Примеры сказок о звуках, которые составили дети.
Стр 1 из 25Следующая ⇒
Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 128 с. В книге представлены конспекты занятий, изложенных в форме авторских сказок. С их помощью в игровой форме можно развивать фонетико-фонематическую сторону речи детей дошкольного возраста, имеющих как легкие, так и тяжелые речевые нарушения. Издание предназначено логопедам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также родителям — для самостоятельных занятий с детьми. ВВЕДЕНИЕ Сборник конспектов состоит из авторских логопедических сказок, способствующих формированию у детей дошкольного возраста различных компонентов речи: правильного звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя, слоговой структуры, связной речи. Процесс коррекции речи у детей часто бывает сложным и длительным. Он требует от ребенка внимания, усидчивости, устойчивой работоспособности. Пособие разработано в игровой форме, т. к. игровое общение является необходимым базисом, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. В процессе занятий у детей завязывается дружба со сказочным персонажем — куклой Старичком Звуковичком, который живет в Волшебном сундучке. Он во всем помогает детям, а они в свою очередь выручают его из разных сложных ситуаций, упражняясь в речевых навыках. Таким образом занятия превращаются в захватывающие приключения. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно точнее соблюсти ее условия, не замечает, что его учат. Дети приходят не в логопедический кабинет, а в гости к Звуковичку. Для выработки устойчивого интереса к занятиям, ускоренного достижения положительного результата, стремления детей достичь цели у Звуковичка имеются различные формы поощрений: он выражает благодарность, выдает фишки, а за выполнение очень сложных для ребенка заданий — сладкий приз, к которому дети очень стремятся.
Использование куклы в образе Старичка Звуковичка способствует положительному эмоциональному фону обучения, развитию интереса к занятиям, познавательных способностей детей, их речи, вниманию и памяти. Это значительно обогащает словарный запас, в итоге материал легче усваивается и запоминается. Сборник включает в себя следующие пособия. Пособие «Логопедические сказки на дифференциацию звуков» содержит задания и игры на четкое проговаривайте смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, в стихотворных текстах и связной речи. Каждая сказка — это новое приключение со Старичком Звуковичком. Отработка речевого материала осуществляется с ускорением темпа: от неторопливого проговаривания слогов, слов нужно переходить к более быстрому, а затем и ускоренному произношению. В связи с тем, что у детей с нарушением речи часто страдают различные психические процессы, задания направлены и на развитие внимания, памяти, мышления. Так, игра «Поймай звук» развивает и фонематический слух, и слуховое внимание; игра «Собери слова» формирует звуковой анализ и синтез, а также мышление; игра «Отгадай загадку» развивает образное и логическое мышление и т. д. С помощью пособия «Сочиняем сказки о звуках» в занимательной игровой форме можно проводить постановку звуков, которая способствует быстрому овладению правильной артикуляцией, ускоряет процесс автоматизации. Автоматизацию звуков можно осуществить, используя хорошо известные методики Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, экспресс-метод по автоматизации Л. Н. Смирновой, Н. В. Новотворцевой, А. И. Богомоловой, А. С. Герасимовой, Н. В. Соколовой и других авторов.
В пособие входят логопедические сказки на постановку свистящих, шипящих и сонорных звуков. Каждая сказка включает упражнения на развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания, а также артикуляционную гимнастику. Задания и игры даются детям от имени Старичка Звуковичка. Для ребенка создаются игровые ситуации, требующие точного выполнения заданий. Например, мы отправились в путешествие на самокате, спустило колесо. Нужно накачать колесо, правильно артикулируя звук [с]. Пока ребенок не произнесет его правильно, путешествие не продолжается. Постановка звуков в такой форме способствует быстрому овладению артикуляцией, ускоряем процесс автоматизации. Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов: • развитие речевой моторики; • отработка правильного произношения звуков; • автоматизации и дифференциация звуков речи. Специалистам известно, что часто третий этап является самым трудным и длительным. Все артикуляционные позиции, необходимые для правильного произнесения звука, оказываются сформированными, но нет умения выбрать нужный звук, вследствие чего они смешиваются. Ребенок в одних словах может употреблять звук правильно, а в других — по-прежнему заменять. В таких случаях нужно проводить работу по дифференциации звуков. Пособие «Сочиняем сказки о звуках» — не только интересная форма автоматизации поставленных звуков в связной речи, оно развивает у детей фантазию и речевую творческую активность. Когда звук у ребенка автоматизирован в слогах, словах и предложениях, можно использовать такой вид работы, как сочинение сказок озвуках. У детей с тяжелыми нарушениями речи наряду с несформированностью всех ее компонентов нарушены внимание и словесно-логическое мышление, а это в свою очередь ведёт к трудностям овладения связной речью. Это пособие разработано с учетом вспомогательных средств, облегчающих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Конечно, ребенку очень сложно это выполнить без наглядного материала. Для этого разработаны таблицы с рисунками на каждый звук: в левом углу изображена буква, соответствующая данному звуку, и нарисованы несколько предметных картинок, в названиях которых есть этот звук. При составлении сказки можно вспомнить, с каких слов обычно они начинаются, и предложить ребенку свою сказку начать так же. Можно предложить образец сказки, данный в пособии. Вначале детям сложно составлять сказки, чаще всего они повторяют образец. Используя в работе предложенные варианты, дети начинают охотно сочинять сказки самостоятельно, пытаясь не повторять сюжеты.
Примеры сказок о звуках, которые составили дети. «Жил-был звук [ш]. Однажды он пошел в лес. Вдруг на дорожке он увидел змею — кобру. Звук [ш] хотел пройти тихо мимо нее, но она зашипела: " Ш-ш-ш... " Он испугался и побежал. В лесу поднялся ветер, и деревья зашелестели листьями: " Ш-ш-ш... " Совсем испугался звук [ш] и спрятался». (Настя, подготовительная к школе группа. ) «Жил-был звук [с]. Отправился он в путешествие на велосипеде. Ехал по дороге, и вдруг у него спустило колесо. Он накачал шину насосом: " С-с-с... " Поехал дальше, встретил собачку, и они продолжили путь вместе. Заехали в лес и заблудились. Там они встретили сову, которая показала им дорогу домой». (Максим, подготовительная к школе группа. ) «Жил-был звук [з]. Встретил он двух девочек — Лизу и Зою. Они пошли гулять в парк. Вдруг пошел дождь. У звука [з] был зонтик. Он укрыл им всех от дождя». (Максим, подготовительная к школе группа. ) «Жил-был звук [ж]. Был у него день рождения. Он позвонил жабе, жуку, медвежонку и пригласил их. Жаба испекла торт, жук связал жилет, а медвежонок принес мороженое». (Настя, подготовительная к школе группа. ) «Жил-был звук [р]. Он встретил малыша, у которого было много денег. Звук [р] предложил устроить соревнования на различных видах транспорта. Кто победит — тому денежный приз. У самолета отлетел мотор, у вертолета сгорел хвост, победил трактор. Малыш вручил ему приз. Хозяин, который управлял трактором, стал жить очень счастливо». (Лиза, подготовительная к школе группа. )
«Жил-был звук [ч]. Позвал он к себе на чай чайку, пчелу, паучка и бабочку. Пчела принесла с собой печенье, паучок — калач, а бабочка — пончик». (Люда, подготовительная к школе группа. ) «Жил-был звук [и]. Однажды летом он сидел на крыльце. Ярко светило солнце. Было жарко. Пришла курица с цыпленком и попросила пустить их в дом, чтобы укрыться от жары». (Настя, старшая группа. ) «Жил-был звук [щ], который был очень похож на щетку. У него были сестры — щетки: щетка-расческа, щетка для мытья полов, щетка для чистки зубов, щетка для одежды. Они всегда трудились и жили дружно». (Софья, подготовительная к школе группа. ) Для того чтобы поддержать интерес у детей к занятиям по развитию связной речи, разработано методическое пособие «Логопедический островок». Оно представляет собой небольшое панно в виде острова, которое можно изготовить самостоятельно. К нему крепятся крючки, «липучки», шнурки. Дети могут самостоятельно выбирать героев, предметы для своих сказок и помещать их на панно. Развивая пальцы рук, мы развиваем речь, а развивая речь — готовим ребенка к школьному обучению. Поиграйте в эту игру с детьми, и вы увидите, с каким интересом они будут заниматься и как эта игра будет способствовать их речевому развитию. С помощью пособия «Логопедический остров» можно решать многие задачи: • развивать мелкую моторику пальцев; • обогащать словарь; • автоматизировать и различать поставленные звуки; • формировать умение составлять рассказы по картинкам с • сочинять короткие сказки на заданную тему. У детей с нарушением речи наблюдается и нарушение мелкой моторики. Это видно, когда они одеваются, застегивают пуговицы, завязывают шнурки, рисуют или вырезают. Для развития движений пальцев рук и повышения речевой активности детей с нарушением речи целесообразно использовать данную игру: предметы, своих героев дети прикрепляют с помощью «липучек», крючков, шнурков. Дети сами могут стать действующими лицами своей сказки или помочь сочинить сказку своему товарищу. Принцип работы с игрой следующий: Старичок Звуковичок предлагает детям стать волшебниками и превратить островок в настоящий живой мир. На глазах у детей островок заселяется различными персонажами. Например, педагог рассказывает: «Жил в большой луже маленький лягушонок. (Предлагает ребенку пристегнуть фигурку лягушонка). Надоело ему сидеть одному, скучно. Решил он отправиться в путешествие и найти себе друзей». Дальше дети самостоятельно выбирают друзей лягушонку, прикрепляя их на островок, и продолжают рассказ педагога. Можно дать задание детям выбрать героев, имена которых начинаются с определенного звука. Затем дети самостоятельно играют на «Логопедическом островке», выбирают героев, придумывают сюжеты.
Во всех пособиях использованы народные игры, скороговорки, стихи известных авторов: А. Барто, Е. Благининой, С. Маршака, В. Волиной и др., а также авторские разработки. Эти пособия помогут превратить обучение в занимательную игру. Играйте, радуйтесь вместе с детьми их каждой, даже незначительной, удаче — это приведет вас к успеху!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|