Коллективное самообслуживание
Первые элементы сотрудничества воспитанников проявляются во взаимопомощи еще в рамках индивидуального самообслуживания. Так, воспитанник помогает своему менее опытному товарищу завязать шнурки или застегнуть пуговицы. "В дальнейшем сотрудничество строится на совместной практической деятельности в общих интересах группы (наведение порядка в игровом уголке, протирка мебели, уход за аквариумными рыбками, поливка комнатных растений, коллективное изготовление различных поделок). При этом отмечается преемственность традиций в смысле разделенности совместных действий, т. е. наблюдается переход от совместных разделенных действий двух сотрудничающих сторон — педагога и воспитанника — к совместным разделенным действиям внутри маленького коллектива воспитанников. Но разделение усилий на базе коллективного труда воспитанников носит иной характер, нежели при сотрудничестве слепоглухонемого ребенка с педагогом. Если в системе «воспитатель — воспитанник» последний получал помощь от более опытного здорового участника совместных действий, то при коллективном труде слепоглухонемых ' сверстников возникает первое разделение труда по принципу взаимопомощи, обусловленному различной степенью сохранности зрительного и слухового анализаторов у каждого из детей. Скажем, при протирке мебели тотально слепоглухонемой воспитанник работает тряпкой, а его слабовидящие глухонемые товарищи помогают ему ориентироваться, подносят воду, передвигают и устанавливают детскую мебель. В этот период большое значение придается правильному комплектованию групп, так как от подбора воспитанников по темпераменту, жизненному опыту, характеру сенсорных нарушений в значительной мере зависит успех организации сотрудничества и взаимопомощи в группе.
В числе первых дактильных слов, с которыми знакомят слепоглухонемых детей, имеются такие слова: «помоги», «дай», «на», «спасибо». Эти слова совершенно необходимы в условиях коллективного самообслуживания. Имея это в виду, один из педагогов так описывает развитие взаимопомощи в младших группах: «В малышовой группе, где ребята только начинают понимать эти слова и сами еще не владеют дактильной речью, на стенде висит табличка с написанным обычными буквами словом «помоги», дублированным тут же по Брайлю. Аня, не справившись с покрывалом, снимает табличку и несет ее мальчикам. Те читают на табличке слово «помоги» и охотно помогают. Б другой малышовой группе, воспитанники которой уже овладели дактиль-ным обозначением слов, Дима дактильно просит Люду: «Помоги», и они вместе складывают простыню. Во время подготовки к бане Дима помогает девочкам собирать белье. Одна из них, Лиза, в свою очередь помогает Диме застегнуть ботинки, потому что Дима еще не научился делать это самостоятельно. Дима же берет за руку Лизу и ведет ее в умывальную комнату, так как у Лизы совсем плохое зрение и она боится идти одна. Дима вообще в группе джентльмен по отношению к девочкам: открывает перед ними дверь, помогает открыть шкаф, тумбочку. Все это, правда, бывает на фоне ссор и драк. Дима охотно помогает, но заодно может и «наподдать». Нужно внимательно следить за' тем, чтобы взаимопомощь не превращалась в опеку над менее активными детьми, в стремление более опытных и инициативных ребят выполнять за товарища те действия, которые он сам в состоянии производить. Такое положение будет препятствовать приумножению у опекаемого трудовых навыков и может даже привести к утрате уже имеющихся. Таким образом, при коллективном самообслуживании сохраняется принцип дозированной помощи. Вместе с тем не следует гасить инициативу наиболее активных воспитанников. Опытные педагоги поощряют таких детей, дают простор их самостоятельности, растят их организаторские способности, делают из них незаменимых себе помощников.
Группы для обучения слепоглухонемых комплектуются из трех воспитанников. Целесообразно комплектовать группы таким образом, чтобы при дактилировании инструкций педагог мог сообщить их одновременно всем воспитанникам. Это требование невыполнимо, если в группе все воспитанники или даже двое из них тотально слепоглухонемые. Наиболее оптимальный вариант комплектации групп, подсказанный практикой, таков, когда из трех воспитанников лишь один страдает полным отсутствием зрения и слуха, а двое других — слабовидящие глухонемые. Это дает возможность воспитателю, дактилируя одновременно двумя руками, общаться с тотально слепоглухонемым контактно, а со слабовидящими глухонемыми — в расчете на визуальное восприятие. Наличие в группе слабовидящих глухонемых ставит тотально слепоглухонемого в благоприятное положение, так как он получает от слабовидящих глухонемых товарищей зрительную информацию об окружающей жизни, которая оказывается в поле их остаточного зрения. Это дает Дополнительный материал для обмена впечатлениями между детьми, помогает педагогу создавать сферу общения в группе. В случаях, когда взаимопомощь и общение в группе не налаживаются, необходима ее перекомплектация. Практически слепоглухонемой Юра Т. оказался в группе с двумя слабовидящими глухонемыми, поведение которых отличалось растор-моженностью. Это приводило к частым конфликтам между слабовидящими глухонемыми, и они забывали о своем третьем товарище. Перекомплектация группы принесла пользу каждому из воспитанников. Необычайно важно в этот период организовать активное словесное общение на дактильной основе, суметь противопоставить его без всякого насилия над учениками стихийному накапливанию жестов, которые могут выйти из-под контроля педагога, если не стимулировать словесное общение. Условия коллективного самообслуживания и активизации общения между воспитанниками предъявляют воспитателю новые требования при формировании у детей словесной речи в дактильной форме. В этот период особенно важно внимательно следить за соблюдением принципа актуальности подкрепления действием каждой словесной инструкции.
Рассмотрим весьма частую у неопытных педагогов ситуацию. Воспитатель перед сопровождением воспитанников в столовую дал им инструкцию:. «Идите кушать», а затем, вспомнив, что кто-то просился в туалет, решил-удовлетворить это желание и после воспринятой воспитанниками инструкции «Идите кушать» зашел с ними по пути в туалет. После туалета ребята вымыли руки, в связи с чем возникла необходимость зайти в спальню w воспользоваться полотенцем. Инструкция воспитателя осталась неподкрепленной, а воспитанники — дезориентированными, так как вместо ожидаемого-после получения инструкции адекватного ей действия они были вынуждены из-за непредусмотрительности педагога заниматься другими делами. Необходимость всесторонне предусмотреть мельчайшие этапы обучения, желательные и возможные варианты реакции воспитанников на предлагаемые им инструкции, возможные отвлекающие факторы и помехи, своевременное устранение их жестко диктуется и в этот период обучения слепоглухонемых. Например, перед тем как дать воспитанникам группы инструкцию «Идите гулять», воспитатель продумывает возможную реакцию детей на эту инструкцию, учитывая настроение и готовность воспитанников к предлагаемому действию. Если воспитанники увлечены каким-нибудь делом или заигрались с товарищами, воспитатель либо выжидает, либо переключает детей на более нейтральную деятельность. Иначе инструкция из-за отказа детей не получит актуального подкрепления. Воспитатель предусматривает технические стороны предлагаемых детям действий, чтобы между предъявленной ребенку инструкцией и действием не вклинивалась необходимость разыскивать пропавшие атрибуты одежды или возвращаться за забытыми игрушками. Ведущая роль в развитии ребенка при коллективном самообслуживании сохраняется за деятельностью по удовлетворе- нию естественных потребностей, но в то же время аачинают зарождаться интересы детей к другим видам деятельности. Необходимо вовремя подмечать интересы и склонности слепоглухонемых детей и стимулировать их развитие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|