Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Загорский детский дом для слепоглухонемых детей




ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Загорский детский дом для слепоглухонемых детей был от­крыт в 1963 г. Цели, поставленные перед детским домом, пред- i определили создание на его базе школы для обучения слепо- '' глухонемых детей, объединенных в группы по характеру ] дефектов и уровню психического развития. Это единственное j подобного типа учреждение в Советском Союзе и одно из не­многих в мире. Загорский детский дом находится в подчинении | Министерства социального обеспечения РСФСР. Он рассчитан на одновременное обучение 50 детей.

Учебное заведение для группового обучения слепоглухоне­мых было задумано еще И. А. Соколянским. Эта мечта осу­ществилась уже после его смерти. Инициатива в открытии дет­ского дома принадлежит А. И. Мещерякову и О. И. Скорохо-довой.

А. И. Мещеряков был не только руководителем лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых, но и руководителем на­учно-исследовательской работы, проводимой в детском доме. Его книга «Слепоглухонемые дети» написана в основном на ма­териале опыта работы Загорского детского дома слепоглухо-. немых с момента открытия по 1973 г. Труды Мещерякова внесли ценный вклад в теорию обучения слепоглухонемых. Меще­ряков сформулировал основополагающий принцип первоначаль­ного обучения слепоглухонемых (совместная разделенная дози­рованная деятельность), провел эксперименты по сигнальности I восприятия слепоглухонемыми дактиля и шрифта Брайля. Эти эксперименты легли в основу разработки одного из специаль­ных технических средств общения — комплекта брайлевских строк.

В Загорский детский дом принимаются слепоглухонемые де­ти с нормальным интеллектом. Термин «слепоглухонемые» объ­единяет четыре различные категории детей: тотально слепоглу­хонемых, практически слепоглухонемых, слабовидящих глухо­немых и слабослышащих слепых. Первые полностью лишены зрения и слуха. Вторые при полном отсутствии слуха имеют незначительные остатки зрения на уровне светоощущения, не позволяющие воспринимать плоские тексты и неконтактную дактильную речь. Остаточное зрение этой категории слепоглу­хонемых служит им для ориентировки при передвижении. К третьей категории относятся дети, острота зрения которых 20

 

 


иже 0,04, при полной глухоте. Представители четвертой кате­гории при полном отсутствии зрения имеют потерю слуха свы-g 75—80 дб. в речевом диапазоне частот. Представители двух последних категорий не могут обучаться в школе глухих из-за плохого зрения и в школе слепых из-за плохого слуха. Эти дети пополняют основной контингент детского дома. Учитыва­ется также индивидуальное влияние дефектов на общее и язы­ковое развитие ребенка. Термин «слепоглухой» применяется в том случае, когда у воспитанника имеется активно используе­мая им сохранная или искусственная словесная речь в звуко­вой или дактильной форме. В каждом отдельном случае, когда Ь книге пойдет речь о конкретных воспитанниках, характери­стики им будут даваться с использованием указанных тер­минов.

Воспитанники детского дома находятся под постоянным на­блюдением обслуживающего персонала. Весь период бодрство­вания занят воспитанием и обучением детей, в остальное время за ними осуществляется надзор со стороны средних и младших медицинских работников.

По степени физического, умственного и языкового развития воспитанники распределяются по группам, состоящим из трех-четырех человек. Каждую группу обслуживают посменно три педагога. Таким образом, в среднем на одного обучаемого при­ходится один обучающий.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ Диагностическая группа

В диагностическую группу помещаются все вновь поступаю­щие в детский дом воспитанники. Здесь они содержатся для выявления их физических и умственных возможностей и спо­собностей. В диагностической группе в результате пробного обучения прогнозируются программы последующего первона­чального обучения каждого воспитанника. Срок пребывания в диагностической группе индивидуален, но не более одного го­да. По мере необходимости количество диагностических групп ожет быть увеличено. Для правильной организации наблюде-ия за каждым ребенком и отбора диагностического материала составе обслуживающего персонала диагностических групп шеется олигофренопедагог.

)бслуживающий диагностические группы педагогический

-онал работает в тесном контакте с врачами различных

1льностей: педиатром, офтальмологом, оториноларинголо-

ропатологом. При этом проводятся неоднократные кон-

Щии детей у крупных специалистов в институтах Москвы.

злении грубой-мозговой патологии ребенка переводят

дет °ло,вньковский дом-интернат умственно отсталых слепых

Тульская область), где созданы специальные группы


для умственно отсталых слепоглухонемых. Детей, имеющих по­казания к обучению, переводят в дошкольные группы. Погря ничные со сниженным интеллектом, дети также переводятся в дошкольное отделение с испытательным сроком на год. Детям,' имеющим остаточное зрение выше показаний для обучения в школе слепоглухонемых, рекомендуется обучение в спецклассе школы глухих.

Дошкольное отделение

Группы для воспитанников младшего возраста (от трех до

четырех лет). В этих группах в соответствии с индивидуалья

ными прогностическими программами осуществляется пробное •

первоначальное обучение детей навыкам самообслуживания и

первым специальным средствам общения — жестам на базе

предметно-практической деятельности. Продолжается медицин-1

ское обследование. При выявлении у ребенка психических и'

умственных особенностей, препятствующих дальнейшему фор-]

мированию навыков самообслуживания, осуществляется его!

перевод в Головеньковский дом-интернат умственно отсталых!

слепых детей. Дети, у которых после операций на зрении появ-|

ляется возможность обучаться в школе глухих, переводятся

в эти школы. Основная часть воспитанников из группы млад-3

шего возраста переводится в группу старшего детсадовского?!

возраста для дальнейшего обучения.

Группы для воспитанников старшего возраста. Здесь осу-| ществляется закрепление навыков индивидуального самообслу­живания и формирование специальных средств общения в дак-тильной форме. В конце этого периода детей переводят от ин­дивидуального к коллективному самообслуживанию, на базе 1 которого развивается словесное общение в дактильной форме ] между сотрудничающими детьми.

Подготовительные группы. Они подготавливают слепоглухо-3 немых детей, практически владеющих словесной речью в дак- | тильной форме, к овладению программой для школ глухих. В этот период основное внимание уделяется расширению лек­сического запаса учащихся и живому словесному общению на базе предметно-практической деятельности путем оречевления личного опыта ребенка.

Школа

Учебные группы. В зависимости от умственных способностей слепоглухонемые учащиеся получают здесь образование в пре­делах 12 классов школы глухих или десяти классов массовой школы.

Учебно-трудовые группы. В них осуществляется предпрофес-сиональная подготовка учащихся. Школьники, достигшие 16-лет­него возраста, независимо от полученного к тому времени об­разования, оформляются на работу в УПП ВОС (учебно-произ­водственное предприятие Всероссийского общества слепых) или


естные предприятия надомниками с целью получения общих Ездовых навыков и трудового стажа для получения пенсии по инвалидности. Надомная работа в мастерских детского дома сочетается с продолжающимися регулярными занятиями по школьной программе. Из 43 недельных часов, отведенных учеб-10.Трудовой деятельности, работа занимает 18 часов, учебные

занятия — 25.

Слепоглухонемые, поступающие в диагностическую группу в трехлетнем возрасте, заканчивают обучение в школе к

19_ 20-летнему возрасту, получая образование в пределах

12 классов школы глухих. Исключение составляют выпускники десятых классов, занимающиеся по программе массовой школы и готовящиеся поступать в вуз. В этих случаях решением пе­дагогического совета школы с участием специалистов (психо­логов, дефектологов) срок обучения может быть продлен. Пос­ле окончания вуза слепоглухие могут работать в УПП или в Совете по работе со слепоглухими при ЦП ВОС, а также в других учреждениях. Большинство воспитанников после пред-профессиональной подготовки оформляются в УПП ВОС и пе­реходят жить в общежитие при этом производстве. В учебно-трудовые группы предусматривается поступление с мест взрос­лых слепоглухонемых для их трудовой и социальной реабили­тации с последующим включением в труд на УПП ВОС.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ТРУД НА УПП ВОС При Загорском УПП ВОС созданы группы профессиональ­ного труда с вечерним обучением. В этих группах проходят профессиональную подготовку и социальную адаптацию непо­средственно на производстве воспитанники старше 18 лет. За­тем они остаются там работать или оформляются на УПП по месту жительства родителей. Вместе с занятием профессио­нальным трудом слепоглухие, не закончившие курса обучения по программе школы глухих, посещают регулярно проводимые при общежитии вечерние занятия в соответствии с программой этой школы. По времени труд и учеба распределяются следую­щим образом: труд — 35 часов, учебные занятия—15 часов в неделю.

Ко времени самостоятельной трудовой деятельности слепо-глухие юноши и девушки овладевают навыками индивидуаль­но самообслуживания и профессиональными навыками, ус­еивают правила общежития и не нуждаются в постоянной мощи со стороны. Поэтому соотношение обучающих и обучае-меняется: на каждого воспитателя теперь приходится де-ргь-десять взрослых слепоглухих рабочих. Слепоглухим, поже-шим иметь семью, предоставляются квартиры.

настоящее время Загорский детский дом уже нельзя счи-

эбособлениым учреждением по обучению и воспитанию

оглухонемых детей. Он сделался центром целой системы



 

специальной помощи слепоглухонемым в нашей стране. В дан-3 ной системе действует ряд организаций, в той или иной мере принимающих участие в этой сложной и гуманной работе. Си­стема специальной помощи слепоглухонемым в СССР пред­ставлена на рис. 1.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА. ВЫЯВЛЕНИЕ

СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ, ДИАГНОСТИКА, ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

РОДИТЕЛЯМ

В Загорском детском доме работают педагоги различных специальностей: педагоги, занимающиеся воспитанием дошколь­ников, педагоги начальных классов, педагоги-предметники, пси­хологи, сурдопедагоги, логопеды. С 1975 г. начата подготовка специалистов-тифлосурдопедагогов на базе отделения сурдопе­дагогики дефектологического факультета Московского государ­ственного педагогического института имени В. И. Ленина.

Каждый педагог, поступающий на работу в школу слепоглу­хонемых, изучает программу обучения данной категории детей, материалы по работе со слепоглухонемыми, осваивает чтение' и перевод брайлевских текстов, печатание на брайлевской и плоскопечатной машинках, дактильное и дактильно-контактное общение и проходит двухнедельную стажировку у опытных пе­дагогов. В процессе стажировки изучаются индивидуальные особенности детей, с которыми предстоит работать начинающе­му педагогу.

Повышение квалификации педагогического персонала осу­ществляется посредством участия педагогов в работе методи­ческих объединений, семинаров и педагогических чтений, кон­ференций. Повышение квалификаций учителей-предметников проводится через курсы усовершенствования учителей системы Министерства просвещения РСФСР.

Для успешного воспитания и обучения слепоглухонемых де­тей мало иметь специальное образование. Учитель слепоглухо­немого ребенка должен выработать в себе особые человеческие качества, и главными из них являются самодисциплина, умение целенаправленно и интенсивно работать. Педагог, воспитываю­щий и обучающий слепоглухонемого ребенка, должен владеть многочисленными трудовыми навыками, иначе он не сможет включить воспитанника в общественно полезный труд, научить его рациональным приемам труда. Это должен быть человек, не чуждающийся никаких практических знаний, размышляю­щий над явлениями жизни.

Большое внимание уделяется выявлению слепоглухонемых детей на местах, диагностике слепоглухонемоты и первой спе­циальной помощи родителям.

В Загорский детский дом принимаются слепоглухонемые де­ти со всей территории страны. Чем раньше слепоглухонемой


ребенок становится объектом специального обучения и воспиД тания, тем эффективнее идет его последующее развитие. Это тем более необходимо в случаях ранней слепоглухонемоты, ибо у слепоглухонемого ребенка нет возможности усваивать нормы человеческого поведения по подражанию, он не может зритель­но воспринимать орудийные действия старших. Между тем из­вестно, что в раннем детстве усваивается громадная' доля ин­формации. Что не усвоено в раннем детстве, невозвратимо те­ряется. В таких случаях у ребенка вырабатывается стойкий стереотип неправильного поведения, сопровождающийся навяз­чивыми движениями. Этот стереотип с трудом преодолевается впоследствии.

Необходимость раннего обучения слепоглухонемых остро поставила вопрос информации населения о существовании в нашей стране специального учреждения для обучения и воспи­тания слепоглухонемых детей. Такая информация осуществля­ется путем рассылки циркуляров по линии Министерства со­циального обеспечения РСФСР, публикации статей в специаль­ных и популярных газетах и журналах, передач по радио и телевидению. Узнав о наличии слепоглухонемых детей, адми­нистрация детского дома устанавливает связь с родителями ребенка с помощью переписки и телефонных переговоров. Для получения первичных данных о здоровье ребенка родителям-предлагают освидетельствовать его по месту жительства у ото­риноларинголога, офтальмолога, невропатолога и психиатра-. Однако освидетельствование слуха и зрения слепоглухонемого ребенка чрезвычайно затруднено из-за невозможности наладить с ним контакт. Такой ребенок, в отличие от обычного, не толь­ко не. может ответить на вопросы врача, но и не способен вос­принять его инструкции и выразить свое состояние. Особенно сложно диагностировать у него уровень развития интеллекта. При эпизодических осмотрах невропатологу и психиатру редко ' удается правильно определить состояние интеллекта и психи­ческие особенности слепоглухонемого ребенка. Необходимо '• длительное наблюдение. Администрация детского дома учитьЯ вает возможность неправильной диагностики на местах. По-; этому во всех случаях после ознакомления с медицинскими до­кументами и справками о состоянии зрения, слуха и интеллекЯ та, полученными от местных специалистов, в адрес родителей высылается подробный вопросник относительно поведения ре-1 бенка в различных ситуациях.

Изучение медицинских документов и ответов родителей на j вопросы позволяет ориентировочно установить возможность и целесообразность обучения ребенка по специальной программе. Затем, если у ребенка не обнаруживается явной мозговой па­тологии, родителей с ребенком приглашают на консультацию j в НИИ дефектологии и в детский дом. В течение недельного, а при необходимости и более длительного срока в специально j


х0руд0ванном помещении проходит работа по комплексному •(следованию ребенка. В процессе обследования и эксперимен-'ячъного обучения приблизительно устанавливается состояние глуха и зрения, уровень умственного развития ребенка, на ос­новании чего прогнозируется программа его обучения на бли­жайшее время. При затруднениях в диагностике ребенка направляют на детальное обследование в Научно-исследователь­ский институт дефектологии АПН СССР или Московский науч­но-исследовательский институт глазных болезней им. Гельм-

гольца.

В период пребывания ребенка в' детском доме родители продолжают участвовать в его воспитании и обучении. Они могут вести с ним переписку, когда ребенок будет этому об­учен, и брать его домой на каникулы. Поэтому с родителями проводится подробный инструктаж об особенностях развития слепоглухонемых детей, родителям предлагается изучить брай-левское письмо и дактильную азбуку, а также обучить этим средствам общения родственников и близких, с которыми ре­бенок, посещая семью, будет находиться в контактах.

Во время пребывания ребенка на каникулах в семье роди­тели должны выполнять все инструкции, полученные от педа­гога. Число основных инструкций невелико: поддерживать на­выки самообслуживания у ребенка, организовать с ним интен­сивное дактильное общение,, следить за регулярным ведением дневниковых записей. В период пребывания ребенка в детском доме родителям полезно регулярно переписываться с воспита­телями, навещать ребенка и присылать ему гостинцы, чтобы он чувствовал заботу о себе со стороны близких.

Не следует думать, что правильное воспитание и обучение слепоглухонемого ребенка возможно только в специальном уч­реждении. Первоначальное обучение, выявление умственных способностей и психических особенностей слепоглухонемого ре­бенка на базе формирования навыков индивидуального само-эбслуживания вполне осуществимо в семье при периодических консультациях со специалистами-тифлосурдопедагогами.

По правилам приема ребенка в специальное учреждение в 1Дачу родителей входит привитие ему самых элементарных JBbiKOB самообслуживания. Поэтому в процессе формирования навыков, когда лучше всего проявляются способности ре--нка к умственному развитию, нужно выявить его потенциаль-возможности. К числу простейших навыков самообслужи-относятся следующие: пользование горшком, одевание, зание, самостоятельный прием пищи, умывание, льшую помощь при диагностике слепоглухонемоты могут ^ть дневниковые наблюдения за ребенком, периодическое эграфирование его действий в процессе выполнения режим-тентов, киносъемка. Все эти документы позволят спе-:там-тифлосурдопедагогам воссоздать картину обучения



ребенка в семье и динамику его развития, а в связи с этим судить о его умственных возможностях.

К фотографированию и киносъемке приступают с того мо­мента, когда начинается обучение ребенка по программе, пред­ложенной специалистами, чтобы иметь исходные данные, за­фиксировавшие его состояние до начала обучения. При этом необходимо запечатлеть состояние ребенка, его поведение в те-нение суток, особое внимание обратив на режимные моменты, в которых он участвует, может быть и пассивно. В процессе обучения ребенка следует фиксировать малейшие его успехи в усвоении навыков самообслуживания. Все кадры съемки со­провождают объяснениями: что делает ребенок, насколько ве­лика помощь взрослого при осуществлении зафиксированного действия, сколько времени понадобилось для того, чтобы ребе­нок научился осуществлять это действие, каково его отношение к данному действию (с желанием или по принуждению он его выполняет); необходимо указать дату съемки.

Для постоянного руководства родителям предлагается посо­бие «Первоначальное воспитание и обучение слепоглухонемого ребенка в семье» и фотография дактильной азбуки (рис. 2).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Раскройте противоречие между практикой обучения Лоры Бриджмен
и Елены Келлер и его теоретическим обоснованием учеными XIX в.

2. Сделайте краткий обзор системы специальной помощи слепоглухоне­
мым в СССР.

3. Раскройте значение деятельности И. А. Соколянского и А. И. Меще­
рякова для отечественной тифлосурдопедагогики.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Методологические различия между обучением Лоры Бриджмен, Еле­
ны Келлер и современным обучением слепоглухонемых детей.

2. Связь этапов обучения слепоглухонемых с их практической деятель­
ностью.

3. Диагностика слепоглухонемоты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Обучение и воспитание слепоглухонемых/Под ред. И. А. Соколянско­
го, А. И. Мещерякова. М., 1962.

2. Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. М., 1974.

3. Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л., 1961.

._____________________ Глава. III _____________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...