Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование словесной речи




Работа со слепоглухонемыми детьми в среднем и старшем дошкольном возрасте продолжается в сфере индивидуального самообслуживания на базе расширенной совместной разделен­ной деятельности. После того как ребенок осознает возмож­ность обозначать окружающие предметы и действия символами, а его общение осуществляется еще в системе «воспита­тель — воспитанник», начинается переход к словесному обще­нию на дактильной основе.

Слепоглухонемого ребенка не знакомят с алфавитом, как это делается при обучении детей в массовой школе. Слова да­ются слепоглухонемому ребенку глобально, в целом виде, по-

 


 

 


тому что> как показала практика, предварительное знакомство слепоглухонемого ребенка с алфавитом не приносит успеха. Ведь буква становится значимой только как элемент слова, но не сама по себе. Слово, а не букву, можно связать с удовлетво­рением естественной потребности. Поэтому дошкольника вна­чале обучают словам, языку. И только позже, овладев языком практически, слепоглухонемой ребенок получает представление о том, что слова состоят из букв. Обучение слепоглухонемых словесной речи таким путем напоминает освоение языка обыч-. ными детьми.

Первыми словами, которым обучают слепоглухонемых детей, бывают короткие односложные — трехсложные слова: «есть», «чай», «хлеб», «кофе», «каша», «возьми», «ложка», «тарелка», «горшок», «собака», «кролик», «кот», «кран», «на» и другие.

Прежде всего подбираются слова, обозначающие предметы, с которыми ребенок имеет дело повседневно, и действия, вы­полняемые им систематически. Для сообщения слепоглухоне­мому первых дактильных слов выбирают такие, которые обоз­начают наиболее притягательные для ребенка предметы или действия. При этом не всегда первым словом, внедрившимся в сознание ребенка, становится слово, обозначающее предмет или действие, удовлетворяющее органическую нужду ребенка. Слепоглухонемой ребенок Радж М., цыган по национальности, был очень привязан к детдомовской собаке, поскольку в табо­ре, откуда он поступил, его постоянно окружали собаки. Пер­вым словом, которое закрепилось в его сознании, было слово «собака». Фаниль С., по национальности башкир, очень любил пить чай — первым словом, которым он стал активно пользо­ваться, явилось слово «чай» (рис. 6).

Первые слова воспринимаются слепоглухонемыми детьми как жесты, только более сложной конфигурации. Не следует увлекаться накапливанием словарного запаса у ребенка. С са­мого начала каждое слово должно нести коммуникативную функцию. Слово дают в составе фразы, чтобы ребенок прак­тически осваивал не только лексику, но и грамматический и синтаксический строй языка. Неправильно было бы внедрять в сознание ребенка обособленное слово «хлеб»: его надо да­вать в составе коротких фраз: «На хлеб», «Возьми хлеб», «Ешь хлеб» и т. д. Нельзя передать слепоглухонемому ребенку смысл отдельных фраз, взятых вне ситуации и жестового контекста. Ситуация, а еще лучше ситуативные действия способствуют осознанию ребенком смысла предлагаемых фраз. Только в том случае, когда Радж М. гладил собаку, ему в ладонь дактили-ровали фразу: «Это собака», затем давали эту фразу перед тем, как положить его руку на спину собаке, и, наконец,.перед тем, как пойти кормить собаку, предлагалась фраза: «Идем к собаке». Фанилю С. дактилировали фразу: «Пей чай», когда из ряда предложенных напитков он выбирал любимый, а затем


Рис. 6. Заинтересованность детей в объекте изучения способствует эффек­тивности обучения

перед тем, как он сделает выбор, предлагали активно дакти-лировать фразу: «Дай чай».

Но зачем переводить слепоглухонемого ребенка с жестового общения на дактильное? Дело в том, что жестовое общение, сколь бы живым и разносторонним оно ни было, ограничивает интеллектуальное развитие слепоглухонемых. С переходом к словесному мышлению слепоглухонемые дети овладевают обоб­щающей функцией слова. Только слово в дактильной и брай-левской формах открывает им возможность беспредельного ум­ственного развития. В слове, так же как и в очеловеченных пространстве и времени, зафиксирована мудрость прошлых по­колений людей.

Одновременно с обучением слепоглухонемого ребенка дак-тильному общению целесообразно начать его обучение чтению по Брайлю. Для этого полезно наклеивать выполненные по Брайлю названия на предметы, которые они обозначают. Пос­ле освоения словесного обозначения ряда предметов таблички со словами разрезают на отдельные буквы. Из букв учат детей составлять слова, подкрепляя успешные действия ребенка предъ­явлением ему соответствующего предмета (рис. 7).

По мере накопления навыков индивидуального самообслу­живания общение слепоглухонемого ребенка становится все


 


 

более многосторонним и начинает выходить за рамки сотруд," ничества двух лиц — обучающего и обучаемого. Это ведет к активизации общения на деловой основе: наличие естественных жестов, а затем дактильных слов и фраз позволяет устанавли­вать первые связи между воспитанниками внутри учебных групп. Индивидуальное самообслуживание, постепенно расширяя свою сферу, приобретает качественно новый, коллективный характер. На этом завершается первый, самый трудный и ответственный этап в обучении слепоглухонемых, этап, требующий от педаго­га необыкновенного терпения, всесторонней предусмотритель­ности, ювелирной точности в действиях, направленных на фор­мирование первых психических новообразований.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...