарному знаку (знаку обслуживания) международные требования. Они включают адекватность со­держания — соответствие товарного знака (знака обслужи­вания) целям и образу (имиджу) предприятия (фирмы, ком­пании), возможность использования в различных ситуациях (в печатной рекламе, деловой документации, для сетевой рекламы, теле- и кинорекламы, может ли он быть отпечатан на ткани, от­штампован на питейных изделиях, увеличен или уменьшен в размерах), способность отличаться от других знаков, современ­ность, запоминаемость, региональность (в нем должны быть чет­ко выражены национальная черта, уровень культуры и т.п.), цве­товая индивидуальность.

При применении товарного знака (знака обслуживания) соблюдаются следующие правила:

• товарный знак (знак обслуживания) всегда должен быть выделен, его следует писать либо в кавычках, либо прописными буквами;

• приняв однажды способ выделения товарного знака (зна­ка обслуживания) в любом тексте, необходимо снабдить его соответствующим примечанием;

• зарегистрированный товарный знак (знак обслуживания) необходимо снабдить в любых текстах специальным знаком, принятым в строке, где реализуется товар (услуга);

• если товарный знак (знак обслуживания) зарегистрирован в нескольких начертаниях, то непосредственно на товар (услу­гу) его наносят более заметным и запоминающимся стилем;

• товарный знак (знак обслуживания) не склоняется.
Товарный знак (знак обслуживания) имеет отдельные осо­
бенности применения:

• товарный знак (знак обслуживания) используется только
в том виде, в котором он зарегистрирован;


• нельзя использовать товарный знак (знак обслуживания) во множественном числе, если он зарегистрирован в един­ственном числе;

• в обязательном порядке используются предупреждающая маркировка, характеризующая степень защищенности товар­ного знака (знака обслуживания);

• защищенный товарный знак (знак обслуживания) не раз­решается использовать без ведома его владельца.

Товарный знак (знак обслуживания), отличающийся вы­сокой товарной способностью, позволяет выделить и донести до рекламной аудитории престижность, уникальность или иные потребительские свойства товара (услуги) либо сразу несколь­ко характеризующих его свойств.

Как отмечали Р. Барта и другие авторы в своей книге "Рек­ламный менеджмент": "Позиция торговой марки — это набор ассоциаций, которые потребитель связывает с торговой маркой. Они могут охватывать физические атрибуты, стиль жизни, си­туации использования, имидж торговой марки, магазины, где она продается. Позиция торговой марки в сознании потребите­ля — относительная концепция, которая основывается на срав­нительной оценке потребителем данной торговой марки с кон­курирующими торговыми марками"1. Таким образом, под ассо­циативной емкостью товарного знака (знака обслуживания) по­нимается его способность вызывать определенные ассоциации у графических символов, специально подобранных или случай­но найденных вербальным либо визуальным элементом.

Особенно велика роль товарного знака (знака обслужи­вания) в экспортной деятельности. Он ставится синонимом ка­чества товара (услуги), поэтому маркированные товары обычно продаются по более высоким ценам, чем немаркированные. Су­ществует прямая зависимость между долей, которую пред­приятие (фирма, компания) занимает на рынке товара (услуги), и тем, насколько известен потребителям товарный знак (знак обслуживания) и какой процент дополнительной прибыли по-

1 Батра Р., Майерс Дж., Аакер Д. Рекламный менеджмент. — М., 1999.


лучает (предприятие) в результате его использования. Оба этих показателя выше у крупных корпораций, осуществляющих массовый выпуск маркированных товаров. С учетом всех этих выводов, можно утверждать, что на мировом рынке идет ожес­точенная борьба товарных знаков (знаков обслуживания). Вме­сте с тем многими отечественными экспертами еще не осознана важность их высокого престижа.

Еще одним направлением, связанным с развитием брендинга, получившим в последние годы существенное развитие и представ­ляющим престижную рекламу на корпоративном уровне, а также рекламу товарных знаков (знаков), является спонсорство—финан­сирование различных спортивных, общественных событий, науч­ных экспедиций и т.д. Предприятия (фирмы, компании) также выс­тупают спонсорами массовых шоу, благотворительных мероприя­тий, жертвуют общественным и государственным организациям различное оборудование, пропагандирующее их марку (знак обслу­живания). Для престижной рекламы своих предприятий (фирм, ком­паний) и товаров (услуг) корпорации привлекают известных спортсменов, которые пропагандируют тот или иной товарный знак (знак обслуживания), заставляют зрителя подсознательно ас­социировать этот знак с тем, что он видит во время соревнований, а качественным товарам (услугам) приписывают качества спортсме­на — скорость, силу, выносливость, волю, мужество и т.д.

Престижная реклама стран развитой рыночной экономики проявляется и в других формах. Из соображений престижа для проектирования и строительства сооружений нередко пригла­шаются видные архитекторы и инженеры. Чтобы добиться бла­гожелательного к себе отношения, предприятия (фирмы, ком­пании) создают высокохудожественные интерьеры своих поме­щений, превращая их в оригинальные музеи.

Таким образом, в многоцелевой рекламной работе пред­приятий стран развитой рыночной экономики, направленной в конечном счете на увеличение сбыта производимых ими товаров (оказания услуг) и получение прибыли, престижная реклама от­личается большим разнообразием форм и методов, что позволя­ет получить от их применения существенный суммарный эффект.


Торговая марка (знак обслуживания) приносит следующие эффекты:

• гарантирует определенный уровень качества товара (ус­луги);

• ориентирует покупателей (клиентов) на возможный уро­вень цен;

• облегчает идентификацию продукции;

• облегчает сегментацию рынка, создает отличительный образ;

• повышает престиж товара или услуги по мере роста при­знания торговой марки (знака обслуживания);

• автоматически рекламирует товар или услугу;

• в представлении потребителей снимает риск при приоб­ретении марочного товара или услуги;

• делает более легким выход в новую продуктовую кате­
горию.

Рассмотрим теперь, что представляет собой бренд (брен-динг) и в чем его отличие от товарного знака (знака обслужи­вания).

Брендийг — сложное понятие, которому посвящено не одно исследование. И все-таки большинство людей по-прежнему не имеют ясного представления, что такое бренд. Это происходит из-за сложности данного понятия, которое обычно путают с тор­говой маркой. На самом деле торговая марка включает в себя только такие элементы, как логотип, название и звуковой ряд, бренд же — более широкое понятие. Помимо уже перечислен­ных элементов в него входит множество других характеристик: сам товар со всеми его свойствами, имидж товара, имидж брен­да, обещание преимуществ, данных автором бренда потреби­телям, и, наконец, информацию о потребителе.

На рис. 3 и 4 показана сущность товарного знака (знака об­служивания) и брендинга по таким направлениям, как на­значение и применение. Из приведенных схем видно, что то­варный знак (знак обслуживания) — это собирательный образ, символ предприятия (фирмы, компании), а брендинг — это дея­тельность по созданию долгосрочного предпочтения к товару


(услуге), основанная на совместном воздействии на потребите-ля товарного знака (знака обслуживания), упаковки, рекламно- го обращения, материалов сейлз промоушен и других элемен­тов рекламы, объединенных определенной идеей и однотипным оформлением, определяющих товар (услугу) среди конкурен­тов и создающих его образ (Brand image).

 

 

 

Товарный знак (знак обслуживания), его назначение и применение |
         
Назначение и применение товарного знака (знака об-   Ассоциативная емкость товар-   Роль товарного знака (знака обслуживания) в экспортной
служивания)   ного знака (знака обслу­живания)   деятельности
         
° В условиях быстрого обновле-   Под ассоциатив-   ° особенно велика роль товарного
ния товарного ассортимента особенно заметен массовый   ной емкостью товарного знака   знака (знака обслуживания) в экс­портной деятельности. Он стано-
переход от создания образа конкретного товара (услуги) к собирательному образу товар­ных семейств (семейств услуг).   (знака обслужи­вания) понима­ется его способ­ность вызывать   вится синонимом качества товара (услуги), поэтому маркированные товары довольно часто продаются по более высоким ценам, чем
Этот собирательный образ явля­ется как бы соответствием об-   определенные ассоциации у   немаркированные. ° Существует прямая зависимость
раза предприятия-производите­ля (фирмы, компании) - символа более высокого порядка. 0 Запоминающийся знак — эмб-   потребителей благодаря при­менению в сло­восочетании или   между долей, которую марка пред­приятия (фирмы, компании) зани­мает на рынке товара (услуги), и тем, насколько известен потребите-
лема товара или предприятия (фирмы, компании), нередко ставящийся в один символ,   графических символах спе­циально подоб-   лям его товарный знак (знак обслу­живания) и какой процент дополни­тельной прибыли оно получает в
обеспечивает преемственность благожелательного отношения   ранных или случайно най-   результате ее использования. ° Оба этих показателя выше у
по конкретным видоизменяю­щимся со временем товарам (услугам). 0 Товарный знак (знак обслужи­вания), отличающийся высокой рекламоспособностью, позволя   денных вербаль­ных либо визу­альных элемен тов.   крупнейших корпораций, осущест­вляющих массовый выпуск марки­рованных товаров. С учетом всех-этих обстоятельств будет справед­ливым утверждение, что на миро­вом рынке идет ожесточенная
     
ет выделить и донести до рек­ламной, аудитории престиж-   борьба товарных знаков (знаков обслуживания). Вместе с тем мно-
ность, уникальность или другое потребительское свойство това-   гие отечественные экспортеры еще не осознали важность высокого
ра (услуги) либо сразу несколько его свойств.       престижа их товарных знаков (зна­ков обслуживания).

Рис. 3. Назначение и применение товарного знака (знака обслуживания)


Брендинг- это деятельность по созданию долгосрочного предпочтения товару, осно-|
ванная на совместном воздействии на потребителя товарного знака (знака обслужива-
ния), упаковки, рекламного обращения, материалов, сейлз промоушн и других элемен-
тов рекламы, объединенных определенной идеей и однотипным оформлением, выде-
ляющих товар (услугу) среди конкурентов и создающих его образ.
         
Распределение бренда:   Особенности   Назначение брендинга в том, что он] позволяет:
         
° Брендинг широко рас-   «Создатели бренд-   ° брендинг позволяет поддерживать]
пространен в странах   имиджа учитывают   запланированный объем продаж на
развитой рыночной эко-   физические свойст-   конкретном рынке и реализовать на нем
номики, но практически   ва продукта, чувст-   долговременную программу по созда-
не применяется в отечест-   ва, которые он вы-   нию и закреплению в сознании потре-
венной рекламной практи-   зывает у потребите-   бителей образа товара (услуги) или
ке. Это связано с тем, что   ля, и апеллируют не   товарного семейства (семейства услуг);
он- содержит слишком   только к сознанию,   ° обеспечить увеличение прибыльности
много элементов, выхо-   но и к эмоциям,   в результате ассортимента товаров
дящих за принятое в на-   воздействуя на   (услуг) и знаний об их общих уникаль-
шем обществе понимание   подсознание.   ных качествах, внедряемых с помощью
рекламы.   ° Если товару (услу-   коллективного образа;
0 Брендинг - это обосно-   ге) на рынке сопут-   ° отразить в рекламных материалах и
ванная маркетинговыми   ствует успех, высо-   компаниях культуру отрасли, региона,
исследованиями совмест-   кая репутация, то   города и т.п., где изготовлен товар (ока-
ная теоретическая работа   всегда найдется   зывается услуга), учесть запросы потре-
рекламодателя, реали-   подобные ему това-   бителей, для которых он предназначен и
зующей организации и   ры (услуги), повто-   особенности территории, где он прода-
рекламного агентства по   ряющие его поль-   ется;
созданию и широкомас-   зующийся популяр-   ° использовать важные для обращения к
штабному (использующе-   ностью образ. По-   рекламной аудитории факторы - исто-
му различные виды, сред-   этому брендинг -   рические корни, реалии сегодняшнего
ства, формы и методы   это постоянно раз-   дня и прогнозы на перспективу;
рекламы) внедрению в   вивающаяся дея-   * эффективность реализации брендинга
сознание потребителя   тельность, отсе-   зависит не только от профессиональных
персонализированного   кающая конкурен-   знаний и предпринимательской культу-
бренд-имиджа - образа,   тов.   ры рекламодателя и рекламного агента,
замаркированного опреде-       но и от их умения работать с интеллек-
ленным товарным знаком       туальной собственностью, товарными
(знаком обслуживания).       знаками или знаками обслуживания, дизайном, текстами.

Рис. 4. Брендинг как высокоэффективная технология завоевания и удержания потребителя

В России под брендингом до сих пор зачастую понимается "раскрутка" марки, т.е. процесс, в ходе которого знак предпри­ятия (фирмы, компании) становится запоминаемым потребите-


лями. Однако в брендинг следует включать и комплексное воз­действие на потребителя — как производимое самим товарным знаком (знаком обслуживания), так и возникающее вследствие мероприятий по стимулированию сбыта (разработанных в еди­ном ключе) и характерного оформления товара (услуги), выде­ляющего его среди конкурентов.

Это связанно с тем, что каждое предприятие (фирма, ком­пания) заинтересовано в создании долгосрочного предпочтения к себе со стороны партнеров, инвесторов, государства и потре­бителей, а также к тем товарам или услугам, которые оно про­изводит (оказывает). Сам процесс создания этого предпочтения носит название "брендинг".

Слово "бренд" в буквальном смысле (в переводе с анг­лийского) означает "клеймо". Впоследствии приобрело значе­ние "фабричная марка". Наибольшее развитие брендинг как вид определенной деятельности получил во второй половине XX в., когда на рынке появилось многообразие товаров и услуг, что самое главное товаров (услуг).различных производителей, име­ющих большую степень схожести. Конкуренция породила стремление как-то выделиться на фоне других производителей и торговцев, создать предпочтение у покупателей и потенци­альных потребителей.

Со временем понятие бренда трансформировалось и при­обрело более широкое значение, чем торговая марка. Отличие бренда от торговой марки в том, что торговая марка — это обозначение, способное отличать товары и услуги одних юри­дических и физических лиц; бренд же является обеизвестной товарной маркой. Брендинг — это технология раскручивания имиджа товара (услуги) предприятия (фирмы, компании), а также комплексное воздействие на потребителякак про­изводимое самим товарным знаком (знаком обслуживания), так и возникающее вследствие мероприятий по стимулиро­ванию сбыта (разработанных в едином ключе) и характерно­го оформления товара (услуги), выделяющего его среди конку­рентов.


Сравнивая определение бренда и товарного знака (знака обслуживания), нетрудно заметить, что оба понятия обозна­чают средства, позволяющие отличить товары (услуги) одного производителя от аналогичных товаров (услуг) других произ­водителей. Однако эти понятия являются одинаковыми при на­личии в товаре (услуге) объективных и различимых призна­ков, применяемых в соответствии с частью IV Гражданского кодекса РФ. Иными словами, товарный знак (знак обслужи­вания) является брендом, если для распознания и идентифи­кации потребитель (клиент) использует только те призна­ки, которые зарегистрированы производителем в качестве товарного знака (знака обслуживания). Отличие же между то­варным знаком (знаком обслуживания) и брендом заключает­ся в том, что товарный знак является юридическим понятием, а границы его применения очерчены правовой областью. Все, что имеет право называться товарным знаком (знаком обслу­живания), описано в IV части Гражданского кодекса РФ. В нем даются следующие правовые положения: какие обозначения мог^т быть зарегистрированы в качестве товарных знаков (зна­ков обслуживания), порядок регистрации и область использования, коллективный знак, передача товарного знака (знака обслуживания), прекращение правовой охраны товар­ного знака (знака обслуживания), наименование места происхождения товара и его правовая охрана, регистрация и предоставление права пользоваться наименованием места происхождения товара, использование наименования места происхождения товара, прекращение правовой охраны наиме­нования места происхождения товара. Все зарегистрирован­ные товарные знаки (знаки обслуживания) охраняются зако­ном. Использование товарного знака (знака обслуживания) без разрешения его правообладеля, а также несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, про­дажа, иное введение в хозяйственный оборот товарного знака (знака обслуживания) или товара, обозначенного этим знаком,


запрещено и влечет за собой ответственность, предусмотрен­ную законодательством.

Понятие бренда гораздо шире — оно включает все, что ду­мают и чувствуют потребители по поводу товара (услуги). Брен­дом является то, что в сознании пользователей имеет отно­шение по крайней мере к одному из аспектов, связанных с ус­лугой или moваром (собственный потребительский опыт, со­веты окружающих, реклама, выбор, покупка, хранение, транс­портировка, использование» обслуживание, ремонт, повтор­ное применение упаковки и т. п.). Поэтому применение терми­на "бренд" ограничено лишь тем, как воспринимают его потре­бители и что они думают и чувствуют по этому поводу.

Основными составляющими элементами бренда являются:

• сам товар (услуга) и его характеристики;

• товарный знак (знак обслуживания);

• обещание потребителю преимуществ использования то­вара (услуги);

• ожидания, ассоциации, появляющиеся у потенциального потребителя по отношению к товару (услуге);

• воздействие на потребителя через имеющийся арсенал средств: товарный знак (знак обслуживания) и фирменный стиль, рекламу, маркетинговые коммуникации, стимулирование сбыта.

Окончательного разделения понятий "бренд" и "брендинг" еще не произошло, и часто эти два слова используются с одина­ковым смыслом. Вместе с тем между ними есть определенные различия. Брендэто именно технология, т. е. совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния и свойств образа товара (услуги) и (или) предприятия (фирмы, компании), наука о способах воздействия на образ; брендинг — это деятельности направленная на формирование образа, его неповторимой индивидуальности. Бренд определяет те каче­ственные характеристики товара (услуги), которые позитивно воздействуют на потребителя и формируют у него желание приобрести конкретный товар (услугу) от конкретного произ­водителя (торговца).


Процесс создания бренда требует специальных новинок (знание закона композиции1, цвета, звуков и т.п.), поэтому его разработкой должны заниматься специалисты. Самостоя­тельная разработка бренд-стратегии может негативно сказаться на репутации предприятия (фирмы, компании).

Теперь рассмотрим отличие бренда от торговой марки (зна­ка отличия) на конкретном примере. Предположим, что по­требители слышат слово "Ударница". Большинство из них вспомнят при этом о зефире, о его вкусе и качестве. И, наконец, отдельные потребители способны будут даже воскресить в па­мяти историю возникновения и развития данной шоколадной фабрики, потому что в этом случае речь идет о бренде.

А теперь представим, что потребителям предлагается выс­казать ассоциации, возникшие у них при слове "Шармель". Кто-нибудь наверняка вспомнит, что это название популярного зе­фира в шоколаде, но при этом он вряд ли сможет назвать его производителя. Подобные расхождения во мнениях возникают из-за того, что "Шармель" —-это не бренд, а товарный знак.

После того, как нами была рассмотрена сущность торговой марки, бренда и брендинга, покажем основные черты бренда в западных и восточных странах. В англо-американской реклам-но-коммуникационной модели бренд — понятие почти священ­ное. Это пошло еще с начала XX в., когда на Западе закрепилась теория "свободно стоящих брендов" (free standing brands). На практике это означало, что если компания выпускала несколь­ко товаров или товарных линий, то они позиционировались аб­солютно независимо и друг от друга, и от компании-производи­теля (название которой зачастую было даже незнакомо поку­пателю).

1 Закон композиции и пропорциональности (гармонии) — каждая система (биологическая и социальная) стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности и заданном подчинении (про­порции).


Именно незнанием этой азбучной истины западного мар­кетинга можно объяснить появление в самом начале 90-х гг. в первых отчетах российских мониторинговых компаний в разде­ле "Крупнейшие рекламодатели" отдельной строкой таких "рек­ламодателей", как "Мыло Lux" или "Дезодорант Impulse" (брен­ды компании Unilever) или Uncle Ben's (бренд компании Mars). Создание нового бренда для компании, функционирующей в странах с развитой рыночной экономикой, является долгосроч­ной инвестицией. В первые годы это требует огромных вложе­ний как в производство, так и в рекламу. Причем совсем не обя­зательно, что запуск нового бренда будет успешным. Лишь че­рез несколько лет после привыкания покупателей к новому то­вару бренд начинает приносить прибыль. Именно тогда он пре­вращается в "дойную корову", которая приносит доход и позво­ляет компании запускать новые бренды.

В западной модели существует несколько видов брендов. Родственные брендыэто названия товаров, в которых есть имя компании-производителя. Например, компания Heinz про­изводит "Томатный кетчуп Heinz", Wrigley — жевательную ре­зинку Wrigley's Spearmint, Nestle — шоколад Nestle Classic.

Как вариант родственных брендов используется бренд-"зонтик". В этом случае часто делается упор на продвижение корпоративного бренда и закрепление его в сознании потреби­теля как гарантии качества. В рекламе продукции компании демонстрируется ее логотип. Так поступает, к примеру, Danone (независимо от того, рекламируется йогурт "Волшебный" или творожок Danissimo) или Schwarzkopf &Henkel Cosmetics (шам­пунь Schauma или краска для волос Palette). В начале 90-х гг. XX столетия в конце рекламных роликов разных товаров ком­пании Procter&Gamble появлялся ее золотой логотип и титры: "Продукция компании P&G". Бренд-"зонтик" поддерживает продукцию компании, позволяя ей в то же время сохранять свою индивидуальность.

Индивидуальные бренды — самостоятельные названия товаров. Классический пример такого подхода к брендингу —


компания Unilever. Все виды ее продукции имеют собственные наименования — маргарин Rama, чай Lipton, косметическая ли­ния "Цветы России" и т.д., причем большинство потребителей даже не подозревают, что столь разнообразные товары принад­лежат одной компании.

Некоторые компании называют брендами отдельные то­варные линии. К примеру, компания Johnson&Johnson Health Care Products продает под маркой Johnson's Baby серию дет­ских гигиенических товаров, а под маркой рН5.5 -— линию по уходу за волосами и кожей для взрослых.

Иногда производители таким образом разделяют анало­гичную продукцию из разных ценовых категорий. В частности, компания L'Oreal под одноименной маркой продает космети­ческие средства, ориентированные на женщин, достигших в жизни успеха и придающих значение своему имиджу. А кос­метика под маркой Maybelline, также принадлежащая L'Oreal, позиционируется в более дешевой ценовой нише и рассчитана на молодых девушек.

Наибольшее число брендов насчитывается у так называемых компаний, работающих с товарами быстрого потребления (FCG companies). У транснациональных; гигантов типа Procter&Gamble или Unilever их по нескольку десятков.

В западном понимании бренд является самостоятельной "боевой единицей" со своими устоявшимися положительны­ми качествами и кругом покупателей. И рекламная кампания (особенно для производителей товаров быстрого потребления) может годами базироваться на одной теме: "Blend-a-Med — луч­шей защиты от кариеса не существует", "M&M's — молочный шоколад, тает во рту, а не в руках".

Так, из года в год формируется лояльность покупателей к бренду, повышается уровень узнаваемости товара (brand awareness), позволяющий покупателю отличить товар под оп­ределенным брендом от многих других. Ковбой Marlboro, при­думанный в 1955 г. классиком современной рекламы Лео Бер-


неттом, был признан журналом Advertising Age рекламным об­разом XX в. Столь высокую оценку Marlboro-мен заслужил по праву — мужественный герой изменил бытовавший в 50-е гг. стереотип о сигаретах с фильтром как о "дамских штучках". С той поры сигареты Marlboro в красно-белой пачке стали атри­бутом "настоящего мужчины".

При рекламе бренда первая задача агентства — создание его имиджа. Слово "Tide" (по-английски — "чистота") мало чем отличается от названия другого стирального порошка — "Лоск". Поэтому основной задачей становится построение образа этих названий, отличающего один товар от другого. Именно в спосо­бах создания имиджа и расходятся взгляды англо-американс­кой и японской рекламных моделей.

В Японии система работы с брендами совершенно другая. Исторически сложилось, что после активного развития рынка в 1950~ 1960-е гг., когда цена была основным фактором выбора то­вара, японские покупатели стали трепетно относиться к качеству продукции. А его гарантировали прежде всего крупные компа­нии-производители, вкладывавшие деньги в научные разработ­ки. Западная система брендов, когда покупатель зачастую не знал, какая компания произвела тот или иной товар, совершенно не подходила Японии 60-х, ведь качество для большинства японцев ассоциировалось с величиной компании. Так, в Японии сложи­лась своя уникальная система бренд-менеджмента.

Японские компании и рекламные агентства отказались от создания "свободно стоящих брендов" и ввели свою систему под-брендов (sub brands). Название компании (Sony, Panasonic), уже хорошо известное покупателю и гарантирующее качество то­вара, является как бы "зонтиком" для подбрендов, которые разделяют товарные линии (Sony Walkman-плееры, Sony Trinitron-телевизоры). Таким образом, изначально, историчес­ки в Японии бренды несут для потребителей гораздо меньшую смысловую нагрузку, чем название компании. Соответственно японские компании гораздо чаще помещают корпоративный логотип в телевизионные ролики и печатную рекламу.


По исследованиям одного из крупнейших в мире японских рекламных агентств Dentsu 82% рекламных роликов, де­монстрируемых в прайм-тайм на японском телевидении, вклю­чают логотип компании-производителя. Доля компаний, разме­щающих свой логотип в печатной рекламе, еще выше — 83,6%. Основной ценностью для японских компаний является высо­кий корпоративный имидж; а не имидж отдельных брендов. Поэтому их отношение к брендам в корне отличается от запад­ного.

Можно отметить, что существуют следующие основные отличия двух подходов к брендищу.

1. На Западе бренды —- это долгосрочные инвестиции, и по причине высоких капитальных вложений их запуск долго и тщательно просчитывается.

2. В Японии же подбренды выполняют не более чем ути­литарную функцию разделения товарных линий.

На Западе многие бренды живут десятки лет. И хотя свой­ства или состав самого товара могут за это время неоднократно меняться, для покупателя важно, что Tide, которому он привык доверять, стал еще лучше, а новые Pampers позволяют коже ребенка оставаться еще более сухой.

В Японии "жизнь" подбренда продолжается столько време­ни, сколько сам товар остается конкурентоспособным. Посколь­ку корпоративный бренд уже гарантирует качество, запуск под-бренда стоит не столь дорого. Поэтому как только товар, а вме­сте с ним и подбренд устаревают либо начинают проигрывать в конкурентной борьбе, его заменяют новым. При этом в качестве "дойной коровы" у японских компаний выступает имидж всей корпорации, что позволяет запускать подбренды с астрономи­ческой быстротой.

"Диверсифицированное, небольшое количество товаров — в соответствии с диверсифицированными потребностями по­купателей" — таков был лозунг японских компаний. На практике это означало, что компании ради сохранения или увеличения доли своих товаров на рынке открывали сразу несколько товарных


линий, выпускавших практически одну и ту же продукцию, хотя и с небольшими изменениями. Например, Sony выпускала не только обычный плеер, но и плеер с радиоприемником, а еще пле­ер с радиоприемником и двумя гнездами для наушников и, нако­нец, плеер с автореверсом. На самом деле все вышеперечислен­ные продукты были не более чем модификациями одного товара. Но в острейшей конкурентной борьбе японские компании, не жа­лея денег, превращали каждую новую модификацию товара в новую товарную линию. Такое разнообразие вело к увеличению рекламных расходов (ведь каждую новую модификацию прихо­дилось рекламировать отдельно). К началу 1990-х гг. ситуация зашла в тупик и в конце концов привела к фундаментальным изменениям в японском бренд-менеджменте.

Это связано с тем, что начало 90-х совпало с мировым эко­номическим кризисом, затронувшим и Японию, который при­вел к перестройке японской индуст<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...