Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первоначального воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Формирование образов




Основная задача в группах младшего дошкольного возра­ста— включение каждого ребенка в стабильный режим. Вы­полнение режимных моментов при совместной деятельности вос­питателя и воспитанника позволяет осуществлять триединый процесс: формирование навыков самообслуживания, элементов человеческой психики и специальных средств общения — естест­венных жестов.

Самообслуживание-самая благодатная деятельность для формирования первоначальных психофизических новообразова­ний, так как оно связано с удовлетворением органических нужд ребенка и требует систематичности и повседневности. В этих условиях формировать и закреплять навыки легче, чем в любой другой деятельности, ибо целесообразность действий по само­обслуживанию наиболее доступна пониманию ребенка.

Совместная деятельность предполагает сотрудничество двух сторон'•— воспитателя и воспитанника. При этом действия ре­бенка в начале сотрудничества неосознанны. Осознание необ­ходимости совершать те или иные действия приходит к ребен­ку постепенно, по мере установления связей между предметом, действием и следующим за ним подкреплением в виде удовлет­ворения неотложной нужды. При систематическом удовлетво­рении нужды через определенное действие в сознании ребенка устанавливаются соответствующие устойчивые ассоциации. На основе этих ассоциаций происходит первый обмен мыслями между сотрудничающими сторонами.

Представим себе, что несколько десятков, а может быть, со­тен раз, вложив в руку ребенка ложку и действуя его рукой, воспитатель кормит ребенка. Наконец наступает такой момент, когда воспитателю достаточно вложить в руку ребенка ложку и в его сознании срабатывает связь, уже установившаяся между предметом, действием и предстоящим состоянием организма. Значит, ребенок уже осознал функциональное назначение пред­мета через действие, с которым наступает у него комфортное состояние. Этот предмет становится значимым, притягательным для него. Он начинает знакомиться с ним, ощупывать его.

В совместной деятельности у ребенка формируются образы, предметов и действий, посредством которых систематически


овлетворяются его органические нужды. Это прежде всего пред-ты и действия, близко связанные с деятельностью по корм­лению ребенка, с защитой от холода, с потребностью в движе-нпи с выделительными функциями.

Первоначальное обучение слепоглухонемых детей иногда по поаву называют очеловечиванием. Это наиболее уникальная и специфичная область в тифлосурдопедагогике. Поэтому рас­смотрим ее подробнее.

Прежде всего сюда относится формирование образов. Для чего нужно формировать у слепоглухонемого ребенка образы? Прежде всего для того, чтобы он мог узнавать пред­меты и использовать их в соответствии с функциональным на­значением, чтобы он представлял реальную картину окружаю­щего мира.

Формирование образов у слепоглухонемого ребенка проис­ходит в совместной с воспитателем практической деятельности, ибо, как справедливо отмечает А. Н. Леонтьев, «для того чтобы в голове человека возник осязательный, зрительный или слухо­вой образ предмета, необходимо, чтобы между человеком и этим предметом сложилось деятельное отношение. От процес­сов, реализующих это отношение, и зависит адекватность и сте­пень полноты образа»1.

Знакомство слепоглухонемого ребенка с каждым предметом обихода должно быть детальным и всесторонним. Ребенку нуж­но изучить его назначение, способ использования, форму, раз­меры и прочие доступные восприятию слепоглухонемого свой­ства.

Затем ребенка учат узнавать знакомые ему предметы по характерным признакам, а с течением времени все больше ог­раничивают количество признаков, необходимых для узнавания предмета или явления. Таким образом можно выработать у сле­поглухонемого ребенка сигнальность восприятия предметов и явлений окружающего мира, чтобы одним прикосновением к предмету можно было узнать его. Для примера скажем, что >бычному человеку вовсе не обязательно смотреть на дорогу Для того, чтобы судить, идет по ней,автомашина или нет. До­статочно услышать гул мотора или почувствовать сотрясение эчвы. Специалист даже может по гулу мотора определить 'арку машины и степень ее нагруженности. Способность опоз­дать объект или явление по одному или нескольким харак-рным признакам называется сигнальностью восприятия. Для чтобы отличить одного воспитателя от другого, слепоглу-емые дети при встрече берут каждого за запястье и по руке, 3 ремешку и форме часов или по их отсутствию определяют, находится рядом с ними. Для опознания бывает достаточно

1977 °нтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.,


нескольких секунд. Умение выделить отличительные характер­ные признаки предметов, явлений и действий в последующем станет полезным для формирования у слепоглухонемого ребен­ка первых специальных средств общения.

Накапливающиеся в сознании ребенка образы предметов и действий складываются в систему, которая постепенно начина­ет отражать все его совместные с воспитателем действия. Таким образом в сознании ребенка находит отражение человеческая действительность, т. е. очеловеченное пространство, в котором '6н действует, и очеловеченное время, в котором эти действия располагаются в определенной последовательности.

Отсутствие очеловеченной среды не дает возможности сфор­мировать у ребенка систему образов и препятствует его психи­ческому развитию. В то же время не следует загромождать со­знание слепоглухонемого ребенка незначимыми для поддержа­ния его жизнедеятельности образами. Окружающая обстановка должна быть строго продумана и подчинена формированию у ребенка образов предметов и действий, систематически и по­вседневно используемых им. Только тогда они эффективно бу­дут формироваться и закрепляться в его сознании.

Постепенно система образов слепоглухонемого ребенка бу­дет выходить за рамки комнаты, квартиры, дома, в котором он живет. Не следует, однако, думать, что у ребенка будут фор­мироваться образы только тех предметов, которыми удовлетво­ряются его нужды. По необходимости ребенок будет вынужден знакомиться с предметами, препятствующими удовлетворению его нужды. Так, знакомится ребенок с коробкой, где лежит пе­ченье, с конфетной оберткой, которую нужно развернуть преж­де, чем съесть конфету, с краном, который нужно повернуть, чтобы из него потекла вода. Даже с привычной для нас лож­кой ребенок знакомится по необходимости. Ложка для него тоже — препятствие к насыщению. Ведь пить жидкую пищу из миски или брать твердую руками гораздо проще, чем пользо­ваться ложкой или вилкой. Только воля воспитателя при сов­местном действии с ребенком вынуждает его орудийным спосо­бом удовлетворять свои нужды, которые' в связи с их орудий­ным удовлетворением становятся человеческими потребностями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...