Загорский детский дом для слепоглухонемых детей
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Загорский детский дом для слепоглухонемых детей был открыт в 1963 г. Цели, поставленные перед детским домом, пред- i определили создание на его базе школы для обучения слепо- '' глухонемых детей, объединенных в группы по характеру ] дефектов и уровню психического развития. Это единственное j подобного типа учреждение в Советском Союзе и одно из немногих в мире. Загорский детский дом находится в подчинении | Министерства социального обеспечения РСФСР. Он рассчитан на одновременное обучение 50 детей. Учебное заведение для группового обучения слепоглухонемых было задумано еще И. А. Соколянским. Эта мечта осуществилась уже после его смерти. Инициатива в открытии детского дома принадлежит А. И. Мещерякову и О. И. Скорохо-довой. А. И. Мещеряков был не только руководителем лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых, но и руководителем научно-исследовательской работы, проводимой в детском доме. Его книга «Слепоглухонемые дети» написана в основном на материале опыта работы Загорского детского дома слепоглухо-. немых с момента открытия по 1973 г. Труды Мещерякова внесли ценный вклад в теорию обучения слепоглухонемых. Мещеряков сформулировал основополагающий принцип первоначального обучения слепоглухонемых (совместная разделенная дозированная деятельность), провел эксперименты по сигнальности I восприятия слепоглухонемыми дактиля и шрифта Брайля. Эти эксперименты легли в основу разработки одного из специальных технических средств общения — комплекта брайлевских строк. В Загорский детский дом принимаются слепоглухонемые дети с нормальным интеллектом. Термин «слепоглухонемые» объединяет четыре различные категории детей: тотально слепоглухонемых, практически слепоглухонемых, слабовидящих глухонемых и слабослышащих слепых. Первые полностью лишены зрения и слуха. Вторые при полном отсутствии слуха имеют незначительные остатки зрения на уровне светоощущения, не позволяющие воспринимать плоские тексты и неконтактную дактильную речь. Остаточное зрение этой категории слепоглухонемых служит им для ориентировки при передвижении. К третьей категории относятся дети, острота зрения которых 20
иже 0,04, при полной глухоте. Представители четвертой категории при полном отсутствии зрения имеют потерю слуха свы-g 75—80 дб. в речевом диапазоне частот. Представители двух последних категорий не могут обучаться в школе глухих из-за плохого зрения и в школе слепых из-за плохого слуха. Эти дети пополняют основной контингент детского дома. Учитывается также индивидуальное влияние дефектов на общее и языковое развитие ребенка. Термин «слепоглухой» применяется в том случае, когда у воспитанника имеется активно используемая им сохранная или искусственная словесная речь в звуковой или дактильной форме. В каждом отдельном случае, когда Ь книге пойдет речь о конкретных воспитанниках, характеристики им будут даваться с использованием указанных терминов. Воспитанники детского дома находятся под постоянным наблюдением обслуживающего персонала. Весь период бодрствования занят воспитанием и обучением детей, в остальное время за ними осуществляется надзор со стороны средних и младших медицинских работников. По степени физического, умственного и языкового развития воспитанники распределяются по группам, состоящим из трех-четырех человек. Каждую группу обслуживают посменно три педагога. Таким образом, в среднем на одного обучаемого приходится один обучающий. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ Диагностическая группа
В диагностическую группу помещаются все вновь поступающие в детский дом воспитанники. Здесь они содержатся для выявления их физических и умственных возможностей и способностей. В диагностической группе в результате пробного обучения прогнозируются программы последующего первоначального обучения каждого воспитанника. Срок пребывания в диагностической группе индивидуален, но не более одного года. По мере необходимости количество диагностических групп ожет быть увеличено. Для правильной организации наблюде-ия за каждым ребенком и отбора диагностического материала составе обслуживающего персонала диагностических групп шеется олигофренопедагог. )бслуживающий диагностические группы педагогический -онал работает в тесном контакте с врачами различных 1льностей: педиатром, офтальмологом, оториноларинголо- ропатологом. При этом проводятся неоднократные кон- Щии детей у крупных специалистов в институтах Москвы. злении грубой-мозговой патологии ребенка переводят дет °ло,в^гньковский дом-интернат умственно отсталых слепых Тульская область), где созданы специальные группы для умственно отсталых слепоглухонемых. Детей, имеющих показания к обучению, переводят в дошкольные группы. Погря ничные со сниженным интеллектом, дети также переводятся в дошкольное отделение с испытательным сроком на год. Детям,' имеющим остаточное зрение выше показаний для обучения в школе слепоглухонемых, рекомендуется обучение в спецклассе школы глухих. Дошкольное отделение Группы для воспитанников младшего возраста (от трех до четырех лет). В этих группах в соответствии с индивидуалья ными прогностическими программами осуществляется пробное • первоначальное обучение детей навыкам самообслуживания и первым специальным средствам общения — жестам на базе предметно-практической деятельности. Продолжается медицин-1 ское обследование. При выявлении у ребенка психических и' умственных особенностей, препятствующих дальнейшему фор-] мированию навыков самообслуживания, осуществляется его! перевод в Головеньковский дом-интернат умственно отсталых! слепых детей. Дети, у которых после операций на зрении появ-|
ляется возможность обучаться в школе глухих, переводятся в эти школы. Основная часть воспитанников из группы млад-3 шего возраста переводится в группу старшего детсадовского?! возраста для дальнейшего обучения. Группы для воспитанников старшего возраста. Здесь осу-| ществляется закрепление навыков индивидуального самообслуживания и формирование специальных средств общения в дак-тильной форме. В конце этого периода детей переводят от индивидуального к коллективному самообслуживанию, на базе 1 которого развивается словесное общение в дактильной форме ] между сотрудничающими детьми. Подготовительные группы. Они подготавливают слепоглухо-3 немых детей, практически владеющих словесной речью в дак- | тильной форме, к овладению программой для школ глухих. В этот период основное внимание уделяется расширению лексического запаса учащихся и живому словесному общению на базе предметно-практической деятельности путем оречевления личного опыта ребенка. Школа Учебные группы. В зависимости от умственных способностей слепоглухонемые учащиеся получают здесь образование в пределах 12 классов школы глухих или десяти классов массовой школы. Учебно-трудовые группы. В них осуществляется предпрофес-сиональная подготовка учащихся. Школьники, достигшие 16-летнего возраста, независимо от полученного к тому времени образования, оформляются на работу в УПП ВОС (учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых) или естные предприятия надомниками с целью получения общих Ездовых навыков и трудового стажа для получения пенсии по инвалидности. Надомная работа в мастерских детского дома сочетается с продолжающимися регулярными занятиями по школьной программе. Из 43 недельных часов, отведенных учеб-10.Трудовой деятельности, работа занимает 18 часов, учебные занятия — 25. Слепоглухонемые, поступающие в диагностическую группу в трехлетнем возрасте, заканчивают обучение в школе к 19_ 20-летнему возрасту, получая образование в пределах
12 классов школы глухих. Исключение составляют выпускники десятых классов, занимающиеся по программе массовой школы и готовящиеся поступать в вуз. В этих случаях решением педагогического совета школы с участием специалистов (психологов, дефектологов) срок обучения может быть продлен. После окончания вуза слепоглухие могут работать в УПП или в Совете по работе со слепоглухими при ЦП ВОС, а также в других учреждениях. Большинство воспитанников после пред-профессиональной подготовки оформляются в УПП ВОС и переходят жить в общежитие при этом производстве. В учебно-трудовые группы предусматривается поступление с мест взрослых слепоглухонемых для их трудовой и социальной реабилитации с последующим включением в труд на УПП ВОС. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ТРУД НА УПП ВОС При Загорском УПП ВОС созданы группы профессионального труда с вечерним обучением. В этих группах проходят профессиональную подготовку и социальную адаптацию непосредственно на производстве воспитанники старше 18 лет. Затем они остаются там работать или оформляются на УПП по месту жительства родителей. Вместе с занятием профессиональным трудом слепоглухие, не закончившие курса обучения по программе школы глухих, посещают регулярно проводимые при общежитии вечерние занятия в соответствии с программой этой школы. По времени труд и учеба распределяются следующим образом: труд — 35 часов, учебные занятия—15 часов в неделю. Ко времени самостоятельной трудовой деятельности слепо-глухие юноши и девушки овладевают навыками индивидуально самообслуживания и профессиональными навыками, усеивают правила общежития и не нуждаются в постоянной мощи со стороны. Поэтому соотношение обучающих и обучае-меняется: на каждого воспитателя теперь приходится де-ргь-десять взрослых слепоглухих рабочих. Слепоглухим, поже-шим иметь семью, предоставляются квартиры. настоящее время Загорский детский дом уже нельзя счи- эбособлениым учреждением по обучению и воспитанию оглухонемых детей. Он сделался центром целой системы специальной помощи слепоглухонемым в нашей стране. В дан-3 ной системе действует ряд организаций, в той или иной мере принимающих участие в этой сложной и гуманной работе. Система специальной помощи слепоглухонемым в СССР представлена на рис. 1. ПОДГОТОВКА КАДРОВ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА. ВЫЯВЛЕНИЕ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ, ДИАГНОСТИКА, ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ В Загорском детском доме работают педагоги различных специальностей: педагоги, занимающиеся воспитанием дошкольников, педагоги начальных классов, педагоги-предметники, психологи, сурдопедагоги, логопеды. С 1975 г. начата подготовка специалистов-тифлосурдопедагогов на базе отделения сурдопедагогики дефектологического факультета Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина.
Каждый педагог, поступающий на работу в школу слепоглухонемых, изучает программу обучения данной категории детей, материалы по работе со слепоглухонемыми, осваивает чтение' и перевод брайлевских текстов, печатание на брайлевской и плоскопечатной машинках, дактильное и дактильно-контактное общение и проходит двухнедельную стажировку у опытных педагогов. В процессе стажировки изучаются индивидуальные особенности детей, с которыми предстоит работать начинающему педагогу. Повышение квалификации педагогического персонала осуществляется посредством участия педагогов в работе методических объединений, семинаров и педагогических чтений, конференций. Повышение квалификаций учителей-предметников проводится через курсы усовершенствования учителей системы Министерства просвещения РСФСР. Для успешного воспитания и обучения слепоглухонемых детей мало иметь специальное образование. Учитель слепоглухонемого ребенка должен выработать в себе особые человеческие качества, и главными из них являются самодисциплина, умение целенаправленно и интенсивно работать. Педагог, воспитывающий и обучающий слепоглухонемого ребенка, должен владеть многочисленными трудовыми навыками, иначе он не сможет включить воспитанника в общественно полезный труд, научить его рациональным приемам труда. Это должен быть человек, не чуждающийся никаких практических знаний, размышляющий над явлениями жизни. Большое внимание уделяется выявлению слепоглухонемых детей на местах, диагностике слепоглухонемоты и первой специальной помощи родителям. В Загорский детский дом принимаются слепоглухонемые дети со всей территории страны. Чем раньше слепоглухонемой ребенок становится объектом специального обучения и воспиД тания, тем эффективнее идет его последующее развитие. Это тем более необходимо в случаях ранней слепоглухонемоты, ибо у слепоглухонемого ребенка нет возможности усваивать нормы человеческого поведения по подражанию, он не может зрительно воспринимать орудийные действия старших. Между тем известно, что в раннем детстве усваивается громадная' доля информации. Что не усвоено в раннем детстве, невозвратимо теряется. В таких случаях у ребенка вырабатывается стойкий стереотип неправильного поведения, сопровождающийся навязчивыми движениями. Этот стереотип с трудом преодолевается впоследствии. Необходимость раннего обучения слепоглухонемых остро поставила вопрос информации населения о существовании в нашей стране специального учреждения для обучения и воспитания слепоглухонемых детей. Такая информация осуществляется путем рассылки циркуляров по линии Министерства социального обеспечения РСФСР, публикации статей в специальных и популярных газетах и журналах, передач по радио и телевидению. Узнав о наличии слепоглухонемых детей, администрация детского дома устанавливает связь с родителями ребенка с помощью переписки и телефонных переговоров. Для получения первичных данных о здоровье ребенка родителям-предлагают освидетельствовать его по месту жительства у оториноларинголога, офтальмолога, невропатолога и психиатра-. Однако освидетельствование слуха и зрения слепоглухонемого ребенка чрезвычайно затруднено из-за невозможности наладить с ним контакт. Такой ребенок, в отличие от обычного, не только не. может ответить на вопросы врача, но и не способен воспринять его инструкции и выразить свое состояние. Особенно сложно диагностировать у него уровень развития интеллекта. При эпизодических осмотрах невропатологу и психиатру редко ' удается правильно определить состояние интеллекта и психические особенности слепоглухонемого ребенка. Необходимо '• длительное наблюдение. Администрация детского дома учитьЯ вает возможность неправильной диагностики на местах. По-; этому во всех случаях после ознакомления с медицинскими документами и справками о состоянии зрения, слуха и интеллекЯ та, полученными от местных специалистов, в адрес родителей высылается подробный вопросник относительно поведения ре-1 бенка в различных ситуациях. Изучение медицинских документов и ответов родителей на j вопросы позволяет ориентировочно установить возможность и целесообразность обучения ребенка по специальной программе. Затем, если у ребенка не обнаруживается явной мозговой патологии, родителей с ребенком приглашают на консультацию j в НИИ дефектологии и в детский дом. В течение недельного, а при необходимости и более длительного срока в специально j х0руд0ванном помещении проходит работа по комплексному •(следованию ребенка. В процессе обследования и эксперимен-'ячъного обучения приблизительно устанавливается состояние глуха и зрения, уровень умственного развития ребенка, на основании чего прогнозируется программа его обучения на ближайшее время. При затруднениях в диагностике ребенка направляют на детальное обследование в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР или Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гельм- гольца. В период пребывания ребенка в' детском доме родители продолжают участвовать в его воспитании и обучении. Они могут вести с ним переписку, когда ребенок будет этому обучен, и брать его домой на каникулы. Поэтому с родителями проводится подробный инструктаж об особенностях развития слепоглухонемых детей, родителям предлагается изучить брай-левское письмо и дактильную азбуку, а также обучить этим средствам общения родственников и близких, с которыми ребенок, посещая семью, будет находиться в контактах. Во время пребывания ребенка на каникулах в семье родители должны выполнять все инструкции, полученные от педагога. Число основных инструкций невелико: поддерживать навыки самообслуживания у ребенка, организовать с ним интенсивное дактильное общение,, следить за регулярным ведением дневниковых записей. В период пребывания ребенка в детском доме родителям полезно регулярно переписываться с воспитателями, навещать ребенка и присылать ему гостинцы, чтобы он чувствовал заботу о себе со стороны близких. Не следует думать, что правильное воспитание и обучение слепоглухонемого ребенка возможно только в специальном учреждении. Первоначальное обучение, выявление умственных способностей и психических особенностей слепоглухонемого ребенка на базе формирования навыков индивидуального само-эбслуживания вполне осуществимо в семье при периодических консультациях со специалистами-тифлосурдопедагогами. По правилам приема ребенка в специальное учреждение в 1Дачу родителей входит привитие ему самых элементарных JBbiKOB самообслуживания. Поэтому в процессе формирования навыков, когда лучше всего проявляются способности ре--нка к умственному развитию, нужно выявить его потенциаль-возможности. К числу простейших навыков самообслужи-относятся следующие: пользование горшком, одевание, зание, самостоятельный прием пищи, умывание, льшую помощь при диагностике слепоглухонемоты могут ^ть дневниковые наблюдения за ребенком, периодическое эграфирование его действий в процессе выполнения режим-тентов, киносъемка. Все эти документы позволят спе-:там-тифлосурдопедагогам воссоздать картину обучения ребенка в семье и динамику его развития, а в связи с этим судить о его умственных возможностях. К фотографированию и киносъемке приступают с того момента, когда начинается обучение ребенка по программе, предложенной специалистами, чтобы иметь исходные данные, зафиксировавшие его состояние до начала обучения. При этом необходимо запечатлеть состояние ребенка, его поведение в те-нение суток, особое внимание обратив на режимные моменты, в которых он участвует, может быть и пассивно. В процессе обучения ребенка следует фиксировать малейшие его успехи в усвоении навыков самообслуживания. Все кадры съемки сопровождают объяснениями: что делает ребенок, насколько велика помощь взрослого при осуществлении зафиксированного действия, сколько времени понадобилось для того, чтобы ребенок научился осуществлять это действие, каково его отношение к данному действию (с желанием или по принуждению он его выполняет); необходимо указать дату съемки. Для постоянного руководства родителям предлагается пособие «Первоначальное воспитание и обучение слепоглухонемого ребенка в семье» и фотография дактильной азбуки (рис. 2). ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Раскройте противоречие между практикой обучения Лоры Бриджмен 2. Сделайте краткий обзор системы специальной помощи слепоглухоне 3. Раскройте значение деятельности И. А. Соколянского и А. И. Меще ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Методологические различия между обучением Лоры Бриджмен, Еле 2. Связь этапов обучения слепоглухонемых с их практической деятель 3. Диагностика слепоглухонемоты. ЛИТЕРАТУРА 1. Обучение и воспитание слепоглухонемых/Под ред. И. А. Соколянско 2. Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. М., 1974. 3. Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л., 1961. ._____________________ Глава. III _____________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|