Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры слепоглухонемых детей




Большое внимание на данном этапе уделяется играм как деятельности, в которой закрепляются трудовые навыки слепо­глухонемого ребенка, развивается общение, и как средству его ранней социализации. Отправная точка социализации — вы­членение ребенком собственного «я» из окружающей среды. В ранний период обучения это достигается активностью слепо­глухонемого, направляемой педагогом на удовлетворение органических нужд через предметы обихода. Именно в этой дея­тельности начинает ребенок дифференцировать ощущения, иду­щие от внутренних органов и извне. Чем активнее познаватель­ная деятельность ребенка в этой области, тем быстрее он са­моопределяется, осознает свою целостность и автономию. Вне этой автономии находится все, что составляет среду ребенка. Поэтому для скорейшего самовычленения из окружающей сре­ды, для успешной социализации необходимо всячески содейст­вовать двигательной активности ребенка и направлять ее.

Первый этап социализации слепоглухонемого ребенка про­исходит в процессе первоначального обучения, поскольку само формирование человеческой психики предопределяет наличие системы «воспитатель — воспитанник». Именно при социальных связях в рамках этой системы оживает и присваивается ребен­ком общечеловеческий опыт, сконцентрированный и овещест­вленный в предметах обихода. Вне социального общения не­возможно формирование у слепоглухонемого ребенка челове­ческой психики, так как опредмеченный человеческий опыт не может ожить в других условиях. Именно в этой системе рож­даются и первые элементы игры. Но сами они появиться не могут, так как ребенок лишен возможности самостоятельно воспринимать и копировать действия взрослых. Поэтому каж­дого слепоглухонемого ребенка еще в рамках индивидуального самообслуживания начинают специально обучать игре. Даль­нейшее развитие и усложнение игровой деятельности происхо­дит на базе коллективного самообслуживания среди воспитан­ников одной группы. В этих условиях педагог создает игровую ситуацию, сам участвует в игре, стимулирует ее участников.

Одновременно у детей воспитывается способность адекват­ной оценки социальных ситуаций и умение вести себя в соот­ветствии с ними. Последующее расширение игровой деятель­ности происходит за счет привлечения к играм воспитанников Других групп или объединения групп на период игры,


Известно, что в играх обычные дети воспроизводят действия.взрослых, их взаимоотношения. Естественно, что деловой и со­циальный опыт зрячеслышащих детей, который служит им для выбора игровых сюжетов, значительно богаче, чем у их слепо­глухонемых сверстников. Отсюда и разнообразие игр у обыч­ного ребенка. Первоначальный же деловой опыт слепоглухоне­мых детей ограничен вначале сферой самообслуживания, где они действуют сами. Их социальная сфера сужена до сотруд­ничества с одним человеком, который их понимает, —• педагогом. Первые элементы игровой деятельности появляются у слепоглу­хонемого ребенка при установлении аналогий между человече­ской фигурой и куклой. Эти элементы рождаются при переносе навыков индивидуального самообслуживания на неодушевлен­ные предметы. Поэтому игры слепоглухонемых детей первона­чально лишены элементов подражания действиям окружающих, находящихся вне системы «воспитатель — воспитанник». Дети обыгрывают лишь собственные действия и действия педагога по их самообслуживанию.

С развитием индивидуального самообслуживания и перехо­дом его в коллективное меняется деловая и социальная основа игр, более разнообразным становится их содержание. Однако и при коллективном самообслуживании выбор сюжетов ограни­чен деловым сотрудничеством воспитанников между собой и педагогом.

Особенно большим препятствием в обучении слепоглухоне­мых детей игре, формировании у них интереса к игровой дея­тельности, стимулировании их активности является скудость средств словесного выражения, так как на раннем этапе кол­лективного самообслуживания дактильная речь только склады­вается. Лишь в подготовительных группах, когда деловая ак­тивность слепоглухонемых базируется уже на общественно полезном труде и соответственно развита лексика детей, их иг­ровая деятельность приобретает многоплановый характер, ох­ватывая многие стороны личного опыта, и содержит элементы подражательности действиям взрослых и их взаимоотношени­ям. Но и эти элементы отражают труд и взаимоотношения в основном тех людей, действия которых ребенок имеет возмож­ность наблюдать при телесном контакте: воспитателя, инструк­тора по труду, медсестры, врача, шофера, парикмахера и т. д. Неудивительно, что любимые игры слепоглухонемых дошколь­ников и младших школьников—«дочка — мама», «школа», «па­рикмахер», «врач», «баня», «в автобусе». Очень важно обучать слепоглухонемых сюжетно-ролевым играм. Они позволяют вос­создавать под руководством и при участии педагога ситуации, которые недоступны осязательному восприятию слепоглухоне­мого ребенка в обычных условиях, и тем самым дают возмож­ность расширять его представления о многообразии человече­ских дел и отношений.


Особое значение приобретает игра в форме кратковременно­го обособления детей, когда, действуя с игрушкой, ребенок учится закреплять и моделировать некоторые функции самооб­служивания, проигрывать роли и ситуации повседневного об­щения.

Игра —не только средство ранней социализации в сфере ин­дивидуального самообслуживания, но информативный, познава­тельный процесс, средство и форма самоутверждения, а также процесс социального тренажа и контроля.

Игра может быть использована как деятельность, направ­ленная на усвоение и создание норм взаимоотношения б группе.

Особое значение имеет соотношение труда и игровой дея­тельности. Игра помогает переносить трудности, которые появ­ляются в трудовой деятельности, снимает усталость, поддер­живает интерес и удовольствие. Игра помогает и сопутствует рождению качеств добровольности, одержимости, проявляю­щихся в процессе труда.

Таким образом, в этих двух ведущих деятельностях форми­руется личность ребенка.

Благодаря многоплановости игровая форма позволяет пе­дагогу, с одной стороны, совместно с воспитанником участво­вать в деятельности, организовывать ее, а с другой — активно и целенаправленно воздействовать на воспитанника.

Игры, как и спортивные упражнения, важны для слепоглу­хонемых детей также в плане тренировки мышечной активно­сти. Целесообразно организовывать подвижные* игры, катания на санках, лыжах, детских самокатах и велосипедах. Преиму­щество игровых и спортивных занятий состоит в том, что слепо­глухонемой ребенок получает естественное подкрепление в виде удовольствия, следующего непосредственно за напряжением мышц. При общественно полезном труде непосредственного естественного подкрепления от трудовых действий слепоглухо­немой не получает. Как показывает практика, воспитанники, не прошедшие школы игры и спорта, малоактивны и в общест­венно полезном, и в профессиональном труде.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...