Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из истории воспитания и обучения слепоглухонемых




ПОМОЩЬ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМ ДЕТЯМ ЗА РУБЕЖОМ

и в россии до великой октябрьской социалистической

РЕВОЛЮЦИИ

Слепоглухонемота существует, очевидно, столько же, сколь­ко существует человечество. Но сведения о внимании ученых к проблемам слепоглухонемоты доходят до нас только с XVIII в. До середины XIX в. большинство исследователей считали сле­поглухонемых обузой общества и полностью исключали воз­можность их интеллектуального развития, ставили их на один Уровень с идиотами. Такова, например, была судьба англича­нина Джеймса Митчела, жившего в конце XVIII в. Консилиум ученых признал его идиотом и дал заключение, что обучение бесполезно. Печальной была и участь слепоглухонемых детей, содержавшихся при монастырях. Об этих детях, обученных лишь чтению механически вызубренных молитв (чтобы они мо-глн снискать милость божью и обрести счастье в потусторон­нем мире), писали некоторые зарубежные исследователи. Успе­хи слепоглухонемых на религиозном поприще выдавались зачу-Ю, обусловленное «волей божьей». Несколько слепоглухонемых

были, конечно, большой обузой для монастыря, так как, яв­ляясь предметом религиозной рекламы, оправдывали затраты на

е содержание. Их человеческое право быть полезными чле-


нами общества никого не интересовало. Поэтому развитие сле­поглухонемых оставалось на крайне низком уровне.

Первая известная нам слепоглухонемая, в обучении которой был достигнут необыкновенный по тому времени успех,— Лора Бриджмен. Ее талантливым учителем был директор училища для слепых в американском городе Бостоне Самуил Гридли Хоув, в прошлом участник движения Гарибальди. Он начал обучение восьмилетней Лоры в 1837 г. Очень живое, эмоцио­нальное и подробное описание впечатлений от встречи с докто­ром Хоувом, Лорой Бриджмен и еще одним слепоглухонемым учеником Хоува Оливером Кэсуеллом оставил человечеству Ч. Диккенс в «Американских заметках»1.

До специального обучения у Хоува Лора Бриджмен, ослеп­шая и оглохшая в возрасте около двух лет, получила началь­ное психическое развитие в семье. Мать всячески поощряла ее стремление ощупывать, изучать окружающие предметы, сле­дить за движениями рук, занятых хлопотами по хозяйству. По­этому Хоув в обучении Лоры использовал ее знания об окру­жающих предметах и их функциональном назначении. Он начал не с нуля, а обозначал знакомые Лоре предметы повседнев­ного обихода наклеенными на них этикетками. На этикетках выпуклыми буквами были написаны названия предметов. Хоув давал Лоре ощупывать их и соотносить написанное на этикет­ках с реальными предметами. Затем из разрезных букв Лора научилась сама составлять названия требующихся ей предме­тов, которые тотчас же ей подавали в качестве актуального подкрепления. Обучение на раннем этапе напоминало дресси­ровку. Сам Хоув писал об „этом так: «До сих пор процесс был чисто механическим, так умную собаку обучают разным фоку­сам. Несчастная девочка, совершенно ошарашенная, терпеливо, вслед за педагогом, повторяла все, что тот делал. Но теперь она начала кое-что понимать: интеллект ее заработал. Она со­образила, что, следуя этим путем, она сможет выразить знаком то или иное представление, возникшее в ее мозгу, и сообщить это другому уму; и лицо ее сразу приобрело нормальное чело­веческое выражение. Это уже не была собачка или попугай — в ней пробудился бессмертный дух, жадно ухватившийся за новое звено, устанавливавшее связь между нею и другими но­сителями этого духа! Я почти точно могу сказать, когда девоч­ку озарил свет истины. Я понял, что величайшее препятствие осталось позади, и теперь нужны лишь терпение и упорство — простые, обычные усилия»2. Наконец, Хоув стал обучать Лору дактильно-контактному общению, письму и чтению выпуклыми буквами. Однако высокой степени интеллектуального развития Лора не получила и всю жизнь прожила на положении прижи­валки. Правда, она научилась искусно шить и вязать.

1 Диккенс Ч. Соч. М., 1958, т. 9, с. 7—61.

2 Диккенс Ч. Соч. М., 1958, т. 9, с. 49.


Через 50 лет, в 1887 г., началось обучение другой амери­канской слепоглухонемой Елены Келлер, ослепшей и оглохшей в возрасте около полутора лет. Ее учителем была Анна Сулли­ван сама в прошлом слепая, но прозревшая после операции, воспитанница Перкинсовской школы для слепых. В пьесе Уиль­яма Гибсона «Сотворившая чудо» довольно подробно показан процесс воспитания Елены Келлер. Но еще до Анны Сулливан большую роль в первоначальном психическом развитии Елены сыграла маленькая негритянка Марта, дочь прислуги. Марте, которая была на три года старше Елены, приходилось помо­гать матери по хозяйству, а Елена всюду сопровождала Марту, подражая ее действиям, принимая участие в общих играх. Именно в общении с ней усвоила Елена элементарные поведен­ческие навыки, познала функциональное назначение предметов обихода.

Это сотрудничество вызывало необходимость в средствах об­щения, и они возникли на базе совместной предметной деятель­ности детей. Так что к тому времени, когда Анна Сулливан принялась за обучение Елены, у ребенка почти полностью бы­ла сформирована человеческая психика, имелся запас естест­венных жестов, обеспечивающий элементарное общение. Следу­ет отметить, что попытки Анны Сулливан начать обучение Елены словесным методом вначале натолкнулись на яростное сопротивление девочки. Много времени пришлось потратить на нормализацию поведения, а затем уже продолжить начатое об­учение.

Елена была избалована вниманием окружающих, капризна и драчлива. Смысл пальцевых манипуляций учительницы не до­ходил до ее сознания, и девочка упорно отказывалась прини­мать новый способ общения. Это была острая повседневная борь­ба. Анна Сулливан преодолела сопротивление ребенка, добив­шись от родителей Елены согласия на изолированное поселение от семьи. Вот здесь-то, когда воспитательница и воспитанница оказались вдвоем, Анне Сулливан удалось подчинить Елену режиму и нормализовать ее поведение.

Важно отметить; что уроки, отведенные для усвоения Еле­ной словесной речи, занимали почти весь период бодрствования. Однако урочная система не приносила желаемого успеха. Лишь коренная перестройка обучения, включавшая живое словесное общение ребенка с родственниками в естественной предметной ситуации, позволила формировать речевое общение девочки. При этом была использована уже развитая у нее способность < подражанию действиям окружающих.

Елена Келлер получила высшее образование, затем степень

>ктора философских наук, стала известной общественной дея-

-льницей США. Ее книга «История моей жизни», посвященная

нализу развития слепоглухонемого, издана почти на всех язы-

с мира. Однако ее социальная среда была неблагоприятна:

раушев
 

А. В. Ап


клерикально-буржуазное окружение ограничило ее деятель­ность религиозным поприщем. Впрочем, в биографии Елены Келлер были и иные моменты. Так, в 1919 г. была напечатана ее статья «Прекратить блокаду», направленная против блока­ды молодой Советской России.

Анализируя истории воспитания и обучения Лоры Бридж-мен и Елены Келлер, отметим следующее. При их воспитании ни Самуил Гридли. Хоув, ни Анна Сулливан не занимались первоначальным развитием слепоглухонемых — самым интерес­ным, трудным и специфичным процессом, т. е. изначальным формированием человеческой психики. В обоих случаях это бы­ло сделано до них в результате благоприятного стечения об­стоятельств.

Несмотря на то что и Самуил Гридли Хоув, и Анна Сулли- ' ван обучали воспитанников словесной речи на базе конкретной ' практической деятельности, педагоги не желали этого заме­чать, а свои успехи связывали с внезапным озарением воспи­танников по воле всевышнего. Анна Сулливан таким момен­том считает эпизод с водой, когда, подставив руку под струю воды, Елена впервые употребила слово «вода».

Оба воспитателя искренне полагали, что пробудили души своих воспитанников. Недаром доктор Анагнес в пьесе Гибсо-на, напутствуя Анну Сулливан перед отъездом в дом Келле­ров, уподобляет ее будущую ученицу закрытому сейфу, напол­ненному сокровищами. Нужно лишь подобрать ключ к нему. И этим ключом в пьесе Гибсона стало слово «вода». И Самуил Гридли Хоув, и Анна Сулливан находились в плену идеали­стических представлений о природе человеческой психики. Мы же понимаем, что никаких сокровищ человеческой психики в сейфе нет. И если его открывать, то только для того, чтобы на­полнить социально выработанными духовными сокровищами, которые составляют основу психики каждого индивида после того, как он присвоит их.

В разные годы XIX в. в Европе при школах и монастырях создаются группы для воспитания и обучения слепоглухонемых.; Такие группы возникли во Франции, Англии, Германии, Швей­царии, Швеции. В этот период исследованием слепоглухонемо­ты занимались В. Ерузалем, С. Холл, М. Ламсон, С. Г. Хоув, В. Штерн и другие ученые.

В начале XX в. появились работы В. Вэйда, X. С. Ленде-ринка, Г. Римана и других авторов, в которых излагался опыт обучения отдельных слепоглухонемых, а также методы работы с группой слепоглухонемых. Многие группы оказались недолго­вечными, так как содержались на благотворительных началах усилиями энтузиастов. Государство в этих начинаниях участия, как правило, не принимало.

Первая группа слепоглухонемых в России была организова­на в 1909 г. в Петербурге при благотворительном обществе 18


попечения слепоглухонемых «для призрения этих обездоленных летей и освобождения семей от обузы». Обучения слепоглухоне­мых там не проводилось.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...