Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коллективное самообслуживание




Первые элементы сотрудничества воспитанников проявля­ются во взаимопомощи еще в рамках индивидуального само­обслуживания. Так, воспитанник помогает своему менее опыт­ному товарищу завязать шнурки или застегнуть пуговицы. "В дальнейшем сотрудничество строится на совместной практи­ческой деятельности в общих интересах группы (наведение по­рядка в игровом уголке, протирка мебели, уход за аквариум­ными рыбками, поливка комнатных растений, коллективное изготовление различных поделок). При этом отмечается преем­ственность традиций в смысле разделенности совместных дей­ствий, т. е. наблюдается переход от совместных разделенных действий двух сотрудничающих сторон — педагога и воспитан­ника — к совместным разделенным действиям внутри малень­кого коллектива воспитанников. Но разделение усилий на ба­зе коллективного труда воспитанников носит иной характер, нежели при сотрудничестве слепоглухонемого ребенка с педа­гогом. Если в системе «воспитатель — воспитанник» последний получал помощь от более опытного здорового участника сов­местных действий, то при коллективном труде слепоглухонемых ' сверстников возникает первое разделение труда по принципу взаимопомощи, обусловленному различной степенью сохранно­сти зрительного и слухового анализаторов у каждого из детей. Скажем, при протирке мебели тотально слепоглухонемой вос­питанник работает тряпкой, а его слабовидящие глухонемые товарищи помогают ему ориентироваться, подносят воду, пе­редвигают и устанавливают детскую мебель. В этот период большое значение придается правильному комплектованию групп, так как от подбора воспитанников по темпераменту, жизненному опыту, характеру сенсорных нарушений в значи­тельной мере зависит успех организации сотрудничества и взаи­мопомощи в группе.

В числе первых дактильных слов, с которыми знакомят сле­поглухонемых детей, имеются такие слова: «помоги», «дай»,


«на», «спасибо». Эти слова совершенно необходимы в условиях коллективного самообслуживания. Имея это в виду, один из педагогов так описывает развитие взаимопомощи в младших группах:

«В малышовой группе, где ребята только начинают понимать эти слова и сами еще не владеют дактильной речью, на стенде висит табличка с написанным обычными буквами словом «помоги», дублированным тут же по Брайлю. Аня, не справившись с покрывалом, снимает табличку и несет ее мальчикам. Те читают на табличке слово «помоги» и охотно помогают. Б другой малышовой группе, воспитанники которой уже овладели дактиль-ным обозначением слов, Дима дактильно просит Люду: «Помоги», и они вместе складывают простыню. Во время подготовки к бане Дима помогает девочкам собирать белье. Одна из них, Лиза, в свою очередь помогает Ди­ме застегнуть ботинки, потому что Дима еще не научился делать это само­стоятельно. Дима же берет за руку Лизу и ведет ее в умывальную комна­ту, так как у Лизы совсем плохое зрение и она боится идти одна. Дима вообще в группе джентльмен по отношению к девочкам: открывает перед ни­ми дверь, помогает открыть шкаф, тумбочку. Все это, правда, бывает на фоне ссор и драк. Дима охотно помогает, но заодно может и «наподдать».

Нужно внимательно следить за' тем, чтобы взаимопомощь не превращалась в опеку над менее активными детьми, в стрем­ление более опытных и инициативных ребят выполнять за то­варища те действия, которые он сам в состоянии производить. Такое положение будет препятствовать приумножению у опе­каемого трудовых навыков и может даже привести к утрате уже имеющихся. Таким образом, при коллективном самообслу­живании сохраняется принцип дозированной помощи. Вместе с тем не следует гасить инициативу наиболее активных воспи­танников. Опытные педагоги поощряют таких детей, дают про­стор их самостоятельности, растят их организаторские способ­ности, делают из них незаменимых себе помощников.

Группы для обучения слепоглухонемых комплектуются из трех воспитанников. Целесообразно комплектовать группы та­ким образом, чтобы при дактилировании инструкций педагог мог сообщить их одновременно всем воспитанникам. Это требо­вание невыполнимо, если в группе все воспитанники или даже двое из них тотально слепоглухонемые. Наиболее оптимальный вариант комплектации групп, подсказанный практикой, таков, когда из трех воспитанников лишь один страдает полным от­сутствием зрения и слуха, а двое других — слабовидящие глу­хонемые. Это дает возможность воспитателю, дактилируя од­новременно двумя руками, общаться с тотально слепоглухоне­мым контактно, а со слабовидящими глухонемыми — в расчете на визуальное восприятие. Наличие в группе слабовидящих глу­хонемых ставит тотально слепоглухонемого в благоприятное положение, так как он получает от слабовидящих глухонемых товарищей зрительную информацию об окружающей жизни, которая оказывается в поле их остаточного зрения. Это дает Дополнительный материал для обмена впечатлениями между детьми, помогает педагогу создавать сферу общения в группе.


В случаях, когда взаимопомощь и общение в группе не на­лаживаются, необходима ее перекомплектация. Практически слепоглухонемой Юра Т. оказался в группе с двумя слабови­дящими глухонемыми, поведение которых отличалось растор-моженностью. Это приводило к частым конфликтам между сла­бовидящими глухонемыми, и они забывали о своем третьем товарище. Перекомплектация группы принесла пользу каждо­му из воспитанников.

Необычайно важно в этот период организовать активное словесное общение на дактильной основе, суметь противопо­ставить его без всякого насилия над учениками стихийному накапливанию жестов, которые могут выйти из-под контроля педагога, если не стимулировать словесное общение.

Условия коллективного самообслуживания и активизации общения между воспитанниками предъявляют воспитателю но­вые требования при формировании у детей словесной речи в дактильной форме. В этот период особенно важно внимательно следить за соблюдением принципа актуальности подкрепления действием каждой словесной инструкции.

Рассмотрим весьма частую у неопытных педагогов ситуацию. Воспита­тель перед сопровождением воспитанников в столовую дал им инструкцию:. «Идите кушать», а затем, вспомнив, что кто-то просился в туалет, решил-удовлетворить это желание и после воспринятой воспитанниками инструк­ции «Идите кушать» зашел с ними по пути в туалет. После туалета ребята вымыли руки, в связи с чем возникла необходимость зайти в спальню w воспользоваться полотенцем. Инструкция воспитателя осталась неподкреп­ленной, а воспитанники — дезориентированными, так как вместо ожидаемого-после получения инструкции адекватного ей действия они были вынуждены из-за непредусмотрительности педагога заниматься другими делами.

Необходимость всесторонне предусмотреть мельчайшие эта­пы обучения, желательные и возможные варианты реакции воспитанников на предлагаемые им инструкции, возможные от­влекающие факторы и помехи, своевременное устранение их жестко диктуется и в этот период обучения слепоглухонемых. Например, перед тем как дать воспитанникам группы инструк­цию «Идите гулять», воспитатель продумывает возможную реакцию детей на эту инструкцию, учитывая настроение и готов­ность воспитанников к предлагаемому действию. Если воспи­танники увлечены каким-нибудь делом или заигрались с това­рищами, воспитатель либо выжидает, либо переключает детей на более нейтральную деятельность. Иначе инструкция из-за отказа детей не получит актуального подкрепления. Воспита­тель предусматривает технические стороны предлагаемых де­тям действий, чтобы между предъявленной ребенку инструк­цией и действием не вклинивалась необходимость разыскивать пропавшие атрибуты одежды или возвращаться за забытыми

игрушками.

Ведущая роль в развитии ребенка при коллективном само­обслуживании сохраняется за деятельностью по удовлетворе-


нию естественных потребностей, но в то же время аачинают зарождаться интересы детей к другим видам деятельности. Необходимо вовремя подмечать интересы и склонности слепо­глухонемых детей и стимулировать их развитие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...