Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [д]и [т].
Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [д]и [т]. Педагог. Давай вспомним, кто мешал Старичку Звуковичку отдыхать в лесу? Ребенок. Ему мешали дятел и тетерев. Педагог. Как стучал дятел? Ребенок. Д-д-д. „ Педагог. Как токовал тетерев? Ребенок. Т-т-т... Педагог. Послушай внимательно, похожи ли песенки этих птиц? Чем отличаются? Ребенок. Сходство в том, что эти звуки согласные твердые. Различия: звук [д] — звонкий, а звук [т] — глухой. Напоминаем! Звук [д] — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувствуется дрожание. Звук [т] — глухой, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют. Проверь себя! Сравни звуки. • Положи ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуются вибрация, дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой. • Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук [д] и глухой [т]. Задание 2. Игра «Эхо» Цель: различение звуков [д] и [т] вслогах. Повтори слоги: да — та та — да — та — да та — да да — та — да — та да — та — да да — та — та — да то — до — то то — до — то — до ты — ды — ты ду — ту — ту — ду Задание 3. «Угадай, чье слово». Цель: определение первого звука в слове. Материалы: картинки с изображениями дятла и тетерева. Дятел любит слова, которые начинаются на звук [д], а тетерев — на звук [т]. Если слово начинается на звук [д] — поднимай картинку с изображением дятла, а если на [т] — картинку с изображением тетерева.
Слова: Тамара, Дон, дым, тополь, директор, товарищ, трава, дуб, дождь, туман, треугольник, дыня. Задание 4. Игра «Собери слово». Цель: различение звуков [д] и [т] в слогах. Добавь слоги: - да или - та: пого.., ва.., побе.., комна.., воро.., во.., лопа.., посу.. - ды или - ты: огоро.., ко.., еле.., цве.., тру.., пирами.., само-ле.., заво.., коф.., сала.., похо.., тор... Задание 5. Игра «Будь внимательным». Цель: различение звуков [д] и [т] в словах-паронимах. Точка — дочка, толк — долг, катушка — кадушка, том— дом, Толя — доля, вода — вата, тушь — душ, тоска — доска, плоты — плоды. Задание 6. Дидактическая игра «Найди пару». Материал: на наборном полотне изображения — мальчик Толя и девочка Даша. Педагог произносит предложения, а ребенок называет последнее слово, подходящее по смыслу, находит картинку и ставит ее на наборное полотно: картинки со звуком [т] — Толе, а со звуком [д] — Даше. Назовем мы книжку... (том). Для жилья построим... (дом). Вот тележка — это... (тачка). Дом в саду зовется... (дачка). По реке плывут... (плоты). Зреют на ветвях... (плоды). Задание 7. Повторение словосочетаний с четким проговариванием звуков [д] и [т]: высотный дом, тонкий гудок, тонкая доска, столовая сода, душная кладовка, ватная подушка, та-ладливая дочь, домашние тапочки, бутылка лимонада. Задание 8. Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [д] и [т]: да — да — да — бежит вода; та — та — та — хвост пушистый у кота; ду — ду — ду — дети бегают в саду; ту — ту — ту — дали молока коту; ды — ды — ды — нет воды; ты — ты — ты — во дворе цветы. Задание 9. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [д] и [т]. Возле дома лежит собака Том. Няня нянчит Дашу и Никиту. Мама купила Тане медальон. У белки теплое, уютное дупло на дубе. Пуховая подушка лежит на тахте. В кадушке солят капусту. Тоня надела домашние тапочки.
Света нюхает духи. Вита сидит за столом и ест медовик. У Наташи модная дубленка. Задание 10. Повторение скороговорок с четким произнесением звуков [д] и [т]. Дятел клювом Дуб долбит: Тук-тук-тук — Червячка он ищет тут.
Дятел дуб долбил. Да не додолбил.
Дятел дерево долбит, День-деньской кору дробит.
Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил как долотом. С. Маршак Топали да топали, Дотопали до тополя. Дотопали до тополя, Да ноги-то оттопали.
Только утром Таня встанет, Танцевать Танюшу тянет. Что тут долго объяснять? Таня любит танцевать. Задание 11. Проговаривание стихотворных тестов с четким произнесением звуков [д] и [т]. Однажды я шел по тропинке лесной, Вдруг чувствую — дождик идет за спиной. Я шагу прибавил — скорее домой, А дождик вприпрыжку помчался за мной. В. Друк Доктора не бойтесь, дети. Он добрее всех на свете. С ним давно знакома я — Это мамочка моя! Г. Виеру Задание 12. Чтение рассказа, пересказ по опорным картинкам. Толя на даче Летом Толя отдыхал на даче. Он пошел на речку ловить удочкой рыбу. Толя сел в лодку и от берега отплыл. Мимо острова проплыл. Речку переплыл и до другого берега доплыл. Он наловил удочкой много рыбы и приплыл домой. Задание 12. Пальчиковая игра. Цели: развитие мелкой моторики; различение встихотворном тексте звуков [д] и [т]. Мама мишек будит рано. Пальцами обеих рук изобразить мишек. Не встают они с дивана! Удивленно пожать плечами. — Эй, Большак! Встряхнуть большой палец сначала Вставай скорей! на левой, а затем на правой руке. Ждут друзья уж у дверей! Указать руками на дверь. — Ну а ты, лентяй Указка, Встряхнуть указательные пальцы. У тебя засохла краска! Изобразить руками ведро. Вы должны с Середняком Встряхнуть средние пальцы. Побелить амбар и дом. Плавные движения кистями рук, как кисточкой, сверху вниз, снизу вверх. Безымянный, мой бедняжка! Погладить безымянный палец пальцами
Знаю, болен был ты тяжко. другой руки. Пожалею я тебя, Прижать безымянный палец Полежи еще два дня. к ладони и погладить его. Ты, Мизинчик-малышок, Встряхнуть мизинцы. Роста у тебя вершок! Показать, какого роста мизинчик. Дифференциация звуков [с] и [с']
Были у Старичка Звуковичка два друга — два насоса: большой и маленький. Они очень много трудились, накачивая колеса на велосипедах и самокатах. Большой насос качал воздух: «С-с-с... », а маленький: «Сь-сь-сь... » По вечерам они отдыхали в саду на скамейке. Слушали соловья в кустах и тоже затягивали свои любимые песенки. Начинал большой насос. Вспомни его песенку. Ребенок. С-с-с... Педагог. А маленький продолжал. Как пел маленький насос? Ребенок. Сь-сь-сь... Педагог. Большому насосу подпевали птицы, в названиях которых есть звук [с]. Попробуй их назвать. Ребенок. Соловей, сова, сокол, клест, ласточка, сойка. Педагог. А маленькому насосу помогали петь птички, в названиях которых был звук [с']. Как ты думаешь, кто это? Ребенок. Синички, овсянки. Педагог. Вот такой веселое исполнение у них получалось!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|