Развитие двигательной активности и ориентировки
Своим комплексным недугом слепоглухонемой ребенок обречен на малоподвижный образ жизни: во-первых, потому, что передвижение в пространстве приносит массу неприятностей. Ребенок натыкается на острые углы, спотыкается о пороги, получая от этого ссадины и синяки. Он задевает и роняет различные предметы, разбивает посуду, за что его ругают, а иногда и наказывают; во-вторых, передвижение в пространстве ребенка не привлекает, так как он не видит предметов, которые 'могли бы его заинтересовать, или людей, общение с которыми для него желательно. Если слепоглухонемого ребенка не научить ориентировке в пространстве, то боязнь передвижения перерастает со временем в привычку пребывать в малоподвижном состоянии, а это ограничивает возможности физического и психического развития ребенка, его общение с окружающими, участие в коллективных играх, лишает его инициативы и самостоятельности. Ориентировку слепоглухонемого ребенка начинают от кровати, на которой он спит. Прежде всего ему показывают путь к горшку. Это самый ближайший из необходимых ему предметов. Он должен стоять вплотную к задней ножке кровати. Взяв
А. В. Апраушев руку ребенка, проводят ею от изголовья до задней ножки кровати, а затем по ножке — до горшка. Действия по ориентировке ребенка к горшку должны быть подкреплены. Поэтому выжидают момент, когда у него появится необходимость воспользоваться горшком. Ни в коем случае нельзя хватать ребенка и переносить его к горшку, потому что он свяжет удовлетворение своей нужды с приятной необходимостью побывать у воспитателя на руках. Впоследствии малыша трудно будет отучить от этой вредной привычки и она будет подавлять навыки самостоятельного предметного оформления выделительных функций организма.
Нужно показать ребенку путь к обеденному столу, к месту, где он может пить воду. Ребенок должен знать постоянное местонахождение матери или воспитателя. Обучение ориентировке в пространстве сопровождается ощупыванием встречающихся на пути предметов, стен, углов, косяков, дверных полотен и прочих объектов, которые могут служить ребенку ориентирами при передвижении. На первых порах необходима стабильная расстановка мебели в помещении, где живет ребенок и где он обучается первым навыкам ориентировки. Его не должны подстерегать неожиданности при передвижении. Только потом, когда навыки ориентировки будут закреплены и ребенок научится самостоятельно передвигаться, полезно вносить некоторые изменения в расположение мебели, с тем чтобы ребенок привыкал к возможным ее перестановкам. Воспитатель страхует ребенка от возможных ушибов и столкновений, чтобы не отбить у него охоту к передвижению. Для этого взрослый идет несколько впереди ребенка, внимательно следя за его движениями. В случае опасности останавливает его и показывает, откуда она исходит. Важно выработать у ребенка правильную осанку при ходьбе, добиться того, чтобы руки его были вытянуты вперед на уровне лица. Слепоглухонемой ребенок ориентируется в пространстве в основном за счет ощущений от рук и ног, через которые он получает сигналы, сопоставляемые им с ранее построенной схемой передвижения по данному маршруту. Однако не малое значение имеют вибрационные, тепловые и запаховые ощущения. Здесь также полезно опираться на сигнальность восприятия. Так, достаточно слепоглухонемому ребенку почувствовать виб- рацию пола, чтобы понять, что в помещение кто-то вошел, а при соответствующей тренировке он может научиться определять, кому принадлежат шаги. «Однажды,— пишет О. И. Ско-роходова,— я сидела у окна своей комнаты. Я ожидала педагога, который со мной читает. Вдруг я почувствовала чьи-то шаги в комнате. Я поняла, что шел не педагог. Но, вчувствовавшись внимательно, я почувствовала шаги своей подруги. Я не ошиблась: это была она, но я ее в это время не ждала, и сама не-
вольно удивилась тому, что узнала ее в такое время, когда ожидала другого человека»1. •• Часто слепоглухонемой может опознать явление или объект по сочетанию сигналов. Вот как об этом пишет О. И. Скорохо-дова: «Я сидела в парикмахерской и вдруг почувствовала, что по улице проехал автомобиль. Я вздрогнула. — Чего ты испугалась? — спросила М. Е. — Я почувствовала, что проехал автомобиль, и от неожи — А как ты узнала, что это автомобиль? — Я почувствовала сотрясение пола и запах бензина. Проходя мимо работающего телевизора, приемника, стиральной машины, ребенок может ощущать их вибрацию. Минуя окна, обращенные на солнечную сторону, он может воспринимать солнечное тепло. Приближаясь к стене, он улавливает тепло батарей отопления. В открытое окно до него доносятся запахи улицы, а по дороге в столовую он может ориентироваться на запах пищи. По распространяющемуся запаху он может определить время наступления приема пищи. Трудно перечислить все возможные сигналы, которые помогают слепоглухонемому при ориентировке во времени и пространстве. Эти сигналы надо выявлять и использовать для формирования у слепоглухонемого ребенка навыков ориентировки. Например, желательно, чтобы воспитатели, работающие со слепоглухонемыми детьми, использовали разные духи, по которым ребенок мог бы узнавать взрослых дистантно. Как и обычные дети, слепоглухонемые любят прогулки, игры на воздухе. В соответствии с режимом дня слепоглухонемой ребенок проводит на свежем воздухе в общей сложности около пяти часов. Все это время заполняется деятельностью, которая служит целям психического и физического развития ребенка. Прежде всего его нужно сориентировать во дворе. От подъезда или крыльца дома ему показывают дорогу к детской площадке, попутно ощупывая руками ребенка встречающиеся на пути объекты, которые в будущем послужат ему ориентирами для самостоятельного передвижения. На детской площадке ребенок должен обследовать песочницу, кучу песка в ней, полупить представление о том, что окружает детскую площадку, о соседних деревьях, скамейках и других объектах.
На этом этапе у ребенка еще не сформированы средства общения, поэтому его побуждают к движению, непосредственно включая в те или иные занятия. С ним можно побегать, держа его за руки, покатать на детском велосипеде, а затем попы- 1 Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю 2 Там же, с. 101. таться обучить самостоятельно передвигаться на нем. Очень полезно научить ребенка кататься на педальной машине. Можно предложить ему покатать какую-нибудь детскую коляску или тачку. Для страховки от случайных столкновений надо обучить ребенка катить коляску впереди себя. Слепоглухонемой ребенок может играть и мячом. Чтобы он мог играть самостоятельно, без педагога, мяч привязывают на короткую веревку. Тогда он не укатится от ребенка безвозвратно. Слепоглухонемого ребенка еще на начальных этапах освоения бытовых навыков знакомят с игрушками. Прежде всего его учат играть с игрушками, которые содействуют закреплению навыков индивидуального самообслуживания. Такой игрушкой является кукла. Но слепоглухонемой ребенок не сразу •] улавливает аналогию между формой человеческого тела и куклой. Атрибуты туалета, одежда помогают установить эту аналогию. Причесывая ребенка зажатой в его руке расческой, воспитатель затем расчесывает волосы куклы. Можно повязать ей на волосы такой же бант, какой имеется на голове у ребенка. Одевая ребенка, можно параллельно с этим наряжать куклу: надевать руками ребенка на куклу чулки, платье, тапочки и т. д. Постепенно все манипуляции с куклой ассоциируются у ребенка с действиями по индивидуальному самообслуживанию.; Ребенок, наконец, обнаруживает, что куклу можно не только | причесывать, но надеть на ее ноги свои тапочки, нарядить в платье (рис. 5). Только благодаря возможности совершать с игрушкой знакомые по личному опыту действия, используя при этом те же предметы, слепоглухонемой ребенок в состоянии осознать функциональное назначение игрушки.
Ребенка полезно обучить игре с детскими автомашинами. ] Но прежде он должен покататься на детской педальной машине и машине настоящей, с помощью осязания осмотреть ее, осознать назначение машины, познаком.иться с работой шофера. | Во время пребывания на воздухе следует избегать различного рода качалок и не допускать длительного раскачивания 1 слепоглухонемого ребенка на качелях и вращения на каруселях. Монотонные раскачивания и вращения подкрепляют часто наблюдаемые у этих детей навязчивые движения, развивают у детей привычку к праздному времяпрепровождению. Как уже говорилось, прогулки сопровождаются не только 1 игрой, но и познавательной деятельностью детей. Первоначально эта деятельность непременно должна быть связана с актуальным подкреплением. Так, полезно водить ребенка в ягодник, сорвать его руками несколько ягод и дать ему съесть, затем, повторно имитируя совместные поисковые движения, отыскать следующую ягоду и опять дать подкрепление ребенку. Постепенно таким путем можно познакомить его не только с тем кустарником, на котором растут ягоды, но и с тем, который находится рядом и заслоняет ягодный кустарник. 52 Рис. 5. Установление аналогии: куклу тоже можно причесывать Замечено, что дети любят общаться с животными. Слепоглухонемые дети не составляют исключения. Их обязательно надо познакомить с кроликом, собакой, кошкой, попытаться включить в элементарный уход за ними. Однако животные должны быть мирного нрава, так как, однажды получив от животного укус или царапину, ребенок будет впредь избегать общения с ним. В ориентировке слепоглухонемого ребенка наиболее активно действующим органом является рука. Чем бы ни занимался такой ребенок под руководством воспитателя, во всем основная роль принадлежит руке. Не случайно эмблемой тифлосурдопедагогики избраны соединенные в дактильно-контактном общении «говорящие руки». Рука слепоглухонемого ребенка — это главный и единственный, за исключением обоняния, вкусовых и вибрационных ощущений, мостик, соединяющий его мозг с окружающим миром: ведь все первоначальное развитие психики слепоглухонемого ребенка определяется деятельностью его руки. Рукой слепоглухонемой ребенок не только осуществляет. совместную с воспитателем разделенную деятельность, рукой он осматривает предметы, людей, познает явления природы. Таким образом, рука слепоглухонемого используется не только по привычному нам назначению, но и замещает функцию утраченных органов зрения. Формирование специальных средств общения— естественных жестов,, а затем навыков дактильной речи — превращает руку слепоглухонемого ребенка в орган общения, замещающий функции отсутствующих органов слуха и речеобразующих органов.
Нагрузка на руку ребенка еще более возрастет, когда его начнут приобщать к чтению брайлевских текстов, выполненных ] рельефно-точечными буквами. Особенно велика нагрузка на указательный палец руки, которым ребенок воспринимает эти i буквы. Последняя фаланга указательного пальца руки становится для него окном в большой мир — мир книги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|