Логопедические сказки на дифференциацию звуков
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ Дифференциация звуков [б] и [п]
Друзья подарили Старичку Звуковичку пианино и балалайку, чтобы он не скучал. Старичок с большим желанием стал учиться играть на этих музыкальных инструментах. Чтобы было веселее, он во время игры произносил первый звук, с которого начиналось название этого музыкального инструмент. Получалось очень забавно. Как ты думаешь, какой звук произносил Старичок Звуковичок, играя на пианино? Стуча по клавишам, он пел: «П-п-п... » Давай попробуем тоже так сыграть (имитировать игру на пианино). А когда бил по струнам балалайки, какой звук он пел? Звук [б]. Попробуем сыграть так же (имитировать игру на балалайке). У нас получился целый оркестр! Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [б] и [п]. Цель: выделение сходства и различия между звуками [б] и [п]. Давай посмотрим, чем похожи и чем отличаются песенки пианино и балалайки? Сходство: звуки [б] и [п] — согласные; при произнесении этих звуков активное участие принимают губы. Они смыкаются и резко размыкаются под напором выдыхаемого воздуха, образуя звук. Различие: когда мы произносим звук [б], то, приложив пальцы к горлу, можно услышать, как горлышко звенит, а при произнесении звука [л] горлышко молчит; звук [б] — звонкий, а звук [л] — глухой. Задание 2. Игра «Поймай звук». Цель: различение звуков [б] и [п] в ряде звуков, слогов, словах. Материал: картинки с изображениями пианино и балалайки. Я буду называть звуки, слоги, слова. Когда ты услышишь звук [б], подними картинку с изображением балалайки, а на звук [п] — картинку с изображением пианино. Булочная Мы с тобой в слова играем.
Сладости мы покупаем. Если [б] услышим в слове, С буквой «б» мы чек готовим. Если в слове [п] узнаем, С буквой «п» чек поднимаем! В булочной у нас баранки, Булки, бублики, буханки, Пирожки, батоны, плюшки, И плетенки, и пампушки, Курабье, бисквит, печенье, Бутерброды, чай с вареньем, Много пряников, конфет, Пастила есть и шербет, И пирог с начинкой сладкой, И «полено», и помадка... (Из книги И. С. Лопухиной «Звуки, буквы, слова») Звуки: [п], [т], [б], [в], [г], [л], [п], [с], [к], [б], [п], [в], [б], [п], [н]. Слоги: ка — па — но — ло — бы — гу — пу — во — бо — за — пы. Слова: бумага, газета, пакет, сова, бублик, пряник, банан. Задание 3. Игра «Повтори песенку». Цель: различение звуков [б] и [п] в слогах. ба — па — ба па — ба — па бо — по — бо по — бо — по бу — пу — бу пу — бу — пу бы — пы — бы пы— бы — пы Задание 4. Игра «Собери слова». Цель: различение звуков [б] и [п] в слогах. Добавь слоги: -ба или - па: ры.., ла.., жа.., ходь.., лам.., ли.., из.., тро..; -бок или -пок: гри.., хло.., зу.., ду.., шле... Задание 5. Игра «Подскажи словечко». Цель: различение звуков [б] и [п]в словах.
Взял корабль людей на борт И покинул южный... (порт).
В море звонко волны плещут. Водяные брызги... (блещут).
У кораблика бока Не докрашены... (пока).
Бревна нужно нам пилить. Стены нужно нам... (белить).
Крикнул Коля: «Папочка! Смотри, летает... (бабочка)! »
Полил я куст водой из бочки, Чтоб раньше распустились... (почки).
Под потолком темнеет балка. В углу стоит из дуба... (палка). (Из книги И. С. Лопухиной «Звуки, буквы, слова». ) Задание 6. Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [б] и [п]: па — ба — па — полка, палка и труба; пы — бы — пы — у папы бобы; по — бо — по — бочка, почка и кашпо; пу — бу — пу — пух, бусинка и лопух.
Задание 7. Проговаривание словосочетаний с четким проговариванием всех звуков: бабушкин платок, заботливый папа, пышная булочка, больничная палата, половинка хлеба, опасная работа, большой лопух, полосатый кабан, бумажный пакет, полные губы. Задание 8. Проговаривание предложений с четким проговариванием звуков [б] и [п]. Люба сидит под кустом бузины. Бобик спит в будке. Платье положили в бумажный пакет. Папа купил маме бусы. Бабушка поливает тюльпаны. Бутылка упала на пол. Бычок пасется в поле. Полина поставила букет в вазу. Задание 9. Проговаривание скороговорок и стихотворных текстов с четким произнесением звуков [б] и [п]. Бык тупогуб, Тупогубенький бычок. У быка бела губа Была тупа, тупа, тупа.
Купила бабуся бусы Марусе.
Поля бантик повязала, Поля к бабушке бежала.
Был у бабушки баран, Бил он бойко в барабан. И плясали бабочки Под окном у бабушки. Задание 10. Пальчиковые игры. Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотворном тексте звуков [б] и [п]. Пальцы встали дружно в ряд — Показать ладони с выпрямленными пальцами. Десять крепеньких ребят: Сжать пальцы в кулаки. Эти два — всему указки, Показать два указательных пальца. Все покажут без подсказки. Пальцы придерживать большими. Пальцы — два середнячка, Показать два средних пальца. Два здоровых бодрячка. Пальцы придерживать большими. Ну а эти безымянны, Показать безымянные пальцы. Молчуны, всегда упрямы. Остальные придерживать большими. Два мизинца — коротышки, Показать мизинцы. Все остальные Непоседы и плутишки. придерживать большими пальцами. Пальцы главные средь них — Показать два больших пальца, Дифференциация звуков [ф] и [в]
Старичок Звуковичок решил отправиться в гости на далекий Север. Там у него живут хорошие друзья: Вова и Фаина. Стал он собирать чемодан. На Севере очень холодно. Что с собой взять? Ребенку предлагаются картинки, из которых нужно выбрать предметы одежды и обуви со звуками [ф] или [в] (кофта, варежки, шарф, валенки, фуфайка, футболка).
Педагог. Задумался Старичок Звуковичок: «Что можно взять к чаю, чтобы угостить друзей? » Помоги Звуковичку выбрать угощение со звуками [ф] или [в]. Ребенок. Конфеты, вафли. Педагог. С какими звуками мы придумывали слова? Ребенок. Со звуками [ф] и [в].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|