О взглядах Оригена и свт. Григория Нисского
- Почему если Ориген был осужден как еретик, то свт. Григорий Нисский, который разделял многие его взгляды, в том числе о всеобщем спасении, почитается у нас в святцах? - Ориген утверждал еретические взгляды, а святой Григорий Нисский только предполагал, допускал, но не выдавал их за учение Церкви. У святого Григория картина апокатастасиса* намного смягчена по сравнению с учением Оригена. То, что для Оригена являлось догматом, для Григория - только допущением и мнением. Для Оригена апокатастасис является онтологией** и логическим за вершением его системы, а у св. Григория - инерцией платонизма, который он изучал в философских школах. * Апокатастасис (греч. «возвращение в прежнее состояние», «восстановление») - понятие, означающее идею всеобщего спасения. Ориген не исключал при этом соединения с Богом всех душ и духов (независимо от их воли), даже демонов, а также постулировал вследствие этого временный характер мук грешников в аду. ** Онтология (греч.) - учение о существе или о сущности, бытии, сути; здесь: «сущностью». Ни один из святых не застрахован от ошибок. Но ересь начинается там, где человек настаивает на своих заблуждениях. Например, Ориген был осужден на двух поместных соборах; на ошибки указывали ему даже самые близкие для Оригена люди (любимый ученик, а впоследствии оппонент Амвросий), но он проявил духовную гордыню и не внял обличениям.
Об экзистенциализме* * Экзистенциализм - философия существования; направление социальной философии, возникшее в начале XX века. Экзистенциализм стремится постичь бытие как некую непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Выделяя в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия в мире» (экзистенции).
- Как относятся друг к другу Православие и экзистенциальная философии? - Экзистенциалисты относятся к христианству, в том числе Православию, довольно бесцеремонно (например Бердяев, считавший себя православным). Духу христианства глубоко чужд экзистенциализм с его крайним индивидуализмом и субъективистской методологией. В экзистенциализме существуют два течения: атеистическое и религиозное. На мой взгляд, и в первом, и во втором случае экзистенциализм агностичен: вера и неверие зависят от свободной воли человека, которая сама составляет мировоззренческую программу. Для религиозного экзистенциализма вера адогматична; она основана на субъективных переживаниях как неких озарениях. В экзистенциализме, при всем его разнообразии, человек становится богостроителем; он имеет отношения с Богом не как с объектом, а как с некими трансцен-дентно-имманентными* переживаниями своего сознания и подсознания. Экзистенциализм выступил против плоского рационализма и голого логизма, но не удержался на их здоровой критике и впал в противоположную крайность, приблизившись к солипсизму**. * Трансцендентный - лежащий за пределами опыта, недоступный опытному познанию; противопоставляется имманентному (внутреннему). Имманентный - присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий. ** Солипсизм - точка зрения, по которой несомненна реальность лишь одного моего сознания; выдвинута Декартом. В литературе экзистенциализм проявил себя через парадоксальные ситуации, которые выбирает человек, повинуясь своим подсознательным импульсам. В атеистическом экзистенциализме этот конфликт между человеком и страхом перед окружающей средой переходит в перманентное бунтарство. У религиозных экзистенциалистов такое противостояние и желание человека быть самим собой принимает диалектические формы. В психиатрии экзистенциализм приблизился к психоанализу и одним из методов лечения считает снятие запретов с человеческих желаний - свободу от обычных нравственных понятий и обретение человеком самого себя в идее вседозволенности, снимающей чувство ответственности и укоры совести. Думаю, что экзистенциализм является продолжением философского и литературного декаданса, и поэтому между ним и Православием нет и не может быть никаких точек соприкосновения.
О ТОЛКОВАНИИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ «И на суд не приходит» (Ин.5,24) - Объясните, пожалуйста, место из Евангелия от Иоанна (5,24): «и на суд не приходит». На суд частный, по смерти или на суд всеобщий? - В Евангелии слово «суд» имеет несколько семантических значений; одно из них - «осуждение». В приведенной вами цитате: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5,24), - Господь говорит о том, что послушный Его слову, то есть исполняющий в своей жизни евангельское учение и верующий в то, что Бог послал на землю Своего Сына Иисуса Христа, Искупителя мира, уже имеет в себе залог спасения - то оправдание благодатью, которое раскроется на суде. Можно сказать, что праведник приходит не на суд, а переходит через суд в вечную жизнь; но суд нужен для него не для того, чтобы его судить, а чтобы ему открылась глубина милосердия Божия. С другой стороны, в первом псалме написано: «Не восстанут нечестивые на суд», - в том смысле, что они уже до суда осуждены и отлучены от Бога своим нечестием и суд для них будет приговором. Но и для них суд нужен в том смысле, что они увидят себя такими, какими они есть на самом деле, увидят, что они виновники своей гибели. Вообще, язык Священного Писания имеет свои особенности. В нем мы находим символы, метафоры, сравнения, иносказания. Поэтому слово Священного Писания неотделимо от контекста и раскрывается в сопоставлении с другими так называемыми параллельными местами Священного Писания. Спаси вас Господи.
О поклонении человеку - В Книге Есфирь Мардохеи отказывался кланяться Аману, чтобы не воздать славы человеку выше славы Божией и не поклониться никому, кроме Господа. А, например, святой князь Михаил Черниговский в Орде, отказываясь кланяться идолам, согласен был поклониться хану. Как понять, что в Ветхом Завете такое поклонение отвергалось, а в Новом - нет? - Монгольский хан, завоевавший Русь, представлял для князя Михаила Черниговского высшую инстанцию власти на земле. Именно поэтому святой князь Михаил согласился поклониться хану при условии, что это не будет связано с их религиозными обрядами. Что касается Амана, то он не представлял власть для Мардохея, и поэтому Мардохей считал такое поклонение царскому фавориту человекоугодием. О хранении сердца - В Притчах Соломона сказано: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4,23). О каких источниках здесь идет речь? - По словам Спасителя, «от сердца исходят помыслы благие и злые». В сердце - корни хотений (воли); в сердце возникают чувства, поэтому сердце - источник триединых сил души. У некоторых отцов сердце является синонимом духа. Хранить сердце - значит не допускать в него ничего скверного и нечистого, стоять с молитвой у дверей сердца. Поэтому так важно стараться стяжать непрестанную Иисусову молитву. «Умыть руки» - Поясните, пожалуйста, слова: «руце свои умыет в крови грешника» (Пс.57,11) - Святые отцы предупреждают нас, что в новозаветное время Псалтирь надо понимать духовно. Под словом «грешник» часто подразумевается диавол как источник всякого греха. Кровь - основа жизни. Целью и содержанием бытия диавола является лютая ненависть к Богу и человеку как образу Божьему. Эта ненависть воплощается в искушениях и страданиях, которые причиняет демон людям, в том числе и святым. «Умыть руце» - значит не отступить от Бога и не совершить греха во время искушений и испытаний. Тогда сама ненависть демона к человеку станет причиной его духовного преуспеяния и венцом победы. Здесь зло невольно для себя служит добру. «Умыть руки» - это древнее выражение, которое означает «не быть причастным злому делу».
О молитвах праведников - В Книге пророка Иезекииля (гл.14) говорится, что если бы какая земля согрешила пред Господом и в ней нашлись бы Ной, Даниил и Иов, то они праведностью своей спасли бы только свои души. Эти слова часто приводят сектанты, отрицающие почитание святых. Как правильно понимать это место Писания? Иногда говорят, что ветхозаветные праведники могли ходатайствовать только за себя, но ведь в Ветхом Завете мы видим убедительные примеры ходатайства Моисея за израильтян (Исх.32) и того же Иова за друзей (Иов.42,7-9). Помогите понять. - Библейские слова надо понимать в контексте: здесь Господь обличает израильский народ, который должен был сохранить веру в Единого Бога, но отступил от Него и впал в идолопоклонство, и этим самым согрешил больше, нежели языческие народы, не знавшие Бога. Господь говорит о том, что если какая земля согрешила бы так же, как Израиль, пошедший вслед чужих богов, то Господь покарал бы и эту землю, послав тяжкие казни. Ной сто лет строил ковчег и призывал народ к покаянию, но люди остались бесчувственными: молитвы и проповедь Ноя не могли спасти их. Спасти - это значит привести к покаянию. Праведные, обладающие мудростью Даниила и праведностью Иова, если бы жили среди израильтян во время языческой апостасии (отступления), то не могли бы повернуть своей молитвой, примером своей жизни и проповедью их сердца снова к Богу. Поэтому Господь призывает Израиль через скорби: нашествия ассирийцев и вавилонян, разрушение Иерусалима и 70-летний вавилонский плен. Праведный Авраам в свое время молился о том, чтобы Господь пощадил бы Содом. Но Господь не нашел там и 10 праведников, а только одного Лота с его семейством, и спас его, то есть вывел из обреченного города. Молитвы святых содействуют спасению людей, но в зависимости от потенциала добра, который сохраняют эти люди. Моисей ходатайствовал за израильтян, но тогда народ, услышав обличение Моисея, покаялся, и новый идол - золотой телец - был уничтожен. Во времена, предшествующие вавилонскому пленению, самих пророков, обличавших народ и царей, убивали, как врагов. Пророк Иезекииль жил во времена вавилонского плена и в своих пророчествах открывал народу, почему наказал Господь его соотечественников и почему необходим был вавилонский плен. Когда оказались бессильны слова, то скорби образумили людей, и 70 лет плена было путем возвращения их к истинному Богу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|