Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О взглядах Оригена и свт. Григория Нисского




- Почему если Ориген был осужден как еретик, то свт. Григорий Нисский, который разделял многие его взгляды, в том числе о всеобщем спасении, почитается у нас в святцах?

- Ориген утверждал еретические взгляды, а святой Григорий Нисский только предпола­гал, допускал, но не выдавал их за учение Церкви. У святого Григория картина апокатастасиса* намного смягчена по сравнению с учением Оригена. То, что для Оригена явля­лось догматом, для Григория - только допу­щением и мнением. Для Оригена апокатастасис является онтологией** и логическим за вершением его системы, а у св. Григория - инерцией платонизма, который он изучал в философских школах.

* Апокатастасис (греч. «возвращение в прежнее состоя­ние», «восстановление») - понятие, означающее идею все­общего спасения. Ориген не исключал при этом соедине­ния с Богом всех душ и духов (независимо от их воли), даже демонов, а также постулировал вследствие этого времен­ный характер мук грешников в аду.

** Онтология (греч.) - учение о существе или о сущности, бытии, сути; здесь: «сущностью».

Ни один из святых не застрахован от ошибок. Но ересь начинается там, где человек настаивает на своих заблуж­дениях. Например, Ориген был осужден на двух поместных соборах; на ошибки указыва­ли ему даже самые близкие для Оригена люди (любимый ученик, а впоследствии оппонент Амвросий), но он проявил духовную гордыню и не внял обличениям.

 

Об экзистенциализме*

* Экзистенциализм - философия существования; на­правление социальной философии, возникшее в начале XX века. Экзистенциализм стремится постичь бытие как некую непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Выделяя в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия в мире» (экзистенции).

- Как относятся друг к другу Православие и экзи­стенциальная философии?

- Экзистенциалисты относятся к хри­стианству, в том числе Православию, доволь­но бесцеремонно (например Бердяев, счи­тавший себя православным). Духу христиан­ства глубоко чужд экзистенциализм с его крайним индивидуализмом и субъективист­ской методологией. В экзистенциализме существуют два течения: атеистическое и религиозное. На мой взгляд, и в первом, и во втором случае экзистенциализм агностичен: вера и неверие зависят от свободной воли человека, которая сама составляет мировоз­зренческую программу. Для религиозного экзистенциализма вера адогматична; она основана на субъективных переживаниях как неких озарениях. В экзистенциализме, при всем его разнообразии, человек становится богостроителем; он имеет отношения с Богом не как с объектом, а как с некими трансцен-дентно-имманентными* переживаниями сво­его сознания и подсознания. Экзистенциа­лизм выступил против плоского рационализ­ма и голого логизма, но не удержался на их здоровой критике и впал в противоположную крайность, приблизившись к солипсизму**.

* Трансцендентный - лежащий за пределами опыта, не­доступный опытному познанию; противопоставляется им­манентному (внутреннему).

Имманентный - присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий.

** Солипсизм - точка зрения, по которой несомненна реаль­ность лишь одного моего сознания; выдвинута Декартом.

В литературе экзистенциализм проявил себя через парадоксальные ситуации, которые выбирает человек, повинуясь своим подсозна­тельным импульсам. В атеистическом экзистенциализме этот конфликт между челове­ком и страхом перед окружающей средой переходит в перманентное бунтарство. У религиозных экзистенциалистов такое проти­востояние и желание человека быть самим собой принимает диалектические формы. В психиатрии экзистенциализм приблизился к психоанализу и одним из методов лечения считает снятие запретов с человеческих жела­ний - свободу от обычных нравственных понятий и обретение человеком самого себя в идее вседозволенности, снимающей чувство ответственности и укоры совести. Думаю, что экзистенциализм является продолжением философского и литературного декаданса, и поэтому между ним и Православием нет и не может быть никаких точек соприкосновения.

 

О ТОЛКОВАНИИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

«И на суд не приходит» (Ин.5,24)

- Объясните, пожалуйста, место из Евангелия от Иоанна (5,24): «и на суд не приходит». На суд частный, по смерти или на суд всеобщий?

- В Евангелии слово «суд» имеет несколько семантических значений; одно из них - «осуждение». В приведенной вами цитате: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5,24), - Гос­подь говорит о том, что послушный Его слову, то есть исполняющий в своей жизни еван­гельское учение и верующий в то, что Бог по­слал на землю Своего Сына Иисуса Христа, Искупителя мира, уже имеет в себе залог спа­сения - то оправдание благодатью, которое раскроется на суде. Можно сказать, что пра­ведник приходит не на суд, а переходит через суд в вечную жизнь; но суд нужен для него не для того, чтобы его судить, а чтобы ему откры­лась глубина милосердия Божия. С другой стороны, в первом псалме написано: «Не вос­станут нечестивые на суд», - в том смысле, что они уже до суда осуждены и отлучены от Бога своим нечестием и суд для них будет при­говором. Но и для них суд нужен в том смыс­ле, что они увидят себя такими, какими они есть на самом деле, увидят, что они виновники своей гибели. Вообще, язык Священного Писания имеет свои особенности. В нем мы находим символы, метафоры, сравнения, иносказания. Поэтому слово Священного Писания неотделимо от контекста и раскрывается в сопоставлении с другими так называ­емыми параллельными местами Священного Писания. Спаси вас Господи.

О поклонении человеку

- В Книге Есфирь Мардохеи отказывался кланять­ся Аману, чтобы не воздать славы человеку вы­ше славы Божией и не поклониться никому, кроме Господа. А, например, святой князь Ми­хаил Черниговский в Орде, отказываясь кланять­ся идолам, согласен был поклониться хану. Как понять, что в Ветхом Завете такое поклонение отвергалось, а в Новом - нет?

- Монгольский хан, завоевавший Русь, представлял для князя Михаила Черниговско­го высшую инстанцию власти на земле. Имен­но поэтому святой князь Михаил согласился поклониться хану при условии, что это не бу­дет связано с их религиозными обрядами. Что касается Амана, то он не представлял власть для Мардохея, и поэтому Мардохей считал та­кое поклонение царскому фавориту человекоугодием.

О хранении сердца

- В Притчах Соломона сказано: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4,23). О каких источниках здесь идет речь?

- По словам Спасителя, «от сердца исходят помыслы благие и злые». В сердце - корни хотений (воли); в сердце возникают чувства, поэтому сердце - источник триединых сил души. У некоторых отцов сердце является си­нонимом духа. Хранить сердце - значит не допускать в него ничего скверного и нечисто­го, стоять с молитвой у дверей сердца. Поэто­му так важно стараться стяжать непрестанную Иисусову молитву.

«Умыть руки»

- Поясните, пожалуйста, слова: «руце свои умыет в крови грешника» (Пс.57,11)

- Святые отцы предупреждают нас, что в но­возаветное время Псалтирь надо понимать духовно. Под словом «грешник» часто подразу­мевается диавол как источник всякого греха. Кровь - основа жизни. Целью и содержанием бытия диавола является лютая ненависть к Богу и человеку как образу Божьему. Эта не­нависть воплощается в искушениях и страда­ниях, которые причиняет демон людям, в том числе и святым. «Умыть руце» - значит не отступить от Бога и не совершить греха во вре­мя искушений и испытаний. Тогда сама нена­висть демона к человеку станет причиной его духовного преуспеяния и венцом победы. Здесь зло невольно для себя служит добру. «Умыть руки» - это древнее выражение, кото­рое означает «не быть причастным злому делу».

О молитвах праведников

- В Книге пророка Иезекииля (гл.14) говорится, что если бы какая земля согрешила пред Господом и в ней нашлись бы Ной, Даниил и Иов, то они праведностью своей спасли бы только свои души. Эти слова часто приводят сектанты, отри­цающие почитание святых. Как правильно пони­мать это место Писания? Иногда говорят, что ветхозаветные праведники могли ходатайство­вать только за себя, но ведь в Ветхом Завете мы видим убедительные примеры ходатайства Моисея за израильтян (Исх.32) и того же Иова за друзей (Иов.42,7-9). Помогите понять.

- Библейские слова надо понимать в контек­сте: здесь Господь обличает израильский на­род, который должен был сохранить веру в Единого Бога, но отступил от Него и впал в идолопоклонство, и этим самым согрешил больше, нежели языческие народы, не знав­шие Бога. Господь говорит о том, что если ка­кая земля согрешила бы так же, как Израиль, пошедший вслед чужих богов, то Господь по­карал бы и эту землю, послав тяжкие казни. Ной сто лет строил ковчег и призывал народ к покаянию, но люди остались бесчувствен­ными: молитвы и проповедь Ноя не могли спасти их. Спасти - это значит привести к по­каянию. Праведные, обладающие мудростью Даниила и праведностью Иова, если бы жили среди израильтян во время языческой апостасии (отступления), то не могли бы повернуть своей молитвой, примером своей жизни и проповедью их сердца снова к Богу. Поэтому Господь призывает Израиль через скорби: на­шествия ассирийцев и вавилонян, разрушение Иерусалима и 70-летний вавилонский плен. Праведный Авраам в свое время молился о том, чтобы Господь пощадил бы Содом. Но Господь не нашел там и 10 праведников, а только одного Лота с его семейством, и спас его, то есть вывел из обреченного города. Мо­литвы святых содействуют спасению людей, но в зависимости от потенциала добра, кото­рый сохраняют эти люди. Моисей ходатай­ствовал за израильтян, но тогда народ, услы­шав обличение Моисея, покаялся, и новый идол - золотой телец - был уничтожен. Во времена, предшествующие вавилонскому пле­нению, самих пророков, обличавших народ и царей, убивали, как врагов. Пророк Иезекииль жил во времена вавилонского плена и в своих пророчествах открывал народу, почему наказал Господь его соотечественников и по­чему необходим был вавилонский плен. Когда оказались бессильны слова, то скорби образу­мили людей, и 70 лет плена было путем воз­вращения их к истинному Богу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...